Американская концепция нового миропорядка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2012 в 09:40, курсовая работа

Краткое описание

В данной курсовой работе, мы попытались рассмотреть становление США как сверхдержавы, американское видение миропорядка, проследить за развитием внешнеполитических концепций в период холодной войны и после, их отражение в доктринах, принятых в Белом Доме.

Содержание

Введение

1. "Стратегия управления миром" как приоритет политики США в период "холодной войны".
2. Международное положение США после холодной войны. Новый мировой порядок.
3. Геополитическое значение Евразии для США.
4. Стратегия государственной безопасности и мирового господства США в начале XXI века.
5. Американское видение американо-российских отношений.
Заключение
Список использованной литературы.

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовик СМО.doc

— 207.00 Кб (Скачать файл)

Дипломатическая академия

МИД России

 

 

 

Кафедра внешней политики

и международных  отношений

 

 

 

 

 

Курсовая работа

 

На тему:  "Американская концепция

нового миропорядка".

 

 

                   Проверил:

 

Выполнил:                        студент 1-го курса магистратуры

 

 

 

 

 

 

Москва-2011

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ:

 

 

Введение

 

 

1. "Стратегия управления миром" как приоритет политики США в период "холодной войны".

2.   Международное положение США после холодной войны. Новый мировой порядок.

3. Геополитическое значение Евразии для США.

4. Стратегия государственной безопасности и мирового господства США в начале XXI века.

 

5. Американское видение американо-российских отношений.

     Заключение 

     Список  использованной литературы. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

"Американское могущество — решающий фактор в обеспечении национального суверенитета страны — является сегодня высшей гарантией глобальной стабильности»

 

Збигнев Бжезинский

 

В международных отношениях проблема имперской политики продолжает сохранять свою значимость и актуальность, несмотря на то, что эпоха империй, казалось бы, уже прошла. В истории человечества различные государства - Китай, Рим, Византия, Британия, Турция, Франция, Германия1 стремились к контролю над ресурсами, захватывая другие страны и народы. Это не могло не сказаться на интересах других акторов мировой политики, что приводило к борьбе за передел сфер влияния. Империи оказывали существенное влияние на формирование системы международных отношений, мировой культуры, экономики, политической сферы и т. д.

На современном этапе, Соединенные Штаты Америки стремятся определять мировую политику и международные отношения, контролировать события на всей планете, управлять стратегически важными для них регионами. Доминирование Америки - главная особенность современного геополитического контекста, а Вашингтон был и остаётся главным мировым игроком.2 Этот факт является итогом достижений страны в научно-технологической, культурной, военной, экономической сферах и выступает в качестве объективной основы имперской политики.

Для осуществления имперской политики США стремятся не только сохранить доминирующие позиции в мире, но и расширить свое влияние, в том числе и военными средствами. Методы распространения влияния США на планете, включая свержение неугодных им правительств в различных регионах мира (Латинская Америка, Ближний Восток, Азия), навязывание своих ценностей другим народам и этносам, «цветные революции» в Грузии, Киргизии и Украине, также позволяют говорить об этом государстве как об империи.

За более, чем два  столетия после образования – США превратились в классическую экспансионистскую страну. Это одно из немногих государств мира, которое за сравнительно короткий исторический срок смогло увеличить свою территорию в четыре раза. Причем с самого образования Соединенных Штатов, как отмечают сами же американские авторы, у политических лидеров молодого государства было нечто большее, чем просто инстинкт к экспансии. Еще первый президент США Джордж Вашингтон назвал новое государство «поднимающейся империей».

В 1823 году США ввели в практический обиход понятие «сферы исключительных жизненных интересов». В том же 1823 году президент Джеймс Монро выдвинул лозунг «Америка для американцев» и провозгласил свою доктрину, которая вошла в международные отношения, как «доктрина Монро». Эта доктрина, как известно, явилась обоснованием особых прав Вашингтона на американские континент. Результаты такой политики не заставили себя ждать уже к середине 19 века, победа в войне с Мексикой дала возможность США прирастить к своей территории Техас, Аризону, Калифорнию, Оклахому, Новую Мексику… Со времен «отцов-основателей» Соединенных Штатов военная сила была и остается основным средством урегулирования большинства внешнеполитических проблем, осуществления доктрины «национальной безопасности».

Реализуя свои экспансионистские и империалистические планы американские политики, как правило, облекали их, идеологическими постулатами о мессианской роли американцев и Америки в мире. Причем из поколения в поколение в мышление американцев внедрялись убеждения, что они носители американских идеалов, а значит великих.

Динамично развиваясь, США  уже в конце 19 века обогнали весь мир по темпам развития производства. С этого периода и в экономике, и в международных отношениях Америка входит в число мировых  лидеров. В Первую мировую войну Вашингтон активно вмешался в конфликт в Европе. Во время Второй мировой войны США из страны – должника превратились в государство-кредитора, что способствовало значительному росту экономического и политического влияния на международной арене.

