Валютный рынок России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2015 в 04:21, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является сбор и анализ данных, накопленных новейшей историей российской экономики в процессе становления и функционирования валютного рынка России, а также рассмотрение основных направления единой государственной денежно-кредитной политики на период 2010 и 2011 годов.

Содержание

Введение 3
1 Валютный рынок России 6
1.1 Понятие валютного рынка 6
1.2 Участники валютного рынка 9
1.3 Функции валютного рынка 12

2. Организация валютного рынка России 14
2.1. Структурная характеристика валютного рынка РФ. 14
2.1.1 Валютные операции 15
2.1.2 Валютное регулирование и валютный контроль 17
2.2. Функциональная характеристика валютного рынка РФ. 19
2.2.1 Биржевой и внебиржевой валютные рынки 20

3 Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на период 2010 и 2011 годов 23
3.1 Цели и инструменты политики 23
3.1.1 Количественные ориентиры денежно-кредитной политики 23
3.1.2 Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2009 год и период 2010 и 2011 годов 25
3.2 Политика валютного курса 28
3.3 Мероприятия Банка России по совершенствованию финансовых рынков на период 2010 и 2011 годов 29
3.4 Мероприятия Банка России по совершенствованию платежной системы России в 2009 году и на период 2010 и 2011 годов 30

Заключение 33
Список использованных источников 35

Вложенные файлы: 1 файл

Валютный рынок.doc

— 157.00 Кб (Скачать файл)

При  уточнении  показателей  денежной программы на 2012-2014 годы во всех вариантах учтены принятые в октябре 2011 года дополнительные  меры  среднесрочного  характера по поддержке финансового сектора.

В частности, при расчете изменения чистого кредита федеральному  правительству  учтено планируемое предоставление субординированных кредитов кредитным организациям  через  Внешэкономбанк  (Банк  развития) на  сумму 450 млрд. рублей  за  счет  средств Правительства Российской Федерации. При этом в составе валового кредита банкам учтено поэтапное предоставление субординированного кредита Сбербанку России в объеме 500 млрд. рублей. При определении величины  прочих  неклассифицированных  активов учтена прогнозируемая задолженность Внешэкономбанка (Банка развития) перед Банком России по средствам в иностранной валюте,  выделяемым  для  обеспечения  рефинансирования  внешнего  долга  российских кредитных  и  нефинансовых  организаций, образовавшихся до 25.09.2011 (до 50 млрд. долларов США).

При  осуществлении  первого  варианта денежной программы в условиях абсолютного снижения ЧМР прирост ЧВА с 2012 по 2014 годы является единственным источником роста узкой денежной базы; в 2014 году увеличение ЧВА  становится единственным источником роста денежной базы также во втором варианте денежной программы и основным источником ее роста – в третьем варианте.

Показатели программы, рассчитываемые по фиксированному обменному курсу, определены исходя из официального курса рубля на начало 2011 года.

 

3.1.2 Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2012 год и период 2013 и 2014 годов

 

ЧМР на протяжении всего прогнозного периода будет основным источником увеличения денежной базы,  а потребность банковского сектора в существенном увеличении валового кредита сформируется лишь к 2014 году.

Первый вариант денежной программы предусматривает  в  2012 году сокращение чистых международных резервов на 4 млрд. долларов США (или 0,1 трлн. рублей по фиксированному  курсу  доллара  США  к  рублю на  1.01.2011), вследствие чего  требуется  увеличение  чистых  внутренних  активов на 0,84  трлн. рублей. В  условиях снижения чистого  кредита  расширенному  правительству на 0,55  трлн. рублей Банку  России  потребуется  увеличить  чистый  кредит  банкам более чем на 0,8 трлн. рублей.

Исходя из  прогноза  платежного баланса в этом варианте в 2013 году предусматривается снижение ЧМР на 0,35  трлн. рублей, а в 2014 году – на 0,87 трлн. рублей. При этом ЧВА увеличиваются на 1,05 и 1,5 трлн. рублей соответственно.  В  2013  году  для  обеспечения  такой  динамики  Банку  России  необходимо будет повысить объем чистого кредита банкам на 2,4 трлн. рублей, в 2014 году –на 3,5 трлн. рублей.

В рамках второго варианта денежной программы  в  2012  году  прирост  ЧМР  ожидался на уровне 1,45 трлн. рублей, что превышает  потребности  роста  денежной  базы, определенной  в  соответствии  с  ориентирами по инфляции, и вызывает необходимость снижения  ЧВА  на  0,6  трлн.  рублей.  Объем  чистого  кредита  банкам  в  этом  варианте  программы  возрос  в  2012  году на 0,63 трлн. рублей.

В  условиях  этого  варианта  в  2013  году предусматривался  рост  ЧМР  на  0,79  трлн. рублей, в 2014 году – снижение на 0,36 трлн. рублей. Чистые внутренние активы увеличились при этом на 0,04 и  1,15 трлн. рублей соответственно.  В  2013  году  для  обеспечения  такой  динамики  Банк  России  повысил объем чистого кредита банкам на 1,9 трлн. рублей, а в 2014 году – на 3,6 трлн. рублей.

