Газопровод на Китай

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2014 в 12:03, курсовая работа

Краткое описание

Данная работа посвящена изучению энергетической политики России, а именно газопровода «Алтай» и рассмотрению аргументов за и против этого проекта. Актуальность темы данной курсовой работы определяется тем, что в мировой экономике Азиатско-Тихоокеанский регион (АТР) играет важную роль, которая за последние годы заметно возросла. Россия является неотъемлемой частью Азии, так как две/трети ее территории находится именно в этом регионе, поэтому неудивительно, что происходящие здесь процессы непосредственно затрагивают российские интересы. В связи с продолжавшимся в последние годы экономическим ростом КНР, увеличением численности населения чрезвычайно низкая обеспеченность данного региона природным газом непрерывно снижается. В связи с этим Китай представляет исключительный интерес для России, обладающей значительным ресурсным потенциалом. Развитие взаимоотношений в энергетической сфере КНР представляет на данный момент одну из главных задач внешней политики Российской Федерации.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА I. ЭКСПОРТ РОССИЙСКОГО ПРИРОДНОГО ГАЗА 6

I.1.Состояние экспорта российского природного газа 6

I.2.Отношения между Россией и ЕС в энергетической сфере: 9
сотрудничество и конкуренция
I.3. Перспективы экспорта российского природного газа в АТР 13
ГЛАВА II. ГАЗОПРОВОД АЛТАЙ 18

II.1. Принципиальная схема прохождения трассы 18

II.2. История и текущее состояние 19

ГЛАВА III. ГАЗОПРОВОД НА КИТАЙ: ОЦЕНКИ РАСХОДЯТСЯ 22

III.1. Газопровод «Алтай» - рискованный проект 22

III.2. Газопровод «Алтай» - важнейший проект прямого выхода на 26 энергетические рынки АТР
29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 31

Вложенные файлы: 1 файл

работа.doc

— 183.50 Кб (Скачать файл)

Более того, Европейский Союз – главный покупатель российского газа – проводит политику диверсификации поставок «голубого топлива» и поэтому будет заинтересован в развитии отношений с альтернативными поставщиками, а именно сжиженного газа9.

Вместе с тем необходимо отметить, что в последнее время отдельные высшие представители властей ЕС делают официальные заявления, которые, во-первых, идут вразрез  с проводимой до сих пор Евросоюзом политикой, а во-вторых, направлены на радикальные изменения структуры газового рынка, подрывающие основы его нормального функционирования, и, следовательно, саму систему газовой безопасности европейских потребителей.

Речь идет, в частности, о предложении по «разъединению собственности», подразумевающем запрет на владение одним и тем же собственником газотранспортной и сбытовой компаниями. Из этого всего, по всей видимости, логически вытекает безусловное требование властей о продаже собственником одной из этих компаний, что, по существу, означает нарушение права частной собственности, лежащего в основе рыночной экономики. При этом утверждается, что столь беспрецедентная мера заложит основу для системы стимулов инвестиций в отрасль. Очевидно, что последнее сомнительно.

Административные действия ЕС по управлению газовым рынком не могут не вызывать серьезных опасений, поскольку содержат угрозу его стабильности и нарушают всю систему газовой безопасности региона10.

Сейчас многие говорят о необходимости диверсификации поставок газа в Европу. Европа – основной потребитель продукции «Газпрома». Для «Газпрома» диверсификация – это избавление от рисков нестабильности в транзитных зонах, это возможность выбора наиболее привлекательных рынков и способов доставки газа.

«Газпром» постоянно работает над повышением надежности газоснабжения потребителей. Важнейшим направлением этой деятельности является развитие газотранспортной инфраструктуры. Близость России и европейских потребителей  - это объективный факт. И более дешевого и экономически эффективного вида транспорта, чем трубопроводный, для снабжения Европы не найти.

Успешно развиваются поставки по трансчерноморскому газопроводу «Голубой поток», введенному в эксплуатацию в 2003 году11. Данный газопровод, существенно повысивший надежность поставок газа в Турцию, а также способствующий развитию газового рынка и газовой инфраструктуры этой страны, является уникальным газотранспортным сооружением, не имеющим аналогов в мире12.

