Контрольная работа по «Международная экономика»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2014 в 20:44, контрольная работа

Краткое описание

Понятие отраслевой структуры экономики
Структура экономики — многоплановое понятие, рассматривать ее можно с разных точек зрения, показывающих соотношение различных элементов хозяйственной системы. Обычно выделяют социальную, отраслевую, воспроизводственную, региональную (территориальную) и внешнеторговую структуры.

Вложенные файлы: 1 файл

титульник.doc

— 226.50 Кб (Скачать файл)

Существенные изменения произойдут в парке транспортных средств. Их численность несколько возрастет, и заметно увеличится доля прогрессивных видов тяги. Повысятся доля специализированного подвижного состава, его грузоподъемность и удельная мощность.

В области взаимодействия различных видов транспорта будут совершенствоваться существующие и создаваться новые средства для бесперегрузочных сообщений «от двери до двери», охватываться контейнеризацией перевозок не только генеральные, но и значительная часть массовых грузов, объединяться автоматизированные информационные системы разных видов транспорта, сооружаться объединенные системы разных видов транспорта, объединенные вокзалы и перегрузочные терминалы улучшенной планировки и др.

Научно-технический прогресс на транспорте позволит существенно улучшить его экономические показатели, повысить качество обслуживания клиентуры и безопасность движения. На транспорте намечается широкое использование маркетинга, изучение спроса, введение учета потребностей, применение моделирования и т. д. Ожидается освоение на всей сети путей сообщения компьютерной системы Райлинка (соединяющей между собой в настоящее время железные дороги, клиентов и банки) или другой аналогичной ей системы, что позволит включить транспорт в сеть коммерческих обменов.

В странах Европейского союза предстоит большая работа по совершенствованию стандартов на транспорте, особенно железнодорожном. От исследований в области создания электровозов, работающих на нескольких системах тока, по-видимому, перейдут к работам по совместимости аппаратуры, устанавливаемой на локомотивах, полевой аппаратуры и системы спутниковой связи. Предстоит также продолжить работу по обеспечению совместимости информационных систем, чтобы связать между собой национальные компьютерные сети.

 

Международные пассажирские сообщения

Углубление во второй половине XX в. внешнеторговых, туристических, научных, культурных, социальных и иных связей привело к резкому росту международной подвижности населения (табл. 4.2.). Душевой международный пассажирооборот составляет (тыс. пассажиро-км): в Северной Америке — 12,7; Западной Европе — 8,2; Японии — 6,0; Центральной и Восточной Европе — 2,5; Северной Африке — 2,0; Латинской Америке — 1,5; России — около 4,0.

В пассажирских перевозках лидером остается легковой автомобильный транспорт индивидуального пользования, доля которого повысилась с 56,8 до 61,1%. Воздушный транспорт приблизился к уровню железнодорожного, а в недалекой перспективе может даже превысить его.

В международных пассажирских сообщениях лидирующее положение сохраняет воздушный транспорт, имеющий явное преимущество перед другими видами транспорта в скорости перевозки.

 

Международная связь

В нынешних условиях наряду с традиционными средствами связи (радио, телефон, телеграф, телефакс) используются современные электронные средства — переносные коммутаторы, факсимильная, волоконно-оптическая, спутниковая (космическая) связь. Стремительно растет использование сети Интернет в качестве средства связи.

Развитие сети связи в мире происходит очень неравномерно (табл. 4.3.). На долю США приходится около 40% всех телефонных линий мира.

Уровень телефонизации в России пока заметно отстает от современных требований. В сельской местности телефонизирована лишь 1/3 торговых, медицинских учреждений, школ.

Ярким примером принципиально новой технологии в области средств информатики и связи является внедрение волоконно-оптической связи.

 В частности, сооружены две  подводные волоконно-оптические  линии: через Тихий океан протяженностью 11,5 тыс. км (США — Гавайи — Япония) и через Атлантический океан — 6,5 тыс. км (США — Западная Европа).

 

Понятие сферы услуг мирового хозяйства

К сфере услуг относят:

-  традиционные отрасли: транспорт и связь, торговля;

-  такие отрасли хозяйственной деятельности, как финансы, кредит и страхование, консультационные, информационные и другие деловые услуги;

-  социально-культурные отрасли: наука и научное обслуживание, образование, медицина и физическая культура, социальное обслуживание, бытовое обслуживание, жилищное и коммунальное хозяйство, искусство, культура, туризм и другие рекреационные услуги.

