«Берберский вопрос» в странах Магриба (1970 – 2012гг.)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2012 в 14:21, курсовая работа

Краткое описание

Распад мировой колониальной системы во второй половине XX в. поставил перед народами, завоевавшими политический суверенитет, объективную задачу осуществления системной и всесторонней модернизации – преодоления общей отсталости, создания современных экономических и политических институтов, осуществления культурных преобразований. Все эти меры были призваны облегчить переход обществ освободившихся стран на новую, более высокую стадию развития.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Политика Франции в отношении берберского населения в колониальный период……………………………………………………………6
Глава 2.Современное положение берберского населения в Алжире………..10
2.1. Борьба за автономию. «Кабильский вопрос»…………………………….10
2.2. Вопрос о признании берберского языка и культуры………………….14
Глава 3. Современное положение берберов в Марокко……………………17
3.1. Роль берберов в политической жизни Марокко………………………..17
3.2. Культурно-просветительская деятельность берберских организаций в Марокко………………………………………………………………………..22
Заключение………………………………………………………………………27
Список литературы и источников………………………………………………29

Вложенные файлы: 1 файл

Киселева Л. Берберский вопрос в странах Магриба.docx

— 65.22 Кб (Скачать файл)

Однако положение Народного  движения в политической системе  Марокко изначально отличала определенная двойственность. Не следует забывать о том, что партия Народное движение была создана «нотаблями» (традиционно  влиятельными в марокканском обществе лицами), чья легитимность опиралась  на поддержку крупных землевладельцев  и скотоводов, которые своим авторитетом  и личными связями гарантировали  значительную политическую роль данной прослойке элиты в «социально турбулентных» районах Марокко. Чувствуя свое привилегированное положение, лидеры партии активно апеллировали к интересам берберов как этнической общности.12

По мнению Салема Шакера, Народное движение так и не сформировалось как «традиционная» партия, отстаивающая интересы исключительно берберского населения страны, и оно служило лишь целям группы влиятельных берберских чиновников, стремившихся сохранить занимаемые ими посты и нередко оказывавшихся заложниками «политической игры» королевского двора. 13

В июне 1991 года бессменный лидер  партии Народное движение, М.Ахердан создал новую организацию - Национальное народное движение. Его программа мало отличалась от программы Народного движения – в целом члены Национального народного движения выступали за выполнение социальных программ: реформ в сфере здравоохранения, образования, а также за модернизацию экономики.

В Марокко, таким образом, не было создано партии, которая  своей деятельностью способствовала бы эффективному политическому представительству  берберского населения в жизни  страны. «Берберские» партии ограничивались лишь языковыми и культурными  требованиями, они выступали с  узких этноцентричных позиций. Как считает Салем Шакер, «берберские» партии имели довольно расплывчатую политическую программу, и это было закономерно. Основная часть берберской политической элиты не была готова к осуществлению четко обоснованной и самостоятельной стратегии, понимая, что подобная «независимость» от королевского двора довольно рискованна, поскольку грозит им политической изоляцией.

В момент создания партии Народное движение, отмечает доктор Хатыб, «берберский вопрос» в Марокко представлял скорее культурную, нежели политическую проблему. Таким образом, сами лидеры Берберского культурного движения подтверждают предположения о том, что в Марокко пока не сформировалась берберская партия, основанная на политической идеологии.

В конце мая 2006 года три  основные «берберские» партии – Народное движение, Национальное народное движение и Демократический блок (сформированный в 2001 году) объединились под общим  названием Народное движение. Это  событие вызвало широкую дискуссию  в марокканском обществе. Ряд печатных изданий рассматривал создание подобного  блока «берберских» партий как политическую необходимость для обеспечения  значительной электоральной поддержки  в преддверии парламентских выборов 2007 года. Генеральный секретарь Народного  движения – Мохаммед Лаенсер (Махджуби Ахердан стал президентом Народного движения) не отрицал «преимуществ» формирования новой политической силы. По его мнению, избирательная система в Марокко способствует дроблению и сохранению мелких политических объединений, не способных повлиять на политический процесс в стране. Обновленное Народное движение, таким образом, может стать реальным политическим инструментом проведения дальнейших общественных преобразований в Марокко. Как же мыслятся эти декларируемые преобразования?

