Региональные системы коллективной безопасности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2015 в 23:30, контрольная работа

Краткое описание

Общая заинтересованность государств в сохранении международного правопорядка способствовала созданию системы коллективной безопасности.
Коллективная безопасность представляет систему совместных действий государств, установленную Уставом Организации Объединенных Наций (ООН)1 с целью поддержания международного мира и безопасности, предотвращения или подавления актов агрессии.

Содержание

Введение……………………………………………………………………3-5
Региональные системы коллективной безопасности………………6-15
Понятие, основания и особенности ответственности в международном праве………………………………………………………..16-22
Заключение……………………………………………………………...23-25
Список использованной литературы…………………………………..26-27

Вложенные файлы: 1 файл

Коллективная безопасность.docx

— 69.07 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

        1. Понятие, основания и особенности ответственности в международном праве.

 

2.1 Общая характеристика международно-правовой ответственности.

Одним из способов обеспечения международного правопорядка является использование института ответственности. Соблюдение норм внутреннего законодательства обеспечивается соответствующей национальной системой юридических норм, использование аппарата принуждения. В международных отношениях не существует централизованного надгосударственного аппарата принуждения. Международно-правовая ответственность не является отдельным принципом или правовой нормой, а представляет собой правовой институт, известный международному публичному и международному частному праву. Наличие этого института присуще для всех без исключения отраслей международного публичного права.         История международных отношений свидетельствует о постоянном практическом применении и совершенствовании института ответственности. Однако, как это ни парадоксально, правовые нормы этого института до сих пор не кодифицированы, и поэтому он основывается, как правило, на применении обычно-правовых норм, сложившихся на базе прецедентов и судебных решений. Этим же объясняется изобилие теоретических исследований института международно-правовой ответственности. В международном праве сложился общий принцип, согласно которому международно-правовое деяние субъекта влечет его международно-правовую ответственность.        Ответственность в международном праве – это те юридические последствия, которые наступают для субъекта международного права, в случае нарушения им международно-правового обязательства9. При этом необходимо отметить, что ответственность наступает только в том случае, если не имеется оснований, освобождающих от ответственности.   Международно-правовая ответственность — это юридическая обязанность субъекта международного права ликвидировать вред, причиненный им другому субъекту или субъектам международного права в результате нарушения международно-правовой нормы, или обязанность возместить материальный ущерб, причиненный в результате действий, не составляющих нарушения международно-правовой нормы, если такое возмещение предусматривается специальным международным договором10. В международно-правовой литературе можно встретить другие определения понятия ответственности. Так, международная ответственность определяется как необходимое юридическое средство обеспечения соблюдения норм международного права и восстановления нарушенных прав и отношений. Некоторые считают, что международно-правовая ответственность — это совокупность правовых отношений, которые возникают в связи с правонарушением.      Однако, несмотря на наличие множества разнообразных определений, во всех концепциях присутствует один общий подход — любое международно-противоправное деяние субъекта международного права влечет за собой его международную ответственность.    Этот же принцип положен и в основу Статей об ответственности Комиссии международного права11.       Комиссия также отметила, что Статьи касаются норм международно-правовой ответственности, носящих вторичный характер. То есть эти нормы определяют общие условия, при которых по международному праву государство считается ответственным за противоправное деяние, а также юридические последствия такой ответственности. Статьи не определяют содержание международных обязательств, нарушение которых влечет за собой ответственность. Это функция первичных норм, т.е. договорных и обычных норм, из которых и состоит международное право. 