 

Международный туризм

Одна из наиболее динамичных отраслей услуг — туризм, особенно международный. Число международных туристов постоянно растет: в 1950 г. — 25 млн. чел; в 1970 г. — 160; в 1990 г. — 420; в 1995 г. — 560. Туризм обеспечивает работой во всех странах мира свыше 100 млн. человек. Доходы от иностранного туризма в общих поступлениях от экспорта товаров и услуг составляют (%): в США и Великобритании — 5; Франции и Дании — 7–8; Италии и Швейцарии — 11–12; Португалии — свыше 20; Испании и Австрии — 30–35. В России туризм как одна из отраслей сферы услуг развит весьма слабо. Число туристов, выезжающих из России за рубеж, значительно превышает число иностранных туристов, посещающих нашу страну. Это означает неблагоприятный для России баланс валютных поступлений от туризма.

 

Международная торговля услугами

В зависимости от уровня развития сферы услуг страны мира можно подразделить на три группы. В первую группу стран с высоким уровнем развития сферы услуг входят развитые страны с экономикой постиндустриального типа. К странам со средним уровнем развития сферы услуг относятся новые индустриальные страны Юго-Восточной Азии и Латинской Америки, а также страны с переходной экономикой, для которых характерен относительно высокий уровень развития одной или двух отраслей сферы услуг при недостаточности развития этого сектора в целом. Большинство развивающихся стран входит в группу с низким уровнем развития сферы услуг.

Мировой экспорт услуг характеризуется следующими данными, (трлн. долл.): 1970 г. — 0,1; 1980 r. — 0,4; 1997 г. — 1,3, то есть он постоянно возрастал. В 80–90-х гг. на него приходилось 20–25% всего мирового экспорта товаров и услуг. Одновременно наметились большие изменения

 в структуре мирового экспорта  услуг: постепенно снижается доля  транспортных услуг (с 35% в 1975 г. до 24% в 1996 г. ), продолжает расти доля международных туристических услуг (соответственно с 24 до 32%).

 Все более широкое распространение получают деловые услуги.

На мировом рынке услуг преобладают развитые страны. На них приходится около 70% мирового экспорта и примерно такая же доля мирового импорта услуг. Особенно выделяются США, на которые приходится около 18% всего мирового экспорта услуг; в их общем объеме экспорта товаров и услуг доля последних приближается к 30%.

Доля развивающихся стран в мировой торговле услугами постепенно увеличивается. Некоторые из них стали крупными экспортерами услуг: Южная Корея — инженерно-консультационных и строительных, Мексика — туристических. Доля стран с переходной экономикой в мировом экспорте услуг составляет около 4%, в том числе доля России — 1%. Эти страны располагают значительными возможностями для развития туризма, транзита, морских перевозок, инженерно-консультационных и строительных услуг.

 

2. Отраслевая  структура белорусской экономики

 

Отраслевая структура национальной экономики Беларуси характеризуется соотношением между отдельными отраслями, сферами деятельности, межотраслевыми хозяйственными комплексами по показателям их доли в ВВП страны, стоимости основных средств, численности занятых. Сложившаяся отраслевая структура белорусской экономики обусловлена исторически, она формировалась эволюционным путем под влиянием множества объективных внутренних и внешних факторов, в числе которых факторы экономического потенциала Беларуси, изменения в глобальном экономическом окружении, развитие технологий.

Отраслевая структура экономики характеризуется определенной устойчивостью, ее не просто изменить в течение короткого промежутка времени, но в то же время в ней постоянно происходят изменения, движущей силой которых является конкуренция: одни предприятия, лидирующие в конкурентной борьбе, наращивают масштабы производства, увеличивают капитал и количество занятых, другие не выдерживают конкуренции, сокращают объемы деятельности и в конечном итоге могут уйти с рынка.

Успех предприятий в конкурентной борьбе неслучаен, он имеет субъективную и объективную основу. Качество управления и предпринимательский талант руководителя могут проявляться независимо от отрасли специализации предприятия и создают субъективную основу конкурентоспособности. Присутствует также совокупность факторов, включая наличие природных ресурсов, традиционные знания и умения людей в определенной области, размещение предприятий в пространстве, которые имеют объективную природу и влияют на успех каждого предприятия в конкурентной борьбе. Именно данная группа факторов создает предпосылки для успешного развития не отдельных предприятий, а целых отраслей экономики.

В современной глобальной экономической среде, для которой характерно свободное перемещение товаров и капитала между странами, действие конкуренции переместилось с локального на мировой уровень, и от успеха каждого предприятия зависит не только положение отдельных отраслей, но и состояние всей экономики страны. Но не одна лишь конкуренция определяет степень развития отраслей экономики, не менее важна роль правительства, которое посредством структурной политики стимулирует развитие наиболее перспективных отраслей. Чем, например, можно объяснить лидирующие позиции США в области информационных технологий? Одним из факторов успеха стала государственная целевая программа развития информационных технологий, инициированная американским правительством еще в 60-х гг. XX в. Государственная целевая программа, стимулировавшая инновационную активность предприятий Финляндии в 80—90-х гг. XX в., позволила занять этой стране лидирующие позиции в сфере телекоммуникаций.

