Региональные системы коллективной безопасности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2015 в 23:30, контрольная работа

Краткое описание

Общая заинтересованность государств в сохранении международного правопорядка способствовала созданию системы коллективной безопасности.
Коллективная безопасность представляет систему совместных действий государств, установленную Уставом Организации Объединенных Наций (ООН)1 с целью поддержания международного мира и безопасности, предотвращения или подавления актов агрессии.

Содержание

Введение……………………………………………………………………3-5
Региональные системы коллективной безопасности………………6-15
Понятие, основания и особенности ответственности в международном праве………………………………………………………..16-22
Заключение……………………………………………………………...23-25
Список использованной литературы…………………………………..26-27

Вложенные файлы: 1 файл

Коллективная безопасность.docx

— 69.07 Кб (Скачать файл)

 

 

План

 

Введение……………………………………………………………………3-5

  1. Региональные системы коллективной безопасности………………6-15

  1. Понятие,      основания        и      особенности         ответственности   в международном праве………………………………………………………..16-22

Заключение……………………………………………………………...23-25

Список использованной литературы…………………………………..26-27

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Общая заинтересованность государств в сохранении международного правопорядка способствовала созданию системы коллективной безопасности.

Коллективная безопасность представляет систему совместных действий государств, установленную Уставом Организации Объединенных Наций (ООН)1 с целью поддержания международного мира и безопасности, предотвращения или подавления актов агрессии.

Коллективная безопасность как система совместных действий государств включает следующие элементы2:

  1. общепризнанные принципы современного международного права, важнейшими из которых являются принцип неприменения силы или угрозы силой, нерушимости границ, территориальной целостности, невмешательства во внутренние дела;
  2. коллективные меры для предотвращения и устранения угрозы миру и актов агрессии;
  3. коллективные меры по ограничению и сокращению вооружений, вплоть до полного разоружения.

Коллективные меры для предотвращения и устранения угрозы миру и актов агрессии как элемент коллективной безопасности — это действия невооруженного или вооруженного характера, совершаемые группой государств или региональными и универсальными организациями, уполномоченными на поддержание и восстановление международного мира и безопасности.

В основу создания системы коллективной безопасности положен принцип неделимости мира, содержанием которого является опасность военных конфликтов для всех государств мира. Этот принцип требует от государств реагировать на любые нарушения мира и безопасности в любом районе земного шара, участвовать в совместных действиях на основе Устава ООН в целях предотвращения или ликвидации угрозы миру.

В международном праве различают два вида системы коллективной безопасности: универсальную и региональную3.

В настоящее время универсальная коллективная безопасность основывается на функционировании ООН. В механизме обеспечения универсальной безопасности на первый план выдвигаются не принудительные, а мирные меры. Это, например, обязательства государств-членов:

  1.  проявлять терпимость и жить в мире друг с другом, как добрые соседи, и объединять силы для поддержания международного мира и безопасности;
  2. создать условия, при которых могут соблюдаться справедливость и уважение к международным обязательствам;
  3. принимать коллективные меры для предотвращения угрозы миру и для его укрепления, проводить улаживание международных споров или ситуаций мирными средствами;
  4. развивать дружественные отношения между нациями; 
  5. не допускать вмешательства в дела, по существу входящие во внутреннюю компетенцию любого государства; 
  6. воздерживаться от угрозы силой или ее применения как против территориальной неприкосновенности или политической независимости любого государства, так и каким-либо другим образом, несовместимым с целями ООН.          Помимо всеобщей системы международной безопасности, Устав ООН предусматривает возможность создания региональных систем поддержания международного мира. Как определено статьей 524, Устав не препятствует существованию региональных соглашений или органов для разрешения таких вопросов по поддержанию международного мира и безопасности, которые являются подходящими для региональных действий при условии, что эти соглашения или органы и их деятельность совместимы с целями и принципами Устава ООН.         Из этого следует, что региональные системы безопасности составляют часть всемирной системы безопасности. Устав ООН установил взаимосвязь между Советом Безопасности и региональными соглашениями и органами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

