Концепция вступления России в ВТО

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2013 в 21:48, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является показать возможности и перспективы развития российской экономики и отдельных её отраслей в условиях ВТО.
В составлении данной работы перед нами стояли следующие задачи:
1) раскрыть особенности ВТО и направления её деятельности.
2) проанализировать основные этапы переговоров России и ВТО и раскрыть основные причины, препятствующие вступлению России в ВТО.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………….3
1. Теоретические основы формирования ВТО……………………………………...5
1.1 История создания ВТО…………………………………………………………….5
1.2 Структура ВТО……………………………………………………………………..7
1.3 Цели, задачи и принципы построения ВТО…………………………………….9
2. Россия на пути к ВТО………………………………………………………………12
2.1 Цели и задачи присоединения России к ВТО………………………………….12
2.2 Основные этапы переговоров…………………………………………………...15
2.3. Завершающий этап переговоров……………………………………………….17
3. Мнения ведущих экспертов о последствиях вступлении России в ВТО…….19
Заключение………………………………………………………………………………22
Список используемой литературы……………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

ккр по организации ВЭД.docx

— 56.34 Кб (Скачать файл)

Решения принимаются  всеми государствами-участниками  обычно методом консенсуса, что является дополнительным стимулом к укреплению согласия в рядах ВТО. Принятие решения  большинством голосов тоже возможно, но в ВТО такой практики пока не было. В рамках работы предшественника  ВТО, ГАТТ, такие единичные случаи имели место.

Решения на высшем уровне в ВТО принимает Министерская конференция, которая собирается как  минимум один раз в два года. Первая конференция в Сингапуре  в декабре 1996 г. подтвердила курс стран-участниц на либерализацию торговли и добавила к существующей организационной структуре ВТО три новые рабочие группы, занимающиеся вопросами соотношения между торговлей и инвестициями, взаимодействия между торговлей и политикой конкуренции, а также прозрачностью в области государственных закупок.

В подчинении Министерской конференции находится Генеральный  совет, который отвечает за выполнение текущей работы и собирается несколько  раз в год в штаб-квартире в  Женеве в составе представителей членов ВТО, обычно послов и глав делегаций  стран-участниц. В ведении Генерального совета также находятся два специальных  органа: по анализу торговой политики и по разрешению споров. Кроме того, Генеральному совету подотчетны комитеты по торговле и развитию, по ограничениям, связанным с торговым балансом, по бюджету, финансам и административным вопросам.

Генеральный совет  делегирует функции трем советам, находящимся  на следующем уровне иерархии ВТО: Совету по торговле товарами, Совету по торговле услугами и Совету по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности.

Совет по торговле товарами, в свою очередь, руководит  деятельностью специализированных комитетов, осуществляющих контроль за соблюдением принципов ВТО и выполнением соглашений ГАТТ-1994 в сфере торговли товарами.

Совет по торговле услугами осуществляет контроль за выполнением соглашения ГАТС. В его составе находятся Комитет по торговле финансовыми услугами и Рабочая группа по профессиональным услугам.

Совет по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности, помимо осуществления контроля за выполнением соответствующего соглашения (ТРИПС), занимается также вопросами предотвращения возникновения конфликтов, связанных с международной торговлей поддельными товарами.

Многочисленные  специализированные комитеты и рабочие  группы занимаются отдельными соглашениями системы ВТО и решением вопросов в таких областях, как защита окружающей среды, проблемы развивающихся стран, процедура присоединения к ВТО  и региональные торговые соглашения.

Секретариат ВТО, который базируется в Женеве, имеет  около 500 штатных сотрудников; его  возглавляет генеральный директор. Секретариат ВТО, в отличие от подобных органов других международных  организаций, не принимает решений, так как эта функция возлагается  на сами страны-члены. Основные обязанности  Секретариата – обеспечивать техническую  поддержку различным советам  и комитетам, а также Министерской конференции, оказывать техническое  содействие развивающимся странам, проводить анализ мировой торговли и разъяснять положения ВТО общественности и средствам массовой информации. Секретариат также обеспечивает некоторые формы правовой помощи в процессе разрешения споров и консультирует  правительства стран, желающих стать  членами ВТО. На сегодняшний день таких стран насчитывается более  двадцати.

 

1.3 Цели, задачи и принципы построения  ВТО

ВТО призвана регулировать торгово-политические отношения участников организации в сфере международной  торговли на основе пакета соглашений. Уругвайского раунда многосторонних торговых переговоров (1986-1994 гг.).

