Американская концепция нового миропорядка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2012 в 09:40, курсовая работа

Краткое описание

В данной курсовой работе, мы попытались рассмотреть становление США как сверхдержавы, американское видение миропорядка, проследить за развитием внешнеполитических концепций в период холодной войны и после, их отражение в доктринах, принятых в Белом Доме.

Содержание

Введение

1. "Стратегия управления миром" как приоритет политики США в период "холодной войны".
2. Международное положение США после холодной войны. Новый мировой порядок.
3. Геополитическое значение Евразии для США.
4. Стратегия государственной безопасности и мирового господства США в начале XXI века.
5. Американское видение американо-российских отношений.
Заключение
Список использованной литературы.

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовик СМО.doc

— 207.00 Кб (Скачать файл)

Говоря о политике США в послевоенные десятилетия, можно сказать, что политика  США в отношении окружающего мира строилась на сочетании двух принципов — силового сопротивления происходившим в мире переменам и приспособления к ним (с преобладанием первого). В зависимости от действия многих факторов конкретное соотношение применения этих принципов менялось.

США, усматривая в Советском Союзе главное препятствие к установлению своей гегемонии, рассчитывало, что ослабленный войной СССР не сможет противостоять военному давлению и экономическому диктату США, а поэтому согласится на их доминирующую роль в послевоенном мире. Поскольку этого не произошло, США перешли в наступление на мировой арене с целью «сдерживания», «устрашения» и «отбрасывания» СССР и его союзников с их позиций10.

На протяжении четырех  десятилетий после окончания второй мировой войны, с достаточной определенностью проявились основные черты внешней политики США:

 Во-первых, подход  к межгосударственным отношениям  как к силовой борьбе за  влияние и ведущую роль на  мировой арене. В военной силе США видели универсальное средство решения своих внешнеполитических задач. Они делали ставку на ядерное оружие как главный фактор обеспечения американского превосходства в мире и систему военно-политических союзов как важнейший инструмент осуществления внешней политики. Наиболее крупным из них стала Организация Североатлантического договора (1949 г. НАТО), Кроме того, США связали десятки государств двусторонними военными соглашениями, получив право содержать на их территориях свои войска и военные базы.

Стремление решать международные  проблемы не политическими, а военными средствами отчетливо показали две крупные вооруженные интервенции США — в Корее и во Вьетнаме — и много мелких. В этом же ряду, стоит и обращение к тайным операциям за рубежом (терроризм, военные конфликты, использование наемников, государственные перевороты, шпионаж, диверсии), осуществление которых было возложено на Центральное разведывательное управление (ЦРУ).

Во-вторых, нежелание видеть на международной арене равноправных партнеров, объективно воспринимать интересы других стран, достигать политических решений за столом переговоров, на основе взаимоприемлемых компромиссов. Эта черта проистекала из укоренившихся стереотипных представлений об исключительности США и безапелляционной веры их руководства в существование американского решения любой из мировых проблем. Свидетельствами этого, стало многолетнее торпедирование советских инициатив, направленных на ослабление международной напряженности, позиция США на переговорах о разоружении, которые искусственно затягивались, негативное отношение к ООН, где в течение продолжительного времени США использовали так называемую «машину голосования» для принятия нужных им решений, бойкотирование признания законных прав Китайской Народной Республики в ООН, применение всякого рода «санкций» против других государств и т. п.

В-третьих, высокая степень идеологизированности внешней политики, стремление найти противника, конфронтация с которым оправдывала бы наращивание ракетно-ядерного потенциала, создание новых видов оружия, программу стратегической оборонной инициативы, жесткий внешнеполитический курс.

"Холодная война"  во многих отношениях определила  характер второй половины ХХ  века, но основное ее значение  заключается в том, что именно  в период этой конфронтации  происходило строительство американского  нового мирового порядка. И,  хотя обе сверхдержавы США и СССР ставили своей главной целью доминирование в мире, ее достиг лишь США. Победил сильнейший, однако наивно было бы полагать, что супердержава СССР исчезла с мировой арены только под влиянием внутренних факторов. Главная причина развала СССР и нынешней гегемонии США — успешно реализованная Америкой стратегия "мирового преобладания". Этот термин был впервые официально употреблен в директиве Совета национальной безопасности США № 68 (остававшейся совершенно секретной до 1975 г.), которую крупный российский американист А. И. Уткин оценивает как «главный документ "холодной войны"». Указанный термин точнее других характеризует ту стратегию, для которой "холодная война" была лишь эпизодом 1. Участие Вашингтона в "холодной войне" представляло собой реализацию единой стратегии, имеющей целью создание нового мирового порядка, мира "открытых дверей", соответствующего интересам Соединенных Штатов и основанного на американских ценностях11

Сущность этой стратегии  предельно четко охарактеризовал  один из доверенных советников американского правительства, влиятельный редактор журнала "Тайм" Г. Люс еще в 1941 г. В своей книге "Американское столетие" он декларировал, что историческая миссия Америки состоит в том, чтобы сделать ХХ век американским, а весь мир — "американским миром". Очевидно, что эти слова оказались пророческими — ХХ век закончился, безусловно, как "американский век"12

§2.   Международное положение США после холодной войны.