Не раз еще в американской истории 20-го века будет создаваться  ситуация, когда война для Америки  становилась синонимом процветания.

Соединенные Штаты стали  первой страной, которая применила  атомное оружие в 1945 году. С появления  атомного, а затем и ядерного оружия, Америка практически, при каждой конфликтной ситуации, которую, порой, и сама провоцировала, планировала применение атомного и ядерного оружия.          

В данной курсовой работе, мы попытались рассмотреть становление США как сверхдержавы, американское видение миропорядка, проследить за развитием внешнеполитических концепций в период холодной войны и после, их отражение в доктринах, принятых в Белом Доме.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. "Стратегия управления миром" как приоритет политики США

в период "холодной войны".

 

Еще в ходе Второй мировой  войны, когда победа союзников по антигитлеровской коалиции становилась  очевидной, влиятельные общественно-политические и финансовые круги США стали  задумываться над ролью США в мире после Второй мировой войны. Роль разработчика послевоенной стратегии первоначально взял на себя так называемый Совет по международным отношениям. Эта полузакрытая структура, в которой представлены многие крупнейшие общественные деятели, финансисты, промышленники, отставные политики, профессора престижных университетов и т.д.

В декабре 1939 г, когда  после разгрома фашистами Польши стало ясно, что Вторая мировая  война началась, в составе Совета была образована исследовательская  группа, во главе которой был поставлен Норман Дэвис - посол по особым поручениям при президенте Рузвельте. Перед группой была поставлена задача - разработать модель стратегического планирования для внутренней и внешней политики США во время Второй мировой войны и в случае победы. Группа была многочисленна (всего в работе участвовало более 100 человек) и весьма высокого уровня. Финансировалась она из Фонда Рокфеллера и держала постоянный и тесный контакт с государственным департаментом США, получая от него информацию о ходе мировых дел, анализируя эти материалы на своих заседаниях и представляя конкретные предложения ближайшему помощнику президента Рузвельта Гарри Гобкинсу3.

Уже 28 января 1941 г. тогдашний  госсекретарь США Кордел Гулл получил  первую официальную программу деятельности США в качестве мирового лидера по окончании войны. Центральной идеей данного документа было понятие "великого пространства" ("grand area"), которое разъяснялось как весь послевоенный мир, рассматриваемый как объект американского управления. В документе содержались достаточно подробные рекомендации, как обращаться с союзниками в ходе Второй мировой войны, какие первоначальные действия предпринять после ее окончания. Документ был доложен Рузвельту и произвел на него столь глубокое впечатление, что он объединил управление стратегического планирования госдепартамента и эту неформальную группу советников в один мощный орган планирования будущей стратегии США4.

Группа продолжала работу и к 1944 г. выдала рекомендацию, в которой  объявляла главной целью послевоенной политики США "обеспечение максимально большого жизненного пространства для Америки". Документ завершался многозначительной установкой: "как минимум США должны активно участвовать во внутренних делах как основных индустриальных государств, так и стран, владеющих сырьем. Надо исходить из того, что если одна или несколько из этих стран не будут сотрудничать в новой всемирной экономической системе, то они должны знать, что они будут развиваться недостаточно быстро. Развиваясь недостаточно быстро, они не смогут обеспечить закупки необходимого оборудования из Америки и поэтому будут пребывать в состоянии депрессии… Аспекты политической, военной безопасности будут напрямую зависеть от этой политической дилеммы"5.

Работу инициативной группы Совета по иностранным делам  после войны возглавил Дин  Ачесон, бывший госсекретарь США, который уже тогда хорошо понимал, что для того, чтобы обеспечить высокие темпы развития американской экономики, ей необходимо во все возрастающей мере осуществлять контроль над естественными ресурсами всего мира. Для того же, чтобы осуществить такой контроль, понадобилось американское военное присутствие всюду в мире. Именно тогда в этой группе родилась идея, что успешное развитие других стран: и тех, которые являлись союзниками США, и тех, которые к этому тяготели, возможно только при условии их активного участия в реализации мировых программ, разрабатываемых Америкой. Это было логично, т.к. Америка тогда была единственной страной в мире, обладавшей средствами для финансирования таких программ.

Первой и главной  задачей в этой стратегии являлась тесная координация американской мировой стратегии со странами Западной Европы. США осуществили это через создание системы международных организаций, таких как Международный валютный фонд (МВФ), Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), Североатлантический союз (НАТО).

Для постоянной подпитки этих организаций новыми идеями и  концепциями была образована так  называемая Бильдербергская группа (Бильдерберг - отель в Голландии, где в мае 1954 г. группа экспертов, преимущественно из США, а также из западных стран, учредила эту группу формально и поставила перед ней задачу строительства нового миропорядка, а также обеспечения политических шагов, направленных на реализацию этих целей пропагандистски, интеллектуально и информационно). Руководителем этой группы был Аверел Гарриман, который в то время являлся послом США в Великобритании. В нее входили известные европейские деятели, такие как Алчиде Гаспери - создатель христианско-демократической партии Италии, Антуан Пино, бывший одно время премьер-министром и министром иностранных дел Франции, лидер лейбористской партии Великобритании Хью Гейтскел, мэр Гамбурга Макс Бройер, лидер французских социалистов Ги Молле и многие другие6.

