История письменности. Возникновение и развитие

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2012 в 05:32, курсовая работа

Краткое описание

Мифы всех цивилизаций рассказывают о божественном происхождении письменности – ее ценность люди понимали всегда. И сама возможность писать и читать долгое время оставалась уделом избранных, прежде всего жречества и государственных чиновников. Иначе и быть не могло, ведь, чтобы овладеть грамотой, требовалось запомнить и научиться изображать тысячи сложных знаков – иероглифов. Когда финикийцы, а за ними греки создали звуко-буквенное письмо с алфавитом из нескольких десятков простых значков, которым способен овладеть каждый за несколько недель, произошла тихая и самая великая революция за всю историю человечества.

Содержание

Введение. Письменность и человечество.

3

1. Корни

5

2. Пиктография. Идеография.

8

3. Иероглифы. От смысла к звуку.

10

4. Слоги. Еще шаг.

13

5. Алфавитное письмо – венец графической эволюции.

14

6. Смешение времен.

16

7. Письмо и язык.

17

8. Живые и мертвые языки.

19

Заключение. Кто же автор?

21

Вложенные файлы: 1 файл

12 вариант Фин. менеждмент.doc

— 320.50 Кб (Скачать файл)
 
 
 
 

Санкт-Петербургский  университет.

Факультет журналистики. 
 
 
 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА 
 
 

История письменности. Возникновение и развитие. 
 
 

Студента  первого курса вечернего отделения  Пасака И.С. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Санкт-Петербург

1999 
 
 

Оглавление: 
 

Введение. Письменность и человечество. 

3 

1. Корни 

5 

2. Пиктография.  Идеография. 

8 

3. Иероглифы.  От смысла к звуку. 

10 

4. Слоги.  Еще шаг. 

13 

5. Алфавитное  письмо – венец графической  эволюции. 

14 

6. Смешение  времен. 

16 

7. Письмо  и язык. 

17 

8. Живые и  мертвые языки. 

19 

Заключение. Кто же автор? 

21 
 
 
 
 
 
 
 

Введение.       Письменность и человечество.

        
 

      Язык  есть система знаков, являющийся основным средством общения1. Письменность – система знаков, закрепляющая язык. 
 

      Мы  знаем, кто придумал электродвигатель и антибиотики, конституцию и  компьютер. Но эти изобретения, изменившие жизнь человечества, никогда не состоялись бы, если  бы в древности кто-то, чьих имен мы никогда не узнаем, не изобрел земледелие, обработку металлов и письменность. Современные дети, выводящие свои первые буквы-каракули, не думают в это время о своих далеких предках. Они пришли в мир, который невозможно представить без средств массовой информации, а они не развились бы без письменности, без огромного количества разнообразных текстовых материалов. Чтобы жить в этом мире, нужно уметь читать и писать, иначе окажешься на обочине современности. И все же судьба одного человека, не знай он письменности, изменилась бы не столь разительно, как судьба всего человечества.

      Почти миллион лет поколения людей  были связаны между собой только нитями мифов и ритуалов, а разные племена – только причудливыми слухами. Изобретение алфавитного письма было тем великим шагом, который привел человечество от варварства к цивилизации2. В тот момент, когда впервые было высечено, нацарапано, имя вождя, или бога, или племени – мы никогда не узнаем точно, - тогда началась история. Времена, когда не существовало письменности, так и называются – доисторическими. Прежде для человека существовали две реальности: обыденная, сиюминутная, события в которой происходили постольку, поскольку их можно видеть, слышать или помнить, и неизменная реальность мифов, которая царила над временем. Мифы и ритуалы тогда были единственной копилкой человеческих достижений. Теперь появилась третья реальность – историческая, она же информационная. Человек оказался включен в поток истории, благодаря средствам массовой информации он теперь знает о событиях, которых никогда не видел, при помощи иных средств, развившихся на основе письменности, он может сообщить о себе потомкам, с которыми никогда не переговорит. Прежде только божественные явления были неподвластны времени, теперь испытание временем выдерживают и дела человеческие. То, что делает человек сегодня, будут помнить не только его современники, но и далекие потомки. Наука не могла бы получить какое-нибудь существенное развитие, не опираясь на работы предшественников. Добрая традиция  научных работ – тщательное пережевыванье предыдущих исследований с последующим вычленением крох нового знания – сформировалась на основе возможности копаться в богатых библиотеках и получать образование при помощи учебников, в которых оставили свое накопленное знание, быть может, давно почившие светила.

