Федерализм Германии и США

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2015 в 18:48, реферат

Краткое описание

Федерализм - это такая форма правления, при которой суверенная власть конституционно поделена между центральным правительством и географически определенными, полуавтономными уровнями правления.
Это слово пришло из латыни, через французский. "Foederatus" означает "связан договором" и происходит от слов foedus - "договор" и fidere - "доверять". Первое документально подтвержденное использование этого термина в английском языке относится к 17 веку, когда пуритане стали говорить о "федеральной теологии", в смысле существования соглашения между Господом Богом и американскими переселенцами

Вложенные файлы: 1 файл

рЕФЕРАТ.doc

— 112.50 Кб (Скачать файл)

Организация местного самоуправления в Германии весьма разнообразна. Немецкие исследователи выделяют четыре типа общин, классифицируя их с точки зрения соотношения представительного органа и администрации. Южногерманская модель, применяемая, в частности, в Баден- Вюртемберге, Баварии, характеризуется слиянием верхушки представительной корпорации и администрации. Представительная корпорация (общинный совет, городское собрание депутатов и. т. п.) избирается непосредственно населением. Так же избирается и глава администрации - бургомистр, который одновременно по должности председательствует в представительной корпорации. Эту модель называют конституцией совета. Другая модель применяется в городах таких земель, как Гессен и Шлезвиг-Гольштейн, а также в городах-землях Берлине, Бремене и Гамбурге. Она характеризуется тем, что избранный населением представительный орган формирует свой коллегиальный исполнительный орган - магистрат или сенат, который состоит из бургомистра и почетных (т. е. работающих на общественных началах) членов. Такая же модель действует в самоуправляющихся городских округах; например, в округах Берлина избираются окружные собрания, каждое из которых избирает окружное управление в составе бургомистра и окружных советников (один из них - заместитель бургомистра).     Известна эта модель под названием конституции магистрата. Третья модель характерна для земель Рейнланд-Пфальц, Саар, Шлезвиг-Гольштейн (сельские общины). Она предусматривает, что избранный населением представительный орган, в свою очередь, избирает бургомистра, который возглавляет и представительную корпорацию, и местную администрацию, соединяя функции главы общины и главы администрации. Такую модель именуют конституцией бургомистра. Наконец, четвертая модель, существующая в землях Северный Рейн - Вестфалия и Нижняя Саксония, сложилась под влиянием британских оккупационных властей и напоминает англосаксонскую систему «совет – управляющий». Представительный орган, как и везде, избирается непосредственно населением. Однако создаваемый этим органом исполнительный комитет не является местной администрацией, а готовит лишь решения представительного органа. Наряду с исполнительным комитетом представительный орган избирает директора общины (города и т. д.).

Модель местного самоуправления Германии, как и модель ее политического устройства в целом, считается одной из самых эффективных в мире. Местное самоуправление Германии, полагают эксперты, является одним из базовых элементов общества и государства и успешно справляется с возлагаемыми на него задачами.

Местное самоуправление в Германии – это вопрос компетенции субъекта федерации. Каждая федеральная земля вправе решать этот вопрос по-своему, а федеральный центр не вправе вмешиваться в вопросы организации местного самоуправления. Таким образом, правовая база для функционирования местного самоуправления – это законы федеральных земель. Единственный законодательный акт федерального уровня – это 28 статья Основного закона, которая гласит, что община имеет право на самоуправление, а государство обязано это право предоставить.

Несмотря на широкие законодательные возможности для разнообразия организации местного самоуправления, почти во всех федеральных землях местное самоуправление организовано одинаково. Оно осуществляется на уровне отдельных общин, поселений, на уровне муниципальных районов. Существует также ряд крупных городов, в которых управление самостоятельное. В немецкой терминологии такая модель называется двухуровневой.

На местном уровне коммунальное самоуправление гарантирует гражданам право самостоятельно принимать решения относительно актуальных вопросов данной территориальной единицы. Государство обязано помогать меньшим и нижестоящим административным образованиям (землям, районам и общинам), но не может вмешиваться в их внутренние дела. Государство предоставляет общинам кадровый, организационный, плановый (строительство), правотворческий, финансовый и налоговый суверенитет. Финансовая база общин формируется за счет платежей и налогов (с земли, имущества, промыслов, на автотранспортные средства, за содержание собак, от развлекательных мероприятий), целевых сборов, разовых взносов, федеральных и земельных дотаций, кредитов.

