История возникновения и развития письменности и документа

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2013 в 14:38, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной исследовательской работы: изучить условия, принципы, факторы, особенности развития письменности и документа.
Для достижения цели исследования необходимо решить следующие задачи:
1.Определить сущность понятий «документ» и «письменность» и рас-смотреть основные профессиональные определения, постоянно встречающиеся в истории развития письменности.
2.Проанализировать исторические документы и определить особенности развития письменности на территории различных государств.
3.Определить понятие документа, его функции и признаки.

Вложенные файлы: 1 файл

111..docx

— 52.41 Кб (Скачать файл)

 

 

Введение

 

Управленческая деятельность любой организации базируется на информации. Информация может передаваться устно, при помощи бумажных носителей или электронных средств. Большая часть информации (до 85%)1, используемой в управлении, оформляется в виде документов, что необходимо для осуществления контроля исполнения, решения спорных вопросов, анализа и исследования управления с целью повышения его эффективности и т.д. Документ в управлении выступает одновременно и как предмет труда управленческого работника, и как его результат.

Слово «документ» в переводе с латинского означает «свидетельство», «способ доказательства». Документ – это материальный объект с закрепленной на нем информацией для передачи ее во времени и пространстве. Основным материальным носителем является бумага. Документ выполняет следующие функции: информационную, организационную, коммуникативную, воспитательную2.

Важнейшей среди названых функций является информационная функция. В документе фиксируются факты, события, явления практической и  мысленной деятельности человека.

Документ обладает организационной  функцией. С помощью документа  обеспечивается воздействия на группы людей для организации и координации  их деятельности. Внешние связи предприятий  и организаций обеспечивает коммуникативная  функция документов.

Документ несет юридическую  функцию, поскольку его содержание используется как доказательства при рассмотрении спорных вопросов сторонами деловых отношений.

 

Наконец, документ выполняет  воспитательную функцию. Он дисциплинирует исполнителя, требует повышенного уровня образовательной подготовки, а хорошо оформленный документ воспитывает эстетический вкус управленческих кадров, повышает престиж организации в глазах деловых партнеров.

В древней Греции для письма использовали стило – палочку, заостренную с одного конца. Писали на восковых дощечках. С обратной стороны к стило прикреплялась лапка, которая заглаживала, то есть стирала ошибки.

Наши далекие предки писали также свинцовой палочкой, которая  оставляет бледно-серого цвета буквы. Их легко можно было стереть хлебной мякотью или пемзой. Во Франции в XV веке был изобретен «Парижский» карандаш, или «соус». «Соус» готовился так: в сажу добавлялся угольный порошок и очень слабый клей.

Гусиное перо, а иногда воронье, павлинье, лебединое, применяли для  письма, уже начиная с VII века.

Для письма использовались такие предметы как бамбуковые листья, папирус, глина, песок, дерево, камни и многое другое. Самым древнем же средством письма являлся пергамент.

К примеру, во времена раскопок на греческом острове Крит археологи  нашли небольшой диск, покрытый крохотными изображениями людей, кустами, птицами, рыбами. Ученые определили, что диску 4000 лет. Естественно рисунки были не очень четкие, отрывистые и не ясные, но со временем они превратились в настоящее искусство. Скорее всего, благодаря древним рисункам, появилась не только письменность, но также и такое искусство как живопись.

Данная курсовая работа предназначена  для совершенствования знаний в  области  «Документоведения», а также  для более углубленного изучения истории возникновения письменности и появления документа.

Работа содержит информацию как по специальности «Документоведение», так и по истории возникновения письменности и появление документа.

Данная работа представляет собой собранный материал для  более углубленного познания истории развитии документа и письменности.

Документ, он же «свидетельство»  или «способ доказательства», является не менее важной частью курсовой работы. Документ – результат отображения  фактов, событий, предметов, явлений  объективной деятельности и мысленной  деятельности человека. Он создается  посредством письма, графики, рисунка, фотографий, звуко- и видеозаписи.

Благодаря письменности появился не только документ, но и способ общения между людьми, способ изложения мысли.

Выбор темы помогает узнать не только интересные факты, но также  просвещает в области появления письменности как нашей истории, так и истории других наций и сословий.

Цель данной исследовательской  работы: изучить условия, принципы, факторы, особенности развития письменности и документа.

Для достижения цели исследования необходимо решить следующие задачи:

1.Определить сущность  понятий «документ» и «письменность»  и рассмотреть основные профессиональные определения, постоянно встречающиеся в истории развития письменности.