По третьему варианту денежной программы в 2012 году прогнозировался прирост ЧМР на 1,7 трлн. рублей. С учетом оценки денежной  базы,  соответствующей  целевому ориентиру по инфляции, это потребовало снижения ЧВА на 0,79  трлн. рублей. В  структуре ЧВА чистый кредит расширенному правительству  снизился на 2,1  трлн. рублей, а чистый кредит банкам возрос на 0,63  трлн. рублей.

В 2013 году по данному сценарию предусматривалось  увеличение ЧМР на  1,5  трлн. рублей  и  снижение  ЧВА  на  0,55  трлн.  рублей.  В  условиях  снижения  чистого  кредита расширенному правительству на 1,6 трлн. рублей  Банку  России  потребовалось  обеспечить  увеличение  чистого  кредита  банкам на 1,6 трлн. рублей. В 2014 году третий вариант  программы  предусматривал  рост  ЧМР на 0,43 млрд. рублей, что явилось недостаточным  для  обеспечения  запланированных темпов  прироста  денежной  базы  и  потребовало увеличения  ЧВА  на  0,52  трлн.  рублей.  Чистый кредит банкам в этой ситуации возрос на 3,23 трлн. рублей.

Согласно  четвертому  варианту  денежной программы прирост ЧМР составил в  2012  году  почти  3  трлн.  рублей, в 2013 году – 4,25 трлн. рублей, в 2014году – 2,74 млрд. рублей. Исходя из оценки денежной базы при этом потребовалось снижение ЧВА на 1,8; 2,9 и 1,4 трлн. рублей соответственно. Чистый  кредит  расширенному  правительству в этом варианте снизился в 2012 году на 2,7  трлн. рублей, а в 2013 и 2014  годах – на  2,8  трлн.  рублей.  При  этом  в  2012  году возникла необходимость обеспечить увеличение чистого  кредита банкам на 0,15  трлн. рублей, в 2013  году – на 0,19  трлн. рублей, а в 2014 году – на 2,2 трлн. рублей.

Параметры денежной программы не являются жестко заданными и могут быть уточнены в соответствии со складывающейся макроэкономической  ситуацией,  изменением влияния  на  состояние  денежно-кредитной сферы ключевых внутренних и внешних факторов.  В  целях  адекватного  реагирования на изменение состояния денежно-кредитной сферы  и  учета  возможных  рисков  при  реализации денежно-кредитной политики Банк России будет применять весь спектр инструментов, имеющихся в его распоряжении.

 

 

3.2 Политика валютного курса

 

Политика  валютного  курса  Банка  России в среднесрочной перспективе будет направлена на создание условий для реализации  модели  денежно-кредитной  политики на основе таргетирования инфляции, постепенное сокращение прямого вмешательства в процессы курсообразования.

В  качестве  операционного  показателя при проведении  курсовой политики на  стадии перехода к режиму плавающего валютного  курса Банк  России  продолжит использование  бивалютной  корзины,  состоящей из евро и доллара США, что позволит взвешенно  реагировать  на  взаимные  колебания  курсов основных мировых валют и, соответственно, осуществлять сглаживание колебаний номинального эффективного курса   рубля.

Тенденции  изменения  курса  рубля в среднесрочной перспективе будут определяться  движением  средств  в  рамках  внешнеэкономической  деятельности,  формирующимся  под  воздействием  как  внешних факторов,  так и  процессов  преобразования структуры российской экономики.

В  качестве  инструмента  прямого  регулирования  ликвидности  по-прежнему  будут использоваться обязательные резервные требования. Банк России предполагает придерживаться  политики  поэтапного  повышения  коэффициента  усреднения  обязательных резервов  в целях расширения  возможностей  банковского  сектора  по  управлению ликвидностью  и  адаптации  кредитных  организаций  к  новым резервным  требованиям. Вместе с тем в зависимости от изменения макроэкономической  ситуации Банк  России может принять решение относительно изменения  нормативов  обязательных  резервов.

В  2012-2014  годах  предполагалось  уточнить категории резервируемых обязательств, порядок  определения  величины  резервируемых  обязательств  по  выпущенным  кредитной  организацией  долговым  ценным бумагам,  порядок  переоформления  обязательных резервов при реорганизации кредитных организаций.

В 2012-2014  годах Банк России продолжит  осуществлять  взаимодействие  с  Минфином  России  как  в  области  реализации денежно-кредитной  политики,  так  и  по  вопросам развития национальных финансовых рынков. В частности, реализованный в 2011 году  Минфином  России  совместно  с  Банком России механизм размещения временно свободных  бюджетных  средств  на  депозиты в кредитных организациях будет использоваться  как дополнительный  канал  предоставления  ликвидности  банковскому  сектору  в  периоды  возникновения  ее  дефицита.

Кроме того, политика Банка России була направлена  на  реализацию  совместно  с Минфином  России  ряда  мер  по  совершенствованию  рынка  государственных  облигаций, что  будет  способствовать  повышению  эффективности  использования  операций  Банка России с государственными ценными бумагами  в  целях  регулирования  денежного предложения.

