Концепция вступления России в ВТО

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2013 в 21:48, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является показать возможности и перспективы развития российской экономики и отдельных её отраслей в условиях ВТО.
В составлении данной работы перед нами стояли следующие задачи:
1) раскрыть особенности ВТО и направления её деятельности.
2) проанализировать основные этапы переговоров России и ВТО и раскрыть основные причины, препятствующие вступлению России в ВТО.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………….3
1. Теоретические основы формирования ВТО……………………………………...5
1.1 История создания ВТО…………………………………………………………….5
1.2 Структура ВТО……………………………………………………………………..7
1.3 Цели, задачи и принципы построения ВТО…………………………………….9
2. Россия на пути к ВТО………………………………………………………………12
2.1 Цели и задачи присоединения России к ВТО………………………………….12
2.2 Основные этапы переговоров…………………………………………………...15
2.3. Завершающий этап переговоров……………………………………………….17
3. Мнения ведущих экспертов о последствиях вступлении России в ВТО…….19
Заключение………………………………………………………………………………22
Список используемой литературы……………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

ккр по организации ВЭД.docx

— 56.34 Кб (Скачать файл)

То же самое  относится и к рынку услуг, которыми пользуется население, например, банковских, страховых. Их тоже станет больше в результате присоединения  к ВТО, и их качество будет выше.

- вступление России в ВТО позволяет привлечь иностранный капитал в страну;

Предприятия и  регионы, способные решить проблемы корпоративного управления и защиты прав собственности инвесторов, могут  получить значительные инвестиции. Горизонтальные инвестиции (направлены на удовлетворение внутреннего спроса) могут поступить  во внутренние регионы с большой  концентрацией населения. Вертикальные инвестиции (предполагающие реэкспорт  произведенной продукции и достаточно часто использование импортных комплектующих) – в приграничные районы с квалифицированной рабочей силой.

- участие в выработке правил международной торговли с учетом своих национальных интересов;

В рамках ВТО  согласуются все основные вопросы, связанные с режимом международной  торговли товарами и услугами. Доля членов этой организации в мировой  торговли приближается к 100%.

В случае присоединения  к ВТО, Россия получит возможность  полноценно участвовать в этих переговорах  и влиять на их исход.

- улучшение имиджа России в мире как полноправного участника международной торговли;

Россия является членом «Большой восьмерки», Совета Безопасности ООН, активно участвует в работе учреждений и региональных комиссий ООН, входит в международные финансовые организации, такие как Международный  валютный фонд и Всемирный банк и  другие уважаемые международные  организаций. То, что Россия до сих  пор остается за пределами ВТО, выглядит аномально и может вызвать  скептическое отношение у иностранных  инвесторов. Стране было бы выгодно  иметь право голоса и в этой организации.

Вступление в  ВТО могло бы способствовать реформам, проводимым в стране, помогать успешно  решать задачи структурной и технологической  модернизации экономики.

Кроме того, в  дискуссиях выдвигались и дополнительные аргументы в пользу вступления России в ВТО.

Экономический рост, который можно ожидать в качестве результата, получаемого от вступления России в ВТО, может иметь позитивное влияние на состояние окружающей среды и здоровье населения.

Оздоровление экономики является необходимым условием улучшения состояния окружающей здоровья населения. Улучшение экономической ситуации может способствовать перемещению центра принимаемых решений из области краткосрочных задач в направлении устойчивого развития. Однако это является необходимым, но недостаточным условием решения экологических проблем. Необходима продуманная государственная политика, направленная на решение проблем окружающей среды, интеграцию экологических принципов в процесс развития всех отраслей хозяйства.

- приток иностранных инвестиций в Россию может содействовать притоку в страну экологически чистых технологий;

Хотя прямые зарубежные инвестиции могут оказывать благотворное или же вредное воздействие на состояние окружающей среды или  то и другое влияние одновременно, есть убедительные данные о том, что  крупные международные компании используют, в целом, более «чистые» технологические процессы по сравнению  с местными фирмами. Иностранные  фирмы и транснациональные корпорации с приходом в новую страну «приносят  с собой» унифицированные на международном  уровне экологические производственные нормы. ТНК ориентируются на унификацию технологий, используемых на своих  фирмах в разных странах, ибо дешевле  дублировать уже существующую технологию, чем специально модифицировать имеющуюся  технологию в каждой из стран. Корпорациям  также необходимо поддерживать свой имидж перед общественностью  в условиях роста озабоченности  остротой экологических проблем  в мире, в том числе и в  России.

- жесткие экологические нормы в международной торговле могут стать стимулом для перехода к более чистому производству;

В наибольшей степени  могут быть затронуты такие отрасли, как нефтедобыча, нефтепереработка, добыча газа, металлургия черная и  цветная, химическая, производство минеральных  удобрений, лесная, лесоперерабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность.