Строительство наземного участка газопровода «Северный поток» с запланированной мощностью 55 млрд. куб. метров в год идет с декабря 2005 года. Реализация этого проекта позволит диверсифицировать экспортные потоки, напрямую связать газотранспортную сеть России с обще6европейской газовой сетью и впервые обеспечит поставку российского газа в западную Европу без прохождения через территорию транзитных государств. Это поможет избежать риски, связанные с транзитом через третьи страны.

Еще одним важным элементом повышения надежности газоснабжения европейских потребителей является осуществляемое «Газпромом» расширение сети подземных хранилищ газа (ПХГ) в европейских странах.  У нас заключен контракт с компанией ВИНГАЗ на хранение газа на крупнейшем в Европе ПХГ Реден. Россия арендует мощности подземного хранения у австрийской «ОМФ» и германской «ФНГ». Со швейцарской компанией «Витол» был также подписан контракт на хранение газа в ПХГ «Хамбли Гроув» в Великобритании13.

В рамках стратегии географической диверсификации «Газпром» рассматривает рынок Азиатско-Тихоокеанского региона как один из наиболее перспективных, в том числе для поставок российского природного газа и СПГ. Для развития деятельности по данному направлению в 2003 году была инициирована работа по разработке «Программы развития Восточной Сибири и Дальнего Востока», которая представляет собой генеральный план развития региона. Программа включает план разработки месторождений, развитие единой системы транспортировки газа, а  также учитывает различные потенциальные варианты экспорта российского газа в Китай, Южную Корею, Японию.

Для достижения намеченных целей по выводу на рынок АТР «Газпром» проводит работу по ряду направлений. В частности, с 2005 года ведутся коммерческие переговоры с китайскими партнерами по возможности поставок природного газа в объеме до 68 млрд. куб. метров в период после 2012 года. Переговоры с корейскими партнерами проводятся с конца 2006 года. В рамках диалога обсуждаются возможности поставок как трубопроводного газа, так и СПГ. Газпром проводит анализ возможностей выхода на внутренние рынки стран региона, в частности на рынок газораспределения КНР. Кроме того, в рамках сотрудничества с индийскими компаниями рассматриваются возможности совместной реализации проектов газохимии.

Для реализации стратегии становления глобальной энергетической компании, расширения географии присутствия на рынках, выхода на новые сегменты энергетического бизнеса «Газпром» расширяет портфель добычных и маркетинговых проектов. В настоящее время Общество заинтересовано во вхождении в проекты по всему миру – от Латинской Америки и Африки до Индии и стран АТР.

 

Перспективы экспорта российского природного газа в АТР

В настоящее время Азиатско-Тихоокеанский регион является одним из наиболее динамично развивающихся рынков энергоносителей. Вопрос стабильности поставок энергоресурсов, их диверсификации и более активного участия в международной энергетической кооперации является одним из наиболее острых практически для всех стран этого региона. Таким образом, данный регион является весьма перспективным с точки зрения экспорта энергоресурсов и представляет несомненный интерес для стран-экспортеров, и в первую очередь для России.

В этой связи необходимо отметить прежде всего тот факт, что Российская Федерация обладает уникальным преимуществом - она находится на стыке Европы и Азии и может взаимодействовать как с тем, так и с другим рынком. За последние несколько лет Россия увеличивала экспорт в оба этих региона, и возможности дальнейшего наращивания экспорта, особенно в "восточном" направлении, далеко не исчерпаны. Учитывая сложившуюся мировую конъюнктуру энергетических рынков, прогнозируемое увеличение спроса на энергоресурсы и серьезный потенциал российского энергетического сектора, Россия имеет все возможности для того, чтобы стать регулятором взаимодействия на мировом энергетическом рынке14.

По данным Федеральной службы государственной статистики, внешнеторговый оборот нашей страны с государствами Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС) в 2007 г. достиг 106 млрд. долл. Доля стран АТЭС во внешней торговле России составила 19,2%. Прирост внешнеторгового оборота с ними демонстрирует внушительную динамику. Так, в 2007 г. он составил 41,5% при общем приросте 25,8%, а в 2006 г. - 35,6% при общем приросте 29,1%.

По данным компании «Бритиш Петролеум», потребление природного газа в Китае в 2007 г. выросло на 20%  при общем мировом показателе 3,1% 15.

