Внешняя торговля России с основными странами с развитой рыночной экономикой

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2013 в 21:54, курсовая работа

Краткое описание

В начале XXI века внешнеэкономические связи России переживают сложный период глубоких качественных преобразований, связанных с осуществлением реформ и поиском путей интегрирования в систему мирохозяйственных отношений. Оценивая ситуацию в экономике западноевропейских государств можно отметить, что в этих регионах наметились признаки оживления общехозяйственной конъюнктуры для развития торгово-экономических связей с Россией. Россия до сих пор является основным контрагентом во внешнеэкономической деятельности стран Западной Европы. Страны с развитой рыночной экономикой являются основными партнерами во внешней торговле Российской Федерации. Благодаря этому Россия в течение последних лет имела положительное сальдо торгового баланса.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Внешнеэкономические связи РФ………………………………………4
Основные принципы внешней торговли РФ…………………………….4
Товарная структура внешней торговли и внешнеторговый оборот России……………………………………………………………………….8
Глава 2. Внешняя торговля России с основными странами с развитой рыночной экономикой…………………………………………………..………13
Сотрудничество со странами Америки…………………………...13
Сотрудничество со странами Европы…………………………….15
Россия и Япония………………………………………… ………...18
Заключение……………………………………………………………………….22
Список использованной литературы…………………………………………...24

Вложенные файлы: 1 файл

Содержание.docx

— 195.26 Кб (Скачать файл)

           Удельный вес продукции химической промышленности в товарной структуре импорта в 2012 году остался на уровне предыдущего года и составил 16,1%. Стоимостной объем ввоза продукции химической промышленности возрос по сравнению с 2011 годом на 4,2%. Физические объемы поставок продуктов неорганической химии возросли на 14,6%, органических химических соединений – на 16,2%, лаков и красок – на 8,5%, косметических средств – на 6,0%, мыла и моющих средств – на 11,0%, каучуковых и резиновых изделий – на 14,7%, пластмасс и изделий из них – на 8,3%.

           Доля импорта продовольственных товаров и сырья для их производства составила в 2012 году 13,0% (в 2011 году – 13,8%). Физические объемы поставок продовольственных товаров по сравнению с 2011 годом снизились на 12,3%, в том числе: сливочного масла – на 2,1%, цитрусовых – на 5,8%, чая – на 4,2%; значительно снизился объем поставок сахара-сырца. Вместе с тем возросли физические объемы закупок мяса свежего и мороженного на 5,9%, (в том числе мяса крупного рогатого скота – на 3,7%, свинины на 8,0%), мяса птицы - на 6,4%, рыбы – на 4,0%, сыров и творога – на 18,5%, кофе – на 9,2%, злаков – на 24,4%, в том числе: ячменя и кукурузы на 37,8% и 13,8% соответственно.

              Удельный вес импорта металлов и изделий из них в 2012 году составил 5,6% (в 2011 году – 5,9%). Стоимостной объем данной товарной группы по сравнению с 2011 годом остался на том же уровне, а физический снизился на 4,3%. Физические объемы закупок черных металлов и изделий их них сократились на 6,6%, в том числе: труб – на 62,9%. Вместе с тем возрос импорт проката плоского из железа и нелегированной стали на 5,4%.

           Доля импорта текстильных изделий и обуви в 2012 году составила 5,4% (в 2011 году – 5,5%). Стоимостной объем импорта этих изделий возрос по сравнению с 2011 годом на 2,0%. Физические объемы закупок одежды снизились на 10,2%, обуви с верхом из натуральной кожи – на 10,9%, хлопчатобумажных тканей - на 1,8%.

          В страновой структуре внешней торговли России особое место занимает Европейский Союз, как крупнейший экономический партнер страны. На долю Европейского Союза в 2012 году приходилось 49,0% российского товарооборота (в 2011 году – 47,9%). На страны СНГ в 2012 году приходилось 14,1% российского товарооборота (в 2011 году – 15,1%), на страны ЕврАзЭС – 7,3% (7,6%), на страны Таможенного союза – 6,9% (7,3%), на страны АТЭС – 24,0% (23,8%). 

          Основными торговыми партнерами России в 2012 году среди стран дальнего зарубежья были: Китай, товарооборот с которым составил 87,5 млрд. долл. США (105,1% к 2011 году), Нидерланды – 82,7 млрд. долл. США (120,6%), Германия – 73,9 млрд. долл. США (102,8%), Италия – 45,8 млрд. долл. США (99,5%), Турция – 34,2 млрд. долл. США (107,9%), Япония – 32,2 млрд. долл. США (105,3%), США – 28,3 млрд. долл. США (91,2%), Польша – 27,4 млрд. долл. США (97,6%), Республика Корея – 24,9 млрд. долл. США (99,8%), Франция – 24,3 млрд. долл. США (86,4%). 
            Из этого мы видим, что присутствует существенное увеличение внешне-торгового оборота страны, что положительно сказывается на внутреннем сальдо.

