Внешняя торговля и распределение доходов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2014 в 12:28, курсовая работа

Краткое описание

Международная торговля — старейшая форма международных экономических отношений. Она существовала еще за долго до формирования мирового хозяйства и являлась его непосредственной предшественницей. Именно развитие международной торговли создало экономические условия для развития машинного производства, которое зачастую могло расти лишь на базе импортного сырья и массового заморского спроса. Рост прибыли обусловленный применением машин, предопределил появление относительно избыточного капитала и вывоз его за границу, что положило начало формированию мирового хозяйства, ускорило процесс интернализации производительных сил.

Содержание

Введение. 4
1.Чистая теория международной торговли: предложение. 5
1.1.Две важнейшие проблемы в исследовании мирровой торговли: 1.Как действительно устроена международная торговля? 2.Как она должна быть устроена? 5
1.2.Ситуация абсолютного преимущества. 6
1.3.Теория Хекшера – Олина: главное – соотношение факторов производства. 10
1.4.Ситуация сравнительного преимущества. 11
2.Чистая теория международной торговли: спрос. 15
2.1.Взаимодействие спроса и предложения во внешней торговле. 16
2.2.Что стоит за кривыми спроса: кривые безразличия. 18
2.3.Интересы потребителей. 20
2.4.Интересы производителей. 22
2.5.Различия в предпочтениях потребителей как основа внешней торговли. 23
2.6.Увеличим число стран и товаров. 23
3.Внешняя торговля и распределение доходов. 25
3.1.Влияние внешней торговли на цены и объем выпуска. 25
3.2.Изменение спроса на факторы производства. 26
3.3.Реакция цен на факторы производства в долгосрочном плане. 27
3.4.Парадокс Леонтьева. 28
3.5.Сокращение импорта равно сокращению экспорта. 30
Практическая часть. 32
Заключение. 34
Список использованных источников. 35

Вложенные файлы: 1 файл

теория международной торговли.doc

— 270.50 Кб (Скачать файл)

В отсутствие внешней торговли в США и остальном мире равновесие спроса и предложения на рынках сукна устанавливается при различных ценах. Как и прежде, в США в точке А сукно стоит 2 бушеля пшеницы за ярд. В остальном мире спрос соответствует предложению в точке Н при более низкой цене, в 2/3 бушеля за ярд.

Установление торговых отношений освобождает население США и остального мира от необходимости соотносить объем спроса с объемом внутреннего производства. Это открывает новые возможности перед американскими покупателями сукна и его иностранными поставщиками. Американские покупатели вскоре обнаружат, что сукно дешевле приобретать за рубежом, где оно продается всего по 2/3 бушеля за ярд. А иностранные поставщики в свою очередь поймут, что нет смысла придерживаться столь низкой цены, если в США можно продавать сукно гораздо дороже. Постепенно они договорятся и наладят обмен американской пшеницы на иностранное сукно по ценам где-то между 2/3 и 2 бушелями за ярд

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Сукно (млрд. ярдов в год). Американский рынок сукна.

Рис. 2.1.Влияние торговли на производство, потребление и цену, показанное с помощью кривых спроса и предложения

 

Теперь, когда мы используем в нашем анализе кривые не только предложения, но и спроса, можно определить и окончательную цену, устанавливающуюся в мировой торговле. Существует только одно ценовое соотношение, при котором мировой спрос находится в равновесии с мировым предложением. Превышение спроса над предложением сукна в США соответствует избытку предложения по сравнению со спросом на сукно за границей только при одной цене: бушель за ярд. При этой цене избыточный американский спрос, равен избыточному зарубежному предложению. При чуть более высокой цене, скажем 1,2 бушеля за ярд, превышение спроса над предложением в США будет меньше чем 40 млрд. ярдов в год, тогда как избыток предложения за границей превысит 40 млрд. Это несоответствие заставит цену вернуться к равновесному значению — бушель за ярд. Более низкая цена также не удержится, так как мировое (американское вместе с заграничным) предложение сукна окажется ниже совокупного мирового спроса.

