Регулирование межгосударственных конфликтов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Августа 2013 в 17:38, реферат

Краткое описание

Целью работы является анализ путей и методов урегулирования международных (межгосударственных) конфликтов.
В соответствии с поставленной целью в работе решаются следующие задачи:
• проанализировать сущность международного конфликта;
• определить этапы развития конфликта;
• выявить основные механизмы разрешения международного конфликта;
• показать роль переговоров в качестве эффективного пути урегулирования конфликта;

Содержание

Введение …………………………………………………………………………….3
ГЛАВА I. Концептуальные основы международного конфликта
1.1.Эволюция изучения международного конфликта…………………...5
1.2.Динамика развития межгосударственного конфликта… …………14
ГЛАВА II. Пути и методы урегулирования межгосударственного конфликта
2.1 Механизмы разрешения конфликта…………………………………20
2.2. Переговоры как оптимальный путь решения международного конфликта…………………………………………………………………………...30
Заключение ……………………………………………………………………...........44
Список использованной литературы………………………………………….....45

Вложенные файлы: 1 файл

Регулирования межгосударственныхых конфликтов ГОТОВО.doc

— 225.50 Кб (Скачать файл)

Кроме того, односторонние, в первую очередь военные, действия все более ограничиваются не только растущей военной, но также экономической, экологической, информационной, социальной и прочей взаимозависимостью мира. Как следствие этих процессов, переговоры становятся не просто ведущим, а единственно возможным средством урегулирования крупнейших конфликтов.

Принципиальное изменение  роли и места переговоров во второй половине XX века привело, по мнению отечественного исследователя В.А. Кременюка, к формированию системы международных переговоров, которая «обладает тенденцией отражать и по своей сути и по структуре существующую систему современных конфликтов и споров»31. Эта система становится все более универсальной, объединяющей в себе формальные и неформальные процедуры разрешения конфликтов и определенные правила поведения: ненасилие, ориентацию на совместный поиск решения, сотрудничество.

Развитие процесса политической и экономической интеграции в мире одновременно способствует укреплению и совершенствованию самого переговорного механизма, его институциализации. Это выражается, в частности, в создании постоянных переговорных форумов, таких как СБСЕ, оформившихся впоследствии в международную организацию ОБСЕ; в использовании международных организаций, в первую очередь ООН, для разрешения конфликтных ситуаций.

Определяя подход к решению  конфликтных ситуаций в мире на глобальном уровне как переход от силовых методов к переговорам, следует сделать оговорку, что это может рассматриваться только в качестве самой общей исторической тенденции. Данный процесс сложен, противоречив и вовсе не исключает использования силовых методов в той или иной конкретной стране или регионе. Так, конец 80-х и начало 90-х годов характеризовались резким возрастанием числа вооруженных локальных конфликтов в Европе. Вообще же на локальном уровне силовые методы решения конфликтов остались весьма распространенными. Более того, здесь можно выделить такие тенденции, как продолжение использования террористических действий (примером тому могут служить конфликты в Северной Ирландии, Чечне и некоторых других регионах планеты), стремление сторон (или одной из них) «идти до конца», несмотря ни на какие жертвы (Чечня, Афганистан). 

В условиях конфликта переговорный процесс проходит ряд фаз, различающихся по своим задачам. Эти фазы следующие:

• прекращение насильственных действий;

• установление диалога, подготовка к проведению переговоров;

• начало переговорного  процесса;

• выполнение достигнутых  договоренностей.

Первые две фазы еще  не предполагают совместных действий сторон по урегулированию конфликта. Тем не менее, их значение очень велико, и они требуют много времени и усилий. Как отмечает бывший помощник государственного секретаря США по проблемам Ближнего Востока Г. Сандерс, в большинстве случаев современные международные конфликты заставляют их участников основную часть времени тратить на то, чтобы сделать ситуацию возможной для проведения переговоров, то есть создать переговорную ситуацию.

Основная задача первой фазы — снижение уровня противостояния — заключается в предотвращении дальнейшего развития конфликта, стабилизации ситуации с тем, чтобы потом можно было перейти к урегулированию отношений. В этом смысле данная фаза может быть названа стабилизационной. Ее значение состоит еще и в том, что впервые появляется возможность контролировать дальнейшее развитие ситуации. Конфликт перестает «подчиняться» только своей внутренней логике, хотя это еще не означает, что он непременно будет урегулирован мирными средствами.

