«Берберский вопрос» в странах Магриба (1970 – 2012гг.)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2012 в 14:21, курсовая работа

Краткое описание

Распад мировой колониальной системы во второй половине XX в. поставил перед народами, завоевавшими политический суверенитет, объективную задачу осуществления системной и всесторонней модернизации – преодоления общей отсталости, создания современных экономических и политических институтов, осуществления культурных преобразований. Все эти меры были призваны облегчить переход обществ освободившихся стран на новую, более высокую стадию развития.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Политика Франции в отношении берберского населения в колониальный период……………………………………………………………6
Глава 2.Современное положение берберского населения в Алжире………..10
2.1. Борьба за автономию. «Кабильский вопрос»…………………………….10
2.2. Вопрос о признании берберского языка и культуры………………….14
Глава 3. Современное положение берберов в Марокко……………………17
3.1. Роль берберов в политической жизни Марокко………………………..17
3.2. Культурно-просветительская деятельность берберских организаций в Марокко………………………………………………………………………..22
Заключение………………………………………………………………………27
Список литературы и источников………………………………………………29

Вложенные файлы: 1 файл

Киселева Л. Берберский вопрос в странах Магриба.docx

— 65.22 Кб (Скачать файл)

РОССИЙСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ  ДРУЖБЫ НАРОДОВ

ФАКУЛЬТЕТ ГУМАНИТАРНЫХ И СОЦИАЛЬНЫХ НАУК

КАФЕДРА ТЕОРИИ И  ИСТОРИИ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

СТУДЕНТКИ 2 КУРСА, ГРУППЫ ГМБ-23

КИСЕЛЕВОЙ ЛЮДМИЛЫ ИГОРЕВНЫ

 

ТЕМА

«Берберский вопрос» в  странах Магриба (1970 – 2012гг.)

 

НАУЧНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ

Доктор исторических наук, доцент

Савичева Елена Михайловна

 

«Работа проверена и допущена к защите»

Научный руководитель__________________

Дата__________________

Рецензент__________________

Дата__________________

Москва 2012

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3

Глава 1. Политика Франции  в отношении берберского населения  в колониальный период……………………………………………………………6

Глава 2.Современное положение  берберского населения в Алжире………..10

2.1. Борьба за автономию.  «Кабильский вопрос»…………………………….10

2.2. Вопрос о признании берберского языка и культуры………………….14

Глава 3. Современное положение  берберов в Марокко……………………17

3.1. Роль берберов в  политической жизни Марокко………………………..17

3.2. Культурно-просветительская  деятельность берберских организаций  в Марокко………………………………………………………………………..22

Заключение………………………………………………………………………27

Список литературы и источников………………………………………………29

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Распад мировой колониальной системы во второй половине XX в. поставил перед народами, завоевавшими политический суверенитет, объективную задачу осуществления системной и всесторонней модернизации – преодоления общей отсталости, создания современных экономических и политических институтов, осуществления культурных преобразований. Все эти меры были призваны облегчить переход обществ освободившихся стран на новую, более высокую стадию развития.

Эта задача модернизации актуальна  и для таких стран Северной Африки, как Алжир и Марокко. В  силу своего географического  положения  и особенностей исторического развития эти страны впитали в себя арабо-мусульманскую, африканскую и европейские традиции. Однако в отличие от своих соседей  – лежащих к востоку от Египта полирелигиозных государств Машрика, страны Магриба менее разнородны в конфессиональном плане. В этом регионе, являющемся «перекрестком» культур и традиций, особый смысл приобретает проблема взаимоотношений представителей различных этнических групп и общин; отличается здесь спецификой и государственная политика, поскольку реализуется она в полиэтнических обществах.

Общество в Алжире и  Марокко имеет довольно сложную  национально-этническую композицию. Двумя  основными этносами в этих странах  выступают арабы и другие коренные жители региона – берберы. В последние  десятилетия движение за признание  прав берберского населения и  его исторической роли в общественной жизни Алжира и Марокко укрепляет  свои позиции. Автор считает интересным провести некий сравнительный анализ современного положения берберского  населения в этих странах. Особого  внимания заслуживает «берберская» политика правительств этих государств. На примере Марокко можно увидеть, что политика королевства направлена на ослабление и «умиротворение» берберского партикуляризма, а также на преодоление неравномерности в региональном и этно-социальном развитии страны.1 В Алжире можно увидеть другую ситуацию: правительство этой страны не считает нужным вести диалог с многочисленным берберским населением Алжира. Что ведет к частым массовым выступлениям в областях компактного проживания берберов.