Кривые спроса на экспорт и предложения импорта получены из национальных кривых спроса и предложения. Кривая, изображающая американский спрос на импортное сукно, есть не что иное, как кривая избыточного спроса США, показывающая, сколько и при каком значении цены составит разница между спросом и предложением сукна в США. Аналогично, кривая предложения экспорта остальным миром есть кривая избыточного предложения, построенная как разность между предложением и спросом на сукно в остальном мире. Кривые спроса на импорт и предложения экспорта пересекаются, что приводит к точно такому же объему торговли сукном и такой же мировой цене, как и на соседних диаграммах. Ниже мы будем использовать среднюю диаграмму всякий раз, когда нам нужно будет сконцентрировать внимание на собственно международной торговле, и боковые диаграммы для анализа воздействия внешней торговли и торговых ограничений на отдельные группы производителей и потребителей. Оба способа представления обладают тем несомненным достоинством, что, во-первых, привычны для всех, знакомых с основами анализа спроса-предложения, а во-вторых, поддаются эмпирической оценке.

 

2.2.Что стоит за кривыми спроса: кривые безразличия.

 

Работая с кривыми спроса, полезно знать, какие аспекты поведения и благосостояния они воплощают.

Чтобы вывести основные, эмпирически наблюдаемые параметры кривых спроса из стоящего за ними поведения потребителей, нет нужды в каких-то особых допущениях. Для объяснения, почему кривые спроса, как правило, являются убывающими, почему товары обычно выступают один для другого субститутами, почему в среднем спрос возрастает с увеличением дохода, достаточно того, что потребители вынуждены считаться с ограниченностью своих доходов. В этом плане существование кривых спроса легко объяснимо. Сложнее обстоит дело с отражением в кривых спроса моментов, связанных с понятием благосостояния. Традиционно (хотя и необязательно) экономисты считают, что кривые спроса строятся исходя из предположения о максимизации субъективной полезности потребителям при том ограничении, что семейный бюджет должен оставаться в пределах общей суммы доходов. Такое их построение требует привлечения графического метода, известного как кривая безразличия (indifference curve). Она показывает все те сочетания различных количеств имеющихся товаров, которые обеспечивают индивиду одинаковый уровень полезности.

Кривые безразличия подобны горизонталям (изогипсам) на карте местности, соединяющим точки с одинаковой высотой над уровнем моря. Каждая кривая безразличия соответствует определенному уровню удовлетворения потребностей (или полезности), полученному от различных сочетаний двух товаров. Обратимся к знакомым нам сукну и пшенице. Кривая безразличия а — а на рис. 2.2А является примером, когда потребителю безразлично, располагает он семью бушелями пшеницы и четырьмя ярдами сукна (v), или тремя бушелями пшеницы и восемью ярдами сукна (w), или любой другой комбинацией этих товаров, представленной на той же самой кривой.

Как и горизонтали, кривые безразличия образуют «карты», где параллельные кривые указывают движение в заданном направлении от меньшего уровня удовлетворения потребностей (или высоты) к большему. Так, на рис. 2.2Б точка b на кривой безразличия III представляет более высокий уровень удовлетворения потребностей, или благосостояния, чем точка а на кривой I, несмотря на то что в этой точке потребляется больше. Добавочное количество пшеницы с избытком компенсирует снижение количества сукна. Точка с, в которой больше и того и другого, безусловно, обеспечивает более высокий уровень удовлетворения потребностей, чем а, и, наконец, для потребителя нет разницы между точками c и b.

На более высоких уровнях экономической теории обсуждается сложный вопрос об общественных кривых безразличия (community indifferense curve). Принято считать, что карта кривой безразличия для индивида концептуально приемлема и ее можно было бы даже построить, , найдись человек, на логику и стабильность вкусов которого можно было бы положиться для проведения обследования. Если некто считает, что стал богаче, причем существенно, приобретя 5 добавочных бушелей пшеницы и лишившись 2 ярдов сукна, кто может это отрицать? Однако считается, что можно возражать против утверждения, будто общество стало богаче, если в среднем на каждого стало приходиться на 5 бушелей пшеницы больше и на 2 ярда сукна меньше. Одни получат больше, другие, наоборот, понесут потери. Кто может утверждать, что рост удовлетворения потребностей одних перевешивает падение уровня у других? Даже если изменения распределяются равномерно, остается та проблема, что одни предпочитают сукно пшенице, у других вкусы прямо противоположные. В этом случае невозможно утверждать, что выигрыш любителей пшеницы перевесит ущерб, нанесенный приверженцам сукна. Нельзя непосредственно сравнивать уровни удовлетворения потребностей, или благосостояния, отдельных лиц.