При вооруженном конфликте  первые шаги на этой фазе предполагают прежде всего приостановление боев, хотя бы временно, с тем чтобы можно было оценить ситуацию. По аналогии с медициной, где применяются болеутоляющие средства, при урегулировании вооруженных конфликтов на этой фазе должны быть использованы средства для «снятия» насильственных действий. Отказ от вооруженных действий в условиях конфликта представляет собой односторонние действия. Само по себе прекращение огня не означает, что стороны автоматически перейдут к совместному поиску решений по спорным вопросам.

Стабилизация ситуации может произойти достаточно быстро, но может растянуться на несколько месяцев, а то и лет. Примерами последнего варианта служат вооруженные конфликты в Нагорном Карабахе, в Югославии и многие другие.

На второй фазе, смысл  которой — установление диалога и подготовка к проведению переговоров, основная задача заключается в том, чтобы стимулировать начало обсуждения проблемы между участниками вооруженного конфликта. Стороны должны перейти от попыток реализации односторонних решений к выработке и принятию совместных решений, а для этого необходимо прежде всего установить каналы двусторонней связи, позволяющие участникам обмениваться информацией, точками зрения. Поэтому вторая фаза может быть определена как коммуникационная.

В условиях конфликта  или кризиса все или почти  все каналы, по которым может поступать информация от одной стороны к другой, как правило, оказываются прерванными. В результате участники не имеют возможности даже обсудить проблему. То, насколько важна роль каналов коммуникации, ярко демонстрируют события Карибского кризиса 1962 года.

Необходимо иметь в  виду, что само по себе наличие каналов коммуникации не означает, что они будут служить обеспечению обмена информацией.

Установление действенных  каналов коммуникации, реально обеспечивающих обмен информацией, позволяет участникам:

• разъяснить свои действия;

• получить информацию о  действиях противоположной стороны;

• обсудить перспективы урегулирования.

Однако, даже установив  каналы коммуникации, стороны не могут исключить того, что на каком-то этапе они не превратятся в псевдоинформационные каналы, по которым противоположная сторона будет давать дезинформацию. Само по себе наличие такой возможности сдерживает установление каналов коммуникации и развитие диалога.

Принято различать прямые каналы коммуникации (непосредственный обмен информацией между конфликтующими сторонами) и непрямые каналы коммуникации (через посредника). В свою очередь, прямые и непрямые каналы коммуникации подразделяются на официальные и неофициальные в зависимости от того, на каком уровне они устанавливаются.

Наличие прямых официальных  каналов коммуникации позволяет  в условиях кризиса быстро связаться с партнером. Особенно это оказывается эффективным в условиях конфликта, вызванного случайными факторами (например, аварийный запуск ракеты с ядерной боеголовкой). Однако прямые каналы коммуникации имеют ряд недостатков. Как показали исследования американских авторов P.M. Kpayca и М. Дойча, установление прямых каналов коммуникации «может использоваться участниками для взаимных обвинений и

угроз, часто сопровождающихся сильными эмоциональными реакциями»32. Все это способствует лишь усилению конфликта или кризиса. Кроме того, именно прямые каналы коммуникации могут породить ситуацию, когда даваемая противоположной стороной информация будет недостоверна и неточна. Поэтому в ряде случаев более эффективными оказываются непрямые каналы коммуникации.

Установив каналы коммуникации или только приступив к этому, стороны тем самым формируют рабочие отношения, которые позволят им в дальнейшем совместно решить проблему. Важность формирования рабочих отношений побудила американских исследователей специально обратиться к анализу этого вопроса в своих работах. Они выделили шесть основных элементов, из которых складываются рабочие отношения между сторонами: «рациональность, понимание, общение, достоверность, отсутствие поучительного тона, открытость для восприятия другой точки зрения»33.

На второй фазе параллельно  установлению каналов коммуникации и формированию рабочих отношений идет поиск переговорного пространства. Это обеспечивает переход к собственно обсуждению проблемы, вызвавшей конфликт, то есть к переговорам. Такова третья фаза процесса урегулирования, которая называется переговорной.

Последняя фаза заключается  в выполнении соглашений (имплиментации), поэтому она может быть названа имплиментационной. В конфликте процесс урегулирования нередко срывается именно в силу того, что стороны оказываются неспособными или не желают выполнять принятые на себя обязательства, в результате чего возникает особая проблема, которая может быть обозначена довольно точным выражением, принадлежащим американскому автору Г. Райффе «урегулирование после урегулирования»34.

Выделяя фазы урегулирования конфликта, следует иметь в виду, что границы между ними могут быть проведены лишь условно, в зависимости от того, на каких задачах делается основной акцент.