      Мифы  всех цивилизаций рассказывают о  божественном происхождении письменности – ее ценность люди понимали всегда. И сама возможность писать и читать долгое время оставалась уделом избранных, прежде всего жречества и государственных чиновников. Иначе и быть не могло, ведь, чтобы овладеть грамотой, требовалось запомнить и научиться изображать тысячи сложных знаков – иероглифов. Когда финикийцы, а за ними греки создали звуко-буквенное письмо с алфавитом из нескольких десятков простых значков, которым способен овладеть каждый за несколько недель, произошла тихая и самая великая революция за всю историю человечества.

      Основная  предпосылка к созданию письменности – возникновение речи. Когда человеческая обезьяна научилась говорить, сразу стало понятно: рано или поздно эта же обезьяна научится и фиксировать свои речевые проявления. Но, с другой стороны, однажды возникнув, письменность стала оказывать обратное воздействие на язык, придавая ему большую стабильность и оформленность. Вне письма представить себе современный общенациональный язык трудно3. 
 
 

    1. Корни. 
     
     

      Геродот рассказывал, что, когда царь Дарий  I вел против кочевников скифов войну, грозящую весьма затянуться, скифские цари отправили к Дарию вестника с дарами. Это были птица, мышь, лягушка и пять стрел. Персы спросили посланца, что означают эти подношения, но тот ответил, что ему приказано только вручить дары и поскорее возвращаться. Персам предстояло самим понять значение эти даров.

      Персы собрали совет. Дарий полагал, что  скифы отдают себя в его власть и поэтому принесли ему в знак покорности землю и воду, ибо мышь живет в земле, лягушка обитает  в воде, птица, быстрая, как конь, - знак бегства, а стрелы означают, что скифы отказываются от сопротивления. Один из мудрецов, сопровождающих царя, с ним не согласился. Он истолковал послание скифов совершенно иначе: “Если вы, персы, как птицы не улетите в небо, или, как мыши не зароетесь в землю, или, как лягушки, не поскачете в болото, то не вернетесь назад, пораженные этими стрелами”. Дальнейшие события показали, что прав был именно этот мудрец: Дарий потерпел поражение от скифов4.

      Рассказ Геродота доносит до нас сведения не только об одном из исторических событий, но и о древнейшем предке письменности. Дары скифов были своеобразным способом передачи информации, т.н. предметным письмом. Когда-то, по крайней мере 10 тыс. лет назад, с него и началась история письменности. 

      Прототипом  письменности являлись символические  предметы и условные мнемонические  знаки, еще и теперь употребляемые  у дикарей: у малайцев Суматры  щепотки соли, перцу и т.п. для  обозначения любви, ненависти и  пр., разноцветные бусы у краснокожих, палки с зарубками у меланезийцев, ньям-ньям, ашантиев и др. Зарубки на палках – первый шаг к созданию письма; от таких бирок происходит немецкое слово буква buckstab , буковая палка. Следующий шаг – идеографизм (см.). Еще выше стоит фонетизм, в котором первоначальное реальное значение рисунка-идеограммы уже забыто и помнится тот звук, который этот рисунок на данном языке обозначает5.

      Современное буквенное письмо кажется довольно простым и удобным. На самом деле оно вобрало огромное количество правил, условных отношений и различных открытий. Корни письменности уходят в глубокую древность. Примерно с IX по II тысячелетия до н. э. люди начали использовать фигурки животных или просто предметы (палочки, камни) для “записи” и учета скота, т.е. открыли предметное письмо. Неясно, это предок современного письма или его родственник по боковой линии? На протяжении древней истории возникало множество примитивных типов и систем письма, и большинство из них не имеет ничего общего с современным письмом.6 Древние изобретения человечества, похожие на письмо (но письмом не являющиеся), называются предписьменностями7. На основе некоторых предписьменностей возникло письмо. Другие так и остались тупиковыми путями человеческой мысли, из которых не развилось ничего нового, хотя своим целям – учитывать скот или передавать простые сообщения они служили достаточно хорошо.

      Для передачи информации и для запоминания  первобытные народы использовали “палочное” письмо. Самым примитивным его примером является наклонно воткнутая в землю на обочине палка, информирующая о длине пути и возможных на нем препятствиях и опасностях8. Не стали источником письменности, например, палочки с зарубками. Предметным письмом считаются и такие древние способы передачи информации как вАмпумы и кИпу.

      Вампумы – это шнуры с нанизанными  на них раковинами разного цвета  или поясА, сплетенные из таких шнуров. Североамериканские индейцы (ирокезы  и некоторые другие) использовали вампумы, чтобы передавать информацию. Количество, цвет и взаиморасположение раковин были значимы (например, белый цвет означал мир, фиолетовый – войну), так что с помощью большого числа раковин составляли довольно сложные сообщения. Ракушечное письмо отнюдь не было монополией индейцев. В качестве мнемонического средства пользовались и пользуются им многие народности в Африке (письмо “инивари”)9.

