Интеграционные группировки АТР (АСЕАН, АТЭС)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2013 в 03:22, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы – узнать наиболее значимые интеграционные объединения АТР.
Задачи:
• Определить понятия АТЭС и АСЕАН;
• Изучить истории создания и развития АСЕАН и АТЭС;
• Проанализировать сотрудничество России с интеграционными объединениями.

Содержание

Введение..................................................................................................................3
ГЛАВА 1. ИНТЕГРАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ В АТР И ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ АТЭС И АСЕАН…………………………………………………..5
1.1. Развитие интеграционных механизмов в АТР……………………………..5
1.2. История создания и развития АТЭС и АСЕАН…………………………...12
ГЛАВА 2. ИНТЕГРАЦИОННЫЕ ГРУППИРОВКИ АТР И РОССИИ………21
2.1. Диалоговое партнерство Россия–АСЕАН…………………………………21
2.2. Перспективы сотрудничества России со странами АТЭС……………….25
2.3. Россия - АСЕАН – АТЭС……………………………………………….…..31
Заключение……………………………………………………………………….42
Список литературы……………
…………………………………………………44

Вложенные файлы: 1 файл

Введение.docx

— 66.07 Кб (Скачать файл)

Лидеры в АТР по показателю роста ВВП на протяжении последних  лет – Китай, Россия, Вьетнам (7–9% в 2006–2007гг.). Китай при этом все чаще называется «двигателем» экономики региона. Рост ВВП в 2006г. оценивается в 9%, однако особенно стремительными темпами наращивается объем его внешней торговли. Вклад этой страны в увеличение совокупного мирового торгового оборота составил 20% в 2006г., а совокупный импорт Китая вырос на 32% – сказывается долговременный позитивный эффект вступления в ВТО. Это оказало стимулирующее воздействие на рост производства и в соседних экономиках региона.10

В 2007г. экономический рост почти во всех крупных экономиках, принадлежащих к группе восточноазиатских новых индустриальных стран (например, Южная Корея, Тайвань), по существующим оценкам, должен замедлиться ввиду колебаний внешнего спроса на их экспортную продукцию, давления высоких цен на нефть на внутриэкономическую активность. Заслуживает внимания наметившаяся тенденция восстановления ряда важнейших макроэкономических параметров Индонезии, в частности, объема положительного чистого притока иностранных инвестиций после продолжительного периода ухода иностранного капитала из экономики этой страны. Сходная с азиатскими странами динамика характерна для состояния экономики ведущих латиноамериканских государств, относящихся к региону АТЭС – Мексики и Чили.

 

1.2. История создания и развития АТЭС и АСЕАН

 

На страны Азиатско-Тихоокеанского региона приходится 60% мирового ВВП, 40% населения и почти 50% мировой торговли. Наиболее важной из региональных группировок, существующих здесь, является Ассоциация стран Юго-Восточной Азии – АСЕАН (Association of South East Asian Nations). Ассоциация была создана в 1967 г. в составе пяти стран – Сингапура, Малайзии, Таиланда, Индонезии, Филиппин. В 1984 г. к группировке присоединился Бруней, в 1995 г. – Вьетнам, в 1997 г. – Лаос и Мьянма, в 1999 г. – Камбоджа. В 60-80 –е гг. успехи в экономической интеграции были минимальными: создана зона преференциальной торговли и построено несколько совместных производственных объектов. Но в 90-е гг. интерес к экономической интеграции возрос. В 1982 г. на саммите АСЕАН в Сингапуре принимается решение о создании в будущем зоны свободной торговли. Однако затем была поставлена более реальная цель – добиться снижения пошлин во взаимной торговле до 5% и осуществить полную ликвидацию таможенных барьеров в торговле первых шести членов объединения к 2010 г., а для других стран – к 2015 г. На базе АСЕАН с участием Китая, Японии и Южной Кореи, а также в качестве ассоциированных членов ещё Индии, Австралии и Новой Зеландии в конце 2005 г. прошел учредительский саммит Восточноазиатского саммита (ВАС).

Высшим органом АСЕАН является саммит глав государств и правительств, проводящийся раз в 3 года. В период между официальными встречами ежегодно проходят неформальные саммиты. Руководящим и координирующим органом Ассоциации выступают ежегодные совещания министров иностранных дел, которые проводятся по ротационному принципу в каждой из стран Ассоциации. В основе механизма принятия решений во всех структурах АСЕАН лежит принцип консенсуса. С 70-х годов ХХ века возникла система диалоговых отношений Ассоциации с ведущими государствами мира, полномасштабным партнером по которым Россия является с 1996 года. Диалоговое взаимодействие обеспечивается специальными механизмами, головными среди которых являются Совместные комитеты сотрудничества и совещания старших должностных лиц на уровне заместителей министров иностранных дел по политическим вопросам.