В конфликте бывает как  минимум два участника, поэтому принцип постепенности, выраженный в последовательности фаз, дополняется принципом синхронности. Это означает, что стороны должны находиться одновременно на одной и той же фазе. И, если одна из них возвращается к предыдущей в результате спланированных операций или действий экстремистских сил то, как правило, и другая следует за ней. В результате насилие становится причиной или, по крайне мере, поводом для прекращения начатых переговоров.

Переговоры не одномоментный  акт, а процесс, причем процесс, растянутый во времени. Более того, переговоры – сложный процесс, имеющий собственную структуру и динамику развития.

Практически все исследователи  переговорного процесса выделяют три  основных этапа в процессе переговоров:

• начальный;

• дискуссионный;

• заключительный.

Хотя четко выделить рамки каждого этапа в процессе конкретных переговоров зачастую трудно, возможно их переплетение, перетекание  одного в другой, тем не менее, каждый элемент переговорного процесса имеет свои задачи, позволяющие отделять их друг от друга.

Задача первого этапа  переговоров – взаимное исследование, уточнение позиций, точек зрения, интересов сторон. На первом этапе  стороны излагают собственные позиции, вносят предложения, предоставляют  необходимые разъяснения по этим предложениям и выслушивают информацию о позициях другой стороны. На этом этапе и осуществляется наиболее полно информационно-коммуникативная функция переговоров. Стороны ставят «диагноз» и пытаются найти «общий язык», то есть стараются получить как можно больше информации об интересах друг друга и найти точки соприкосновения в позициях.

Задача второго этапа  – обсуждение и аргументация вариантов  решения обсуждаемой проблемы, то есть собственно дискуссия. Стороны  пытаются убедить друг друга в  целесообразности принятия их вариантов или предложений, используя различные тактические приемы. Второй этап занимает больше времени и обычно самый сложный для участников переговоров. Иногда на этом этапе переговоры могут закончиться вследствие разногласий между участниками. При наличии доброй воли и настойчивости в достижении соглашения главным итогом второго этапа становится определение рамок («обшей формулы») будущего решения (соглашения), что дает возможность перехода к третьему этапу.

Задача третьего этапа  – согласование позиций и разработка договоренностей (итоговых документов). Согласование позиций, по мнению ряда исследователей, оптимально в два приема: выработка «общей формулы» и разработка деталей соглашения. После определение рамок соглашения начинается работа над текстом соглашения. Текст обсуждается и редактируется. На этом этапе привлекаются эксперты.

В реальной переговорной практике последовательность этапов переговоров  не всегда соблюдается. Если главное  для участников переговоров –  реализация пропагандисткой функции, то главным станет второй этап, до третьего этапа дело может и не дойти. Если цель переговоров – выяснение точек зрения сторон, то основным станет первый этап. Иногда на третьем этапе возникает необходимость вернуться к первому этапу. Последовательность этапов и их приоритетность, таким образом, зависит от приоритетности целей, функций и типа переговоров.

Тем не менее, большинство  исследователей сходятся в том, что  соблюдение описанной последовательности ведения переговоров помогает достичь  реальных результатов, при ее несоблюдении есть риск затягивания переговоров или даже их провала.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

В работе успешно реализованы поставленные в ходе разработки тематики цель и задачи, а именно анализ путей и методов урегулирования международных конфликтов. Определена сущность международного конфликта, рассмотрены фазы развития международного конфликта с выявлением особенностей каждого этапа – возникновение, развитие, окончание – и возможные варианты разрешения/непримирения сторон. Выявлены основные механизмы их урегулирования, уделено внимание двум основным механизмам – дипломатическому и правовому. Выявлен изменчивый характер миротворческого процесса (в рамках таких международных организаций как ООН, НАТО, ЕС, ОБСЕ) на основе трансформации глобализирущейся международной системы. Подробно рассмотрен механизм политических переговоров, представляющийся наиболее эффективным в разрешении спора. Выявлены этапы переговорного процесса, их специфика и непосредственно роль.

Можно с уверенностью заявить, что  политика основная причина межгосударственных конфликтов, не важно, будь то раздел территории или жажда независимости, все приведет к одному печальному последствию – войне. Ко всеобщему сожалению подобные ситуации будут происходить до тех пор пока будет жить жажда власти, и еще ни одно поколение людей погибнет, отстаивая чужие интересы, может быть даже не совпадающие с их собственными.

 

Информация о работе Регулирование межгосударственных конфликтов