Внешнеэкономические связи России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2012 в 01:10, реферат

Краткое описание

Внешнеэкономическая деятельность РФ осуществляется в разных формах - в виде научно-технического, инвестиционного сотрудничества, сотрудничества в области информационных и других услуг и т.п. Однако основной формой во внешнеэкономических связях России с зарубежными странами является торговля.
Внешняя торговля Российской Федерации отличается своеобразием объемов, товарной структуры, составом участников.

Вложенные файлы: 1 файл

Общая характеристика ВЭС России.docx

— 44.68 Кб (Скачать файл)

     1.2. Общая характеристика  ВЭС США

     Соединенные Штаты сохраняют лидирующее положение  в международной торговле. Объем  внешней торговли США товарами и  услугами в 2011 году вырос по сравнению  с предыдущим годом на 9,3% до 4,363 трлн. долл. (в 2010 году – на 8,8%). В общем  объеме товарооборота на долю экспорта приходилось 42% (1,842 трлн. долл.), импорта  – 58% (2,520 трлн. долл.). Совокупный дефицит  США в торговле товарами и услугами в 2011 году сократился до 677 млрд. долл., что на 23 млрд. долл. меньше аналогичного показателя 2010 года.

     По  итогам 2011 года объем внешней торговли товарами составил 3,403 трлн. долл. (прирост 9,2%). Американский экспорт по сравнению  с 2010 годом увеличился на 12,4% до 1,291 трлн. долл., а импорт – на 7,3%, составив 2,112 трлн. долл. Дефицит в торговле товарами увеличился и составил 821 млрд. долл. (в 2010 году – 819 млрд. долл.).

     Крупнейшими торговыми партнерами США в 2011 году оставались Канада (товарооборот – 597 млрд. долл.), Китай (409 млрд. долл.), Мексика (367 млрд. долл.), Япония (206 млрд. долл.) и  Германия (152 млрд. долл.). В десятку  крупнейших партнеров также входили  Великобритания, Южная Корея, Франция, Саудовская Аравия и Венесуэла. На данные 10 стран пришлось свыше 65% американского импорта и около 58% экспорта. При этом произошло увеличение объемов торговли США с большей частью их основных партнеров. Так, американские экспортные поставки наиболее значительно возросли в Мексику (на 15,4 млрд. долл.), Канаду (12,5 млрд. долл.), Китай (6,2 млрд. долл.) и Германию (5,1 млрд. долл.). Импорт в наибольшей степени увеличился из Саудовской Аравии (на 19,2 млрд. долл.), Канады (18,5 млрд. долл.), Китая (16,3 млрд. долл.), Венесуэлы (11,5 млрд. долл.), Мексики (5,2 млрд. долл.) и Германии (3,4 млрд. долл.).

     Наибольший  торговый дефицит у США наблюдался с Китаем – 266,3 млрд. долл., Канадой  – 74,2 млрд. долл., Японией – 72,7 млрд. долл., Мексикой – 64,4 млрд. долл. и Германией  – 42,8 млрд. долл. Торговый дефицит с  Россией по итогам 2011 года составил 17,4 млрд. долл., что на 5,5 млрд. долл. больше показателя 2010 года.

     Положительное сальдо США имели в торговле с  Нидерландами (19,1 млрд. долл.), Гонконгом (15,1 млрд. долл.), Объединенными Арабскими  Эмиратами (14,5 млрд. долл.), Сингапуром (12,9 млрд. долл.), Австралией (11,9 млрд. долл.), Бельгией (11,7 млрд. долл.) и Турцией (5,8 млрд. долл.).

     В разрезе региональных экономических  группировок структура внешней  торговли США по сравнению с предшествовавшим годом не претерпела больших изменений. Более 59% внешнеторгового оборота  США приходилось на государства, входящие в АТЭС. Наибольшая доля по-прежнему приходилась на страны Западного  полушария – 37%, на страны Азии - 28%, на страны Европы – 22%.

     Главным направлением экспорта американских товаров  продолжали оставаться страны Западного  полушария, на которые пришлось более 42% от общего объема экспорта. Доля стран  Азии немного снизилась по сравнению  с предыдущим годом до 23% (в 2010 году – 24%). Совокупный объем поставок в  европейские страны, включая Россию, увеличился на 15%, а их удельный вес  в американском экспорте существенных изменений не претерпел и составил 25%, причем основная часть этого объема (84%) пришлась на страны Евросоюза. Основные импортные закупки осуществлялись в странах Западного полушария – 34%, Азии – 31% и Европы – 21%. Доля стран Ближнего Востока и Африки, как в экспорте, так и в импорте США была по-прежнему незначительной. По Ближнему Востоку эти показатели составили соответственно 5,2% и 5,5%, а по Африке – 2,2 % и 5,4%.

     Товарная  структура, как экспорта, так и  импорта США в 2011 году существенных изменений не претерпела.