С тех пор и по настоящее  время Бильдербергская группа является закрытым клубом, через который "пропускаются" все крупные политические деятели западного мира, где они доказывают свою способность рождать новые идеи, адекватно анализировать мировую ситуацию, приобретать опыт политика, способного "выстоять" в непростой ситуации современного мира.

Эта группа записывает в  свой актив постоянную разработку стратегии  НАТО, ядерную политику США и союзников.

Начало реализации стратегии "мирового преобладания" США провозгласил президент Трумэн 12 марта 1947 г. в  обращении к конгрессу. Трумэн говорил, что в мире идет борьба за демократию и свободу против диктатуры и принуждения, и в таких условиях вмешательство США во внутренние дела других стран оправдано. Он заявил также: "В настоящий момент каждое государство мира должно выбрать между двумя альтернативными путями развития... Я считаю, что мы должны помочь свободным людям определить их собственную судьбу. Думаю, что наша помощь должна, в первую очередь, носить экономический и финансовый характер...7" Впоследствии Дж. Маршалл в радиообращении 28 апреля 1947 г. подтвердил, что "Запад прошел точку, за которой уже нет возврата, в своих отношениях с Советским Союзом". Он отверг возможность компромисса с СССР, заявив: "...мы не можем игнорировать связанный с этим фактор времени. Состояние больного ухудшается, в то время как доктора совещаются… Любые возможные действия… должны быть предприняты незамедлительно8".  
             Итак, ослабление традиционных центров силы на европейской части континента на фоне феноменальной мощи США и крах евроцентричного мира предоставил Вашингтону "беспрецедентную возможность самостоятельно определить мировое экономическое (и, следовательно, политическое) развитие, полагаясь при этом на экономическую мощь как главный инструмент дипломатии". В отношении СССР, глобальная стратегия Вашингтона обрела форму экономической, финансовой и, в последующем, военной помощи некоммунистическим режимам. Поэтому в 1947 г, начинается реализация экономической дипломатии Вашингтона — неотъемлемой составной части глобальной стратегии США. 

Учитывая, что США обладали большим экономическим потенциалом, чем СССР, заполнение "вакуума" власти в Западной Европе отразилось в принятии плана Маршалла. Американский исследователь А. Улам отмечает, что "летом 1947 г. "холодная война" стала носить характер позиционных боевых действий", а "внешняя политика обеих сверхдержав превратилась в конфронтационную9". В этой связи выдвижение плана Маршалла и отказ от участия в нем СССР представляется "поворотным моментом" в становлении "холодной войны" как стратегии. Он "предотвратил возможность использования СССР сложившегося в Европе вакуума власти... и представлял собой кардинальный момент американской политики по формированию независимого центра силы в Евразии". По этой причине СССР был вынужден ограничиться собственной сферой влияния в Восточной Европе, что установило биполярную систему и привело к конфронтации между ее полюсами. 
         Таким образом, план Маршалла оказал важнейшее формирующее влияние на внешнеполитический курс США, определив его "холодное" направление, а "годы осуществления плана Маршалла были весьма важными для государственного департамента, поскольку план играл ведущую роль в формировании внешнеполитической стратегии США и способствовал достижению ими статуса ведущей державы на международной арене". 

План Маршалла явился, по оценке обществоведов США, "поворотным моментом в истории для достижения американского лидерства в мире". Он стал одним из основных инструментов американской внешней политики начального периода "холодной войны" и неотъемлемой частью внешнеполитической экспансии США по завоеванию лидерства в мире. Поэтому речь госсекретаря США Дж. Маршалла в Гарвардском университете стала исходным пунктом осуществления комплекса экономических и политических мер стратегии "Pax-Americana". В связи с этим план Маршалла представляется своеобразным "памятником" эпохи "холодной войны", который не только оказал влияние на ее генезис, но и в значительной степени определил развитие международных отношений в последующие годы. План способствовал также достижению основополагающих целей Вашингтона по недопущению возникновения экономического кризиса внутри США в результате избытка произведенной в годы войны продукции, обеспечив ее экспорт на ими же созданный западноевропейский рынок. Он объединил и восстановил Западную Европу с целью создания общего рынка и западного блока для борьбы с Советским Союзом, не допустив попадания этого региона в сферу влияния Советского Союза. 

Таким образом, основное значение плана видится в его  влиянии на создание американского мира "открытых дверей". План Маршалла изначально определил успех концепции глобального лидерства Вашингтона.

Информация о работе Американская концепция нового миропорядка