Положительное последствие  состоит в том, что появляются возможности для экологизации производства, перехода на ресурсосберегающие и более чистые технологии в России. Отдельные примеры такого воздействия уже есть в лесном секторе страны, где импортеры древесины предъявляют требования к устойчивому ведению экспортного лесного хозяйства. В условиях слабости национального экономического стимулирования внешние стимулы могут стать рычагом воздействия на предприятия - загрязнители, способствуя ISO-сертификации. Экологический менеджмент доступен для российских предприятий, независимо от их экономического положения и стоящих перед ними экологических проблем, и требует не столько существенных дополнительных затрат, сколько качественных изменений в мотивации, планировании, организации деятельности и использовании достигнутых результатов.

 

2.2 Основные этапы переговоров

В середине 1992 г. Российская Федерация получила статус наблюдателя в Генеральном соглашении по тарифам и торговле (ГАТТ), который  формально унаследовала от бывшего  СССР. Процесс присоединения России к ГАТТ в качестве полноправного  члена был начат в 1992 г. в соответствии с постановлением Правительства  Российской Федерации от 18 мая 1992 г. № 328 «О развитии отношений между Российской Федерации и Генеральным соглашением по тарифам и торговле».

В июне 1993 г. Президент  Российской Федерации Б.Н. Ельцин вручил А. Дункелю, являвшемуся в то время Генеральным директором ГАТТ, официальное заявление Правительства России о намерении присоединиться к ГАТТ в качестве полноправного участника. Этот шаг явился отправной точкой начала процесса присоединения России к этой влиятельной международной торговой организации. Передача в Секретариат ГАТТ в феврале 1994 г. Меморандума о внешнеторговом режиме Российской Федерации стала первым практическим шагом в процессе присоединения России к ГАТТ.

В связи с образованием 1 января 1995 г. Всемирной торговой организации, включающей Генеральное соглашение по тарифам и торговле в качестве своей составной части, в декабре 1994 г. бывший Заместитель Председателя Правительства Российской Федерации  О.Д. Давыдов передал официальное  заявление Правительства Российской Федерации о присоединении России к Всемирной торговой организации (ВТО). В апреле 1995 г. в Государственной  думе были проведены слушания по вопросу  присоединения России к ВТО, итоги  обсуждения получили одобрение законодательного органа. В целях координации деятельности по присоединению в 1993 г. Была образована Межведомственная комиссия (МВК) по ГАТТ. В связи с изменением институционального статуса ГАТТ и возникновением ВТО, необходимостью выработки консолидированной  переговорной позиции этот орган  был преобразован в 1997 г. в Комиссию Правительства Российской Федерации  по вопросам ВТО. В состав Правительственной  Комиссии по ВТО в настоящее время  входят около 50 федеральных министерств, ведомств и организаций Российской 
Федерации. Координирует деятельность Комиссии Министерство экономического развития и торговли.

В соответствии с установленной процедурой присоединения, которая сформировалась в ГАТТ/ВТО  за полвека существования, Россия начала сложный и относительно долгий путь по оформлению членства в этой влиятельной  международной организации. В соответствии с установленной процедурой первый, т. е. «информационный», этап процесса присоединения проходит в рамках рабочей группы, состоящей из стран-членов ВТО (в нашей группе их около 60, включая всех ведущих торговых партнеров), поэтому переговоры носят многосторонний характер. В соответствии с установленной процедурой, рабочая группа по России была создана Советом представителей ГАТТ в июне 1993 г. Главной задачей Рабочей группы (РГ) является детальное рассмотрение экономической политики и внешнеторгового режима России на предмет их соответствия нормам и правилам ВТО. Итогом деятельности Рабочей группы является подготовка доклада РГ, который фактически составит основу проекта Протокола о присоединении России к ВТО, в котором содержатся будущие права и обязательства страны-соискателя.

Все заседания  Рабочей группы проходят в Женеве в штаб квартире организации (это  общее правило) — Секретариате ВТО. В июле 1995 г. состоялось первое заседание  Рабочей группы. Всего за период с 1995 г. по 2007 г. состоялось тридцать таких  заседаний.

С 1995 по 2000 год  проходил информационный этап присоединения после которого акцент в процессе присоединения был перенесён на двусторонние переговоры России с заинтересованными странами-членами ВТО по доступу на рынки.

2.3. Завершающий этап переговоров

 

В течение весны 2009 г. продолжалась работа над Докладом РГ по присоединению  к ВТО В конце мая - начале июня  2009 г. состоялось обсуждение предложений российской стороны по оставшимся несогласованными вопросам.

В июне 2009 г. в Москве на уровне глав Правительств России Казахстана и Белоруссии было принято решение о присоединении к  ВТО Таможенным союзом данных трех республик. После этого переговоры о присоединении были фактически приостановлены. Вместе с тем ни Россия, ни другие члены ТС формально  не вышли из процесса двусторонних переговоров по присоединению к ВТО.