Программа «обновленного» Народного  движения в целом отражает идеи проведения общедемократических социальных преобразований в Марокко. Согласно представлениям «новых» реформаторов, преобразования в различных секторах хозяйства, экономики, образования и др. будут  способствовать поступательному развитию страны. Особая роль в модернизации и демократизации марокканского  общества отводится королю и институту  монархии. Социальная безопасность в  Марокко является гарантией политической стабильности. Поэтому члены Народного  движения выступают против любых  проявлений экстремизма, дискриминации, терроризма и использования религии в политических целях. Народное движение призывает к интеграции берберского этнического компонента в различные сферы жизнедеятельности марокканского государства. Решение «берберского вопроса» является, таким образом, символом и синонимом культурной демократизации марокканского общества, его толерантности, гарантом единения и сплоченности марокканского народа. Именно поэтому представители Народного движения поддерживают идею предоставления берберскому языку официального государственного статуса наравне с арабским. Первостепенной задачей государства, полагают лидеры Народного движения, является решение сложных экономических проблем в стране, в особенности проистекающих из отсталости сельских областей Марокко, населенных преимущественно берберами. В сфере образования партия считает необходимым увеличить бюджетные дотации учебным заведениям и ввести обязательное школьное образование до 16 лет.

В июне 2003 года была основана новая партия – Марокканская демократическая  берберская партия. Впервые в современной  истории Марокко в самом названии партии появилось определение «берберская», эта партия была объявлена расистской, а в мае 2007 года Министерство внутренних дел потребовало ее распустить. В  настоящий момент деятельность партии прекращена, однако сторонники данного  политического объединения ведут  подпольную агитационную работу.

При оценке роли «берберских» партий в политической жизни Марокко  необходимо учитывать несколько  обстоятельств. Во-первых, партия Народное движение является одной из старейших  партий в стране; именно с возникновения  этого политического объединения  стало постепенно возрастать значение берберского компонента в социально-политической системе Марокко. Во-вторых, в стране впервые появилась берберская партия (хотя и находящаяся на нелегальном  положении), что внушает определенной части берберского населения надежду на дальнейшие шаги по улучшению положения берберов в стране.

Опора марокканского монарха  на берберов в армии и государственном  аппарате помогла избежать обострения «берберского» вопроса в этой стране, хотя в официальном плане  общепризнанным стал термин «марокканский  народ», нивелирующий существование  в стране этнических и языков различий.

В целом, стоит отметить, что марокканские власти пытаются сочетать авторитарность управления с необходимой  гибкостью в национальном вопросе, используя при этом принцип взаимоотношений  власти с берберской элитой (например, в стране существует традиция, по которой  первой женой короля должна быть представительница  влиятельного берберского клана  из района Среднего Атласа), тесное переплетение экономических интересов и участие  берберов в политической жизни.

 

3.2. Культурно-просветительская  деятельность берберских организаций  в Марокко.

 

Берберы полагают: наиболее действенным способом утвердить  право на свою культурную самобытность является деятельность различных ассоциаций в рамках формирования марокканской нации и становления современной  марокканской государственности. Все  более значительную роль в этом двуедином  процессе начинают играть объединения  неполитического характера, прежде всего берберские культурные и общественные организации и ассоциации.

В свое время З.А.Ментешашвили писал о том, что «обилие этнических, лингвистических, земляческих и прочих градаций среди населения Марокко позволяло почти любой конфликт современного характера … превращать в столкновение представителей различных этнических или земляческих общин, племен, кланов, больших традиционных семей»14. Культурная политика марокканского государства, и в частности повышенное внимание к историческому наследию берберов, как раз и преследовала цель ослабить напряжения, возникающие в обществе на неэкономической основе.

Первым шагом на пути переосмысления берберами своей роли в истории Марокко, а также и судеб их самобытной культуры, стало создание специальных ассоциаций, которые были призваны возродить интерес к берберскому наследию и пробудить национальный дух берберского народа. Впоследствии представители этих ассоциаций сформировали Берберское культурное движение, сумевшее консолидировать разрозненные организации и придать новый импульс решению «берберского вопроса».

В конце 60-х годов прошлого века отношение к «берберскому вопросу» было, таким образом, выведено на принципиально  новый уровень. В Рабате в 1967 году была учреждена Марокканская ассоциация культурных исследований и обменов (Association marocaine de recherches et de l’échange culturelle (AMREC) - АМРЕК).

Эта ассоциация явилась своеобразной базой для исследования и актуализации «берберской проблемы»; представители  именно этой ассоциации начали серьезную  дискуссию среди марокканского  народа по вопросу берберской идентичности. В ряды АМРЕК вошли члены созданной  в июле 1942 года Ассоциации выпускников  берберского колледжа в Азру. В дальнейшем АМРЕК послужила моделью для учреждения других организаций, занимающихся изучением берберского культурного наследия. Через некоторое время в разных городах Марокко стали появляться новые ассоциации и культурные объединения, занимающиеся изучением берберского исторического наследия. В настоящий момент в структуре Берберского культурного движения в Марокко насчитывается не менее 37 ассоциаций, включая АМРЕК.

