Роль Президента Российской Федерации в законодательном процессе Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2012 в 13:00, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является раскрытие роли Президента РФ в законодательном процессе РФ.
В соответствии с поставленной целью выделяются следующие задачи работы:
- рассмотреть роль Президента Российской Федерации в системе органов государственной власти РФ; изучить основные полномочия Президента Российской Федерации;
- выявить компетенцию и полномочия Президента РФ в законодательном процессе;
- проанализировать юридическую природу правовых актов Президента.

Содержание

Введение………………………………………………......................................3
Глава 1.Президент РФ: полномочия, место в системе органов власти...................................................................................................................5
1.1.Основные полномочия Президента РФ…………………………...5
1.2.Место Президента в системе органов государственной власти…10
Глава 2.Президент РФ и законодательный процесс……………………….12
2.1.Компетенция и полномочия Президента РФ в законодательном
процессе……………………………………………………………….12
2.2.Юридическая природа правовых актов Президента РФ…………20
Заключение……………………………………………………………………..26
Список используемой литературы…………………………………………....29

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая работа 1 курс.doc

— 185.00 Кб (Скачать файл)

-       принять закон о правовом регулировании законодательного

процесса в  Российской Федерации;

-       внести изменения в регламенты палат Федерального Собрания.

Вместе с  тем, в настоящее время необходима более тесная координация Президентом РФ структур исполнительной власти, чтобы упорядочить законопроектную работу, исключить дублирование, распыление сил.

 

 

 

Президенту  РФ отводится особая роль в механизме  государственной власти, а следовательно, и особая компетенция, определяемая Конституцией РФ. Она охватывает все аспекты государственной деятельности, носит комплексный характер.

Указы Президента РФ должны носить характер подзаконных  актов, но в современных условиях, когда многие вопросы требуют оперативного законодательного решения, глава государства издает указы, восполняющие пробелы в праве. Данные полномочия должны быть делегированы Президенту РФ парламентом, а "законодательные" указы будут утрачивать свою силу с принятием соответствующих федеральных законов. Однако это предложение необходимо оформить на конституционном уровне.

Не менее  значима и проблема соотношения актов Президента и решений Правительства РФ. Очевидно, что в отношении исполнительной власти глава государства обладает наибольшим объемом полномочий.

В иерархии нормативных правовых актов постановления Правительства стоят ниже указов Президента РФ, поскольку первые издаются на основании и во исполнение вторых. Кроме того, правительственные акты, в случае противоречия их указам, могут быть отменены главой государства.

Переплетение функций Президента и Правительства порождает коллизии, как в правотворческой, так и в правоприменительной практике. Поэтому необходимо сбалансировать полномочия двух этих органов власти и внести соответствующие изменения в Конституцию РФ, закрепив за Правительством РФ право, самостоятельно издавать постановления и распоряжения в сфере экономики, науки, культуры, образования, природопользования, охраны окружающей среды, бюджетной, финансовой, кредитной и денежной политики, социальной сфере, но с обязательным уведомлением об этом главы государства. Президент РФ как глава федеративного государства обладает достаточным объемом полномочий во взаимоотношениях с субъектами Федерации. Акты органов законодательной власти субъектов Президент РФ не правомочен ни приостанавливать, ни отменять, но как гарант Конституции РФ он использует

 

различные механизмы  воздействия на правотворчество  региональных представительных органов.

В заключение нужно  отметить, что акты Президента РФ, как  и все действующие нормативные акты Российской Федерации, нуждаются в систематизации. Указы и распоряжения необходимо обобщить и издать в виде отдельного сборника. Такая мера позволила бы устранить имеющиеся противоречия между актами главы государства, исключить их дублирование и будет способствовать их большей согласованности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

Нормативно-правовые акты:

1.Конституция Российской  Федерации 1993 г.

2.Федерельный конституционный закон от 21.07.1994 г. №1ФКЗ “О Конституционном Суде Российской Федерации”.

3.Федеральный Конституционный Закон “О Правительстве Российской Федерации” от 17 декабря 1997г. №2-ФК.

