Арабо-израильский конфликт

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2014 в 23:47, реферат

Краткое описание

Истоки возникновения конфликта.
Зарождение Арабо-израильского конфликта.
Арабо- израильские войны.
Эскалация конфликта и его последствия.
Современное состояние и перспективы урегулирования арабо- израильского конфликта.

Вложенные файлы: 1 файл

АрабоИзраильский конфликт.doc

— 124.50 Кб (Скачать файл)

В целом, конец 80-х и начало 90-х годов ознаменовались кардинальными  переменами в процессе мирного урегулирования ближневосточного конфликта.        Однако, начиная с середины 1996 г., динамика переговорного процесса и палестино-израильских отношений изменилась в худшую сторону. Это было связанно с внутриполитическими изменениями в Израиле, проблемами строительства палестинского государства. При этом кульминационным моментом данного периода стал визит в сентябре 2000 г. лидера оппозиционной правой партии Ликуд Ариэля Шарона в Иерусалим, где он сделал провокационное заявление, в котором заявил, что «будет использовать все демократические средства, что бы не допустить раздела Иерусалима», в ответ премьер-министру Израиля Эхуду Бараку, который предложил разделить Иерусалим на две части Западную - израильскую и Восточную - арабскую. С данного провокационного выступления и началась Интифада-2000, положившая начало современному ближневосточному кризису. С этого времени обе стороны отказывались вести переговоры, а если кто-то и соглашался, то переговоры срывались. Подписание мирных соглашений делали невозможным теракты палестинских экстремистов и операции израильской армии.

   В 2001 году премьер-министром Израиля стал Ариэль Шарон. В начале его премьерства мирные переговоры между Израилем и Палестинской Администрацией практически прекратились. В годы премьерства Шарона палестинские террористические организации резко усилили свою деятельность. Израильская армия в свою очередь неоднократно проводила операции и авиаудары на подконтрольных Палестинской автономии территориях. По утверждению израильской стороны целью этих действий было уничтожение террористов и «инфраструктуры террора». Израиль обвинил власти ПА в поддержке и организации террора..

    В 2005 году правительство Шарона осуществило план одностороннего выхода из Сектора Газа. Шарон также начал строительство Забора Безопасности (Израильский разделительный барьер) между израильской территорией и Западным берегом реки Иордан .

   В январе 2006 года на парламентских выборах на территориях, контролируемых Палестинской Администрацией, победу одержало радикальное исламистское движение ХАМАС, признаное в Израиле и ряде других стран террористическим. Движение ХАМАС изначально находилось в оппозиции к ООП и партии ФАТХ, руководимых Ясиром Арафатом и не признавало соглашений в Осло. Летом 2007 года между сторонниками ФАТХ и ХАМАС произошёл вооруженный конфликт, в результате которого сектор Газа оказался под контролем движения ХАМАС, а части Западного берега, находящиеся под управлением ПА, оказались под контролем ФАТХ.

Современное состояние и перспективы урегулирования       Арабо- израильского конфликта

    Корни этого межнационального конфликта нужно искать, как я уже говорила, в древней истории. Поэтому Израиль вряд ли вообще когда-нибудь признает независимость Палестины. Постоянная борьба за право быть признанными идет как со стороны Израиля, так и со стороны Палестины. Поэтому обе стороны вооружены и не собираются разоружаться.

   27 ноября 2007 года Эхуд Ольмерт и Махмуд Аббас согласились начать переговоры и прийти к окончательному соглашению по палестинскому государству к концу 2008 года. Однако сделать это не удалось, переговоры были прерваны в конце декабря 2008 года в связи с проведением Израилем в секторе Газа операции «Литой свинец» против группировки ХАМАС. Израиль объяснял проведения операции «Литой Свинец» необходимостью прекратить многолетние ракетные обстрелы из Газы.

   В 2009 году переговоры с ФАТХ продолжились с участием нового премьер-министра Израиля Беньямина Нетаниягу и нового президента США Барака Обамы. 21 июня Нетаниягу выступил со своим планом ближневосточного урегулирования, в рамках которого выразил согласие на создание палестинского государства с ограниченными правами, в случае признания палестинцами Израиля, как национального дома еврейского народа, и получении гарантий безопасности Израиля.

   В ноябре 2009 года правительство Израиля заявило о десятимесячном моратории на строительство в еврейских поселениях на Западном берегу реки Иордан, однако этот мораторий не удовлетворил палестинскую сторону, поскольку он не касался Восточного Иерусалима[.

    2 сентября 2010 года прямые переговоры между ПНА и израильским правительством были возобновлены. Однако эти переговоры находятся под угрозой срыва из-за противоречий в израильском правительстве по поводу продления моратория на строительство поселений, и из-за нежелания палестинской администрации продолжать прямые переговоры, в случае если мораторий не будет продлён.