     В американском экспорте доля машин, оборудования и транспортных средств составила 46%, продукции химической промышленности – 17%, продовольствия и сельскохозяйственного  сырья – 10%, металлов, драгметаллов и изделий из них – 9%, минеральных  продуктов – 7%, древесины и целлюлозно-бумажных изделий – 3%, текстиля, текстильных  изделий и обуви – 2%, других товаров  – 6%.

     В импорте США доля машин, оборудования и транспортных средств составила 37%, минеральных продуктов – 23%, продукции  химической промышленности – 11%, металлов, драгметаллов и изделий из них  – 8%, текстиля, текстильных изделий  и обуви – 6%, продовольствия и  сельскохозяйственного сырья – 5%, древесины и целлюлозно-бумажных изделий – 2%, кожи и кожевенного  сырья – 1%, других товаров – 7%.

     В 2011 году США продолжали сохранять  лидерство и в международной  торговле услугами. Объем американского  экспорта услуг составил 551,6 млрд. долл. (увеличение на 54,4 млрд. долл. по сравнению  с 2010 годом), импорта – 407,6 млрд. долл. (прирост на 29,5 млрд. долл.). В 2011 году положительное сальдо в американской торговле услугами составило 144,0 млрд. долл. (в 2010 году – 119,1 млрд. долл.).

     Основное  увеличение в экспорте услуг пришлось на группу «другие частные услуги» (17,6 млрд. долл.), которые включают в  себя образовательные, финансовые, страховые, телекоммуникационные, технические, консультационные, юридические, инженерные, архитектурные, услуги по связям с общественностью  и др. Также увеличился экспорт  услуг в области туризма (на 14,7 млрд. долл.), грузовых перевозок (8,7 млрд. долл.), роялти и лицензионных сборов (8,5 млрд. долл.) и пассажирских перевозок (5,8 млрд. долл.). В тоже время произошло небольшое сокращение (на 0,9 млрд. долл.) в области услуг, связанных с военными контрактами.

     Основное  увеличение в импорте услуг пришлось на группу «другие частные услуги» (9,8 млрд. долл.), услуги в области  грузовых перевозок (5,8 млрд. долл.), туризма (4,2 млрд. долл.), пассажирских перевозок (3,8 млрд. долл.), роялти и лицензионных сборов (2,8 млрд. долл.).

     Торговля  со странами СНГ в 2011 году характеризовалась  незначительными объемами по сравнению  со странами – основными торговыми  партнерами Соединенных Штатов. Удельный вес стран СНГ в товарообороте  США составил 1,5%. При этом более 71% этого объема приходилось на Россию. В стоимостном выражении объем  торговли США со странами СНГ составил 50,7 млрд. долл., увеличившись по сравнению  с 2010 годом на 41%, в основном за счет роста российско-американского товарооборота.

     Основными торговыми партнерами США среди  стран СНГ в 2011 году являлись Россия, Азербайджан, Украина, Казахстан и  Белоруссия. По размеру товарооборота  в перечне торговых партнеров  США они заняли соответственно 23-е, 62-е, 65-е, 79-е и 93-е места. По данным Комиссии США по международной торговле товарооборот США с Азербайджаном  увеличился в 2,4 раза, при этом объемы американского экспорта выросли  на 31%, а импорта – 146%. В первую очередь это произошло за счет очередного увеличения объемов американского  импорта минерального топлива из этой страны. Объем торговли США  с Украиной увеличился на 64%, при  росте американского экспорта на 40%, а импорта на 88%. Основной рост пришелся на импортные поставки продукции  из черных металлов. По итогам года товарооборот между США и Казахстаном вырос  на 28%, в том числе американский импорт увеличился на 27%, а экспорт  – 30%. Наряду с этим, в 2011 году отмечалось небольшое увеличение (на 7%) товарооборота  США с Белоруссией, что объясняется значительным ростом американского экспорта автомобилей и двигателей внутреннего сгорания с одновременным сокращением поставок тракторов и лекарств, а также увеличением американского импорта нефтепродуктов. Все остальные страны СНГ во взаимной торговле с США занимали места со 107-го по 180-ое. Следует отметить, что в 2011 году объемы торговли США выросли с большинством стран СНГ. Заметное увеличение товарооборота (на 134%) продемонстрировал Узбекистан (переместившись со 132-го на 113-е место), что объясняется экспортными американскими поставками летательных аппаратов и запчастей к ним, а также увеличением американского импорта радиоактивных элементов и изотопов. Также возрос (на 60%) товарооборот с Грузией (107-е место, по сравнению со 114-ым в 2010 году) за счет американских экспортных поставок автомобилей, мяса домашней птицы и вооружений. Таджикистан переместился со 173-го на 172-е место (рост на 12%) в основном из-за американского импорта алюминия. Однако имело место и снижение товарооборота США с Кыргызстаном (на 12%) и Туркменистаном (51%). Положительное торговое сальдо США имели, с Грузией, Узбекистаном, Арменией, Молдавией, Таджикистаном и Кыргызстаном.