Новый мировой порядок.

На рубеже 1980-1990х гг. в международных отношениях произошли глубокие перемены. В первую очередь это крушение мировой системы социализма, которое означает прекращение идейно-политической и военной конфронтации между Востоком и Западом. «Холодная война» осталась в прошлом. Началось формирование нового мирового порядка.  

Крупные перемены произошли  на карте Европы. Распад Варшавского  договора, Совета экономической взаимопомощи положил конец зависимости государств Центральной и Восточной Европы от Москвы и превратил каждое из них в самостоятельного агента европейской и мировой политики. Распад Советского Союза в принципе изменил геополитическую ситуацию в евразийском пространстве. В большей или меньшей степени и с разной скоростью государства, образовавшиеся на постсоветском пространстве, наполняют реальным содержанием свой суверенитет, формируют свои собственные комплексы национальных интересов, внешнеполитические курсы. Однако Российская Федерация остается самым мощным государственным образованием на постсоветском, да и на евразийском пространстве. Усиленное возрастание удельного веса США в мировых делах после окончания Холодной войны в определенное степени нивелируется повышением самостоятельности других «полюсов» и определенны усилением изоляционистских настроений в американском обществе.          

Большинство зарубежных и отечественных международников принимают в качестве водораздела между холодной войной и нынешним этапом международных отношений волну политических изменений в странах Центральной Европы осень 1989г, а наглядным его символом считают падение Берлинской стены. Отличительным моментом зарождающейся сегодня модели является снятие политико-идеологического противостояния  между «антикоммунизмом» и «коммунизмом» ввиду стремительного и почти полного исчезновения последнего, а также свертывание военной конфронтации блоков, группировавшихся в годы холодной войны вокруг двух полюсов - Вашингтона и Москвы.    

Для внешней политики США последнее  десятилетие XX в. стало периодом поисков  и приспособления к радикальным  изменениям системы международных отношений, произошедшим в результате окончания холодной войны и развития новых глобальных процессов.    

После окончания холодной войны  и развала Советского Союза Штаты  остались единственной сверхдержавой. Это дополнило статус США, которые  на протяжении холодной войны были активным лидером всей группы высокоразвитых капиталистических стран и остались таковыми после того, как эпоха биполярности завершилась; к этому добавилось еще одно – безоговорочное доминирование США во всей мировой системе13.    

Положение Соединенных штатов в мире как бы играет двойную роль: во-первых, это военный, экономический и технический лидер всей группы развитых стран Запада (со всеми вытекающими проблемами), во-вторых, крупнейшая и самая мощная держава, имеющая все основания претендовать на роль глобального лидера, хотя ни о безоговорочности этого статуса, ни о его автоматическом принятии большинством других стран речи пока не идет.          

Безусловно одно: обе ипостаси США  подтверждают уникальный статус единственной сверхдержавы, действующей в мире, где практически нет адекватных противников.          

В нынешней мировой позиции Соединенных  штатов имеется несколько сильных  и слабых сторон. Сильные стороны  связаны, прежде всего,  с обилием ресурсов в распоряжении американского политического механизма, что даже мешает США выбрать наиболее адекватные цели и оптимальные средства их достижения. Слабые же стороны позиции США состоят в том, что политика страны вызывает все больше опасений и среди союзников, и среди не союзников – как партнеров, так и врагов. Прежде всего, это – военные расходы, которые предполагается еще больше увеличить в будущем.

Для Соединенных Штатов конец ХХ в. – время выбора внешнеполитического  курса, согласно сложившейся ситуации. Сложившаяся после Второй Мировой  войны «биполярная система» предполагала ряд доктрин, на основе которых поддерживались отношения между блоками. Самороспуск враждебного блока означало исчезновение реальной военной угрозы США. Кроме того, в результате распада СССР и всего социалистического лагеря открывались широкие возможности для сотрудничества США с государствами, входившими в советский блок, и новыми государствами на пространстве бывшего СССР, для распространения там американского влияния.            