    9 сентября 2012 года с территории сектора Газа было выпущено три ракеты системы «Град» по южным городам Израиля, что в дальнейшем способствовало новой эскалации конфликта. 14 ноября 2012 года Израиль начал военную операцию в секторе Газа. 21 ноября было заключено перемирие, которое на следующий же день нарушило движение ХАМАС. Тем не менее, палестинская сторона обвиняет Израиль в нарушение перемирия. 23 ноября 2012 года Организация Освобождения Палестины пожаловалась в ООН на нарушение перемирия со стороны Израиля.

     В феврале 2011 года по инициативе группы арабских стран СБ ООН предпринял попытку принять специальную резолюцию, осуждающую политику Израиля по строительству новых поселений на оккупированных территориях. Маневры Вашингтона, направленные на то, чтобы М. Аббас отозвал проект резолюции, провалились. Европейские союзники США при голосовании отказались высказаться против или хотя бы воздержаться. В сложившихся условиях Соединенные Штаты остались в одиночестве, а их посол при ООН С. Райе получила указание воспользоваться правом вето.  
В настоящее время статус независимого палестинского государства (полностью или частично) признают более 100 стран.

   В плане прогноза относительно дальнейших перспектив развития ближневосточного урегулирования необходимо учитывать позиции ключевых участников конфликта и других заинтересованных сторон, в том числе основных посредников мирного процесса. Наибольший интерес представляют подходы к урегулированию арабских стран, Израиля, США и Российской Федерации.  
  Арабские страны обращаются к Израилю с предложением пересмотреть внешнюю политику и провозгласить достижение справедливого мира своей стратегической целью. Для этого евреям необходимо отступить с оккупированных территорий до границ 4 июня 1967 года, обеспечить выполнение резолюции 194 СБ ООН по возвращению палестинских беженцев и согласиться с созданием независимого палестинского государства со столицей в Восточном Иерусалиме.  
  Выполнение Израилем перечисленных требований арабские страны будут расценивать как окончание конфликта и достижение состояния мира. В этом случае они берут на себя заботу о мирном сосуществовании в регионе и установят нормальные отношения с этим государством в рамках всеобъемлющего мира. Кроме того, даются гарантии, что палестинцы не выдвинут никаких дополнительных требований, выходящих за рамки данной мирной инициативы.  
   По мнению руководства Израиля, выполнение любого из предъявляемых арабским сообществом требований, особенно касающихся вопроса границ и беженцев, грозит фактически утратой независимости. Возвращение почти 4 млн палестинцев означает тотальное изменение этнического состава населения, что неизбежно повлечет за собой политические и экономические катаклизмы.  
   Другой болевой точкой арабо-израильских отношений является статус Иерусалима. Свое нежелание передать палестинцам восточную часть города израильские власти объясняют принципом неделимости столицы еврейского государства , опасением того, что эти районы могут превратиться в центр террористической деятельности палестинских экстремистских организаций, а также тем, что там сосредоточены религиозные реликвии иудаизма.  
   Израильское правительство отказывается от возвращения Голанских высот Сирии по соображениям безопасности. Тель-Авив связывает отвод своих войск оттуда с прекращением сирийской поддержки организации «Хезболлах» и радикальных палестинских группировок, в то время как Дамаск настаивает на передаче оккупированных территорий без каких-либо предварительных условий. Израильтяне опасаются, что сирийцы могут позволить Ирану развернуть на этом стратегически важном плацдарме свои вооруженные силы.  
Палестинское направление воспринимается в Тель-Авиве как часть и результат общего арабо-израильского противостояния. Поэтому все переговоры по созданию независимого палестинского государства израильтяне жестко обставляют тремя предварительными условиями:  
во-первых, демилитаризация будущего палестинского государства, включая отказ от собственной военной авиации и фактический контроль Израиля над его воздушным пространством (что означает ограничение палестинского суверенитета);  
во-вторых, признание палестинцами «еврейского характера государства Израиль»;  
в-третьих, отказ от Восточного Иерусалима, рассматриваемого в качестве «единой столицы государства Израиль», а также от возвращения палестинских беженцев на израильские территории.  
По проблеме арабо-израильского конфликта Российская Федерация занимает взвешенную позицию, исходя из необходимости скорейшего разблокирования палестино-израильского конфликта и возобновления политических переговоров. При этом считается, что в основу мирного процесса должны быть положены мадридские принципы, резолюции 242, 338, 1397 и 1515 СБ ООН, формула «территории в обмен на мир», имеющиеся соглашения и договоренности, а также арабская мирная инициатива, принятая на саммите ЛАГ в 2002 году.