Общины имеют собственные и делегированные сверху (в том числе обязательные и добровольные) полномочия. К собственным полномочиям относятся: снабжение граждан водой, электроэнергией, теплом и газом; канализация, очистка сточных вод, вывоз мусора; планировка территории; строительство и содержание местных дорог, лечебных и образовательных учреждений, спортивных сооружений, домов престарелых, парков, кладбищ; пожарная охрана; обновление и содержание местного транспорта; развитие коммунального хозяйства.

К делегированным полномочиям относятся такие сферы деятельности, как общая безопасность; вопросы гражданства (паспортное дело), прописки; запись актов гражданского состояния; промыслы; строительство; дорожное движение, регистрация транспорта и сбор налогов с него; проведение выборов; социальная сфера; работа с молодежью; статистика; охрана памятников; лесное и рыбное хозяйство; культура земледелия.

Существует четкое разграничение полномочий между общиной, районом, землей. Так, общины (малые города) не ведут учета пенсионеров, учителей, полицейских и не занимаются их проблемами, ибо работа с пенсионерами - обязанность района, а работа с учителями и полицейскими - обязанность земли.

Контроль за деятельностью органов местного самоуправления осуществляют органы государственного надзора. Они могут осматривать учреждения и объекты органов самоуправления, проводить проверку дел и кассовой наличности, а также запрашивать отчеты и дела. Граждане могут обращаться с жалобами на местное самоуправление в органы государственного надзора. Установив правоту гражданина, последние имеют право потребовать отмены или изменения соответствующего решения, в свою очередь, органы местного самоуправления могут оспорить эти требования через суд. На практике это происходит довольно часто, причем случаи, когда суды отменяют постановления органов государственного надзора, не являются редкостью.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ  
 
           По форме правления Германия представляет собой нормальную республику; учитывая весьма сильную позицию главы Федерального правительства – Федерального канцлера, которые немецкие исследователи характеризуют Федеративную Республику Германии.

Конституция США учредила республиканскую форму правления в виде президентской республики: президент республики – глава государства и правительства; правительство не несет ответственность перед Конгрессом; президент не обладает правом роспуска палат Конгресса. Конституция США относится к числу наиболее стабильных и устойчивых. За 708 лет своего существования в нее было внесено лишь 27 поправок.  Одним из признаков Федераций является наличие двойного гражданства. Каждый гражданин считается гражданином союза и соответствующего государственного образования. Система двойного гражданства закрепляется конституциями США и ФРГ. В США двойное гражданство закрепляется разделом вторым статьи 4 и разделом первым VIV поправки и конституции. В ФРГ двойное гражданство закреплено ч. 1 ст. 16 Основного закона. 
         Если рассматривать форму государственного устройства США и ФРГ, в этих Федерациях применяется бикамерализм. Нижняя палата рассматривается как орган общесоюзного представительства и избирается по территориальным избирательным округам. Применяются два принципа представительства субъектов Федерации в верхней палате. При равном представительстве каждый субъект Федерации вне зависимости от численности населения посылает в верхнюю палату одинаковое число депутатов, в сенат конгресса США – по два сенатора от каждого 50 штатов. 
         Согласно принципу неравного представительства субъекта Федерации в верхней палате устанавливается в зависимости от численности населения. Так, каждая земля ФРГ располагается в бундесрате не менее чем тремя голосами; земли с населением свыше двух миллионов жителей имеют четыре голоса, а земли с населением шести миллионов жителей – пять голосов. 
         По методу формирования верхние палаты Федеральных парламентов подразделяются на выборные – сенаты США и назначаемые – бундесрат ФРГ. 
Система органов власти и управления субъектов Федерации регулируются конституциями государственных образованиях США и ФРГ. Общей закономерностью является то, что организация органов власти и управления субъектов Федерации почти всегда копирует Федеральную форму правления. О форме правления и государственном устройстве субъектов Федерации можно говорить лишь условно, поскольку они, не являются государственными. 
            В США и ФРГ государственные образования сами устанавливают избирательное право и избирательную систему. Соединенные штаты Америки являются президентской республикой, исполнительный орган власти формируется внепарламентским путем и не несет ответственности за свою деятельность перед законодательным собранием. 
           В ФРГ с парламентской формой правления, исполнительный орган власти формируется парламентским путем и несет политическую ответственность за свою деятельность перед законодательным собранием. Субъекты США и ФРГ имеют собственные органы конституционного надзора, осуществляющие контроль за соответствием регионального законодательства конституции.

