Антисемитизм

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2013 в 13:51, реферат

Краткое описание

Антисемити́зм — одна из форм национальной нетерпимости, выражающаяся во враждебном отношении к евреям как этнической или религиозной группе, часто основан на предрассудках. Антисемитизм является одной из разновидностей ксенофобии.
Термин обозначает враждебность по отношению к евреям или иудеям, а не ко всем народам семитской языковой группы. Слово «антисемитизм» было впервые употреблено немецким публицистом Вильгельмом Марром в XIX в. его памфлете «Победа германизма над еврейством». Термин объясняется расистскими представлениями о биологической несовместимости европейцев, фигурировавших у первых идеологов расового антисемитизма как «германская» или «арийская» раса, и евреев как представителей «семитской расы»

Вложенные файлы: 1 файл

Антисемити́зм.docx

— 66.24 Кб (Скачать файл)

 Начиная  с враждебного по отношению  к евреям эдикта императора  Константина (313 г.), влияние Церкви  в мире всё более возрастало. Вместе с чем возрастало и  «обучение презрению» к иудеям. В свою очередь, это приводило  к их социальной дискриминации,  кровавым наветам, погромам, совершавшимся  христианами с благословения  Церкви, а также погромам, инспирировавшимся  непосредственно Церковью.

 

В 1096 г. был  организован Первый крестовый поход, целью которого было освобождение Святой земли и «Гроба Господня» от «неверных». Начался же он с уничтожения крестоносцами  ряда еврейских общин Европы. Немалую  роль в предыстории этой резни  сыграла антиеврейская пропаганда погромщиков-крестоносцев, основанная на том, что христианская церковь, в  отличие от иудаизма, запрещала давать в долг под проценты.

IV Латеранский собор (1215 г.) потребовал от евреев носить на одежде специальные опознавательные знаки или ходить в особых головных уборах. Собор не был в своём решении оригинальным — в странах ислама власти предписывали и христианам и евреям исполнять точно такие же установления.

В XVI веке, сперва в Италии (папа Павел IV), затем и во всех странах Европы, евреям было предписано жить в особых кварталах — гетто, которые отделяли бы их от остального населения. В эту эпоху особенно свирепствовал клерикальный антииудаизм, который отражался, прежде всего, в церковных проповедях. Основными распространителями подобной пропаганды были доминиканский и францисканский монашеские ордена.

Ещё более  мрачной страницей в истории  католической церкви была инквизиция. Она преследовала не только «еретиков» христиан. Репрессиям подвергались и  обращённые (часто насильно) в христианство евреи (марраны), и христиане, нелегально обращающиеся к иудаизму, и еврейские  миссионеры. Широко практиковались в  то время так называемые христианско-еврейские  «диспуты», участие в которых  для евреев было принудительным. Заканчивались  же они или принудительным крещением, или массовыми убийствами, конфискацией имущества, изгнанием, сожжением религиозной  литературы, полным уничтожением целых  еврейских общин.

В Испании  и Португалии были введены чисто  расистские законы об «исконных христианах». Были, однако, и христиане, со всей решительностью выступавшие против этих законов. Среди  них были святой Игнатий Лойола (ок. 1491—1556) — основатель ордена иезуитов и святая Тереза Авильская.

Церковь и  светские власти в эпоху Средневековья, постоянно и активно преследуя  евреев, действовали как союзники. Правда, некоторые папы и епископы защищали, чаще безрезультатно, евреев. Религиозные преследования евреев имели и свои трагические социальные и экономические последствия. Даже обыкновенное («бытовое») презрение, религиозно мотивированное, приводило к их дискриминации в общественной и хозяйственной сферах. Евреям запрещалось вступать в гильдии, заниматься рядом профессий, занимать ряд должностей, сельское хозяйство для них было запретной зоной. Они облагались специальными высокими налогами и сборами. При этом евреи неустанно обвинялись во враждебности к тому или другому народу и подрыве общественного порядка.

Иван Грозный  запретил всякое пребывание евреев на Руси и следил за тщательным соблюдением  запрета. В 1545 году были сожжены товары еврейских купцов из Литвы, приехавших в Москву. После взятия города Полоцка  войсками Ивана Грозного в феврале 1563 года около 300 местных евреев, оказавшихся  перейти в христианство, согласно легенде, были утоплены в Двине. Царь Алексей Михайлович изгонял евреев даже из временно занятых русскими войсками литовских и белорусских  городов. В присоединённой к России части Украины евреи права  постоянно жить также не получили.