2.Проанализировать исторические  документы и определить особенности  развития письменности на территории  различных государств.

3.Определить понятие документа, его функции и признаки.

Предметом исследования являются письменные источники. Объектом исследования –  процесс формирования и развития письменности и документа.

Проблема развития письменности описывается специалистами недавно. Интерес к ней сегодня увеличивается. Появилось много работ по данной проблеме. Среди них М. И. Автократова, В.И. Буганов «Сокровищница документов прошлого» и многие другие работы, актуальные в наше время.

 

 

Глава 1. Теоретический анализ возникновения письменности

и появления документа

 

1.1. Возникновение  письменности

 

Наиболее древнейшие египетские тексты, дошедшие до нас, – это молитвы богам и хозяйственные записи. Самые ранние памятки художественной литературы, сохранившиеся до нашего времени, относятся ко II тыс. до н. э. Вероятно, существовали и более древние тексты, но они не сохранились.

Возникновение египетской письменности относятся к XXX в. до н. э. Особенности государственного устройства требовали введения значительного делопроизводства, что способствовало распространению письменности. Несмотря на сложность иероглифического письма, уже в этот древнейший период грамотными были не только жрицы, писцы и вельможи (о распространение грамотности свидетельствуют письменные указания строителям, начертанные на камнях тогдашних построек). Постепенно на основе старой иероглифической письменности вырабатываются скоропись, известная позднее как иератическое письмо. Затем, около 700 г. до н. э., из прежней деловой скорописи появилось новое письмо – демотическое (народное).

В целом раннюю культуру Двуречья исследователи обозначают как Шумеро – Аккадскую3. Двойное название связанно с тем, что Шумеры и жители Аккадского царства говорили на разных языках и имели разную письменность.

Аккадский язык ученые относят  к семитской ветви афразийских  языков. Аккадская письменность представлена словесно-слоговой клинописью. Древнейшие памятники аккадской письменности, выполненные на глиняных табличках, относятся к XXV в. до н. э.

Шумерская письменность намного  старше. Она очень декоративная и, как полагают исследователи, берет  начало от рисунков. Впрочем, шумерские  придания говорят о том, что и до возникновения рисуночного письма здесь существовал еще более древний способ фиксации мысли – завязывание узелков на веревке и зарубки на деревьях. Со временем рисуночное письмо видоизменилось – от полного, достаточно подробного и тщательного изображения предметов шумеры постепенно переходят к их неполному, схематическому или символическому изображению. Это шаг вперед, однако, возможности такой письменности по-прежнему оставались ограниченными. Так, для многих сложных понятий вообще не существовало своих знаков и даже для того, чтобы обозначить такое привычное и понятное всем явление, как дождь, писцу приходилось соединять символ неба – звезду и символ воды – рябь. Такое письмо называют идеографическо-ребусным. Записи делались на глиняных плитках или табличках: на мягкую глину нажимали углом прямоугольной палочки, и линии на табличках имели характерный вид клиновидных углублений. В целом вся надпись представляла собой массу клинообразных черточек, и поэтому клинообразную письменность принято называть клинописью. Самые первые шумерские клинописные таблички относятся к середине IV тыс. н. э. Это древнейшие в мире письменные памятники.

Впоследствии принцип  картинной письменности стал заменяться принципом звуковой стороны слова. Появились сотни знаков, обозначающих слоги, и несколько алфавитных знаков, соответствующим гласными буквам. Они использовались в основном для обозначения служебных слов и частиц.

Письменность была великим  достижением Шумеро-аккадской культуры. Она была заимствована и развита  вавилонами и широко распространилась по всей Передней Азии. Клинописью пользовались в Сибири, древней Персии, других государствах. В середине II тыс. до н. э. клинопись стала международной системой письменности, ее знали и использовали и использовали египетские фараоны. В середине I тыс. до н. э. клинопись становится алфавитным письмом.

Долгое время ученые считали, что язык шумеров не похож не на один из известных человечеству живых  языков или мертвых, и поэтому  вопрос по происхождению народа оставался загадкой. К настоящему времени генетические связи шумерского языка все еще не установлены, но большинство ученых предполагают, что этот язык так же, как и язык древних египтян и жителей Аккада, относится к семито-хамитской языковой группе. Именно шумеры, по мнению современных востоковедов, являются родоначальниками знаменитой Вавилонской культуры. Их культурные достижения велики и бесспорны. Шумеры создали первую в человеческой истории поэму «Золотой век», написали первые элегии, составили первый в мире библиотечный каталог. Шумеры – авторы первых древнейших в мире медицинских книг – сборников рецептов. Они первыми разработали и записали календарь земледельца, оставили первые сведения о защитных насаждениях. Даже идею создания первого в истории людей рыбного заповедника впервые письменно зафиксировали тоже шумеры.