      Кипу (узелковое письмо) – ученые до сих  пор не пришли к однозначному выводу, была ли письменность у инков. Ни одно настоящее государство не может  существовать без письменности: необходимо вести постоянный учет, передавать сообщения о событиях в стране, распоряжения. Создатели громадного государства – крупнейшего в доколумбовой Америке – должны были иметь письмо. Однако его так и не обнаружили. Похоже, что письмо инков (а, точнее, предписьменность) просто имело слишком необычный вид. Кипу (на языке индейцев кечуа – ’узел ’) – оригинальное порождение инкской культуры; это шерстяные или хлопчатобумажные веревки, к которым привязывали ряды шнурков. Число шнурков на одной веревке доходило до сотни, а на них навязывали узлы различной формы. Количество и форма узлов обозначала числа. Наиболее удаленные от веревок узлы соответствовали единицам, чуть ближе располагались десятки, еще ближе – сотни, затем тысячи. С помощью этих узелков, напоминающих костяшки счет, выражалось любое число, а цвет шнура обозначал тот или иной предмет. Бурый цвет символизировал картофель, желтый – золото, красный – войнов и т.д. Кипу позволяло чиновников передавать различную информацию о налогах, числе войнов в той или иной провинции, обозначать людей, ушедших на войну, количество погибших, родившихся или умерших и многое иное. Расшифровывали информацию специальные толкователи кипу –

кипу-камайокуна. Главным среди них был личный секретарь Верховного правителя  инков – Великого Инки, подающий ему сводную информацию. Испанцы, столкнувшиеся с кипу, были потрясены той быстротой и точностью, с которой им выдавались нужные сведения. Взяв в руки кипу, кипу-камайокуна сразу начинал читать по шнурам и узлам. Голос чтеца едва успевал за движениями глаз и рук. 
 
 

      2. Пиктография. Идеография. 
 
 

      Предписьменностью была и пиктография (греч. рисуночное письмо). Как нетрудно догадаться из названия, используя пиктографию, сообщения  передавались при помощи рисунков. К этой предписьменности, по-видимому, относится и наскальная живопись.

      Пиктография используется и в современном  мире. Так, рисунок вилки и ножа на дорожном знаке, означающий, что  по близости находится какая-то забегаловка, - это самая натуральная пиктограмма. Другой пример – обозначения видов спорта на спортивных соревнованиях. Пиктограммы удобны, поскольку не связаны с конкретным языком и всем понятны. Но именно поэтому они непригодны для записи речи и письмом не являются.

      Вообще, существуют только два основных принципа письма: идеографический и фонетический. Внешний вид идеографических символов не связан с принципами звучания слов, он зависит от социальных традиций, от материала для письма и от письменных инструментов10. К идеографическим системам относятся: шумерское письмо (позднее – аккадское, IV-I до н.э.), эламское (XXIII-IV до н.э.), египетское (XXX до н.э.-V н.э.), хеттское (XV-VII до н.э.), китайское (c XIII до н.э.), майя (IV-XVI н.э.), атцекское (до XVI). Еще не дешифрованы письменные памятники в долине Инда (XXV-XX до н.э.), о-ва Пасхи (XIV-XIX н.э.). Возможно, в их основе лежит идеографическая система письма11.

      Пиктография – внеязыковая знаковая система, поскольку она напрямую выражает мысли, а не слова и предложения. И тем не менее именно из нее  произошло древнейшее словесное письмо. Многие народы, создав пиктографию, так и не сумели изобрести письмо. Про некоторые явления трудно сказать, что перед нами, предписьменность, или уже письмо. Например, ученые до сих пор спорят о табличках с острова Пасхи, об атцетском письме и других предписьменностях. Настоящее письмо возникает только тогда, когда изображение становится не рисунком, а знаком, абстракцией. Об этом превращении говорит возможность употреблять такой знак в переносном значении, передавать и другие слова, которые так же или похоже звучат. Подобным образом записывают и современные ребусы. Аналогично было устроено и древнее письмо. Ребусный принцип эпизодически встречался и в предписьменностях. В знаковой системе, используемой африканским народом йоруба, шесть раковин означают ‘привлекательный’ (а шнур с шестью раковинами – что-то вроде любовного послания). Этот знак появился потому, что слова ‘шесть’ и ‘привлекательный’ звучат на языке йоруба одинаково – [efa]. Так возникает знаковая связь между звучащей речью и начертанием – основа любой письменности.

Информация о работе История письменности. Возникновение и развитие