В эпоху Просвещения  даже реформаторы, боровшиеся за равноправие  этнических меньшинств, за ликвидацию гетто, отнюдь не были свободны от антисемитизма. Их антисемитизм как бы секуляризировал  основные положения антисемитизма  христианского. Вместо обращения в  христианство они требовали от евреев ассимиляции, освобождения от предрассудков  и вхождения в господствовавшую тогда «просвещенческую культуру». Впрочем, некоторые просветители, подобно  Вольтеру, видели в евреях очень  опасную угрозу для прогресса  европейской культуры и прямо  утверждали, что природная глупость и лживость евреев делает для них  невозможной интеграцию в нормальное общество. Другие, как Дидро, приходили  к антисемитизму через своё антихристианство. Борясь с христианством, они указывали  на его иудейские корни, благодаря  которым, по их мнению, оно и стало  вредоносным.

Эмансипация во Франции

 

27 сентября 1791 года Учредительное собрание  Франции приняло постановление  о полной эмансипации евреев, через почти два года, после  того как гражданские права  были даны протестантам, комедиантам  и даже палачам.

Во времена  Первой империи, Франции было необходимо найти средство, чтобы связать  между собой всё еврейское  население Европы, дабы иметь возможность  их контролировать. Для этого было принято решение о восстановлении Великого Синедриона (фр. le Grand Sanhedrin). Проект был разработан в течение последних месяцев 1806 года, и 9 февраля 1807 года состоялось его открытие. Но эта мера вызвала недовольство у религиозной (христианской) части населения Франции, а также дала ещё один повод для нападок на Наполеона со стороны его противников. В результате через месяц, 9 марта 1807 года Синедрион был распущен.

Реакция пошла  и дальше: 17 марта 1808 года Наполеон издал  указ (также известен как «позорный  указ») о частичном ограничении  евреев варьировавшимся в разных департаментах.

Режим ограничений  сохранялся до самого конца империи, и лишь Людовик XVIII в 1818 году закончил дело эмансипации, отказавшись от продления указа.

До середины XVIII века немногочисленные евреи неоднократно изгонялись из России. Но между 1772 и 1795 годами, в результате трех разделов Речи Посполитой, к России были присоединены территории, на которых проживало значительное количество евреев, ставших таким образом подданными Российской империи В областях массового проживания еврейского населения была создана черта оседлости, за пределами которой евреям селиться запрещалось. Следует отметить, что в Российской империи до начала XX века правовые ограничения применялись только к лицам иудейского вероисповедания и крещение евреев было способом от них избавиться.

Французским ультраконсерваторам (среди них  было много представителей духовенства) в XIX веке эмансипация евреев представлялась символом всего зла, принесённого либерализмом нового времени.

В первой половине XIX века в России был принят ряд дискриминационных норм по отношению к евреям. Например, указом от 11 апреля 1823 года Александр I потребовал, чтобы евреи Белоруссии прекратили к 1 января 1824 года все винные промыслы, а к 1 января 1825 года переселились в города и местечки. К январю 1824 году было выселено около 20 тыс. человек, многие из которых стали бездомными. В этом же году был введён запрет на поселение в России для евреев — иностранных подданных, а в 1925 году вышел запрет евреям жить в сельской местности вблизи границы[31][32].

При Николае  I в политике стали проявляться ассимиляционисткие тенденции. Согласно указу императора Николая I о введении воинской повинности для евреев (26 августа 1827), евреи брались в рекруты с 12 лет (в то время, как русские брались в рекруты лишь с 18 лет). Еврейские дети-рекруты до 18 лет направлялись в батальоны кантонистов. Годы пребывания в кантонистах евреям не засчитывались в срок военной службы (25 лет). Квота призыва для еврейских общин составляла десять рекрутов с одной тысячи мужчин ежегодно (для христиан — семь с одной тысячи через год). От общин, кроме того, требовали расплачиваться «штрафным» числом рекрутов за податные недоимки, за членовредительство и побег призывника (по два за каждого), причем разрешено было пополнять требуемое число призывников малолетними.

1 мая 1850 г.  последовал запрет на ношение  традиционной еврейской одежды: после 1 января 1851 г. только старым  евреям было разрешено донашивать  её при условии уплаты соответствующего  налога. В апреле 1851 г. еврейским  женщинам запретили брить голову, с 1852 г. не разрешалось «ношение  пейсиков», а талесы и кипы  можно было надевать только  в синагогах. Однако большинство  евреев продолжало носить традиционную  одежду и пейсы; власти боролись  с этим, применяя жестокие меры, но успеха так и не добились.

В ноябре 1851 г. все еврейское население было разделено на пять разрядов: купцы, земледельцы, ремесленники, оседлые  и неоседлые мещане (оседлыми мещанами считались евреи, имевшие недвижимую собственность или занимавшиеся «мещанским торгом»). Большинство еврейского населения попало в разряд неоседлых  мещан, для которых вводился усиленный  рекрутский набор. Им запрещалось отлучаться из городов, к которым они были приписаны. В правилах говорилось и  об отправке неоседлых мещан на казенные работы. Попытка осуществления «разбора»  на практике вызвала множество затруднений; местные власти не могли понять, к какому разряду отнести тех или иных евреев. Эти трудности привели к тому, что «разбор» производился очень медленно, а с началом Крымской войны он был прекращен.