 


 

 

 

 

 

 

 

 

              5            10

Количество сукна

 

 

 


 

 

 

Рис. 2.2А. Одиночная кривая безразличия





 

 

 

 

 

 

 

 

Количество сукна



 

 

 

Рис. 2.2Б. Карта безразличия

 

Как мы убедимся ниже, разбирая вопросы торговой политики, это реальные, а не надуманные трудности. Если в результате некоторого мероприятия улучшается положение одних групп в обществе, а другим становится от этого хуже, результирующий эффект для благосостояния общества в целом оценить невозможно. Если у людей различные предпочтения, то изменения в распределении доходов порождают новую карту кривой безразличия, где новые кривые пересекаются со старыми. Но ведь смысл кривых безразличия именно в том, что они не пересекаются. Пересекающиеся кривые означают, что полезность на уровне I может оказываться то больше, то меньше полезности на уровне II, что совершенно недопустимо. Однако, несмотря на эти трудности, мы продолжаем использовать кривые безразличия, хотя и с оглядкой. Основанием служат упрощающие допущения, что предпочтения общества могут быть представлены предпочтениями индивидуума, что они устойчивы во времени и что не происходит изменений в распределении доходов. Конечно, эти допущения противоречат реальности. Другое обоснование, предлагаемое исследователями проблем благосостояния, заключается в так называемом «принципе компенсации»: если известно, что экономические выгоды изменения цен достаточно высоки, чтобы получатели возросших доводов могли без ущерба для себя компенсировать потери (или подкупить остальных, то новое состояние рассматривается как улучшение). Если компенсация действительно имеет место, то проигравших нет и действительно произошло изменение к лучшему (при условии, что никто не страдает просто от завинти, что другим стало лучше). Однако проигрыш почти никогда не компенсируется. Без этого принцип, состоящий в том, что изменение в целом расценивается как положительное, если получатели выгод могли бы (на деле этого не происходит) компенсировать ущерб проигравшим, не выглядит убедительным, если не принять некоторые явные оценочные суждения [суждения, выражающие определенную систему социально-философских и морально-этических ценностей], о чем мы поговорим, когда вернемся в вопросу о выгодности внешней торговли.

Общественные кривые безразличия, таким образом, можно использовать лишь с осторожностью и, как мы увидим, не забывая, что в их основе лежат некоторые оценочные суждения, которые и без самого этого аппарата могли привести к тем же политическим решениям. И все же общественные кривые безразличия служат удобным средством исследования. Помимо всего прочего, они дают возможность построения кривых спроса и тем самым — определения цен и объемов. Сначала мы рассмотрим, как кривые безразличия применяются для описания условий, существующих до и после установления торговых отношений, а затем — как с их помощью построить кривые спроса.

 

 

 

2.3.Интересы потребителей.


 

Обратимся сначала к потребителям сукна. Напомним, что кривая их спроса на сукно устанавливает соответствие между годовым объемом закупок и максимальной суммой (количеством пшеницы), которой кто-то в стране готов пожертвовать, чтобы получать добавочный ярд сукна ежегодно. В точке А, где ежегодно закупается 40 млрд. ярдов, кривая спроса показывает нам, что найдется кто-нибудь, согласный за 2 бушеля пшеницы приобрести еще 1 ярд сукна. Этот человек ни в коем случае не согласится заплатить больше, а при более высокой цене и те, кто купил первые 40 млрд. ярдов, сочтут, что добавочное сукно того не стоит и без него можно обойтись, и не будут его больше покупать. Таким образом, кривая спроса, если взглянуть на нее с точки зрения поведения потребителей, является кривой частной предельной выгоды: на вертикальной оси нанесены размеры предельной выгоды от добавочного ярда сукна, а на горизонтальной — объемы его закупок. Следовательно, площадь под кривой спроса до вертикали, отмечающей объем потребления, измеряет, как расценивают потребители саму возможность приобретения сукна.