По данным Китайского центра по изучению энергетической экономики и стратегии ее развития, в 2009 году добыча собственного природного газа в Китае составила 85,2 млрд. куб. м, потребление — 88,7 млрд. куб. м. При этом потребление стремительно растет, значительно опережая возможности внутренней добычи. Согласно прогнозам китайских и зарубежных экспертов, потребность КНР в газе уже в 2010 году составит 150 млрд. куб. м, а в 2020 году достигнет 280 млрд. куб. м16.

Растущая зависимость основных стран-потребителей энергоресурсов от импорта осложняется низкой диверсификацией импортируемых энергоносителей. Большая часть энергоресурсов поставляется в АТР из стран Ближнего Востока, а данный регион, как известно, характеризуется повышенными геополитическими рисками. На эти страны в 2007 г. приходилось 68,2% всего импорта нефти и 30,4% импорта газа. Причем зависимость АТР от импорта энергоносителей из государств Ближнего Востока растет. Импортируемые нефть и газ доставляются к потребителям в основном морским путем через два сильно перегруженных пролива - Ормузский и Малаккский. По мнению экспертов Международного энергетического агентства, нагрузка на них в будущем будет лишь возрастать. Международная напряженность вокруг иранской ядерной программы еще более повысила риски, связанные с транспортировкой энергоресурсов через Ормузский пролив. Азиатско-Тихоокеанский регион характеризуется сравнительно низкой обеспеченностью запасами основных видов углеводородного сырья, и поэтому снижение зависимости от импорта в видимой перспективе не представляется вероятным17 .

Так, доказанных запасов газа хватит почти на 40 лет (в мире этот показатель превышает 60 лет).

 

Вывод

Итак, Россия богата энергетическими ресурсами, которые играют важную роль в её политике. ТЭК на протяжении многих лет обеспечивал стабильность поддержки населения и устойчивость бюджета и являлся основой развития экономики. И это неудивительно, поскольку Россия является лидером по запасам природного газа (43,3 трлн. м3) и по экспорту, объем которого в куб. метрах составляет около 200 млрд в год.

Европейский рынок для поставщиков российского природного газа на сегодня – основной. Однако в связи с противоречиями о  поставках  российского газа в Европу, «Газпром» стремится диверсифицировать поставки газа. Основные противоречия между Россией и ЕС  о поставках природного газа связаны с наличием видов топлива, которые могут стать конкурентами российскому природному газу, например, сжиженный газ, который призвано считать топливом будущего. К тому же ЕС заинтересован в формировании правил торговли, которые характеризуются высоким уровнем конкуренции между поставщиками и обеспечивают как можно более низкие цены на энергоресурсы. Более того, Европейский Союз стремится повысить свою энергетическую безопасность на базовом уровне добычи природного газа, с этой целью чиновники ЕС и европейские компании активно участвуют в проработке вопроса о строительстве газопровода в Европу из Азербайджана через Закавказье и территорию Турции.

Вывод, который можно сделать из всего перечисленного,- диверсификация может избавить «Газпром» от политических и экономических рисков, а также может стать хорошей возможностью выбора выгодных рынков и способов доставки российского газа и возможностью заключения выгодных долговременных контрактов.

Именно поэтому, «Газпром» обратил свое внимание на АТР, и в особенности на Китай, где потребление природного газа неуклонно растет, а невысокая обеспеченность данного региона непрерывно снижается, что ставит под угрозу энергетическую безопасность КНР. О газопроводе «Алтай», который является важнейшим проектом прямого выхода на энергетические рынки АТР, говорится во IIглаве курсовой работы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА II. Газопровод Алтай

 

Принципиальная схема прохождения трассы

Реализация проекта предполагает продолжение строящейся трубопроводной магистрали Барнаул – Бийск - Горно-Алтайск в направлении Кош-Агач-Канас-Бурчун-Карамай-Урумчи параллельно проектируемой автомобильной дороге Алтай-Китай без прохождения по территории третьих стран. По информации «Алтайгипродора», прокладка автотрассы целесообразна через плато Укок. Технических препятствий для сооружения, как дороги, так и магистрального газопровода не существует.       Есть предложения реализовать два формально независимых проекта — строительство газопровода Бийск-Горно-Алтайск (диаметр трубы 720 мм) для газификации северо-западной части республики и формирование чисто экспортного маршрута СРТО-СУАР (Северные районы Тюменской области — Синьцзян-Уйгурский автономный район, диаметр трубы 1420 мм).

