Антисемитизм

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2013 в 13:51, реферат

Краткое описание

Антисемити́зм — одна из форм национальной нетерпимости, выражающаяся во враждебном отношении к евреям как этнической или религиозной группе, часто основан на предрассудках. Антисемитизм является одной из разновидностей ксенофобии.
Термин обозначает враждебность по отношению к евреям или иудеям, а не ко всем народам семитской языковой группы. Слово «антисемитизм» было впервые употреблено немецким публицистом Вильгельмом Марром в XIX в. его памфлете «Победа германизма над еврейством». Термин объясняется расистскими представлениями о биологической несовместимости европейцев, фигурировавших у первых идеологов расового антисемитизма как «германская» или «арийская» раса, и евреев как представителей «семитской расы»

Вложенные файлы: 1 файл

Антисемити́зм.docx

— 66.24 Кб (Скачать файл)

Одно из последних  обсуждений проблемы антисемитизма  в России в 2005 г. было связано с  публикацией книги Шулхан арух и  ответным «письмом 5000». Прокуратура  не последовала призыву авторов  письма об уголовном преследовании  еврейских организаций, но отклонила  претензии последних к его  составителям.

Лидеры чеченских  сепаратистов, такие как М. Удугов, активно пропагандировали антисемитизм. Свидетель этого, грузинский общественный деятель Георгий Заалишвили, который  в течение года был в плену  в Чечне, рассказывал: «Больше всего  фундаменталисты по каким-то причинам ненавидели не русских, а евреев». Чеченские боевики в интервью журналистам утверждали, что «чеченцы стали жертвой мирового сионистского заговора», или что «евреи руками глупых русских убивают мусульман».

В ночь на 16 августа 2011 года в городе Калининграде осквернена мемориальная доска, посвященная  евреям довоенного Кенигсберга, погибшим в результате «Хрустальной ночи»  и других трагических событий  Холокоста. На памятном знаке, установленном  на разрушенном гитлеровцами здании бывшего детского приюта Кенигсбергской синагоги, неонацисты нарисовали свастику и антисемитские граффити .

На Украине

В 1990-х годы на Украине, как и в других республиках  бывшего СССР, наблюдался резкий рост напряженности в межнациональных  отношениях. 2000-е годы были отмечены новым ростом антисемитизма . Наибольший рост был отмечен в западном регионе  страны Согласно опросам Киевского  международного института социологии (КМИС), проведенным в 2006 году 45 % опрошенных респондентов из Западного региона (-32 % по сравнению с результатами 1991 года), 68 % представителей центрального региона (-5 % по сравнению с 1991 годом), 62 % из южных областей (-8 % к 1991 году), 47 % с востока страны (-23 % к данным 1991 года) считают евреев такими же гражданами Украины, как и представителей других национальностей. Доля населения, которая  при опросе соглашается допустить  евреев в свое близкое окружение (например, как членов своей семьи  и друзей), уменьшилась с 1994 по 2006 гг. с 38 % до 21 %. Доля населения, которая  не хотела бы, чтобы евреи были жителями Украины, увеличилась за этот период с 26 % до 36 %.[78]. Согласно опросам, в 2005 году 52 % жителей Украины допускали  проживание евреев на Украине, 36 % допускали  их пребывание только в качестве туристов, 12 % вообще не допускали их пребывания на Украине[79].

Антисемитизм  на Украине активно поддерживается радикальными националистическими  организациями, например, всеукраинским  объединением «Свобода» и Конгрессом украинских националистов.В Киеве иногда фиксируются антисемитские инциденты, например — в декабре 2006 г. Также на Украине регулярно оскверняются памятники жертвам Холокоста.

1 августа  2011 года антисемитскими граффити  была расписана стена дома  на улице Октябрьской в центре  Полтавы, недалеко от здания  Управления Службы безопасности  Украины по Полтавской области.  Спустя две недели из двух  надписей «Смерть жидам» власти  закрасили лишь одну, а вторая  угроза расправиться с евреями  Полтавы осталась нетронутой, как  и кодовая надпись неонацистских  группировок - «14/88». Виновных  в разжигании национальной розни силовые структуры не нашли.

Арабский  и мусульманский антисемитизм

Арабский  антисемитизм включает в себя три  основные позиции:

Антиеврейские мнения и образы из традиционных исламских  источников

Антисемитские стереотипы, образы и обвинения из европейских и христианских источников

Отрицание Холокоста  и сравнение сионизма с фашизмом

В традиционной исламской интерпретации Корана, Аллах превратил евреев в свиней и обезьян. Представление о современных  евреях как потомках свиней и обезьян  имеет широкое распространение среди верующих мусульман.

Ряд обвинений  против евреев, (например, кровавый навет), которые даже среди антисемитов  Европы считаются маргинальными, продолжают иметь хождение в арабском и мусульманском  мире. Арабские СМИ серьёзно относятся  к «Протоколам сионских мудрецов», несмотря на то, что в остальном  мире они давно признаны фальшивкой.