Актуальность темы данной работы определяется остротой национально-этнического  вопроса в Алжире и Марокко  и опытом его решения. Имеющее  давнюю историю движение за признание  прав берберского населения Марокко  отмечено в последнее время постепенным  возрастанием роли берберов и их организаций  в общественной жизни этих стран, что также обуславливает актуальность темы данной работы.

Объектом исследования данной работы является «берберский фактор»  в Алжире и Марокко; предметом  – положение и проблемы берберского  населения в этих государствах.

Цель работы – проанализировать положение берберов в Марокко  и Алжире, а также сравнить опыт этих двух стран в решении «берберского вопроса».

В соответствии с целью  были поставлены следующие задачи:

- проанализировать «берберскую  политику» французского протектората;

- рассмотреть современное  положение берберов в Алжире  и проблемы, связанные с признанием  берберского языка и борьбой  за автономию;

- проанализировать нынешнее  положение марокканских берберов, их роль в политической жизни  страны, а также деятельность  культурно-просветительских берберских  организаций.

Цели и задачи определили структуру данной работы, которая  состоит из введения, трех глав, заключения и списка источников и литературы.  В первой главе автор проводит анализ так называемой «берберской политики» Франции в колониальный период. Вторая и третья главы повествуют о современном положении берберского населения в Алжире и Марокко. Во второй главе рассматривается борьба алжирских берберов за автономию (или «кабильский вопрос»), а также проблемы, связанные с признанием берберского языка и культуры в Алжире. В третьей главе автор рассматривает роль берберов в политической жизни Марокко и культурно-просветительскую деятельность берберских организаций.

По мнению автора, подобная структура помогает как можно  лучше сравнить опыт решения «берберского вопроса» в Алжире и Марокко.

При написании работы были использованы источники и литература на русском, французском и английских языках. В ходе исследования автор  ознакомился со статьями отечественных  исследователей, М.С. Сергеева, В.И. Максименко, Н.С. Луцкой, М.А. Сапроновой и З.А. Ментенашвили, а также с трудами французских и арабских исследователей.

Для изучения деятельности берберских организаций были использованы их сайты. Также автор ознакомился  с некоторыми положениями конституции  Алжира и Марокко и с некоторыми материалами правительственного сайта  Марокко. В ходе исследования автор  использовал  материалы сайта французского Национального института восточных языков и цивилизаций, а также сайта Департамента ООН по экономическим и социальным вопросам

В ходе исследовательской  работы автор ознакомился с рядом  других материалов (статьи, книги, документы  и т.д.).

 

 

Глава 1. Политика Франции в отношении берберского  населения Магриба в колониальный период.

Колониальное завоевание стран Магриба Францией в корне  изменило ход естественноисторического  развития этих стран. Изменения происходили  во всех сферах жизнедеятельности: экономической, политической, культурной и т.д. Французские  колонизаторы активно внедряли свою культуру, западные стереотипы мышления и образа жизни.

Интересен тот факт, что  французский протекторат проводил двоякую политику в отношении  берберского населения Магриба: с одной стороны, пресекая восстания  берберских племен, а с другой –  применяя принцип «разделяй и  властвуй». Под этим принципом подразумевается  разжигание конфликта между берберским и арабским населением данного региона. Французская администрация прекрасно  понимала, что поощряя существующие противоречия между основными этническими  общинами страны – берберской и  арабской, она сможет успешно сдерживать возможное назревающее недовольство проводимой французами политики. Подобное дробление общества в североафриканских  государствах, по предположениям идеологов  французской колониальной администрации, сведет к минимуму возможность создания единого антифранцузского протестного  фронта.

Таким образом, за основу противопоставления основных этнических общностей были взяты традиционные конфликты между  горожанами-арабами и сельскими  жителями – берберами, проживавшими в экономически отсталых районах, а  также естественные различия между  главными этносами в языковой сфере, культурно-бытовом укладе и менталитете.

