Берлинский кризис. Образование ФРГ и ГДР

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Октября 2012 в 14:54, контрольная работа

Краткое описание

В 1945 году Берлин был оккупирован войсками «Большой четверки» (СССР, США, Франция, Великобритания), что символизировало единство военного союза, направленного против нацистской Германии. В 1948-1949 гг. Советский Союз организовал блокаду западных секторов города, тем самым, обострив отношения между Востоком и Западом. В течение 40 лет Берлин служил показателем изменяющихся отношений между США и СССР, превратившись в «арену» противоречий «холодной войны».

Содержание

Берлинский кризис 3
Ялтинская конференция (4-12 февраля 1945) 3
Потсдамская конференция (17 июля – 2 августа 1945) 3
Германский вопрос 5
Раскол Германии и образование ФРГ И ГДР 8
Федеративная Республика Германии (ФРГ) 8
Германская Демократическая Республика (ГДР) 13
Список использованных источников 18

Вложенные файлы: 1 файл

МППРФ.docx

— 45.17 Кб (Скачать файл)

         МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

     УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«САМАРСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

                          

                                      ЮРИДИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

 

 

 

 

 

                                         КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

                                                     по дисциплине

                 МЕЖДКНАРОДНО-ПРАВОВАЯ ПОЗИЦИЯ РОССИИ

                     Тема: Берлинский кризис. Образование ФРГ и ГДР.

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                     

                                               

 

 

 

                                                                                    Выполнил:                                                                                      Проверил: 

                                                                                    Ст. преп.

 

Оглавление

Берлинский кризис 3

Ялтинская конференция (4-12 февраля 1945) 3

Потсдамская конференция (17 июля – 2 августа 1945) 3

Германский вопрос 5

Раскол Германии и образование ФРГ И ГДР 8

Федеративная Республика Германии (ФРГ) 8

Германская Демократическая Республика (ГДР) 13

Список использованных источников 18

 

Берлинский кризис

 

В 1945 году Берлин был оккупирован войсками «Большой четверки» (СССР, США, Франция, Великобритания), что символизировало  единство военного союза, направленного  против нацистской Германии. В 1948-1949 гг. Советский Союз организовал блокаду  западных секторов города, тем самым, обострив отношения между Востоком и Западом. В течение 40 лет Берлин служил показателем изменяющихся отношений  между США и СССР, превратившись  в «арену» противоречий «холодной  войны».

Ялтинская конференция (4-12 февраля 1945)

 

Ялтинская конференция 1945 (Крымская конференция) глав правительств 3 союзных держав во 2-й мировой войне: И. В. Сталина (СССР), Ф. Д. Рузвельта (США) и У. Черчилля (Великобритания) 4-12 февраля в Ялте. Были определены и согласованы военные планы союзных держав и намечены основные принципы их послевоенной политики с целью создания прочного мира и системы международной безопасности; участники Крымской конференции заявили о своей цели — уничтожить германский милитаризм и нацизм; были приняты решения о создании в Германии зон оккупации 3 держав (а также Франции, в случае ее согласия) и общегерманского контрольного органа союзных держав, о взыскании с Германии репараций, о создании ООН и др.

Потсдамская конференция (17 июля – 2 августа 1945)

 

Потсдамская конференция руководителей трех союзных держав в принципе расставила точки над i в вопросе о том, какой хотят видеть Германию победители в ходе мирного урегулирования. В Потсдаме, в отличие от Крымской (Ялтинской) конференции 1945, не рассматривался вопрос о расчленении Германии. В решениях Берлинской конференции говорилось, что союзные державы «не намерены уничтожить или ввергнуть в рабство немецкий народ».1 На заседаниях 31 июля и 1 августа 1945 года главы правительств окончательно согласовали текст соглашения «Политические и экономические принципы, которыми необходимо руководствоваться при обращении с Германией в начальный контрольный период». В основу этого соглашения были положены принципы (принцип Четырех «Д») демилитаризации, демократизации, денацификации и декартелизации Германии. Три державы подтверждали, что верховная власть в Германии будет осуществляться главкомами вооруженных сил СССР, США, Великобритании и Франции, каждым в своей зоне оккупации, по инструкциям своих правительств, а также совместно - по вопросам, затрагивающим Германию в целом.

Целями  оккупации провозглашались: полное разоружение и демилитаризация Германии и ликвидация всей германской промышленности, которая может быть использована для военного производства, или контроль над ней; ликвидация национал-социалистической партии и предотвращение нацистской и милитаристской деятельности или пропаганды; отмена всех нацистских законов; наказание венных преступников; поощрение деятельности антифашистских партий и подготовка к окончательной реконструкции германской политической жизни на демократической основе и к эвентуальному мирному сотрудничеству Германии в международной жизни.