Соглашение об учреждении Всемирной торговой организации  предусматривает создание постоянно  действующего форума государств-членов для урегулирования проблем, оказывающих  влияние на их многосторонние торговые отношения, а также для осуществления  контроля для реализацией соглашений и договоренностей Уругвайского раунда.

ВТО функционирует  во многом так же, как и ГАТТ, но при этом осуществляет контроль за более широким спектром торговых соглашений и имеет гораздо большие полномочия в связи с усовершенствованием ряда процедур принятия решений.

Главной задачей ВТО является либерализация мировой торговли путем ее регулирования преимущественно тарифными методами при последовательном сокращении уровня импортных пошлин, а также устранении различных нетарифных барьеров, количественных ограничений и других препятствий в международном обмене товарами и услугами.

Основополагающими принципами и правилами  ГАТТ/ВТО, являются:

- предоставление  режима наибольшего благоприятствования  в торговле на недискриминационной основе;

- взаимное предоставление  национального режима товарам  и услугам иностранного происхождения;

- регулирование  торговли преимущественно тарифными  методами; отказ от использования  количественных ограничений;

- транспарентность торговой политики;

- разрешение торговых  споров путем консультаций и  переговоров; 
Все страны-члены ВТО принимают обязательство по выполнению порядка двадцати основных соглашений и юридических инструментов, объединенных термином «многосторонние торговые соглашения» (МТС). Таким образом, ВТО представляет собой своеобразный многосторонний контракт (пакет соглашений), нормами и правилами которого регулируется свыше 90% всей мировой торговли товарами и услугами.

Страны-члены  ВТО взаимодействуют в рамках недискриминационной торговой системы, где каждая страна получает гарантии справедливого и последовательного отношения к ее экспорту на рынках других стран, обязуясь обеспечивать такие же условия для импорта на свой собственный рынок. В выполнении обязательств развивающимися странами предусмотрена сравнительно большая гибкость и свобода действий.

Основные правила и принципы ВТО отражены в многосторонних торговых соглашениях.

Ключевые принципы ВТО были впервые сформулированы в ГАТТ 1947 года. С 1947 по 1994 год ГАТТ представлял собой форум для  проведения переговоров по снижению таможенных пошлин и других торговых барьеров. Текст Генерального соглашения оговаривал важные правила, в частности, недискриминацию. Впоследствии в результате переговоров Уругвайского раунда (1986-1994) основные принципы были расширены и получили развитие и уточнение в других соглашениях. Так, были созданы новые правила по торговле услугами, по важным аспектам интеллектуальной собственности, по разрешению споров и обзорам торговой политики.

ГАТТ в новой редакции 1994 года сейчас является основным сводом правил ВТО по торговле товарами. Его дополняют соглашения, касающиеся специфических секторов, таких как сельское хозяйство и текстиль, а также отдельных тем, например, государственной торговли, стандартов на различную продукцию, субсидий и действий, предпринимаемых против демпинга.

Два фундаментальных  принципа ГАТТ – это недискриминация и обеспечение доступа на рынок. Принцип недискриминации реализуется через применение режима наиболее благоприятствуемой нации (РНБ), при котором страна обеспечивает одинаковые условия торговли для всех участников ВТО, и национального режима, при котором импортированные товары не могут подвергаться дискриминации на внутреннем рынке.

Принципы  более свободного экспорта и импорта  услуг, независимо от способа их поставки, будь то трансграничная торговля, потребление  услуг за рубежом, коммерческое присутствие  или присутствие физических лиц, - были впервые документально закреплены в новом Генеральном соглашении о торговле услугами (ГАТС). Однако в силу специфики торговли услугами режим наибольшего благоприятствования и национальный режим применяются здесь со значительными исключениями, которые индивидуальны для каждой страны.

Члены ВТО  берут на себя индивидуальные обязательства  в рамках ГАТС, в которых они  заявляют, какие из секторов услуг  и в какой степени они готовы открыть для иностранной конкуренции.

Соглашение ВТО по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (ТРИПС) представляет собой свод правил по торговле и инвестициям в идеи и творческую деятельность, в которых оговаривается, как интеллектуальная собственность должна быть защищена в процессе осуществления торговых операций. Под “интеллектуальной собственностью” понимаются авторские права, торговые марки, географические названия, используемые для наименования товаров, промышленные образцы, топологии интегральных микросхем и нераскрытая информация, например, торговые секреты.