Современные представления  о жизни древнего Китая основываются на письменных источниках, многие из которых  были составлены в самые ранние периоды  китайской истории. Известно, что  уже в XV в. до н. э. в Китае существовала развитая система иероглифического письма, насчитывавшая более 2000 иероглифов. Чрезвычайно бурное развитие китайской письменности характерно для первых веков нашей эры. Так, во II в. число иероглифов составило более 10 тыс.; а в III в. более 18 тыс. Тогда же появились первые китайские словари. Постоянные перемещения больших масс людей приводили к смешению и выравниванию диалектов, складывался единый устный древнекитайский язык. На рубеже новой эры был составлен самый древний из словарей, организованный по тематическому принципу. Развитию языка и письменности способствовал переход от письма на узких бамбуковых дощечках к письму на шелке натуральными красками специальной кисточкой, изобретение которой приписывают Мын Тяню. Великим изобретением было изготовление бумаги, производство которой началось в 105 г. н. э. Ее варили из древесной коры, тряпья, конопли. Автор этого крупнейшего в истории человечества открытия был чиновник Цай Лунь. Примерно тогда же была создана тушь.

 

1.2. Развитие Греческой  письменности

 

Вероятнее всего в IX в. произошло событие, ставшее решающим для греческой культуры. Через посредство финикийцев греки приняли семицкий алфавит, усовершенствовав его путем добавления нескольких знаков для обозначения гласных. Древнейшие документы, написанные Синицким алфавитом относятся XIII в. до н. э. (надпись из времен царя Ахирама из библ.), а наиболее известный памятник этой письменности – надпись времен моавийского царя Меши около 850г. до н. э. Алфавит был консонантным, т.е. не имел знаков для гласных звуков. Как и со всеми культурными благами, заимствованными с Востока, греки поступили с алфавитом творчески и приспособили его к нуждам своего языка, использовав лишние для них финикийские знаки для обозначения знаков. Так из финикийских букв «алеф» и «хэ» возникли греческие «альфа» (a) и «эпсилон» (ε). Это и было решающим шагом к созданию более совершенного и полного греческого алфавита, который, в свою очередь, имел ряд вариантов.

Древнейшая его форма  встречается на Крите, Мелосе и Тере. Далее можно выделить восточно-греческий алфавит в азиатской Ионии, Эолите, Аттике, на Кикладах и в Аргосе, а также западно-греческий. Различие между последними двумя вариантами состояло в использовании буквы «хи» (x), которая в восточно-греческом алфавите обозначает гортанную аспирату «х», а в западно-греческом – скопление согласных «кс». Окончательно победил в Греции вариант восточный, или ионийский (милетский), в котором еще в VII в. до н. э. родилась буква «эта» (η), еще на сто лет раньше был введен новый знак «омега» (ω). После принятия этого усовершенствованного варианта алфавита в 403 г. до н. э. в Аттике, в Афинах, его победа в греческом мире была обеспечена. Напротив, в Италии верх взял западно-греческий вариант, принесенный туда колонистами из Халкиды, которые им пользовались. Добавим что, хотя семитский алфавит заимствован греками, по-видимому, уже на рубеже X-IX вв. до н. э. письменность получила тогда еще очень ограниченное распространение. Старейшие греческие надписи, выполненные новым алфавитом, относятся к VIII в. до н. э.

Довольно развита и  совершенна была древнеиндийская письменность4, о чем свидетельствуют надписи Ашоки, относящиеся к III в. до н. э. Труды Панине по создании грамматики санскрита в условиях значительной политической, экономической, этнической и культурной разобщенности странны трудно переоценить. Именно санскрит во многом помогал общению и пониманию самых различных народностей и племен. Отход от разработанных норм «Грамматики» Панине со словарным запасом в 2 тыс. корней расценивался как вопиющее невежество. Исследования Панине позволили выявить состав языка, все правила которого он свел к 4 тыс. стихотворных формул, что в последствии в середине XIX в. способствовало развитию в Европе сравнительного метода в языкознании.

Информация о работе История возникновения и развития письменности и документа