Конституционно-правовые принципы ФРГ:

 демократизм, парламентаризм и  разделение властей, плюрализм, равенство. 
Германия – высокоразвитая индустриальная страна, входящая в «Большую семерку», член Европейского союза. Население страны – свыше 81 млн. человек – преимущественно немцы; в Германии на протяжении нескольких веков проживают и два национальных меньшинства: лужицкие сорбы (венды) – всего около 100 тыс. человек, и датчане около 50 тыс. человек.

В Германии значительное число иностранных граждан – 6,8 млн. человек, большинство из которых принадлежат ко второму и третьему поколениям лиц, проживающих в поисках работы. 
              Конституционно-правовые принципы США: Конституционные взаимоотношения основаны на принципе разделения властей, который в американской действительности трансформировался в систему «сдержек и противовесов». Народный суверенитет, народное представительство, парламентаризм, равенство. Полномочия федеральных органов власти определяет союзная конституция; субъекты федерации имеют свои конституции, на основе которых создаются законодательные и исполнительные органы штатов; субъекты федерации обладают своей системой права и судебной системой. Субъекты федерации не обладают государственным суверенитетом, они не имеют право выхода из союза, в то же время могут устанавливать свое гражданство. Опираясь на конституцию, Верховный суд приобрел функцию конституционного надзора, что позволяет ему признавать отдельные акты президента, Конгресса неконституционными.

Процедура контроля осуществляется постоянными комитетами деятельности членов правительства, все эти и другие вопросы – не регламентируются Конституцией США. 
             ФРГ: К исключительной компетенции федерации отнесено: внешние сношения и оборона; гражданство федерации, валюта, денежное обращение; федеральные железные дороги и воздушное сообщение, почта; сотрудничество федерации и земель, в охране основ демократического строя, безопасность федерации и земель. Правовой статус субъектов федерации детально не рассматривается в основном законе 1949 г. Законодательная власть принадлежит Бундестагу; исполнительная – федеральному президенту и федеральному правительству, правосудие осуществляется Федеральным конституционным судом и иными судами. Члены федерального правительства несут коллективную ответственность перед Бундестагом. Известна в форме контроля в виде вотума доверия и так называемого вотума недоверия.

В ФРГ Бундестаг может сменить канцлера путем выражения ему конструктивного вотума недоверия. 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Автономов А. С., Сивицкии В. А., Черкасов А. И. Конституционное (государственное) право зарубежных стран. М., 2010. С. 312-322.
  2. Волман Г. Чем объясняется стабильность политического и экономического развития ФРГ // Государство и право. 2002 №11.
  3. Жалинский А., РерихтА. Введение в немецкое право. М., 2001.
  4. И. А. Конституционное право зарубежных стран: Учеб. пособие. М., 2003. Гл. 16. 
  5. Иностранное конституционное право / Под ред. В.В. Маклакова. – М., 1997.
  6. Конституции зарубежных государств: Учеб. пособие / Сост. В. В. Маклаков. М., 2003. С. 101-160. 
  7.    Конституционное (государственное) право зарубежных стран: Учебник: В 4 т. / Отв. ред. Б. А. Страшун. М., 1997. Т. 3. Гл. V. 
  8.    Мишин А.А. Конституционное (государственное) право зарубежных стран. – М, 2006.
  9.   Чиркин В. Е. Конституционное право зарубежных стран. М., 2003. Гл. 18.
  10. Чиркин В.Е. Модели современного федерализма. Сравнительный анализ. // Государство и право. – 2004. - №№8,9.

Информация о работе Федерализм Германии и США