Соглашение о правилах и процедурах, регулирующих разрешение споров, предусматривает создание системы, в которой страны могли бы урегулировать свои разногласия в ходе консультаций. Если это не удается, они могут следовать четко отлаженной поэтапной процедуре, которая предусматривает возможность решения вопросов группой экспертов и дает возможность подавать апелляцию на данные решения с соответствующим правовым обоснованием. О доверии к данной системе свидетельствует количество споров, которые выносились в ВТО: 167 дел к марту 1999 г. в сравнении с 300 делами, которые были рассмотрены в течение всего периода существования ГАТТ (1947-94 гг.)

 

 

 

 

 

2. Россия на  пути к ВТО

2.1 Цели и задачи присоединения  России к ВТО

Правительство Российской Федерации четко сформулировало и обнародовало конкретные цели вступления страны во Всемирную Торговую Организацию. Предполагается, что с помощью  членства в ВТО удастся получить следующие преимущества, актуальность и важность которых признается также  многими экспертами, представителями  бизнеса и неправительственных  организаций в ходе дискуссий, проходящих в стране, в том числе в рамках данного проекта:

- получение лучших  недискриминационных условий для доступа российской продукции на иностранные рынки;

В настоящий период страна регулярно подвергается дискриминации  на внешнем рынке. По данным Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации, сейчас против российских товаров действует 83 антидемпинговые  меры. Причем около 60% ограничений приходится на металлопродукцию и около 25% - на химическую продукцию. Ежегодный экономический  ущерб от этих действий составляет около 2,5 млрд. долларов. При этом страдают как российские предприятия, теряющие рынки сбыта, так и федеральный  бюджет, недополучающий налоги. Несмотря на то, что Министерство экономического развития России работает над тем, чтобы  отменить или не допустить введение ограничительных мер против российского  экспорта, сохраненные в результате этих действий суммы незначительны  по сравнению с общими потерями. Борьба российского правительства  против дискриминации российских производителей облегчилась после того, как США, ЕС и некоторые другие страны признали Россию страной с рыночной экономикой. Однако, по мнению российского правительства, кардинально изменить ситуацию может лишь присоединение России к ВТО.

- расширение  возможностей для российских  инвесторов в странах-членах ВТО,  в частности, в банковской сфере;

Российский бизнес заинтересован в расширении своей  деятельности на внешних рынках, в  создании новых ниш в мировой  экономике. Существуют надежды, что  вступление России в ВТО создаст  предпосылки для более успешной реализации этой задачи.

- доступ к международному механизму разрешения торговых споров;

Россия, не являясь  членом ВТО, не может оспаривать несправедливые действия со стороны других стран  в специальном органе по разрешению споров ВТО. Между тем, практика показывает, что даже слаборазвитые страны могут  успешно оспаривать в ВТО действия, предпринятые более сильными государствами. Вне данной системы эти страны были бы бессильны в своих действиях против более влиятельных торговых партнеров.

- создание более благоприятного климата для иностранных инвестиций в результате приведения законодательной системы в соответствие с нормами ВТО;

Вступление в  ВТО потребует проработки ряда законов, защищающих права инвесторов и права  интеллектуальной собственности, а  также приводящих технические нормы  и стандарты в соответствие с  международными, что должно обеспечить иностранным инвесторам гарантии против дискриминации со стороны властей, тем самым резко улучшив инвестиционную активность страны в целом. В создании благоприятного делового климата заинтересован и российский бизнес.

- создание условий  для повышения качества и конкурентоспособности  отечественной продукции в результате  увеличения потока иностранных  товаров, услуг и инвестиций  на российский рынок;

Вступление в  ВТО может предоставить российским предприятиям возможности и стимулы  для повышения производительности. Кроме того, открытие рынка выгодно  для населения, потому что может  произойти удешевление товаров  и услуг потребительской корзины, улучшение их ассортимента в результате возросшей конкуренции со стороны  импорта. Импортные товары подешевеют, так как несколько уменьшатся ввозные пошлины, а поступление  товаров на российский рынок станет проще. Упростятся таможенные процедуры  и процедуры по стандартизации и  сертификации, существенно удорожающие  товары в настоящее время товары. Подешевеют и российские товары, поскольку  в противном случае они рискуют  оказаться неконкурентоспособными. В результате потребители получают возможность купить больше товаров  более высокого качества за меньшую  цену. В связи с этим часто приводится пример улучшения качества и ассортимента отечественной мясомолочной продукции, которое наблюдается в последние  годы, которое произошло под влиянием роста возросшей конкуренции.

Информация о работе Концепция вступления России в ВТО