Подтверждение подобного  стремления французов обострить  арабо-берберский конфликт можно найти  в высказывании чиновника генеральной  резиденции в Марокко Роже Годфруа-Демомбина: «Опасно позволить образование единого фронта марокканцев, говорящих на одном языке…Присутствие берберской расы есть полезный инструмент противостояния арабской расе; мы можем его использовать против махзена»2. В тоже время, например, в Марокко, французский протекторат стремился создать элиту, которая впоследствии могла бы стать связующим звеном между представителями французской администрации и марокканским населением, а также объединив усилия с французами, способствовала бы постепенной модернизации страны.3

В скором времени французы осознали необходимость сохранения в обиходе берберских языков, ограничения  употребления арабского языка среди  берберов и - что полностью отвечало целям протектората, - одновременно расширить сферу использования  французского языка. В этих целях  в 20-е годы XX в. в странах Магриба начали открываться франко-берберские школы, которые были призваны стать альтернативой арабо-исламскому образованию. Предполагалось, что выпускники этих школ будут способствовать укреплению французского влияния в регионе. В большинстве своем родители отдавали своих детей в такие школы, надеясь, что такое образование откроет блестящие перспективы. Однако, как ни странно, находились и такие родители, которые настаивали на увеличении часов арабского языка, мотивируя это тем, что Магриб – это, прежде всего арабский регион.

В 1930 г. был издан указ (дахир), по которому султан Марокко лишался права осуществлять суд над берберскими племенами, а судопроизводство передавалось в руки вождей берберских племен, которые имели тесные связи с французским «Бюро военной разведки». В скором времени берберов стали принимать в ряды французской армии и местной администрации.

Также французским протекторатом  был разработан план приобщения берберов к христианской вере. Вследствие чего стали создаваться христианские школы (например, в Кабилии). Таким образом, в Алжире появилась элитарная, более образованная прослойка общества. Колониалисты для закрепления своего господства, финансировали образование специфической социально-экономической структуры, которая усугубляла деление общества по этническому признаку.

Как ни странно, но в период борьбы за независимость, как в Алжире, так и в Марокко берберское население принимало самое активное участие. Например, в формирование Фронта национального освобождения Алжира значительный вклад внес бербер Рамдан Аббадан.

После обретения независимости  интеллигенция Алжира, преимущественно  состоящая из кабилов, настаивала на приоритете французского языка над  арабским, боясь, что революционная волна сметет франкоязычное культурное достояние. 

Существует несколько  мнений относительно берберской политики французского протектората в странах  Магриба. По словам мароккого исследователя Мустафы аль-Кадери, «арабский национализм в странах Машрика зародился в условиях борьбы против турецкого господства; в Марокко же он появился в ходе исторического процесса, получившего название «берберская политика протектората в Марокко»4. Он считает, что политика французской администрации была четко направлена на разобщение марокканского населения, способствуя усилению арабо-берберских противоречий.

Но все же это благодаря  французам и их политике «разделяй  и властвуй» были созданы военные  школы и училища, в которых  начали обучаться и представители берберского населения. Эти учебные заведения явились как бы мостом, по которому берберы могли перейти из «бедного» прошлого в «благополучное» будущее, постепенно продвигаясь вверх по социальной лестнице. Также в колониальный период французы приобщили берберов к европейскому военному искусству, а также поделились своим опытом и знаниями, которые пригодились берберам в войне за независимость. Период французского протектората, безусловно, оставил своей след в дальнейшем развитии населения Магриба.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Современное  положение берберского населения  в Алжире.

 

2.1. Борьба  за автономию. «Кабильский вопрос»

Кабильский народ является самым многочисленным представителем алжирских берберов. Также в Алжире проживают такие берберские племена как туареги и шавийя. Всего в Алжире проживает от  4,3млн. до 9 млн. берберов5. Официально берберы составляют самое крупное национальное меньшинство Алжира – 18,9%.  Принимая во внимание тот факт, что официальный курс властей был направлен на постепенную арабизацию населения, число берберов может быть выше приведенных цифр.

По мнению берберских организаций (движение кабилов за политические и культурные права, кабилы составляют большинство в таких партиях, как «Объединение за культуру и демократию», «Фронт социалистических сил» и др.), алжирские власти сознательно занижают их численность. Поэтому в действительности доля берберского населения среди  населения Алжира составляет не 18,9%, а 25-30%. Хотя в любом случае берберы  составляют немалую долю в 35-миллионном населении Алжира (данные 2010 года)6. Ситуация вокруг кабилов в некотором отношении напоминает проблему курдов в Ираке, Иране, Сирии и Турции. Большой народ численностью примерно в 23 млн. человек в настоящее время не имеет своего государства. 

Информация о работе «Берберский вопрос» в странах Магриба (1970 – 2012гг.)