4.Федеральный Закон “О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации” от 8 мая 1994 г. №3-ФЗ.

5.Федеральный Закон “Об обороне” от 31 мая 1996 г. №61-ФЗ.

6. Федеральный Закон от 12.02.1998 г. №28-ФЗ «О гражданской обороне».

7.Федеральный Закон “О Внутренних Войсках Министерства Внутренних Дел РФ” от 6 февраля 1997 г. №27-ФЗ.

8.Федеральный Закон “О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции Российской Федерации” от 4 марта 1998 г.

9.Федеральный закон от 10.01.2003 N 19-ФЗ (ред. от 25.07.2011, с изм. от 20.10.2011) "О выборах Президента Российской Федерации".

10.Указ Президента Российской Федерации “Об утверждении положения о порядке взаимодействия Президента РФ с палатами Федерального Собрания РФ  в законотворческом процессе” от 13 апреля 1996г. №549.

11.Указ Президента  РФ от 23.05.1996 г. №763 "О порядке  опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти".

 12.Указ Президента Российской Федерации “О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти” от 9 марта 2004 г. № 314.

 13.Указ Президента РФ “Об общественном обсуждении проектов Федеральных Конституционных Законов и Федеральных Законов” от 9 февраля 2011 г. № 167.

 

14.Постановление Конституционного Суда РФ от 30.04.1996 N 11-П "По делу о проверке конституционности пункта 2 Указа Президента Российской Федерации от 3 октября 1994 г. N 1969 "О мерах по укреплению единой системы исполнительной власти в Российской Федерации" и пункта 2.3 Положения о главе администрации края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа Российской Федерации, утвержденного названным Указом".

 

Основная и специальная  литература:

1. Авакьян С.А. Конституционное право России- М.: Юристъ, 2005.-749 с.

2. Баглай М. Конституционное право Российской Федерации. - М.: Юрист, 2006. – 340 с.

3.Енгибарян Р.В., Тадевосян Э.В. Конституционное  право-Москва,2000.-492 с.

4.  Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России: Учебник. – М.: Юристъ, 2006. – 420 с.

5. Кашанина Т.В. Основы российского права. – М: Норма, 2006. – 390 с.

6. Круглов В.С. Принцип разделения властей в Российском праве. М.: Гардарика, 2008. – 140 с.

7.Окуньков Л.А. Президент Российской Федерации. Конституция и

политическая  практика. – М., 1996.-145 с.

8. Сахаров Н.А. Институт президентства в современном мире. М., 1994.-230 с.

9. Суворов В.Н. Основы государства и права: Учебное пособие для

поступающих в  юридические вузы / Под ред. Академика  О.Е.Кутафина. - 7-е издание. - М.: Юристъ, 2000.-276 с.

10.Яковлев В.П. К вопросу о полномочиях Президента РФ // Российское Право. – 2007. - № 5. – 176 с.

 

1 Указ Президента РФ  от 09.03.2004 г. №314 “О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти”.

2 Авакьян С.А. Конституционное право России- Москва: Юристъ, 2005.-302 с.

3 Енгибарян Р.В., Тадевосян Э.В. Конституционное право-М,2000.-492 с.

4Федеральный Закон “О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации” от 8 мая 1994 г. №3-ФЗ.

5 Федеральный Конституционный Закон “О Правительстве Российской Федерации” от 11 апреля 1997 г. №2-ФКЗ.

6 Баглай М. В. Конституционное право Российской Федерации. — М., 2007, 265 с.

7 Указ Президента Российской Федерации “О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти” от 9 марта 2004 г. № 314.

8. Авакьян С.А. Конституционное право России: Учебный курс.- В.2 т. Т.2. – М.:Юристъ, 2007,303 с.

9 Федеральный Закон “Об обороне” от 31 мая 1996 г. №61-ФЗ.

10 Федеральный Закон “Об обороне” от 31 мая 1996 г. №61-ФЗ.

11 Федеральный Закон от 12.02.1998 г. №28-ФЗ “О гражданской обороне”.