Разумеется, задаром сукна на рынке не получить. Покупатели должны платить за сукно рыночную цену, теряя, таким образом, часть выгод, связанных с его приобретением. Однако цены таковы, что полностью выгода не исчезает, разве что при такой высокой цене, при какой никто и не станет покупать. В точке А в отсутствие международной торговли потребители должны ежегодно тратить 80 млрд. бушелей пшеницы, чтобы иметь свои 40 млрд. ярдов сукна. Это значит, что их чистый потребительский выигрыш от покупки сукна равняется не всей площади под кривой спроса, а за вычетом прямоугольника в 80 млрд. бушелей, отсекаемого линией цены, уплаченной за сукно. Таким образом, чистый выигрыш потребителей от покупки сукна в отсутствие международной торговли сводится лишь к треугольнику с. Эта область чистого выигрыша под кривой спроса, ограниченная снизу линией цены, называется дополнительной выгодой потребителя (consumer surplus). Ее площадь показывает, как расценивают потребители возможность покупать сукно по цене более низкой, чем некоторые из них были бы готовы заплатить.

Установление торговых отношений приносит чистый выигрыш потребителям сукна. Здравый смысл подсказывает, что это происходит в результате снижения цен. Понятие дополнительной выгоды для потребителей позволяет количественно оценить, что дает более выгодная цена потребителям сукна В точке В потребители суммарно получают выгоды, представленные всей областью под кривой спроса вплоть до точки В, а их расходы на сукно составляют всего лишь область, лежащую под линией низкой цены 1 бушель за ярд, т.е. 60 млрд. бушелей пшеницы в год. Это означает, что в условиях свободной международной торговли дополнительная выгода потребителей складывается из областей а. + b + с + d. Таким образом, установление торговых отношений приносит потребителям чистый выигрыш в размере а + b + d. Обратите внимание, что этот выигрыш приходится на множество людей, большинство которых производит пшеницу, но есть и производители сукна.

 

 

 

2.4.Интересы производителей.

 

Совсем иной результат дает установление торговых отношений для производителей сукна. Чтобы разобраться в этом, вернемся к кривым предложения и вспомним, что, как было рассказано в предыдущем разделе, они показывают величину (частных) вмененных издержек замещения производства и продажи дополнительного ярда сукна. В отсутствие торговца в точке А производится 40 млрд.ярдов сукна в год, и кривая предложения говорит, что для изготовления дополнительно одного ярда в год потребовалось бы для высвобождения необходимых ресурсов отказаться от производства 2 бушелей пшеницы. То, что справедливо в отношении дополнительного ярда при годовом объеме выпуска в 40 млрд. ярдов, сохраняет силу и по отношению ко всему ранее произведенному сукну: просуммировав все высоты вдоль кривой предложения, чтобы получить суммарную площадь области под кривой предложения между 0 и 40 млрд. ярдов, мы получим общие издержки замещения для всего выпускаемого сукна.

В отсутствие внешней торговли, продавая сукно в точке А, производители получают выручку, равную произведению количества суй на его цену, т.е. 2 бушеля за ярд * 40 млрд. ярдов = 80 млрд. бушелей год. Оплатив из этой выручки все издержки (площадь под кривой предложения), они получают, в отсутствие торговли, в свое распоряжение область, лежащую вверх от кривой спроса до линии цены. Этот чистый выигрыш, разницу между выручкой и издержками производителей, часто называют дополнительной выгодой производителя (producer surplus). Его величина показывает, как расценивают производители возможность обменивать сукно на пшеницу.

Производители сукна одновременно являются потребителями как сукна, так и пшеницы, и их дополнительную выгоду следует приплюсовать к дополнительной выгоде потребителей, чтобы оценить результирующее воздействие рыночных изменений на обе группы.

В результате установления торговых отношений производители сукна получают более низкую цену за свою продукцию. Наша теория, согласно здравому смыслу, считает, что это ведет к сокращению дохода какой-то части населения, производившего сукно к моменту начале торговли. Сокращение доходности производства сукна должно повлечь за собой отток ресурсов из его производства (и приток их в производстве пшеницы).

 

2.5.Различия в предпочтениях потребителей как основа внешней торговли.

 

Теперь, когда в исходную модель международной торговли включен спрос, легко убедиться, что основой для взаимовыгодной торговли могут послужить сами по себе различия в предпочтениях потребителей, даже при отсутствии у партнеров различий в производственных возможностях, т.е. различий в условиях предложения. Это можно показать с помощью как общественных кривых безразличия, так и кривых спроса и предложения.

Информация о работе Внешняя торговля и распределение доходов