2.2 Функции международно-правовой ответственности

Функциями международно-правовой ответственности являются:   1. сдерживание потенциального правонарушителя (превентивная функция);            2. побуждение правонарушителя выполнить свои обязанности надлежащим образом (обеспечительная функция);      3. предоставление потерпевшему возмещения за причиненный ущерб (компенсационная функция)12.        Нормы, касающиеся ответственности государств в международном праве, составляют особый международно-правовой институт. Этот институт, как и институт юридической ответственности в целом, существенно менялся в процессе своего развития.         В настоящее время международные правонарушения подразделяются на международные деликты и международные преступления. К международным преступлениям относятся особо опасные деликты, нарушающие основополагающие принципы и нормы международного права, имеющие жизненно важное  значение для международного сообщества, и потому негативно воздействующие на всю систему международных отношений. Международными преступлениями считаются акты агрессии, колониальное господство, геноцид, апартеид, систематические и массовые нарушения прав человека, исключительно серьезные военные преступления и т.п. Также в последнее время наметилась тенденция к признанию в качестве международного преступления преднамеренного и серьезного ущерба окружающей среды, незаконного оборота наркотиков.  Неоднозначны взгляды ученых на само определение международной ответственности. Одними она понимается как специфическая обязанность нарушителя возместить причиненный им ущерб, другими – как реализация санкций в отношении субъекта, нарушившего  свои международные обязательства, третьими – как комплексное образование, включающее одновременно обязанность нарушителя и реализуемые в отношении его санкции. Все эти взгляды в равной степени пользуются поддержкой в международно-правовой доктрине.      Международно-правовая ответственность – это совокупность правовых отношений, возникающих в современном международном праве в связи с правонарушением, совершенным каким-либо государством или другим субъектом международного права, или в связи с ущербом, причиненным одним государством другим в результате правомерной деятельности. В одних случаях эти правоотношения могут касаться непосредственно только государства-правонарушителя и пострадавшего государства, в других – могут затрагивать права и интересы всего международного сообщества. В науке международного права под международно-правовой ответственностью понимают отрицательные юридические последствия, наступающие для субъекта международного права в результате нарушения им международного обязательства. Комиссия международного права ООН13 определила содержание международной ответственности как " те последствия, которые то или иное международно-противоправное деяние может иметь согласно нормам международного права в различных случаях, например, последствия деяния в плане возмещения ущерба и ответных санкций".     Значение международно-правовой ответственности обусловлено тем фактом, что она является необходимым юридическим средством обеспечения соблюдения норм международного права, средством восстановления нарушенных международных отношений. С точки зрения последствий эти правоотношения могут выражаться при правонарушениях в восстановлении нарушенного права, в возмещении материального ущерба, в принятии каких-либо санкций и других мер коллективного или индивидуального характера к государству, нарушившему свою международную обязанность, а в случае наступления вредных последствий при правомерной деятельности – в обязанности произвести соответствующую компенсацию.  Ответственность субъектов международного права связана со строгим соблюдением международного правопорядка, борьбой за сохранение и упрочение мира, обеспечением международного сотрудничества. Она выступает в качестве определенного инструмента правового регулирования международных отношений и стимулирует функционирование международного права.         Правоотношения ответственности в международном праве возникают в результате неправомерных деяний государства, нарушающих его международную обязанность.         Вопрос об ответственности государств занимает особое место в международном праве. Нормы, относящиеся к ответственности государств, охватывают не одну какую-либо отрасль международного права, а всю совокупность международно-правовых отношений. Можно сказать, что эти нормы содействуют осуществлению всех других норм международного права и являются как бы общей гарантией их соблюдения. Вот почему во многих источниках по международному праву неоднократно встречается утверждение, что отрицание международно-правовой ответственности государства было бы равносильно разрушению международного права. Международно-правовая ответственность государств рассматривается в настоящее время и в теории и на практике как один из важнейших принципов международного права.       Считается, что в международном праве сложился общий принцип, согласно которому международно-противоправное деяние субъекта влечет его международно-правовую ответственность. Некоторые нормы общего характера, регулирующие вопросы ответственности, закреплены в международных договорах, а также в резолюциях ООН и других международных организаций.  Устав ООН устанавливает процедуры реализации ответственности за совершение международных преступлений против мира и безопасности14. 

2.3 Основания международно-правовой ответственности.

Ответственность наступает при наличии определенных оснований, понимаемых в двух значениях - на основе чего и за что возникает ответственность. Основанием международно-правовой ответственности субъекта международного права является совершение им международного правонарушения.          Различают юридические, фактические и процессуальные основания международно-правовой ответственности15. Между ними существует тесная связь. С одной стороны, если право не содержит обязанности определенных действий либо запрета, то не может идти речь о правонарушении и, следовательно, об ответственности. С другой - если в поведении субъекта нет признаков правонарушения, то постановка вопроса об ответственности также исключается.           Под юридическими основаниями понимают международно-правовые обязательства субъектов международного права, в соответствии с которыми то или иное деяние объявляется международным правонарушением. Иными словами, при международном правонарушении нарушается не сама международно-правовая норма, а обязательства субъектов соблюдать международное правило поведения. Юридическими основаниями ответственности являются: договор, обычай, решение международных судов и арбитражей, резолюции международных организаций, а также односторонние международно-правовые обязательства государств, устанавливающих юридически обязательные правила поведения для данного государства.          Фактические основания есть то, за что наступает ответственность. В силу этого необходимо четко установить элементы международного правонарушения, которое и выступает в качестве фактического основания ответственности. Международно-противоправное деяние, например, государства на лицо в том случае, когда: а) какое-либо поведение, заключающееся в действии или бездействии, может согласно международному праву присваиваться государству и б) такое поведение представляет собой нарушение международного обязательства этого государства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

В настоящей контрольной работе мы рассмотрели региональные системы коллективной безопасности, рассмотрели основания и особенности ответственности в международном праве.

По результатам проведенной работы можно сделать следующие выводы:

Под коллективной безопасностью понимается система совместных действий государств, в целях поддержания международного мира и безопасности, установленная Уставом ООН и осуществляемая в рамках этой всемирной организации, региональных организаций безопасности, организаций и соглашений по коллективной самообороне.