 

 

Глава 2. Внешняя  торговля России с основными странами с развитой рыночной экономикой.

2.1. Сотрудничество со странами Америки

            Данное направление деятельности Минэкономразвития России направлено на обеспечение рациональной, основанной на сравнительных преимуществах специализации России в глобальной экономике, создание условий для диверсификации экспорта и инвестиционной деятельности, укрепление конкурентных позиций российских компаний на рынках стран Америки.

            Основным инструментом развития внешнеэкономического сотрудничества со странами Америки на двусторонней основе являются Межправительственные комиссии по торгово-экономическому и научно-техническому сотрудничеству (МПК). В настоящее время функционируют 9 МПК со странами Америки. Кроме того, действует Комиссии высокого уровня с Бразилией и Венесуэлой. Запущена работа МПК с Эквадором, достигнута договоренность о возобновлении деятельности Комиссий с Перу и Никарагуа. Прорабатывается вопрос о возобновлении деятельности Российско-Боливийской МПК.

             В связи с принятием ОНВЭП перед МПК поставлены новые задачи по реализации целей внешнеэкономической политики на американском континенте в т.ч.: обеспечение ведущих позиций России на перспективных рынках; содействие экспорту обрабатывающих отраслей и сферы услуг; интеграция России в глобальную транспортную систему; укрепление позиций на американском рынке углеводородов.

            Основными задачами сотрудничества являются:

  1. Обеспечение рациональной, основанной на сравнительных преимуществах специализации России в глобальной экономике, создание условий для диверсификации экспорта и инвестиционной деятельности, укрепление конкурентных позиций российских компаний на рынках стран Америки;
  2. Обеспечение деятельности Рабочей группы по развитию деловых связей и торгово-экономическим отношениям Российско-Американской Президентской комиссии по сотрудничеству;
  3. Более активное использование возможностей межправительственных комиссий со странами Америки, повышение результативности их деятельности, в т.ч. с использованием информационно-коммуникационных технологий (КИС МПК);
  4. Возобновление деятельности МПК с Боливией;
  5. Завершение работ по возобновлению деятельности торгового представительства Российской Федерации в Никарагуа;
  6. Подготовка экономической составляющей визитов и переговоров на высшем уровне;
  7. Формирование отношений стратегического партнерства со странами Латинской Америки и Карибского бассейна, наращивание российского экономического присутствия на рынках этих стран;
  8. Продолжение работы по налаживанию взаимодействия с органами государственной власти стран Америки, международными организациями и региональными объединениями с их участием по вопросам внешнеэкономического сотрудничества. [http://www.economy.gov.ru]

Структура российского экспорта в  США традиционно характеризуется  сырьевой направленностью, доля машин  и оборудования продолжает оставаться незначительной. Однако исследование конъюнктуры американского рынка  и анализ запросов американских компаний показывают, что существуют реальные возможности расширения российского  экспорта не только за счет роста объемов  экспортируемых из России нефти, природного газа, металлов и химических удобрений, но и путем увеличения поставок ряда товаров с высокой степенью обработки, а также услуг. Это может быть обеспечено, в частности, путем продвижения в США некоторых видов продукции машиностроения, химической, деревообрабатывающей, целлюлозно-бумажной, пищевой промышленности, имеющих реальную перспективу реализации на емком американском рынке.

             Расширению двусторонних экономических  связей активно содействует рабочая  группа «Российско-Американское  Тихоокеанское партнерство» (РАТОП)  под сопредседательством Минэкономразвития России и Минторга США, призванная содействовать развитию торгового и инвестиционного сотрудничества между дальневосточными регионами России и тихоокеанскими штатами США. В работе РАТОП принимают участие представители федеральных и региональных органов исполнительной власти, а также деловых кругов России и США.[2, c. 169]

 

2.2. Сотрудничество со странами Европы

            Важнейшим рынком товаров и услуг и главным источником иностранных инвестиций в экономику России, а также объектом зарубежных капиталовложений российских компаний являются европейские страны. На страны Европы приходится 55% российского товарооборота и 85% инвестиций в российской экономике.

            Ключевая цель во внешнеэкономических отношениях со странами Европы – выстраивание стратегического партнерства на основе инвестиционного, технологического, транспортного и энергетического сотрудничества, а также формирование Общего экономического пространства России и ЕС.

  1. Европейский союз.