Разногласия возникли при обсуждении вопроса  о репарациях. Однако СССР и США  удалось выработать компромиссное  решение, в соответствии с которым  Советский Союз получал репарации  из своей зоны оккупации и за счет германских вложений за границей (а  также дополнительно 25% промышленного  оборудования из западных зон).

На Потсдамской  конференции помимо рассмотрения многих других важных вопросов было решено учредить Совет министров иностранных дел (СМИД) из представителей четырех держав-победительниц и Китая, в функции которого в том числе должна была входить подготовка мирного урегулирования для Германии.

Решения Берлинской конференции имели неоднозначные  последствия. С одной стороны, был  произведен раздел сфер влияния между  СССР и западными державами, с  другой — конференция подвела  черту под шестилетним периодом мировой войны. Хотя антигитлеровская коалиция доживала последние дни  и обозначились скрытые трещины  в отношениях между ее участниками, в Потсдаме три державы смогли прийти к согласию по многим вопросам послевоенного устройства. Но эти решения, строго говоря, определяли лишь генеральные направления германского урегулирования и не являлись международно-правовым актом, в полном объеме решившим вопрос о послевоенном устройстве Европы.

Германский вопрос

 

С осени 1945 года в германском вопросе уже  четко определился курс трех западных держав на раздел страны. При этом следует иметь ввиду, что для народов бывшего Советского Союза, как и для многих других европейских государств, германский вопрос означал, прежде всего, живое напоминание о военном нашествии с немецкой земли, несшем смерть и разрушение, и лишь затем - проблему преодоления национального раскола и приобретения немцами единой государственной самостоятельности. Естественно, что в своей политике СССР исходил из недопустимости того, чтобы германский вопрос вновь сделался источником опасений, настороженности и недоверия, поскольку он затрагивал самые чувствительные нервы европейской и мировой политики на протяжении всего XX столетия. Главная задача всех участников германского урегулирования состояла в том, чтобы превратить этот вопрос в поле для опробования и утверждения новых форм двустороннего и многостороннего сотрудничества для решения многих наболевших проблем, доставшихся нам от прошлого.

При решении  германского вопроса следует  отметить, что подходы СССР и трех западных держав значительно отличались. В то время как Советский Союз выступал за переговоры о мирном договоре с Германией до образования единого  немецкого правительства, его западные оппоненты настаивали на перемене мест слагаемых. Западная концепция предполагала сначала создание общегерманского правительства на основе свободных и демократических выборов и лишь затем - проведение переговоров о заключении мирного договора. Это-то и стало камнем преткновения в деле германского урегулирования.

Всякое  действие Запада по расколу Германии сопровождалось ответным действием  Советского Союза. В 1947 году американская и английская зоны оккупации объединяются в Бизонию. В июне 1948 года в западных зонах оккупации и западных секторах Берлина проводится сепаратная денежная реформа, а в апреле 1949 года к англо-американской зоне подключается Франция и создается  Тризония. 23 мая 1949 года была принята  западногерманская конституция, 30 мая - восточногерманская. В сентябре конституируется  Федеративная Республика Германия, в  октябре - Германская Демократическая  Республика. И если американская политика, нацеленная с последних дней войны  на раскол Германии, последовательно  претворялась Соединенными Штатами  в жизнь, то Советский Союз все  еще не терял надежды создать  единое германское государство. Причем эта идея владела советским руководством в течение многих лет, и оно  никак не хотело с ней расставаться.

Из воспоминаний В.С. Семенова: «У Сталина было видение  Германии как единого политического  и экономического целого. Еще во время войны, когда союзники спорили  о ее судьбе, он выступил против раздела  Германии. Сталин считал, что германский народ — великая нация и ее нельзя долго удерживать в разделенном состоянии. Поэтому в его политических расчетах Германия выступала как единое государство. Конечно, лучше всего было бы сделать его социалистическим. В первые годы после войны он полагал, что это осуществимо, — хаос, развал экономики, унижение народа — все, казалось, работало ему на руку. Однако очень скоро Сталин убедился, что из этого ничего не выйдет. Тогда он стал играть с идеей нейтрализации и демилитаризации Германии...

Расчет  у Сталина был прост и гениален: вся Европа, кроме, разумеется, самих  немцев, — против объединения Германии. Поэтому, поддержав германское единство, он сыграет на национальных чувствах немцев, выступит в роли их защитника  и внесет раздор в позицию Запада. На Западе были силы, готовые уступить и откупиться от Сталина, создав огромный нейтральный буфер между Востоком и Западом. А он рассчитывал противопоставить нейтральную Германию Западу, что  в свою очередь заставит ее искать союза с Москвой.