В мае 2010 г. двусторонние переговоры о присоединении России к ВТО на прежней двусторонней основе были восстановлены и продолжены.            25.05.10 г. состоялись многосторонние консультации в рамках Рабочей группы по присоединению РФ к ВТО, был рассмотрен  меморандум о Таможенном союзе России, Казахстана и Белоруссии.  
В продолжившихся переговорах значительное внимание было уделено согласованию обязательств РФ при присоединении к ВТО с положениями Таможенного союза России, Казахстана и Белоруссии. 

26 декабря 2010 г. в  ходе 26-ого саммита Россия-ЕС состоялось подписание Меморандума о взаимопонимании между Россией и Евросоюзом и о завершении (повторном после  мая 2004 г.) двусторонних переговоров по присоединению России к ВТО.

В течение осени 2011 г. были согласованы остававшиеся вопросы на переговорах с США. Одновременно в течение осени 2011 г. в результате многомесячных неформальных российско-грузинских консультаций при посредничестве Швейцарии удалось выработать приемлемое для обеих сторон решение по контролю за передвижением гражданских грузов по территории Абхазии и Южной Осетии. В результате со стороны Грузии были сняты возражения по созыву формального заседания Рабочей группы.

10 ноября 2011 г. переговоры о присоединении России к ВТО были завершены. Рабочая группа одобрила пакет документов о присоединении РФ к ВТО для  внесения на рассмотрение Восьмой министерской конференции ВТО. Таким образом мандат Рабочей группы по присоединению России к ВТО был исчерпан , после чего она была распущена.

16 декабря 2011 г. в ходе на 8-й Министерской конференции стран-членов ВТО в Женеве был одобрен пакет документов по присоединению России к ВТО. Пакет включал в себя: 

- Протокол о присоединении  России к ВТО, содержащий  Перечень тарифных уступок и  Перечень специфических обязательств по услугам; 
 - Доклад Рабочей группы по присоединению РФ к ВТО. В соответствии  с правилами ВТО, России был предоставлен срок  в  220 дней для ратификации пакета документов о присоединении к ВТО национальным парламентом.

10 июля 2012 г. Государственная дума РФ 238 голосами против 208 и 1 воздержавшемся одобрила Протокол о присоединении России ко Всемирной торговой организации.

18 июля 2012г. Совет Федерации РФ ратифицировал Протокол о присоединении России ко Всемирной торговой организации.

21 июля 2012 г. Президент России В. Путин подписал Федеральный закон "О ратификации Протокола о присоединении РФ к Марракешскому соглашению об учреждении Всемирной торговой организации от 15 апреля 1994 г." 

23 июля 2012 года - Федеральный закон от 21 июля 2012 года № 126-ФЗ "О ратификации Протокола о присоединении Российской Федерации к Марракешскому соглашению об учреждении Всемирной торговой организации от 15 апреля 1994 г." опубликован в "Российской газете" N 166, на "Официальном интернет-портале правовой информации" в Собрании законодательства Российской Федерации N 30 ст. 4177.[2]

3 августа 2012 года - Федеральный закон от 21 июля 2012 года № 126-ФЗ "О ратификации Протокола о присоединении Российской Федерации к Марракешскому соглашению об учреждении Всемирной торговой организации от 15 апреля 1994 г." вступил в силу (по истечении 10 дней после дня его официального опубликования).

22 августа 2012 г. Российская Федерация официально стала 156-м членом Всемирной торговой организации.

 

3. Мнения ведущих экспертов о  последствиях вступлении России  в ВТО

 

В ходе Международной конференции "Модернизация и инновации как стратегия  успешной интеграции малого и среднего бизнеса России в мировое экономическое  пространство в условиях ВТО" представители  бизнес-сообщества и эксперты обсудили перспективы малого и среднего предпринимательства в России. По мнению участников конференции, членство России в ВТО открывает перед МСП страны огромные возможности для выхода на внешние рынки, но воспользоваться ими смогут лишь конкурентоспособные компании.

По  словам члена экспертно-консультационного  совета при Совете Федерации Игоря  Филькевича, малый и средний бизнес пока не осознал всех возможностей и последствий, а также угроз и рисков, которые принесет для него присоединение России к ВТО и последующее открытие внутренних рынков для более конкурентоспособных международных предприятий. "От присоединения России к ВТО получают преимущества такие отрасли, как металлургия, нефтяная и газовая промышленность, производство химических удобрений, то есть более крупные сегменты бизнеса, - отметил Филькевич. - В то время как машиностроение, пищевая и легкая промышленность, фармакология и розничная торговля проигрывают от ВТО". По его мнению, на малый бизнес сильно повлияет снижение ставок пошлин: "К примеру, на иностранные лекарства пошлины снизятся с 15% до 5%, а на медицинское оборудование до 2-3%. По рынку химической продукции - с 10% до 6,5%. Будут заметно снижены или отменены ставки пошлин на технологическое, строительное, научное и измерительное оборудование, компьютеры и средства их производства".

Информация о работе Концепция вступления России в ВТО