     В целом торговля США со странами СНГ  характеризовалась преобладанием  сырьевых товаров и трикотажных  изделий в импорте США и  значительной долей машинотехнической  продукции и продовольственных  товаров в их экспорте.  

     1.3. Роль США в ВЭС России

     Потенциал экономического сотрудничества остается заложником политической конъюнктуры  и внутриполитического расклада сил в обеих странах. Это во многом объясняется тем, что Россия больше, чем США, заинтересована в  двусторонних экономических и научно-технических  отношениях. Однако, в отличие от Китая, Россия не смогла пробиться на американский рынок с конкурентоспособными промышленными товарами, сделать собственный рынок привлекательной площадкой для высокотехнологичных американских инвестиций и при этом существенно ограничила участиеиностранного капитала в освоении своих природных ресурсов. Поэтому США не ощущают серьезной зависимости от экономических и научно-технических связей с Россией и рассматривают их по большей части как инструмент политического манипулирования.

       Мировой финансовый кризис позволил  по новому взглянуть на развитие  отношений в сфере финансово-экономического  сотрудничества. Взаимодействие с  США по некоторым вопросам  могло ослабить остроту кризиса  для России. В частности, такое  взаимодействие на двусторонней  и многосторонней основе позволяет  искать развязки путем предупреждения  инсайдерской практики, спекулятивных  атак и «мыльных пузырей». Последние  формируются глобальными инвесторами  на российском рынке и в  находящихся в США и в других  странах «семерки» центрах ценообразования  на товары российского экспорта. Контроль финансовых регуляторов  США за этими областями ослаблен.

       Перспективным может стать развитие  регулятивной инфраструктуры, систем  раскрытия информации, совместных  структур надзора, правоприменения  и контроля текущей ситуации. В США можно найти влиятельных  сторонников идеи создания межправительственной  организации, занятой борьбой  с манипулированием на глобальных  рынках, спекулятивными атаками,приводящими  к системным рискам. Аналог –  ФАТФ (FATF), учрежденный по решению  «большой семерки» (борьба с отмыванием  денег и финансированием терроризма). Развивающиеся рынки более свободны  для манипулирования, чем рынки  постиндустриальных стран. По  данным МВФ, при игре на понижение  короткие позиции хедж-фондов  и других глобальных инвесторов  могут достигать 3–7% ВВП (с  последующим бегством капиталов,  обрушением национальной валюты  и запуском механизма кризиса).

     Возможна  координация позиций США и  России в формировании системы международных  финансовых соглашений, которые должны предписывать нормы, направленные на управление и мониторинг рисков кризисов, что  обеспечит прозрачность любого финансового  оборота по всем типам инвесторов и по любым финансовым инструментам. Для этого потребуется создание нового межправительственного института, оценивающего состояние финансовой стабильности и угрозы кризисов от страны к стране. Аналог – Международное  агентство чрезвычайных ситуаций (инициатива России, 2002 г.). Основой такого института  мог бы стать Форум финансовой стабильности, созданный при Банке  международных расчетов, с приданием  ему статуса многосторонней организации  и вхождением в него России.

        За годы после окончания «холодной  войны» Россия и США не стали  значимыми друг для друга партнерами. На США приходится немногим  более 3% внешнеторгового оборота  России, на Россию – менее 1% внешнеторгового оборота США.  Россия получает из США инвестиции  и передовую технику, заимствует  методы ведения бизнеса и организации  производства. Наша страна ввозит  из США нефтегазовое оборудование, самолеты, электрооборудование, оптические  и измерительные приборы, медицинскую  технику, компьютеры и телекоммуникационное  оборудование. Поставки машин и  оборудования важны для России, нуждающейся в модернизации промышленной  базы. Сама же Россия экспортирует  в США в основном нефтепродукты,  металлы, радиоактивные материалы  и продукты неорганической химии.   В обеих странах сильна инерция мышления не только в обществе, но и в деловых кругах. Поэтому в отношении экономического сотрудничества на обозримый период не стоит иметь завышенные ожидания, но необходимо максимально использовать приоткрывшееся окно возможностей.

        Государственные органы должны  активно подавать положительные  сигналы для национального бизнеса  к развитию отношений с другой  стороной. Улучшение политического климата между США и Россией может способствовать улучшению инвестиционного климата, а формирование многоуровневых хозяйственных взаимосвязей, в свою очередь, послужит хорошей основой для российско-американских отношений в целом. Не уходит с повестки дня снятие торгово-политических барьеров. США отменили ряд законодательных актов дискриминационного характера по отношению к России. Однако наследие  «холодной войны» полностью не преодолено. США до сих пор не предоставили России режим наибольшего благоприятствования в торговле на постоянной основе. В рамках национального режима экспортного контроля Соединенные Штаты относят Российскую Федерацию к страновой группе, в отношении которой сохраняются ограничения на поставку технологий двойного назначения, в частности, компьютеров последних поколений. 

Информация о работе Внешнеэкономические связи России