Кроме АСЕАН, в АТР с 1989 г. действует и другая экономическая  организация – Азиатско-Тихоокеанское  экономическое сотрудничество –  АТЭС (Asia-Pacific Economic Cooperation), которая объединяет более 20 стран и территорий.  АТЭС была создана в 1989 г. по предложению Австралии с целью развития экономического сотрудничества в бассейне Тихого океана. Первоначально в нее входили 12 стран: Австралия, Бруней, Канада, Индонезия, Япония, Малайзия, Новая Зеландия, Филиппины, Сингапур, Южная Корея, Таиланд и США. В последующие годы к ним присоединились Китай, Гонконг (Сянган), Тайвань, Мексика, Чили, Папуа — Новая Гвинея, а в 1998 г. — Вьетнам, Перу и Россия. На данный момент в ее состав входят: Австралия, Бруней, Канада, Индонезия, Япония, Республика Корея, Малайзия, Новая Зеландия, Филиппины, Сингапур, Таиланд, США, Китайский Тайбэй, Гонконг, Китай, Китайская Народная Республика, Мексика, Папуа — Новая Гвинея, Чили, Перу, Россия, Вьетнам. Такое количество государств, среди которых как главные промышленно развитые страны, так и новые индустриальные страны, само по себе обуславливает экономическую мощь организации, а учитывая высокие темпы развития большинства участников форума и их огромный ресурсный потенциал, выводит АТЭС в число влиятельнейших группировок на международной экономической арене.

АТЭС является международным экономическим форумом, созданным для развития интеграционных связей между странами бассейна Тихого океана. Идея проведения подобного форума принадлежит премьер-министру Японии Ясухиро Накасоне, который провозгласил необходимость его проведения еще в 1988 году. Эта инициатива была поддержана американцами в лице госсекретаря США Д. Шульца (1982-1989). Позже по предложению премьер-министра Австралии Б.Хоука было инициировано создание межправительственного механизма по региональному взаимодействию, который стал именоваться «Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество» - АТЭС.

В ходе работы Ассоциации в 1977 году создана зона преференциальной торговли на 20 товаров. Через год  количество товаров было доведено до 70 при размере преференций в среднем - 20-25%. После 1989 года преференции доведены до 50% на 12700 товарных позиций. Первый проект создания зоны свободной торговли осуществлен в 1987 году, а в 1989 году была создана концепция создания треугольников экономического роста (по предложению министра экономики Сингапура). В первый “треугольник” вошли: Сингапур, Малайзия, Индонезия (у последних двух - административно-экономические районы). Он получил название “Южный треугольник”. В 1992 году состоялся Сингапурский саммит стран участниц АСЕАН, на котором принято решение о создании зоны свободной торговли АВТА. Она должна быть создана к 2008 году (за 15 лет) через ликвидацию пошлин во взаимной торговле производственными и переработанными сельскохозяйственными продуктами (пошлины на некоторые товары до 5%). В рамках производственного сотрудничества был осуществлен только один проект - строительство завода по производству химического удобрения. В рамках АВТА планируется осуществить отмену пошлин, устранение количественных ограничений, гармонизацию национальных стандартов, взаимное признание сертификатов качества, устранение ограничений на движение капитала, проведение консультаций по осуществлению макроэкономической политики с целью координации последней. К настоящему моменту Малайзия сократила или отменила пошлины на 2600 товаров во взаимной торговле. Индонезия и Филиппины сняли ограничения на иностранные капиталовложения в энергетику и телекоммуникационные услуги. Таиланд снял ограничения на ввоз автомобилей. Основной экономический эффект ассоциации основан на создании крупного объединенного рынка с общей численностью населения в 330 млн. человек и ежегодным совокупным ВНП - 300 млрд.USD, а так же стимулировании инвесторов третьих стран вкладывать капитал в АСЕАН (беспошлинное внедрение капитала). Это совещательная организация, и поэтому ее часто называют межправительственным форумом региона. Цели деятельности АТЭС были определены в Сеульской декларации (1991 г.): содействие экономическому росту стран-участниц; развитие и укрепление многосторонней торговой системы в регионе; поощрение взаимной торговли товарами, услугами и трансграничных инвестиций; сокращение ограничений во взаимной торговле в соответствии с нормами ВТО.11 В 1993 г. состоялась первая встреча лидеров стран АТЭС (Сиэтл, США), в ходе которой выявились серьезные расхождения по поводу неравномерности распределения благ от развертывающихся в регионе интеграционных процессов. По оценкам экспертов, либерализация торговли в АТЭС должна привести к росту реальных доходов стран-членов на 2%. Однако выгоды получат прежде всего наиболее конкурентоспособные страны. АТЭС формально имеет консультативный статус, однако в рамках его рабочих органов определяются региональные правила ведения торговли, инвестиционной и финансовой деятельности, проводятся встречи отраслевых министров и экспертов по вопросам сотрудничества в тех или иных областях.