А) реализация Концепции формирования Общего экономического пространства России и ЕС;

Б) подготовка и ведение переговоров по экономическому разделу нового базового соглашения Россия – ЕС;

          В)доступ к европейским технологиям и компетенциям;

          Г)сотрудничество в области исследований и разработок при     обеспечении российского участия в доходах от их использования;

         Д) стратегическое партнерство в сфере энергетики;

          Е) развитие сотрудничества в области транспорта, включая совместное формирование международных транспортных коридоров:

         Ж) устранение барьеров для доступа российских товаров и услуг на европейские рынки;

         З) участие в подготовке саммитов Россия-ЕС, встреч Правительство Российской Федерации – Комиссия Европейских Сообществ.

2. Двустороннее сотрудничество (в первую очередь с Германией, Францией, Италией, Испанией, Финляндией, Грецией, Нидерландами, Норвегией, странами Северной, Центральной, Восточной Европы и Балтии), в частности, в следующих областях:

А) энергетика;

Б) машиностроение;

В) авиация;

          Г) космос;

Д) транспорт;

Е) нанотехнологии;

Ж) автомобилестроение;

З)агропромышленный комплекс;

И) телекоммуникации;

К) информационные технологии;

Л) производство потребительских товаров.

           Особая задача по странам Центральной и Восточной Европы: восстановление кооперационных связей и инвестиционного сотрудничества, расширение присутствия российских компаний на рынках этих стран, а также сотрудничество по обеспечению бесперебойного транзита российских энергоносителей и других товаров в Западную Европу.

3. Обеспечение выполнения  и подготовка новых межправительственных  договоров и соглашений по  вопросам внешнеэкономических связей.

4. Защита российских торгово-политических  и экономических интересов в  странах Европы.

5. Подготовка и реализация  программ сотрудничества и планов  совместных действий со странами  Европы в торгово-экономической  сфере.

6. Участие в переговорах  по сотрудничеству с ЕАСТ.

7. Переориентировка деятельности  МПК, их рабочих органов и  торгпредств на реализацию конкретных  проектов сотрудничества, их сопровождение  в целях развития российской  экономики.

8. Содействие в обеспечении  диверсификация маршрутов поставок  российского природного газа, нефти  и нефтепродуктов в Европу, сотрудничество  в области энергоэффективности.

9. Участие в урегулировании задолженности бывшего СССР путем подготовки к подписанию межправительственных соглашений и протоколов о товарном наполнении погашаемой задолженности с упором на товары с высокой долей добавленной стоимости.

10. Участие в реализация различных программ технического содействия со странами Европы, решение вопросов, связанных с модернизацией и реконструкцией объектов, построенных в европейских странах по линии техсодействия бывшего СССР.

11. Оказание содействия  деловым кругам в продвижении  товаров российских экспорта, развитии  инновационных технологий, привлечении  инвестиций, участии в тендерах, создании промышленных округов  и кластеров.

12. Анализ мер, регулирующих  внешнеэкономическую деятельность  в странах Европы в целях  использования позитивного опыта.

            Сотрудничество с ЕС благополучно складываются для России. Можно выделить Германию как самую стабильную по отношению к России как в политическом плане, так и в плане торговых отношений.

 

    1. . Россия и Япония

Торгово-экономические связи  России с Японией занимают видное место в общем комплексе двусторонних отношений. В последние годы роль экономического взаимодействия между  двумя странами заметно возросла.

Объем российско-японской торговли в 2010 году по данным российской таможенной статистики практически достиг докризисных  показателей и составил 23,1 млрд. долл. США.

Россия занимает 14 место  среди внешнеторговых партнеров  Японии. Удельный вес России во внешнеторговом обороте Японии составляет 1,7%.

По результатам 2011 г. Япония занимает 9-ое место среди внешнеторговых партнеров России, в том числе 4-ое по импорту и 11-ое по экспорту, доля Японии в российском товарообороте составляет 3,6%.

Товарооборот между Россией  и Японией в 2007-2012 гг.

(по данным  ФТС России)

(млрд. долларов  США)

 

2008г.

2009г.

2010г.

2011г.

2012 г.

январь

ОБОРОТ

29,8

14,5

23,1

29,7

1,9

темпы роста, %

139,1

50,2

159,4

128,7

112,0

ЭКСПОРТ

13,3

7,3

12,3

14,7

0,9

темпы роста, %

135,4

70,3

177,0

114,6

91,5

ИМПОРТ

16,5

7,2

10,3

15,0

1,0

темпы роста, %

162,7

39,0

141,9

146,2

138,8

Информация о работе Внешняя торговля России с основными странами с развитой рыночной экономикой