Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2013 в 14:50, курсовая работа
Цель: анализ «особых отношений» США и Великобритании
Обозначенная цель предполагает решение следующих задач:
- Охарактеризовать атлантический вектор британской внешней политики на современном этапе
- Определить направления внешнеполитического сотрудничества Великобритании и США
Введение  ……………………………………………………………………… 3
Глава 1. Общая характеристика современных англо-американских отношений ……………………………………………………………………... 6     
Глава 2. Концепция «Особых отношений» Великобритании и США
 2.1 Сотрудничество в политической сфере ………………………………… 13
 2.2 Контакты Великобритании и США в сфере вооружений …………... 24
Заключение …………………………………………………………………… 30
Список источников и литературы ………………………………………
«Будущее британской политики зависит от того, будет ли сделан выбор в пользу Европы или США», - так звучит популярный среди британских политологов тезис, число сторонников которого умножилось после начала войны в Ираке. «Особые отношения» с США долгое время компенсировали неизбежное ослабление международного веса Великобритании после окончания Второй мировой войны, а положение Западной Европы в качестве протектората в годы глобального противостояния США и СССР представлялось британским политикам вполне естественным. Однако в период правления «новых лейбористов» «особые отношения» представлялись многим аналитикам доктриной, не только выработавшей свой потенциал, но и наносящей вред интересам Соединённого Королевства. «То, что давно очевидно для многих, - утверждал А.А. Громыко, - сегодня отказывается признавать лишь малая часть экспертного сообщества Британии. В этом также упорствуют ключевые фигуры политического и военного истэблишмента» [8, С.62]. По мнению Р. Брэйтуэйта, бывшего посла Великобритании в Москве, а затем председателя Объединённого комитета британской разведки, война в Ираке наглядно продемонстрировала, что «особые отношения» превратились в балласт, который наносит урон интересам Британии в Европе и исламском мире [8, С.62]. Критики «особых отношений» указывают на то, что даже в эпоху сверхдержав они почти всегда были «улицей с односторонним движением», служили больше американским, чем британским интересам.
Уход в прошлое биполярного 
мира, считают некоторые специалисты 
в области международных 
«Действительно, - заметил в 2005 г. А.А. 
Громыко, - британская дипломатия, традиционно 
признаваемая одной из самых искусных 
в мире, успехи которой основаны 
на принципе «постоянных интересов 
и временных союзов», демонстрирует, 
особенно в последнее время, явный 
догматизм. Репутация внешней политики 
Британии основана на способности к 
гибкости, балансе интересов, но на 
практике после прихода к власти 
в 1997 г. лейбористского правительства 
она оказалась подчинена одной-
Следует заметить, что «особые отношения» 
между двумя государствами 
В результате событий 2001-2003 гг. политика 
сохранения «особых отношений» с 
США привела к ослаблению тех 
важнейших международных 
Итак, события вокруг Ирака 2002-2003 гг. 
с новой силой высветили 
В то же время в Великобритании 
скептически относятся к идее 
«многополярного мира», в котором 
Европе отводилась бы роль противовеса 
Америки. И Великобритания, и США 
принадлежат к западной цивилизации 
и руководствуются одной 
А.А. Громыко в 2005 г. изложил в одной из своих статей прогноз дальнейшего развития событий, содержание которого заключается в следующем: для того чтобы компенсировать некоторое уменьшение масштабов сотрудничества с Вашингтоном, Лондону будет необходимо усилить свои позиции в Европе. Не исключено, что британское руководство найдёт в себе силы сделать выбор в пользу присоединения к еврозоне. Лидерские качества Британии проявятся также в случае перехода к сотрудничеству в ядерной сфере с Францией, которая, в отличие от англичан, строит свои собственные баллистические ракеты. Обладая наиболее эффективной и мобильной армией в Европе, считает исследователь, Британия также при желании может стать лидером в развитии военной составляющей Евросоюза. Опасность проведения более независимой внешней и оборонной политики, политики в области безопасности (с точки зрения поддержания союзнических отношений с США), по мнению А.А. Громыко, явно преувеличена частью британского политического и военного истэблишмента.
«По-видимому, - читаем мы в статье А.А. Громыко, - в следующие несколько лет мы станем свидетелями того, как отношения Британии с США станут прагматичнее, а на европейском направлении руководство страны приложит усилия по восстановлению своих позиций» [5, С.66]. Сейчас можно уже говорить о том, что прогноз не оправдался: США являются единственной сверхдержавой, в руках которой - судьба всего мира. Разумеется, американская экономика несколько пострадала в результате финансового кризиса, но для всего остального мира, не исключая и Великобританию, его последствия оказались ещё более тяжкими. По-видимому, британское руководство будет вынуждено считаться с мнением Вашингтона ещё более, нежели в прежние времена.
27 июня 2007 г. в должность премьер-
Летом 2007 г. А.А. Терентьев в своей статье «Гордон Браун: моралист у власти» высказывал следующие предположения относительно направлений внутренней и внешней политики, которые новым правительством Великобритании будут признаны приоритетными:
«Своей главной задачей Браун сделает завоевание симпатий электората, в силу чего сосредоточится на внутриполитических проблемах - экономике, образовании и здравоохранении. Внешняя же политика, считают большинство экспертов, будет играть для него второстепенную роль: он станет уделять внимание только тем вопросам, которые способны принести быструю отдачу (например, война в Ираке).
Вероятнее всего, Гордон Браун отдаст 
внешнюю политику на откуп британскому 
МИДу, который в блэровскую эпоху 
постоянно чувствовал себя ущемлённым 
в правах. Бывший премьер принимал 
решения, не считаясь с внешнеполитическим 
ведомством, и нередко шёл на конфликт 
с профессиональными 
А.А. Терентьев не ошибся: Гордон Браун, действительно, уделял основное внимание внутренней политике, и роль министра иностранных дел стала более значительной. Решение Брауна назначить на эту должность Дэвида Милибэнда, бывшего министра по делам окружающей среды, по мнению А.А. Терентьева, говорило о том, что новый премьер-министр - убеждённый сторонник глобализации, так как опыт Милибэнда во внешней политике сводится к решению таких глобальных проблем, как изменение климата[10].
Гордон Браун не стремился к 
изменению приоритетов 
2.2 Контакты Великобритании и США в сфере вооружений
Сотрудничество Соединённого Королевства 
и США активно развивается 
и в военно-промышленном сегменте. 
США выступают ведущими поставщиками 
новейших и высокотехнологичных 
образцов военной техники для 
вооружённых сил 
Сотрудничество Великобритании и 
США в оборонной сфере 
В практическом смысле для Соединённого 
Королевства оборонное 
Активное сотрудничество в области 
оборонных исследований и проектных 
разработок прямо отразилось на содержательной 
стороне оборонного партнёрства 
между двумя странами. В конце 
1990-х гг. объём американского экспорта 
военной продукции в 
Кроме того, с начала 2000-х гг. последовательно 
расширялось присутствие 
Структурообразующим сегментом оборонного 
взаимодействия между Соединёнными 
Штатами и Великобританией 
Информация о работе Американский вектор внешней политики Великобритании в постбиполярном мире