 

3.3 Мероприятия Банка России  по совершенствованию финансовых  рынков  на период 2013 и 2014 годов

 

В 2012-2014  годах Банк России продолжил участвовать в деятельности, направленной на  повышение  эффективности функционирования  инфраструктуры  российского финансового рынка, по следующим направлениям:

–  совершенствование  нормативной базы,  регламентирующей  проведение  сделок РЕПО на рынке государственных ценных бумаг, в том числе сделок РЕПО с центральным контрагентом в целях развития денежного рынка и повышения его ликвидности;

–  совершенствование  законодательства  о  клиринговой  деятельности  в  целях повышения  эффективности  управления  рисками  по  сделкам,  проводимым  участниками финансовых рынков через организатора торгов;

–  внедрение  механизмов  предоставления  ценных  бумаг  на  возвратной  основе,

способствующих  повышению  устойчивости рынков долговых инструментов и их ликвидности;

–  внедрение  сервиса  управления  обеспечением по операциям РЕПО, в том числе

трехстороннего РЕПО, в целях оптимизации и  расширения  спектра  операций,  проводимых участниками;

–  содействие  развитию  системы  индикаторов рыночных процентных  ставок в целях развития денежного рынка и механизма управления процентным риском.

 

3.4 Мероприятия Банка России по совершенствованию платежной системы России в 2012 году и на период 2013 и 2014 годов

 

В  2012-2014  годах  деятельность  Банка России  по  совершенствованию  национальной платежной системы была направлена на обеспечение  эффективного  и  бесперебойного  ее  функционирования,  способствующего  укреплению  финансовой  стабильности  в  стране  и  эффективному  проведению денежно-кредитной политики.

Банком России была продолжена работа по участию в совершенствовании законодательства,  устанавливающего  организационные и правовые основы платежной системы России.

На законодательном уровне были установлены требования к организациям, ответственным за функционирование системы переводов денежных средств и платежной инфраструктуры, а также стандарты надзора и наблюдения за их деятельностью.

Банк России провел работу по совершенствованию  правил  осуществления платежей и переводов денежных средств путем  стандартизации  платежных инструментов, процедур приема, контроля и обработки  информации  с  учетом  международного опыта  и  российской  банковской  практики.

Целью проводимой работы  является  создание гибкой, управляемой, безопасной и технологически  унифицированной  системы, позволяющей  обеспечивать  непрерывность обработки  платежной  информации  в  автоматизированном режиме на всех этапах перевода денежных средств.

Совершенствование  платежной  инфраструктуры,  предоставляющей  операционные, клиринговые и расчетные услуги, было направлено на создание условий для развития клиринговых и расчетных систем, отвечающих международным  стандартам, а  также для  обеспечения  операционной  совместимости  платежных  систем  России  с  внешними,  в  том  числе  международными  платежными системами.

Банк России продолжил реализацию мероприятий  по  дальнейшему  комплексному преобразованию  собственной  платежной системы, в  том числе по развитию и  совершенствованию  системы  валовых  расчетов в режиме реального  времени Банка  России (системы  банковских  электронных  срочных платежей – системы БЭСП).

В  системе  БЭСП  был  сформирован структурный и количественный состав участников,  обеспечивающий  концентрацию  в ней подавляющей части платежного оборота,  проходящего  через  платежную  систему Банка России.

Завершилось  включение  Федерального казначейства  Российской  Федерации  и  его территориальных органов в состав участников системы БЭСП, что предоставило возможность  более  эффективно  решать  задачи  по контролю  за  доходной  и  управлению расходной частью бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации.

В  состав  участников  системы  БЭСП  были  включены  инфраструктурные  организации  финансовых  рынков,  обеспечивающие осуществление клиринга и расчетов, что дает возможность  проведения  в  системе  БЭСП платежей, в том числе связанных с осуществлением  операций  денежно-кредитной  политики,  с  учетом  дополнительной  ликвидности, предоставляемой Банком России, и c использованием  механизмов  оперативной (в режиме  реального  времени)  мобилизации ликвидности.

Проведение  мероприятий  по  внедрению  централизованного  управления  и  оперативного  мониторинга  расчетных  систем платежной системы Банка России обеспечило повышение устойчивости банковской системы Российской Федерации к распространению системных и расчетных рисков.

Дальнейшая  специализация предоставляемых  сервисов  позволит  осуществлять приоритетное  исполнение  срочных  платежей  и  исполнение  массовых  платежей  без задержки исполнения срочных.

Банк России будет проводить работу по совершенствованию  нормативно-правовой базы, регулирующей безналичные расчеты в части  развития  розничных  платежных  услуг на основе инновационных технологий, которая в целом будет  способствовать повышению  эффективности  российской  платежной системы.

Для  обеспечения  доступности,  эффективности и безопасности розничных платежных услуг будет продолжено формирование политики Банка России, в том числе в области  создания  единой  розничной  платежной инфраструктуры,  национальной  системы платежных карт, а также повышения финансовой  грамотности  населения  в  Российской Федерации,  что  обусловлено  возросшими требованиями к финансовому образованию населения  в  условиях  экономических изменений,  повышения  мобильности  трудовых ресурсов.

Информация о работе Валютный рынок России