Заключение

     Началом арабо-израильского конфликта в новейшей истории стала резолюция ООН 181 (II) об образовании израильского государства на землях Палестины, заселенных арабами.

      При его принятии не были учтены позиции и интересы одной из сторон потенциального конфликта. Все арабские страны и Высший арабский комитет Палестины отклоняли принятие решения об организации еврейского государства на территории Палестины. А это означало, что в самой резолюции ООН 181 (II) уже присутствовало конфликтное основание, что и подтвердили дальнейшие события.

  Логика конфликтных отношений диктует неизбежные следствия: игнорирование интересов одной из сторон создает проблемы и для другой.Новое государство Израиль попало в окружение враждебных арабских стран, которые не замедлили объявить новому государству войну, решив силой исправить создавшееся положение.

  Последующие десятилетия войны, террора, интифад неоднократно принуждали лидеров конфликтующих сторон садиться за стол переговоров и решать взаимные претензии мирным путем. Но трудно совместимые интересы и противоречия сторон снова приводили к войне и террору. Сегодня невозможно предложить однозначного рецепта решения конфликта удовлетворительного для обеих сторон.

  В   ближайшем   будущем   относительно   мирное сосуществование двух государств на земле Палестины возможно при конструктивном влиянии на развитие событий со стороны мирового сообщества.Миротворческие усилия крупных международных держав, несомненно, реальный фактор развития арабо-израильского конфликта. Однако влияние этого фактора далеко не однозначно. Каждая заинтересованная в разрешении конфликта на Ближнем Востоке страна заинтересована в нем по своему. По настоящему подняться над эгоизмом частных интересов могла бы авторитетная международная организация, такая как ООН, но, к сожалению, ее возможности ограничены. Они ограничены как в ресурсном отношении, так и в смысле политической самостоятельности, свободы, неангажированности определенными центрами влияния и силы.

    На протяжении многих лет крайне напряжённые отношения между Израилем и арабскими странами являются неотъемлемой частью мировой политики.

    Вместе с тем, подписание целого ряда соглашений, прежде всего, мирного договора между Израилем и Египтом в 1978 году, призванных добиться хотя бы частичного урегулирования ближневосточной проблемы, не могло не повлиять на систему регионального взаимодействия. Как правило подписание мирного соглашения рассматривается не как один из этапов отношений между странами, а как своего рода самодостаточный завершающий итог переговорного процесса. При этом складываются специфические особенности отношений.

     Арабо-израильский конфликт – яркий пример того, как политические интересы, обостряясь, приводят к разжиганию межнациональных и межконфессиональных конфликтов. Немаловажной причиной постоянно подогреваемой напряжённости в арабо-израильских отношениях стало влияние великих держав, пытавшихся за счёт той или иной стороны ослабить позиции своих соперников на Ближнем Востоке. При этом и процесс урегулирования конфликта зависел от внешних факторов не меньше, а может быть, даже и больше, чем военные действия.

На протяжении последних лет значительные усилия мировой дипломатии были приложены  для достижения официальных мирных соглашений между участниками ближневосточного конфликта.

Так, палестино-израильское Соглашение, заключённое в Осло в 1993 году – событие исторического значения, которое может открыть путь к политическому урегулированию ближневосточного конфликта. Тем не менее, Соглашение, при всей его важности, носит промежуточный характер. Предыстория этого вопроса и последние события показывают, что до полноценного урегулирования ближневосточного конфликта ещё далеко.

        Мир, подписанный 13 сентября, – конечно же, несовершенен, неполон, но и таким его нужно принимать, лишь бы он укрепился. Подписание этих мирных соглашений большая встряска для всех арабских стран и для Израиля. Устали от войны и арабы, и евреи. Война стала ненавистна всем.

Ясно, что попытки разрешения конфликта все же предпринимаются, несмотря на сложную обстановку на территории Палестины. Правда, до сих пор такие попытки не давали никаких результатов. Это понятно – стороны продолжают настаивать на основных своих требованиях, готовы идти на уступки в мелочах, – но не в главном. Пока сохраняется такая ситуация, будут сохраняться и все существующие проблемы. Арабо-израильский конфликт длится уже долго и сегодняшняя ситуация не позволяет надеяться на его быстрое разрешение – слишком много интересов сплетается на небольшой палестинской территории.

    Подводя итоги можно сказать, что на многострадальной земле Палестины всегда будут жить оба народа, и, в конце концов, им придётся как-то договариваться. Исторически неизбежный диалог лишь отложен на время. .

.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Арабо-израильский конфликт