Распространённым  мнением среди арабов является отрицание  холокоста, утверждения о сотрудничестве сионистов с нацистами, сравнение  современного Израиля с нацистской Германией и, как вывод, что немцы  и другие народы не несут моральной  ответственности перед евреями  за холокост, а, напротив, несут моральную  ответственность перед палестинцами, которые в результате этого не имеют своего государства.[87] Такая  позиция, в частности, изложена в  кандидатской диссертации руководителя Палестинской автономии Махмуда  Аббаса, защищённой в 1982 году в СССР.

Нынешняя  волна иррационального антисемитизма, захлестнувшая западный мир, инспирируется  арабами, питается арабским комплексом неполноценности и может привести к печальным последствиям для  мусульманских народов в целом. Арабский антисемитизм вызван накопившимся за последние сто лет чувством фрустрации от неспособности арабов приспособиться к современному миру.

— профессор  политологии университета Онтарио Салим Мансур

Несмотря  на официальные уверения, что к  евреям арабы относятся положительно, а весь негатив направлен против сионизма, существуют многочисленные высказывания, включая религиозных  деятелей ислама, лидеров государств и правительственные издания  арабских стран, которые подчеркивают, что никакой разницы между  евреем и израильтянином с их точки  зрения нет и все негативные характеристики вплоть до призывов к массовым убийствам  относится к любым евреям, где  бы они ни жили и каких бы взглядов ни придерживались.

В частности, в Исламской хартии движения Хамас  приводится со ссылкой на пророка Мухаммеда следующая цитата:

Не наступит час (день страшного суда), пока мусульмане не победят евреев, и не убьют  их, и будут преследовать их, и  даже если спрячется еврей за камень или дерево, то деревья и камни  возопят: «Мусульманин, слуга Аллаха, за мной спрятался еврей, приди и  убей его».

Согласно  одному из опросов общественного  мнения, 64 % турок не хотели бы видеть своими соседями евреев. Однако прямые антисемитские акции в Турции преследуются правительством. Так, в 2009 году владелец магазина, вывесивший на дверях плакат с надписью: «Евреям  и армянам вход воспрещен!» был  приговорён к пяти месяцам тюремного заключения.

Матиас Кюнцель, политолог-иранист исследовал параллели  между иранским антисемитизмом и  германским национал-социализмом. Он считает, что стремление Ирана стать ядерной  державой вызвано желанием осуществить  геноцид евреев. Кюнцель выдвинул гипотезу, что массовое распространение  антисемитизма среди мусульман  является следствием нацистской пропаганды. Он отмечает, что нынешний иранский режим провозгласил антисемитизм и  отрицание Холокоста частью государственной  идеологии — впервые после  окончания Второй мировой войны.

В Израиле

После распада  Советского Союза многие советские  евреи репатриировались в Израиль, но вместе с ними приехали также  сотни тысяч неевреев (используя  статью в Законе о возвращении, позволяющую  репатриацию потомкам евреев и их семьям), что, по некоторым мнениям, привело к новому явлению —  антисемитизму в Израиле. На протяжении 1990-х годов в стране возникли организации  этнических русских (например, «Славянский  союз», лидер которого объявил о  своей солидарности с одноимённой  российской национал-социалистической организацией). Появились также группировки скинхедов, которые проявляют (в той или иной степени) неприязнь к евреям. В русскоязычных книжных магазинах продаётся антисемитская литература, среди антисемитских сайтов в Интернете есть также и сайты русских израильтян.

В рамках движения «Дмир — содействие абсорбции» был  создан проект по исследованию антисемитизма  в Израиле. Его руководитель Залман Гиличенский писал, что число  случаев антисемитизма в Израиле  в 2001 году исчислялось сотнями. При этом израильские СМИ, а также некоторые зарубежные, в частности Русский Ньюсвик использовали данные Гиличенского в известном деле о банде неонацистов из Петах-Тиквы, признанных виновными в осквернении синагог, нападениях на религиозных евреев и других преступлениях. Израильская полиция при расследовании событий в Петах-Тикве опиралась на данные Гиличенского.

Гиличенский утверждает, что израильские власти недооценивают масштабы антисемитизма  и игнорируют большую часть его обращений. Однако по его же информации, парламентская комиссия по алие и абсорбции новых репатриантов уже 4 раза обсуждала проблемы антисемитизма и неонацизма. В феврале 2008 года Кнессет принял закон, определяющий проявления нацизма и расизма в стране как уголовные преступления. В полиции Израиля создан специальный отдел, занимающийся неонацистами, во главе с майором Орит Хаими.