Тем не менее, Николай I не был последовательным сторонником ассимиляции. Специальным законом, изданным в 1850 г., евреям запрещалось менять фамилию даже при переходе в христианство . Впрочем, эта мера была всего лишь проекцией на евреев общих особенностей устройства тогдашней России: фамилия была индикатором сословной принадлежности человека, и её смена была очень затруднена. Закон действовал до Февральской революции.

Впоследствии, при Александре II, множество правовых ограничений было отменено: например, было предоставлено право повсеместного жительства в России лицам с высшим образованием, купцам 1-й гильдии, ремесленникам; кроме того, евреям было предоставлено право получать высшее образование не только в области медицины, — как было до этого.

После убийства Александра II народовольцами в 1881 году в 166 населенных пунктах Российской империи произошли еврейские погромы, тысячи еврейских домов были разрушены, много еврейских семей лишилось имущества, большое число мужчин, женщин и детей было ранено, а некоторые были убиты. Это привлекло внимание правительства к еврейскому вопросу. Были введены так называемые «Майские правила» («временные правила» 3 мая 1882 г.) о запрещении евреям вновь селиться в селах и деревнях. В царствование Александра III (1881—1894 гг.) также были изданы распоряжения о процентной норме для поступления евреев в гимназии и университеты (1887 г.) и о выселении евреев-ремесленников и мелких купцов из Москвы (1891 г.).

Земская реформа 1890 г. лишила евреев права участвовать  в органах земского самоуправления. Новое Городовое положение от 11 июня 1892 г. совершенно устранило евреев от участия в выборах в органы городского самоуправления (в городах  черты оседлости местные власти могли назначать из списка предложенных им еврейских кандидатов в гласные  городской думы не более 10 % от общего числа гласных).

После почти  полного вытеснения евреев-юристов  с государственной службы одной  из немногих сфер деятельности, где  могли работать евреи-юристы, осталась адвокатура, но в 1889 г. министр юстиции Н. Манасеин провел в качестве временной меры постановление, приостанавливавшее принятие в число присяжных поверенных «лиц нехристианских вероисповеданий… до издания особого закона». Хотя в этом документе говорилось обо всех «нехристианах», ограничения были направлены исключительно против евреев.

В начале XX века продолжились массовые антиеврейские погромы в России, особенно после опубликования царского манифеста от 17 октября 1905 года. Погромы охватили 660 населённых пунктов. В 1911 г. в ритуальном убийстве 12-летнего А. Ющинского в Киеве был обвинен служащий сахарного завода М. Бейлис. Дело Бейлиса вызвало возмущение во всем мире. В 1913 г. присяжные оправдали Бейлиса. В это же время в России была опубликована историческая фальшивка, с обвинением евреев в мировом заговоре — Протоколы сионских мудрецов.

В период революции  и гражданской войны антиеврейское  насилие на территории бывшей Российской империи достигло пика. Во время  гражданской войны в России еврейские  погромы осуществлялись всеми её участниками: украинскими националистами (40 %), отдельными бандами (25 %), белыми (17 %) и красными (8,5 %)[36]. Общее число  евреев убитых в погромах с 1918 по 1920 годы оценивается в 100 тысяч человек[37][38]. Суммарная еврейская эмиграция  из России за период 1880—1928 годы составила 2,265 млн человек[39].

Большое число  евреев в партии большевиков способствовало восприятию советской власти её противниками как власти евреев. Это отождествление российские эмигранты распространили в Европе и США.

Американский  промышленник Генри Форд с 1920 года в  своей газете «Дирборн индепендент» публиковал антисемитские статьи, а  также тексты «Протоколов сионских мудрецов», которые затем издал  в виде книги «Международное еврейство»[40]. Антисемитские издания Форда  оказали огромное влияние на национал-социалистов  в Германии[41][42] В частности, глава  гитлерюгенда Бальдур фон Ширах  утверждал, что Форд был кумиром молодых нацистов.

В нацистской Германии

 

Расистский  антисемитизм немецкого нацизма  имел своих идеологических предшественников в XVIII и XIX вв.Во Втором рейхе выделялись три антисемитских течения: национал-государственный, социал-христианский и расистский.

Национал-государственное  течение представлено было в основном консерваторами и некоторыми национал-либералами, одним из которых был, например, Генрих фон Трейчке. Они рассматривали  еврейскую проблему с позиций  построения нового немецкого государства. От евреев с их точки зрения требовалось  «беспрекословное желание стать  немцами», не требовалось крещения, не было призывов к власти к каким-то особенным правовым ущемлениям евреев.

Информация о работе Антисемитизм