12 Федеральный Закон “О Внутренних Войсках Министерства Внутренних Дел РФ” от 6 февраля 1997 г. №27-ФЗ.

13 Авакьян С.А. Конституционное право России: Учебный курс.- В.2 т. Т.2. – М.:Юристъ, 2007,307 с.

14 Федерельный конституционный закон от 21.07.1994 г. №1ФКЗ “О Конституционном Суде Российской Федерации”.

15 Указ Президента Российской Федерации “Об утверждении положения о порядке взаимодействия Президента РФ с палатами Федерального Собрания РФ  в законотворческом процессе” от 13 апреля 1996г. №549.

16 Федеральный закон от 04.03.1998 N 33-ФЗ "О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции Российской Федерации".

17 Указ Президента Российской Федерации “Об утверждении положения о порядке взаимодействия Президента РФ с палатами Федерального Собрания РФ  в законотворческом процессе” от 13 апреля 1996г. №549.

18 Постановление Конституционного Суда РФ от 30.04.1996 N 11-П "По делу о проверке конституционности пункта 2 Указа Президента Российской Федерации от 3 октября 1994 г. N 1969 "О мерах по укреплению единой системы исполнительной власти в Российской Федерации" и пункта 2.3 Положения о главе администрации края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа Российской Федерации, утвержденного названным Указом".

19 Баглай М. В. Конституционное право Российской Федерации. — М., 2007., 309 с.

20 Указ Президента Российской Федерации “Об утверждении положения о порядке взаимодействия Президента РФ с палатами Федерального Собрания РФ  в законотворческом процессе” от 13 апреля 1996г. №549.

21 Федеральный Конституционный Закон “О Правительстве Российской Федерации” от 17 декабря 1997 г. №2-ФКЗ.

22 Федеральный закон от 10.01.2003 N 19-ФЗ (ред. от 25.07.2011, с изм. от 20.10.2011) "О выборах Президента Российской Федерации".

23 Окуньков Л.А. Президент Российской Федерации. Конституция и политическая практика. – М., 1996., 123 с.

24 Суворов В.Н. Основы государства и права: Учебное пособие для поступающих в юридические вузы / Под ред. Академика О.Е.Кутафина. - 7-е издание. - М.: Юристъ, 2000., 367 с.

25 Указ Президента РФ “Об общественном обсуждении проектов Федеральных Конституционных Законов и Федеральных Законов” от 9 февраля 2011 г. № 167.

26 Федеральный Закон “О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции Российской Федерации” от 4 марта 1998 г.

27 Указ Президента РФ от 23.05.1996 г. №763 "О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти".

28 Яковлев В.П. К вопросу о полномочиях Президента РФ // Российское Право. – 2007. - № 5. – С. 34-39.

29 Указ Президента Российской Федерации “О порядке опубликования и вступления в силу Актов Президента РФ, Правительства РФ и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти” от 23 мая 1996 г. №763.

30Указ Президента РФ от 02.05.1996 г. №638 "О порядке подготовки проектов указов, распоряжений Президента Российской Федерации, предусматривающих принятие постановлений, распоряжений Правительства Российской Федерации".

31 Баглай М. В. Конституционное право Российской Федерации. — М., 2007., 315 с.

32 Федеральный конституционный закон от 21.07.1994 г. №1ФКЗ “О Конституционном Суде Российской Федерации”.

33. Указ Президента Российской Федерации “О порядке опубликования и вступления в силу Актов Президента РФ, Правительства РФ и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти” от 23 мая 1996 г. №763.

34Постановление Конституционного Суда РФ от 30.04.1996 N 11-П "По делу о проверке конституционности пункта 2 Указа Президента Российской Федерации от 3 октября 1994 г. N 1969 "О мерах по укреплению единой системы исполнительной власти в Российской Федерации" и пункта 2.3 Положения о главе администрации края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа Российской Федерации, утвержденного названным Указом".

 


Информация о работе Роль Президента Российской Федерации в законодательном процессе Российской Федерации