Сейчас в рамках проводимой правительством Беларуси структурной политики решаются схожие задачи: в будущем белорусская экономика должна стать инновационной и ресурсоэффективной, с этой целью требуется создание принципиально новых производств в таких сферах, как информационные технологии и телекоммуникации, биотехнологии, энергетика и др. Не последнюю роль в стимулировании изменений отраслевой структуры экономики играет мировой финансовый кризис, под влиянием которого стали очевидны малозаметные в период длительного экономического роста проблемы ресурсной обеспеченности, высокой материалоемкости, узости рынков сбыта ряда отраслей экономики.

При изучении отраслевой структуры национальной экономики Беларуси важно усвоить базовые понятия, в числе которых отрасль экономики, сектор экономики, межотраслевой хозяйственный комплекс.

Под отраслью экономики понимается совокупность качественно однородных хозяйственных единиц с особыми условиями производства в системе общественного разделения труда, однородной продукцией и специфической ролью в процессе расширенного воспроизводства. Отрасль экономики представляет собой совокупность родственных предприятий, организаций и учреждений, обладает производственно-техническим единством.

В рамках большинства отраслей экономики могут быть выделены несколько более узких отраслей, а также подотраслей. Например, промышленность как отрасль экономики включает в себя такие отрасли, как энергетика, металлургия, машиностроение и металлообработка, пищевая промышленность и др. В свою очередь машиностроение и металлообработка включает подотрасли: автомобильную промышленность, тракторное и сельхозмашиностроение, станкостроение, приборостроение и др. В белорусской экономике выделяют более 100 отраслей и подотраслей. Координация деятельности предприятий внутри каждой крупной отрасли осуществляется отраслевыми министерствами.

Межотраслевой хозяйственный комплекс — сложная система с высоким уровнем интеграции между образующими ее элементами по потокам товаров, ресурсов информации, в силу чего обладающая высоким уровнем устойчивости к негативным внешним воздействиям. Высокая взаимосвязанность и лучшая управляемость предприятий, включенных в хозяйственный комплекс, создает эффект синергии, который проявляется в превышении суммарной эффективности комплекса над суммой собственной эффективности каждого из образующих его предприятий.

В белорусской экономике выделяют девять хозяйственных комплексов:

1) топливно-энергетический;

2) машиностроительный;

3) химико-лесной;

4) агропромышленный;

5) строительный;

6) транспортный;

7) социально-потребительский;

8) социально-культурных отраслей;

9) отраслей жизнеобеспечения.

Сектор экономики — базовая в системе национальных счетов институциональная единица, выделяемая для удобства ведения статистического учета в условиях рыночной экономики. В соответствии с системой национальных счетов экономика включает пять секторов:

1) нефинансовые корпоративные и  квазикорпоративные предприятия (реальный  сектор экономики);

2) финансовые учреждения;

3) государственное управление;

4) частные некоммерческие учреждения, обслуживающие домашние хозяйства (население);

5) домашние хозяйства.

Агропромышленный комплекс (АПК) — совокупность отраслей национальной экономики, осуществляющих производство и переработку сельскохозяйственного сырья, насыщение внутреннего рынка продовольствием и обеспечивающих экспорт продовольствия и сырья. АПК включает сельское и лесное хозяйство, отрасли, перерабатывающие сельскохозяйственное сырье, отрасли, производящие средства производства для сельского хозяйства, отрасли, обеспечивающие заготовку, хранение, транспортировку и реализацию продукции АПК.

Основным звеном агропромышленного комплекса является сельское хозяйство.

Переработкой сельскохозяйственного сырья занимаются пищевая промышленность, ряд подотраслей легкой промышленности.

К отраслям, производящим средства производства для сельского хозяйства и других подразделений АПК, относятся тракторное и сельскохозяйственное машиностроение, производство оборудования для пищевой промышленности, ремонт сельскохозяйственной техники, производство минеральных удобрений и химических средств защиты растений, добыча торфа для сельского хозяйства, микробиологическая промышленность, сельское производственное строительство.

Управление структурными подразделениями АПК осуществляют: Министерство сельского хозяйства и продовольствия (включает управление собственно сельскохозяйственным производством, мясной и молочной промышленностью, рыбным хозяйством, подготовкой кадров для сельского хозяйства); концерн «Белгоспищепром» (пищевкусовая промышленность); Министерство промышленности (тракторное и сельскохозяйственное машиностроение) и др.

Информация о работе Контрольная работа по «Международная экономика»