На первом этапе, для организации поставок газа на экспорт целесообразно продление уже строящегося газопровода Барнаул-Бийск-Горно-Алтайск в направление Китая. Это поможет использовать трубопроводную систему на полную мощность, газифицировать центральные и южные районы республики, ускорить начало поставок на экспорт, урегулировать вопросы цен и других условий работы на китайском рынке сетевого газа. В дальнейшем, по мере наращивания поставок, потребуется прокладка дополнительных ниток газопровода в транспортнои коридоре ЯНАО ( компрессорная станция Пурпейская)-Сургут-Кузбасс-Алтай-Китай.      Протяженность трассы до границы с КНР составляет около 2670 км. Впервые этот вариант трассы магистрального газопровода для поставок западносибирского газа в южные районы Сибири и на экспорт в Китай был предложен ИГНГ СО РАН (академик А.Э.Конторович) в 1998 году в исследовании, проведенном по заказу ОАО «Газпром», как альтернатива предлагавшемуся тогдашним руководством концерна труднореализуемому северному маршруту «СРТО – Подкаменная Тунгуска – Дальний Восток – Китай».

Для проведения газификации Алтайского края и Республики Алтай целесообразно сооружение газопроводов-отводов, создание в регионе инфраструктуры потребления и распределения сетевого газа, повышение платежеспособного спроса населения и промышленности18.            

История и текущее состояние

Официальная информация о перспективах строительства газопровода опубликована в СМИ и на сайте Газпром. Во время визита в Китай 21 марта 20006 года президент России В. Путин заявил о намерении российских властей в ближайшее время построить два газопровода в Китай из Сибири, а также о возможности создания новой трубопроводной системы с условным названием «Алтай» через западную границу РФ и КНР. Той же весной руководители Газпрома и Китайской национальной нефтегазовой компании (CNPC) подписали «Протокол о поставках природного газа из России в КНР». В документе зафиксированы основные договоренности по срокам, объемам, маршрутам поставок газа и принципам формирования цен. Планируется проложить газопровод через  западную границу с Китаем по высокогорному плато Укок, через перевал Канас в Синьцзян-Уйгурский автономный район Китая. Другими вариантами могут быть только маршруты через территорию Казахстана или Монголии, что для российской стороны неприемлимо, так как в обоих случаях потребуются дополнительные расходы на арендную плату в связи с транспортировкой газа. К тому же вероятны межгосударственные конфликты, как это уже было с Украиной и Белоруссией. Таким образом, трасса трубопровода через плато Укок рассматривается как безальтернативная19.          7 июля 2006 года был создан Координационный комитет по реализации проекта «Алтай». 21 сентября 2006 года «Газпром» и Республика Алтай подписали Соглашение о сотрудничестве, которое направлено на организацию совместной работы по расширению Единой системы газоснабжения на Восток России и реализацию масштабных газовых проектов, прежде всего, строительства газопровода «Алтай».        13 октября 2009 года ОАО «Газпром» и КННК в развитие подписанных ранее соглашений подписали Рамочное соглашение об основных условиях поставки природного газа из России в Китай. В документе конкретизированы объемы, направления и сроки начала поставок, зафиксирована привязка ценовой формулы к индексу «нефтяной корзины».      27 сентября 2010 года ОАО «Газпром» и КННК подписали Расширенные основные условия поставок газа из России в Китай. В документе зафиксированы ключевые коммерческие параметры предстоящих поставок российского природного газа на рынок КНР по «западному» маршруту: объем и сроки начала экспорта, уровень «бери или плати», период наращивания поставок, уровень гарантированных платежей. Документ носит юридически обязывающий характер. Подписание экспортного контракта ожидается в середине 2011 года. Начало поставок запланировано на конец 2015 года. Согласно достигнутым договоренностям срок действия контракта составит 30 лет, объемы поставки — 30 млрд куб. м в год.     В настоящее время в рамках реализации проекта проведены предметные технико-экономические исследования маршрутов поставок, завершена стадия обоснования инвестиций20.

Информация о работе Газопровод на Китай