То, что  Сталин пошел на создание ГДР, не меняет целостности картины. Это был  его ответ на создание ФРГ –  шаг вынужденный и в какой-то мере тактический. Судя по всему, для  него ГДР была всего лишь разменной  монетой в сделке: на самом деле его целью была нейтральная и  демилитаризованная Германия».2

С разделом Европы на два противостоящих блока  и вхождением в них обоих германских государств, а тем более после  вторичного применения Советским Союзом силы в Венгрии в 1956 году, уже не представлялось реальным вести конструктивный диалог между Востоком в Западом  о практическом решении германского  вопроса Его обсуждение и выдвижение каких-то новых инициатив стало  чисто декларативным и уже  окончательно переместилось в сторону  межгерманских отношений, отведя четырем  державам-победительницам функцию  обеспечения необходимой идеологической поддержки и пропагандистского прикрытия политики своих подопечных…3

Раскол  Германии и образование ФРГ И ГДР

 

Таким образом  еще в 1945 году на встрече в Потсдаме Сталин, Рузвельт и Черчилль поделили Германию на четыре оккупационные зоны и установили четырехстороннее управление Берлином. Это соглашение должно было оставаться в силе до тех пор, пока Советский Союз, США, Англия и Франция не договорятся о создании общегерманского государства и не заключат с ним мирный договор.

«Холодная война» «похоронила» эти планы. В  сентябре 1949 года на территории трех западных оккупационных зон появилось новое государство – Федеративная Республика Германия. В ответ в октябре того же года, Сталин создал Германскую Демократическую Республику.

Федеративная  Республика Германии (ФРГ)

 

В сентябре 1949 г, правящие круги США, Англии и Франции завершили раскол Германии, образовав в западной части страны сепаратное государство. Монополии Западной Германии получили возможность создать свое государство как плату за участие ФРГ в агрессивных империалистических блоках, возглавляемых США. Одновременно с образованием ФРГ 21 сентября 1949 г. вошел в силу разработанный правительствами США, Англии и Франции оккупационный статут, который сохранял за этими державами верховную власть в ФРГ.

Оккупационный статут определяет полномочия, которые  сохраняются за оккупационными властями в осуществлении ими верховной  власти, носителями которой являются правительства Франции, США и Соединенного Королевства.

Для того чтобы обеспечить достижение основных целей, которые преследует оккупация, эти полномочия (за оккупирующими державами) специально оговариваются.

Правительства США, Великобритании и Франции встали на путь отказа от проведения в жизнь  решений Потсдамской конференции (июль — август 1945 г.), предусматривавших  демилитаризацию Германии, искоренение  германского милитаризма и нацизма, ликвидацию монополий и широкую  демократизацию страны.

В западных зонах оккупации Германии демилитаризация  и денацификация практически  не были осуществлены. Многие бывшие нацисты  снова заняли важные посты.

Советский Союз последовательно выступает за развитие дружественных отношении со всем германским народом. Считая, что нормализация отношений между СССР и ФРГ будет содействовать укреплению мира в Европе, решению германской проблемы и развитию взаимовыгодной торговли, Советское правительство обратилось 7 июня 1955 г. к правительству ФРГ с предложением установить прямые дипломатические, торговые и культурные отношения между обеими странами. И в сентябре 1955 г. оба правительства обменялись письмами об установлении дипломатических отношений и учреждении посольств.

Взяв  курс на восстановление в Западной Германии власти монополистического капитала и на раскол страны, западные державы  ставили своей целью возродить  германский милитаризм, с тем чтобы  использовать его потом в своих  интересах против СССР и других социалистических стран. Неудивительно поэтому, что  неоднократные предложения Советского Союза, направленные на сохранение единства Германии, были отклонены западными  державами, которые рассматривали  Западную Германию в качестве своего будущего политического и военного союзника.4

Оккупационные власти западных держав всячески содействовали  восстановлению и укреплению экономических  и политических позиций западногерманской  буржуазии, помогали ей консолидировать  свои силы. Создавались партии, представляющими  интересы монополистического капитала. В ФРГ был создан государственный аппарат, с помощью которого монополистический капитал мог укреплять и расширять свои позиции, контролировать всю жизнь страны. Западные державы запретили организацию Социалистической единой партии на территории Западной Германии. Эта политика в сочетании с антикоммунистической позицией лидеров Социал-демократической партии Германии (СДПГ) воспрепятствовала объединению коммунистов и социал-демократов.

Информация о работе Берлинский кризис. Образование ФРГ и ГДР