Свободные зоны в Европе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2013 в 01:32, реферат

Краткое описание

Сегодня в мире действует около 4000 различных видов свободных экономических зон (далее - СЭЗ), что свидетельствует об огромной популярности подобных экономических образований в мире. Впервые они появились в Западной Европе. Теперь же они распространились по всему миру. Е. Верба, в своей статье, отмечает: “Создание свободных экономических зон рассматривается многими странами как средство, позволяющее привлечь в инвестиционную сферу иностранный и национальный капитал, расширить экспорт продукции (работ, услуг), обеспечить рост валютных поступлений, получить доступ к новым технологиям, повысить занятость населения, получить новые возможности для подготовки и переподготовки кадров, внедрения на практике передового мирового опыта в сфере организации, управления, насытить внутренний рынок высококачественными товарами.

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word (3).docx

— 31.62 Кб (Скачать файл)

Не подкрепляются гарантиями свободного изъятия капитала.

Не достаточно проработаны с  точки зрения реинвестиции прибыли.

Не достаточно распространяются на участие национального капитала.

Кроме того, есть и другая сторона  проблемы. Поскольку эти льготы также  распространяются на те виды деятельности, которые хорошо развиты в стране, возникает опасность конкуренции товаров, производимых резидентами СЭЗ, с товарами, отечественных производителей. Так, например, из 43 резидентов СЭЗ, 6 занимается производством мебели.

Валютное регулирование. На территориях  СЭЗ следует установить отличный от остальной территории Республики Беларусь порядок валютного регулирования. Ограничения в очередности платежей, валюты платежа, купли-продажи валюты по рыночному курсу недопустимы  в условиях СЭЗ.

Страховое и банковское регулирование. На сегодняшний день резиденты могу самостоятельно выбирать страховую  компанию. Что касается финансовых посредников, то на территории зоны действует  пока только филиал Национального банка, функции которого, по определению, не соответствуют целям СЭЗ. Для создания коммерческой инфраструктуры необходимо создать условия (решить вопросы создания обязательных резервов банков, минимального размера уставного капитала, соотношения собственных и привлеченных средств банков и т. д.) для привлечения в зону банков, страховых компаний, финансовых компаний и других финансовых посредников, что позволит обеспечить доступ резидентов к финансовому (в том числе и иностранному) капиталу. Эта проблема особенно актуальна в свете того, что мировой тенденцией развития СЭЗ является ориентация большинства из них на оказание банковских, страховых и других финансовых услуг.

Источники финансирования СЭЗ. В соответствии с Законом Республики Беларусь о  свободных экономических зонах, СЭЗ имеет самостоятельный бюджет, который входит в состав республиканского бюджета отдельной строкой. Что  касается финансирования создания и  развития СЭЗ, то оно осуществляется за счет средств бюджета СЭЗ, который  формируется из республиканского бюджета  и других источников, причем в законе эти источники не указаны. Представляется необходимым разработать принципы и порядок формирования бюджета  СЭЗ в части доходов и расходов, что связано с определением и  формированием соответствующих  статей. Кроме этого, Кабинет Министров  Республики Беларусь утвердил положение  о создании фонда развития СЭЗ. Однако анализ доходных статей этого фонда  показывает, что объемы привлеченных средств в этот фонд, по крайней  мере, на стадии становления и развития СЭЗ, будут более чем скромными. Отсутствует также процедура  привлечения заемных средств. Анализ показывает, что основным источником финансирования зоны, особенно в период становления, следует считать бюджет. Опыт также показывает, что широко используются льготные кредиты (под 6-10% в валюте), налоговые кредиты, средства местных бюджетов, средства резидентов зоны, а также средства предприятий, созданных с участием отечественных  производителей за пределами СЭЗ. Средства иностранных инвесторов, даже в сформировавшихся СЭЗ, составляют всего лишь от 1/5 до 1/3 от общего объема инвестиций.

Собственность на землю и рентные  отношения. Например, администрация  СЭЗ “Брест” имеет право заключать  договор об аренде земельного участка  сроком на 99 лет, в то время как  срок функционирования зоны определен  в 50 лет. Кроме того, СЭЗ может  быть ликвидирована по решению Президента Республики Беларусь. Все это, без  сомнения, отпугивает потенциальных  инвесторов. Представляется целесообразным введение в зоне собственности на землю. Вообще, в модели рентных отношений, как рычага привлечения капитала, следует учитывать следующие  факторы: размер земельного участка, направление  землепользования, направление деятельности резидентов, величину и вид инвестиций, осуществляемых инвестором, и т. д. Для  придания большей уверенности инвесторам, можно было бы ввести также верхнее  ограничение на ставку арендной платы  за землю.

Решение этих проблем будет, несомненно, способствовать процессу экономически эффективного создания и функционирования СЭЗ в Республике Беларусь.

Список исользованной литературы

1. В.Ф. Бык. Свободные экономические  зоны Республики Беларусь: состояние  и перспективы развития. //Белорусский  экономический журнал. - 2002. - №3

2. Верба Е. Нужные свое и  четкие зоны // Финансы, учет, аудит. - 1998. - № 6.

3. “Агентство по развитию” намерено  развивать: интервью с главой  администрации СЭЗ “Минск” Н.  Цедриком // Финансы, учет, аудит. - 1998. - № 6.

4. Рудковский И. Такими они должны быть … // Финансы, учет, аудит. - 1998. - № 6.

5. Абрамчук С. Анклаву необходима нормативная база // Финансы, учет, аудит. - 1998. - № 6.

6. “Престижно и надежно вкладывать  инвестиции в свободные экономические  зоны”: интервью с первым вице-премьером  Совета Министров Республики  Беларусь Петром Прокоповичем // Человек и экономика. - 1997. - № 9.

7. Кривецкий Н. “СЭЗ - это плацдарм для апробирования и внедрения новых экономических отношений” // Человек и экономика. - 1997. - № 9.

8. Кубатин Н. “Когда придет иностранный инвестор?” // Человек и экономика. - 1997. - № 9.

9. Закон Республики Беларусь  “О свободных экономических зонах” // Национальная экономическая газета. - 1998. - № 51.


Информация о работе Свободные зоны в Европе