Свою первостепенную задачу члены АМРЕК усматривали в  детальном изучении всего, что имело  отношение к берберскому культурному  наследию, прежде всего к устной традиции берберского народа. Позднее, в ходе развернутой дискуссии  был окончательно сформулирован  термин «берберизм», и за всеми организациями, занимающимися берберской проблематикой, закрепилось определение - берберские.

В настоящее время благодаря  усилиям участников Берберского  культурного движения «берберская  проблема» вышла на новый уровень: издаются учебники берберских языков, проводятся научно-практические семинары и другие мероприятия по актуализации данной проблемы.

В 1978 году в городе Надор была организована ассоциация «Интиляка», представители которой вплотную затронули политические вопросы. Эта ассоциация имела тесные контакты с ультралевыми организациями в Рифе и поэтому вскоре была распущена. Более радикальные и активные организации действовали в тех проблемных регионах Марокко, где наиболее болезненно ощущались экономические трудности, связанные с массовой миграцией в более развитые районы страны. В 1990 г. в Гульмиме, на юго-востоке страны, была создана организация Тиллели, принимающая непосредственное участие в деятельности Берберского культурного движения.

Следует отметить, что многие события, происходившие в соседнем Алжире в 80-х годах прошлого века, названные «берберской весной», оказали серьезное влияние на деятельность берберских организаций  и послужили моделью более  политизированного и целенаправленного  включения берберской тематики в  социальную жизнь Марокко.

В 1991 г. были предприняты  первые шаги по объединению усилий между представителями Берберского  культурного движения. Ряд берберских организаций совместными усилиями сформулировали требования к правительству  в документе, получившем название «Хартия  амазигов», или «Агадирская хартия». Немалый интерес представляют требования, выдвинутые авторами «Агадирской хартии»: 1) единый берберский язык должен быть официально признан (наряду с арабским) государственным языком Марокко; 2) необходимо осуществить проект по организации Национального института берберских исследований, обещанный властями несколько лет назад; 3) берберский язык необходимо ввести во все сферы деятельности страны, в том числе в научно-исследовательскую деятельность, в систему средств массовой информации, в программы учебных заведений; 4) требуется масштабное изучение наследия берберской культуры и приобщение к ней широких слоев населения.

 

Уникальной особенностью политического стиля короля Хасана II, а впоследствии и его сына Мухаммеда VI является их дальновидная, дипломатичная  политика в отношении берберских ассоциаций. Идя на уступки и позволяя берберам активнее участвовать в политической и социальной жизни Марокко, монархи тем самым смогли удерживать эти организации «под свои крылом», сохраняя полный контроль над всеми сферами общественной жизни страны.

24 августа 1994 года на  первом канале марокканского  телевидения в эфир впервые  вышли три выпуска новостей  на берберских языках. А в конце  1994 года королевским указом была  сформирована национальная комиссия  по проведению реформы системы  образования во главе с советником  короля Мезианом Бельфкихом. Основной задачей этой комиссии стала разработка национальной Хартии образования и профессиональной подготовки преподавательских составов. После публикации проекта этого документа в рядах представителей Берберского культурного движения и входивших в него ассоциаций развернулась оживленная дискуссия. По их представлениям, это был первый официальный документ, в котором могла быть сформулирована возможность включения единого литературного берберского языка в общеобразовательную систему.

Знаменательным событием в истории берберского народа стало учреждение 4 сентября 1995 года Всемирного конгресса амазигов (ВКА). На заключительном заседании конференции, проходившей в Сан-Роме де Долане (Франция), было решено создать международную организацию, которая смогла бы представлять интересы берберского народа на мировом уровне.

Выражая интересы и устремления  берберов, Конгресс считает необходимым  регулярно предоставлять обществу информацию о правах берберского  народа. Эта организация, в случае необходимости, может обращаться за помощью к ООН, Европейскому Союзу, Африканскому Союзу и др. Историческая роль Конгресса заключается в  том, что благодаря этой организации  о «берберской проблеме» впервые  услышали во всем мире, тогда как  сам Конгресс стал своеобразным координационным  центром деятельности всех берберских ассоциаций.

Как мы видим, берберские организации  достигли большинства, поставленных перед  ними целей. Безусловно, их главным  достижением стало признание  берберского языка как государственного наряду с арабским 1 июля 2011 г. Также  в Марокко на берберском языке  издаются книги и периодические  издания, вещают радио и телевидение.

 

 

 

 

 

Заключение

На сегодняшний день берберы  являются самым многочисленным меньшинством таких стран арабского Магриба  как Марокко и Алжир. Берберские племена на протяжении многих веков  соседствуют с арабами. Невозможно оценить вклад берберского народа в историю Алжира и Марокко: наряду с арабами, они отчаянно боролись за независимость от европейских  держав и т.д.

Информация о работе «Берберский вопрос» в странах Магриба (1970 – 2012гг.)