Однако некоторые  источники, подтверждая многочисленные факты антисемитизма, полагают что  сам Залман Гиличенский склонен  преувеличивать роль конкретно русского антисемитизма в Израиле. В частности, один из сотрудников пограничной полиции Израиля утверждал, что случаев осквернения синагог со стороны арабов намного больше, чем со стороны русских израильтян.

Антисемитизм  в XXI веке

Многие исследователи  отмечают, что в 2000-е годы антисемитизм в мире достиг максимального уровня со времени окончания Второй мировой войны. Это касается как открытых выступлений антисемитского характера, так и завуалированных заявлений. В частности, критика Израиля, которая не учитывает, что те, кто стремится его уничтожить, делают это лишь потому, что Израиль — еврейское государство. Как пишет в комментарии к Международному конгрессу в Вене, посвящённому проблеме антисемитизма, проходившему в июне 2003 года, обозреватель «Немецкой волны» Гасан Гусейнов:До тех пор, однако, пока именно антисемитизм будет основополагающей частью антиизраильской политики, в упреждающих оговорках типа «я — не антисемит, но дайте мне покритиковать Израиль» всегда будет слышаться «он неплохой человек, хотя и еврей»

Исследователи отмечают резкий рост числа антисемитских  акций в мире в 2009 году. Так, в Канаде количество инцидентов в 2009 году выросло  на 11,4 процентов, по сравнению с предыдущим годом, и достигло самого высокого показателя из когда-либо зарегистрированных данной организацией, в течение 28 лет.Почти вдвое выросло количество антисемитских акций во Франциии на 55 % — в Великобритании

Создатель документального  фильма «Антисемитизм в XXI веке: Возрождение» Эндрю Голдберг полагает, что «очаг современного антисемитизма — на Ближнем Востоке, в арабском и мусульманском мире…»

В Новом Завете

По мнению большинства исследователей книги  Нового Завета были написаны в I—начале II вв., то есть ещё до полного оформления явления, называемого христианским антисемитизмом. Тем не менее, Новый Завет содержит ряд фрагментов, традиционно интерпретировавшихся деятелями церкви как антииудейские, и тем самым способствовавших росту антисемитизма в христианской среде.

 

К числу подобных мест, в частности, относятся:

Описание  суда Пилата, на котором иудеи, по словам Евангелия от Матфея, берут на себя и своих детей кровь Иисуса (Мф.27:25). Впоследствии, опираясь на евангельский рассказ, Мелитон Сардийский (умер ок. 180 г.) в одной из своих проповедей сформулировал понятие богоубийства, вина за которое, по его утверждению, лежит на всём Израиле. Ряд исследователей прослеживает в канонических Евангелиях тенденцию оправдания Пилата и обвинения  евреев, получившую наибольшее развитие в более поздних апокрифах (таких как Евангелие от Петра).Тем не менее, первоначальный смысл стиха Мф.27:25 остаётся предметом спора библеистов.

Полемика  Иисуса с фарисеями содержит ряд  жёстких высказываний: примером может  служить Евангелие от Матфея (23:1—39), где Иисус называет фарисеев «порождениями  ехидниными», «окрашенными гробами», а  обращённого ими «сыном геенны». Эти и подобные слова Иисуса впоследствии зачастую переносились на всех евреев. По мнению ряда исследователей, такая тенденция присутствует и в самом Новом Завете: если в синоптических Евангелиях антагонистами Иисуса выступают по преимуществу фарисеи, то в более позднем Евангелии от Иоанна оппоненты Иисуса чаще обозначаются как «иудеи». Именно к иудеям обращено в этом Евангелии одно из самых жёстких выражений Иисуса: «ваш отец диавол» (Ин.8:44). Многие современные исследователи, однако, склонны рассматривать подобные выражения в Евангелиях в общем контексте античной полемической риторики, тяготевшей к предельной жёсткости.

В современной  науке отсутствует единая точка  зрения на проблему антииудаизма в  Новом Завете. Часть историков  ранней церкви рассматривает приведённые  выше и ряд других мест Нового Завета как антииудейские (в том или ином понимании слова), в то время как другие отрицают наличие в книгах Нового Завета (и, шире, в раннем христианстве вообще) принципиально негативного отношения к иудаизму. Так, по мнению одного из исследователей: «нельзя считать, что раннее христианство как таковое, в наиболее полном своём выражении, привело к более поздним проявлениям антисемитизма, христианского или какого-либо иного».Всё чаще указывается и на то, что применение понятия «антииудаизм» к новозаветным и другим раннехристианским текстам в принципе анахронично, поскольку современное понимание христианства и иудаизма как двух полностью оформившихся религий неприменимо к ситуации I—II веков. Исследователи стараются определить точных адресатов полемики, отражённой в Новом Завете, показав тем самым, что интерпретация тех или иных фрагментов новозаветных книг как направленных против иудеев вообще несостоятельна с исторической точки зрения.

Информация о работе Антисемитизм