С начала 90-х годов в стране развернулись широкие дискуссии о новом миропорядке, о роли и месте в нем Соединенных Штатов, их национальных интересах, целях и методах внешней политики в изменившихся условиях. Появилось несколько новых концепций:           

1.  Неоизоляционизм – узкая трактовка национальных интересов США как ограничиваемых защитой своих суверенитета, территориальной целостности и безопасности. В современном мире нет государства, способного серьезно угрожать безопасности США. Ядерное оружие – основной гарант политического суверенитета и территориальной целостности США, и на данный момент не существует государства, способного нанести ответный удар. Стабильность Евразийского континента может не вызвать серьезного беспокойства, так как четыре ядерные державы – Англия, Франция, Россия, Китай – будут находиться под влиянием взаимосдерживающих факторов. Существующий расклад сил между США и другими ядерными державами вряд ли позволит этим странам претендовать на роль гегемона в военной и экономической сфере14. Это позволит США ограничить контроль над развитием ситуации в мире, не вмешиваясь в конфликты, отказаться от интервенционистских операций любого характера, пересмотреть традиционные союзнические отношения (в т.ч. НАТО). Однако, в условиях, когда США остались единственной сверхдержавой, трудно ожидать, что идеи изоляционизма получат широкую поддержку. Критики этого подхода отмечают, что подобная политика приведет к нежелательным последствиям, так как, например, страны, которые пользовались «зонтиком» США, будут вынуждены искать новые пути обеспечения безопасности и укрепления военной мощи. Отсутствие американского лидерства может вызвать нарастающую нестабильность и повысить вероятность войны. То есть за годы отсутствия на европейском континенте, США могут потерять лидирующее положение. Кроме того, экономическая выгода, от свертывания американской международной деятельности не составит существенной цифры. Неоизоляционизм нашел выражение в требованиях свертывания участия в военно-политических блоках, сокращения военной помощи другим государствам, сокращения всего внешнеполитического аппарата США, а также военных расходов. Исключение не делается и для НАТО (критикуется, но с либеральных позиций).          

2.  Избирательное вовлечение – концепция развивается в русле школы «реализма». Решающим фактором развития международных отношений является стабильность в отношениях между ведущими мировыми державами. (США, Россия, страны ЕС, Китай и Япония). Задача США – предотвратить военное столкновение или серьезный конфликт между этими странами. Нацеленность американской внешней политики на ведущие мировые державы предполагает, что регулирующее и направляющее влияние будет оказывать государство лидер, а именно США. Предусматривается сохранения военного присутствия США в стратегически важных для них регионах мира, активное противодействие распространению ОМУ15, профилактику и урегулирование региональных конфликтов, в которые могут быть втянуты крупные страны, обеспечение особой роли США в международных финансовых и торговых организациях. Сторонники «избирательного вовлечения» признают важными национальными интересами распространение демократии и защиту прав человека, однако считают неоправданным прямое вмешательство США в этих целях.           

3. Согласованная безопасность – концепция основана на взглядах либеральной школы и сохраняет преемственность с концепцией «коллективной безопасности». Мир – как состояние без войны и конфликта,  - это общая, неделимая категория, поэтому глобальный мир является важнейшим национальным приоритетом США. Наличие определенной стабильности в отношении между ведущими державами мира после холодной войны, выдвигает на первый план угрозы, которые могут исходить из регионов или от стран, не входящих в группу великих. Существование высоких информационных и военных технологий, ОМУ могут превратить локальный очаг нестабильности в крупный региональный или международный конфликт. Для более устойчивой стабильности сторонники подхода придают большое значение укреплении и расширению международной организации НАТО, не отвергая, при этом, роль ООН и ОБСЕ, выступают за «стратегическую взаимозависимость» и «координацию коллективных действий», в том числе для ведения быстрых войн с минимальными потерями.          

Сторонники этого подхода, в  дополнение к угрозам, традиционным для уровня межгосударственных отношений выделяют, как наиболее характерные для современного мира угрозы, возникающие внутри государств (геноцид, этнические чистки, другие формы массовых нарушений прав человека, экологические преступления, терроризм).  Главным источником этих угроз считается отсутствие демократии, так как «демократы не воюют друг с другом». По этой логике именно демократизация мирового сообщества, а не поддержание геополитического равновесия является главной гарантией обеспечения международной безопасности и жизненных интересов самих США.          

4. Гегемония США – концепция так же основанная на взглядах школы реализма. Оптимальной основой безопасности мира является не многополярность, а однополярность. Не баланс сил, а их явный дисбаланс в пользу государства – гегемона. Считается, что именно в таком уникальном положении оказались США после окончания холодной войны. Американский политолог Ч. Краутхаммер отметил: «Наиболее поразительной чертой мира после холодной войны стала его однополярность.  В грядущие времена, возможно, и появятся великие державы, равные соединенным штатам. Но не сейчас. Не в эти десятилетия. Мы переживаем момент однополярности». То есть, США должны сосредоточить свои усилия на закреплении лидирующего положения в политической, экономической, военной области.

С учетом множественности  реальных и потенциальных угроз  американской безопасности (среди которых  «гегемонисты» выделяют возможность  антизападной трансформации России и Китая) основой стратегии США, по мнению тех, кто поддерживает эту  концепцию, после окончания холодной войны должно стать «системное сдерживание» многочисленных источников нестабильности, возникающих в результате традиционного соперничества геополитических интересов. Таким образом, на США возлагается роль главного гаранта стабильности в мире. Это подразумевает способность США действовать в одностороннем порядке, а ООН и другим международным организациям, по существу, отводится второстепенная роль.         

Информация о работе Американская концепция нового миропорядка