Ассоциация стран Юго-Восточной Азии является крупным региональным объединением динамично развивающихся стран, занимающих все более значительные позиции в мировом хозяйстве. В начале 2000-х годов население АСЕАН превышало 500 млн. человек, а совокупный ВВП составлял более 700 млрд. долл. Этот регион традиционно играл важную роль в мировом экспорте тропических культур, таких как натуральный каучук, пальмовое и кокосовое масло и другие виды продуктов тропического земледелия. Во второй половине ХХ века он приобрел значение в качестве экспортера сырья и энергоресурсов, а именно, бокситов, медной, хромовой и никелевой руды, нефти и газа. В последние годы АСЕАН становится значимым экспортером продукции обрабатывающей промышленности, включая как товары легкой промышленности, так и продукцию электроники. Развитие торгово-экономических отношений с ним является одним из приоритетных направлений политики России. Высшим органом АСЕАН является конференция глав государств и правительств, а центральным руководящим органом - ежегодная встреча министров иностранных дел. На регулярных встречах министров экономики стран членов АСЕАН принимаются решения по вопросам экономического сотрудничества. По мере необходимости встречаются министры образования, науки, юстиции и т.д. Функционирует и несколько специализированных учреждений АСЕАН: Совет по нефти, Ассоциация судовладельцев, Банковский совет, Финансовая корпорация и др. Секретариат АСЕАН возглавляет генеральный секретарь, который сменяется каждые три года. Каждое государство — член АСЕАН располагает собственным секретариатом во главе с генеральным директором для координации текущей работы и подготовки решений Ассоциации. Одиннадцать комитетов, состоящих из руководителей дипломатических представительств государств-членов, поддерживают внешние связи АСЕАН в столицах третьих стран: Бонне, Брюсселе, Вашингтоне, Веллингтоне, Женеве, Канберре, Лондоне, Оттаве, Париже, Сеуле, Токио. АСЕАН как единая организация имеет официальные отношения с другими странами и торгово-экономическими группировками. Россия в последние годы значительно укрепила свои контакты с Ассоциацией, на которую приходится около 8% всей российской торговли со странами Азии (не считая азиатских стран — членов СНГ).

Оценивая процессы экономической  интеграции в Азиатско-Тихоокеанском регионе, многие специалисты указывают на особые условия и своеобразие ее развития. К числу основных особенностей интеграционных процессов в АТР можно отнести следующие:

• во-первых, интеграционные процессы в организациях АТЭС идут при ведущей роли ТНК, создающих  почву для межгосударственного  сотрудничества.

Это проявилось, в частности, в том, что образование неправительственных  региональных экономических организаций  — Тихоокеанского экономического совета — ТЭС (в 1967 г.) и Совета по тихоокеанскому экономическому сотрудничеству — СТЭС (в 1980 г.) намного опередило создание самой АТЭС. Вместе с тем ТЭС  и СТЭС основывались на базе национальных комитетов, которые имели устойчивые связи со своими правительствами  и получали от них всестороннюю поддержку;

• во-вторых, процесс интеграции охватывает страны с существенно разными уровнями экономического развития, разными культурами и социально-политическими системами. Уникальная роль АТЭС состоит в том, что в ней объединяются две великие экономические державы XX в. — США и Япония, а также экономический гигант XXI в. — Китай.

Что касается Японии, то АТЭС является единственной международной  структурой интеграционного типа, куда входит эта держава. Важно отметить тот факт, что в АТЭС входят КНР  и Тайвань, непростые взаимоотношения  между которыми требуют благоприятных  внешних условий;

• в-третьих, интеграция в  масштабах АТР включает субрегиональные  экономические союзы (АСЕАН, НАФТА, Южно-Тихоокеанский форум и др.), т.е. допускает разные уровни интеграции, например по степени либерализации  внешней торговли;

• в-четвертых, идеология  тихоокеанского «открытого» регионализма, развитая в СТЭС и ТЭС, рассматривает  региональную интеграцию как элемент  экономического глобализма. При этом эволюция мировой экономики предстает  как процесс постепенного объединения  и взаимопроникновения региональных экономических союзов.12

Концепция «открытого регионализма»  предполагает также, что внутри тихоокеанского региона снимаются ограничения  на движение товаров, капиталов, рабочей  силы, принимаются обязательства  по отказу от протекционизма, стимулируются  внутрирегиональные экономические связи. В целом степень зрелости интеграционных отношений в рамках АТР пока невысока. Так, зону торговли в системе АСЕАН можно отнести к первому этапу развития экономической интеграции, т.е. к зоне свободной торговли с отменой тарифов и других ограничений. В отношении АТЭС пока можно говорить не как о зоне свободной торговли, а как об «открытой экономической ассоциации». В Азиатско-Тихоокеанском регионе в настоящее время функционирует несколько интеграционных объединений, наиболее значительными из которых являются АСЕАН и АТЭС. В целом степень зрелости интеграционных отношений в рамках АТР пока невысока. Так, зону торговли в системе АСЕАН можно отнести к первому этапу развития экономической интеграции, т.е. к зоне свободной торговли с отменой тарифов и других ограничений. В отношении АТЭС пока можно говорить не как о зоне свободной торговли, а как об «открытой экономической ассоциации».

Информация о работе Интеграционные группировки АТР (АСЕАН, АТЭС)