Понятие "Коллективная безопасность" включает в себя следующие элементы:

  1. систему общепризнанных принципов и норм международного права, важнейшими из которых являются запрещение применения силы и угрозы силой; разрешение международных споров исключительно мирными средствами; уважение суверенитета: равноправие государств; невмешательства во внутренние дела и др.;
  2. систему мирного разрешения международных споров;
  3. систему коллективных мер для предотвращения и устранения угрозы миру, нарушений мира и актов агрессии;
  4. систему коллективных мер по разоружению. К. б. требует от государств реагировать на любые нарушения мира и безопасности в любом районе земного шара; сотрудничать друг с другом в обеспечении и укреплении международного мира и безопасности; оказывать помощь, в т.ч. и вооруженными силами, жертве агрессии и воздерживаться от оказания помощи государству-агрессору, участвовать в совместных действиях на основе Устава ООН в целях предотвращения или ликвидации угрозы миру, нарушения мира и акта агрессии.

 

 

В основу создания системы коллективной безопасности положен принцип неделимости мира, содержанием которого является опасность военных конфликтов для всех государств мира. Этот принцип требует от государств реагировать на любые нарушения мира и безопасности в любом районе земного шара, участвовать в совместных действиях на основе Устава ООН в целях предотвращения или ликвидации угрозы миру.

В международном праве различают два вида системы коллективной безопасности: универсальную и региональную.

К региональным системам коллективной безопасности относятся такие как Содружество Независимых Государств, Европейский Союз, Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе, Организация североатлантического договора.        Проблема международной ответственности является ключевой в современных условиях. Причиной этому является увеличение вооруженных конфликтов, этнических чисток и террористических актов.    Под международно-правовой ответственностью понимается юридическая обязанность субъекта международного права ликвидировать вред, причиненный им другому субъекту международного права в результате нарушения международно-правового обязательства, или обязанность возместить ущерб, причиненный в результате правомерных действий, если это предусмотрено международным договором.      В обеспечении исполнения норм международного права важную роль играет институт ответственности как один из древнейших институтов международного права. Однако правовые нормы этого института до сих пор не кодифицированы, и поэтому он основывается, как правило, на применении обычно-правовых норм, сложившихся на базе прецедентов и судебных решений.         Считается, что в международном праве сложился общий принцип, согласно которому международно-противоправное деяние субъекта влечет его международно-правовую ответственность.      В основном нормы, регулирующие вопросы ответственности, закреплены в международных договорах, а также подтверждены в резолюциях ООН и других международных организаций.     Общей целью создания институтов международной ответственности является борьба с международными преступниками и применение наказания за совершение международных правонарушений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

Нормативно-правовые акты:

  1. Устав Организации Объединенных Наций (Вместе с "Правилами процедуры Генеральной Ассамблеи") (Принят в г. Сан-Франциско 26.06.1945). // Действующее международное право. Т.1.- М.: Московский независимый институт международного права, 1996. - С. 7-33.
  2. Основные положения Женевских Конвенций и Дополнительных Протоколов к ним - М.: Изд-во Междунар. Ком. Красного Креста, 1994. - 62 c.
  1. Договор о коллективной безопасности (Ташкент, 15 мая 1992 г.) (с изменениями и дополнениями). // Консультант плюс.

  1. Соглашение об утверждении Положения о Совете коллективной безопасности (Заключено в г. Москве 06.07.1992 г.). // Консультант плюс.

  1. Положение о Комиссии международного права (Принято 21.11.1947) (с изм. и доп. от 18.11.1981).

  1. Конституция Российской Федерации. Принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г. (с поправками от 30 декабря 2008 г.) // Российская газета. - 21.01.2009.

 

Дополнительная литература:

 

  1. Ануфриева Л.П., Бякишев Д.К., Бякишев К.А., Устинов В.В. и др. Международное публичное право –3е издание, М., 2004 г.;
  2. Ашавский Б.М. и др. Международное право. Учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция». 
    4-е изд., Омега-Л, -831 с. 2011.
  3. Колосов Ю. М., Кривчикова Э. С.. Международное право. Учебник // отв. ред. А. Н. Вылегжанин. — М.: Высшее образование, Юрайт-Иэдат. –1012 с., 2009.
  4. Международное право: Учебник для вузов (под ред. Игнатенко Г.В., Тиунова О.И.). Изд. 4-е, перераб., доп.- 720 с. – 2008.
  5. Международное публичное право. Под ред. Бекяшева К.А. М.: Проспект, 2003. - 640 с.
  6. Международное право. Особенная часть. Отв. ред. Валеев Р.М., Курдюков Г.И. Учебник. – 624 с. – 2010.
  7. Международное право. (Учебное пособие) Куркин Б.А. М.: МГИУ. 192с. – 2008.
  8. Хужокова И.М. краткий курс по международному праву. Учебное пособие. – М.: издательство «Окей-книга». – 128 с. -2007.
  9. Шлянцев Д.А. Международное право. Курс лекций. - М.: Юстицинформ, 2006. - 256 с.
  10. Шумилов В.М. Международное право: учебник – М.: ТК Велби. – 2009.

Информация о работе Региональные системы коллективной безопасности