        1. Региональные системы коллективной безопасности

В ядерно-космический век при качественных изменениях в средствах и методах ведения войны любая, даже самая малая война таит в себе опасность перерастания в широкомасштабную войну с участием многих государств. Эта опасность неизмеримо увеличится, если в войну будет втянуто государство, располагающее ядерным оружием. Международная практика государств и так называемые "локальные" войны (например, во Вьетнаме, Афганистане, на Ближнем Востоке, между Ираном и Ираком, Арменией и Азербайджаном, а также в Югославии) свидетельствуют о том, что войны легче предотвратить, чем выйти из войны после ее начала. Вот почему любой, даже самый малый военный конфликт должен рассматриваться не как локальное, ограниченное явление, а как ситуация, представляющая собой реальную угрозу международному миру и безопасности, угрозу для всего человечества.          Создание и деятельность региональных систем коллективной безопасности определяется Главой VIII Устава ООН «Региональные соглашения», документами этих организаций и другими международно-правовыми документами5.         В соответствии с Уставом ООН члены региональной организации, заключившие такие соглашения или составляющие такие органы, должны приложить все свои усилия для достижения мирного разрешения местных споров при помощи таких региональных соглашений или таких региональных органов до передачи этих споров в Совет Безопасности6.  Совет Безопасности должен поощрять развитие применения мирного разрешения местных споров при помощи таких региональных соглашений или региональных органов либо по инициативе заинтересованных государств, либо по своей собственной инициативе, а также он должен быть всегда полностью информирован о действиях, предпринятых или намечаемых в силу региональных соглашений или региональными органами, для поддержания международного мира и безопасности.  Региональные системы коллективной безопасности характеризуются следующими чертами:          1. закрепляется обязательство участников договора решать споры между собой исключительно мирными средствами;     2. предусматривается обязанность участников оказывать индивидуальную или коллективную помощь государству, подвергшемуся вооруженному нападению извне;         3. о принятых мерах коллективной обороны немедленно извещается Совет Безопасности ООН;          4. в договоре участвуют, как правило, государства одного региона, а сам договор действует в пределах заранее определенного района, указанного в соглашении сторон;          5. принятие новых государств в установленную договором систему безопасности возможно лишь с согласия всех ее участников.   К региональным системам коллективной безопасности относятся такие как Содружество Независимых Государств, Европейский Союз, Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе, Организация североатлантического договора.         Рассмотрим указанные системы более подробно.     

1.1 Система коллективной безопасности в рамках Содружества Независимых Государств (СНГ).

В соответствии с Договором о коллективной безопасности 1992 г. Соглашением об утверждении Положения о Совете коллективной безопасности 1992 г.7 (участвуют Армения, Казахстан, Кыргызстан, РФ, Таджикистан, Узбекистан) в рамках СНГ учрежден Совет коллективной безопасности. Место пребывания Совета — Москва.     В состав Совета входят главы государств-участников и Главнокомандующий Объединенных Вооруженных сил (ОВС).     Решением Совета назначается Генеральный секретарь Совета, а также Главнокомандующий вооруженными силами государств — участников Договора.            Совет, в частности, устанавливает и предпринимает меры, которые он найдет необходимыми для поддержания или восстановления мира и безопасности. О таких мерах немедленно извещается Совет Безопасности ООН.             В рамках СНГ созданы также Объединенные вооруженные силы Содружества — войска, силы и органы управления ими, выделенные из вооруженных сил государств Содружества и оперативно подчиненные Главному командованию ОВСС, однако остающиеся в непосредственном подчинении органов военного управления своих государств.  Уставом СНГ предусматривается, что в случае возникновения угрозы суверенитету, безопасности и территориальной целостности одного или нескольких государств-членов либо международному миру и безопасности члены Содружества осуществляют взаимные консультации для принятия мер по устранению возникшей угрозы, включая миротворческие операции и использование вооруженных сил в порядке реализации права на индивидуальную или коллективную самооборону согласно Уставу ООН8.  Решение о совместном использовании вооруженных сил принимается Советом глав государств или заинтересованными членами СНГ.                 1.2 Европейский Союз (ЕС).

Европейский Союз (ЕС) является международным объединением государств Европы, которые подписали договор о Европейском Союзе - город Маастрихт (Нидерланды) 7 февраля 1992 года (вступил в силу с 1993 года). Английский вариант названия - European Union (EU).   Основной целью договора было урегулирование денежной и политической систем Европы. С тех пор Евросоюз вырос в нечто большее - теперь это уникальное образование, которое сочетает в себе свойства и международной организации, и государства. Однако ЕС нельзя отнести ни к тем, ни к другим. Европейский Союз не относится к субъектам международного публичного права. Но вместе с тем, он играет большую роль в международных отношениях.       Можно сказать, что начало создания ЕС было положено в 1951 году, когда Бельгия, Нидерланды, Франция, ФРГ, Люксембург и Италия создали ЕОУС (Европейское объединение угля и стали), целью которого было совместное использование соответствующих ресурсов. В целях выравнивания экономики, эти же страны в 1957 году учредили ЕЭС (Европейское экономическое сообщество или Общий рынок) и Евратом (Европейское сообщество по атомной энергии). Наиболее значимой из этих трех организаций была ЕЭС, ее в 1993 году официально переименовали в Европейское сообщество, которое сейчас называется Европейским Союзом. Развитие этих организаций в современный Евросоюз происходило постепенно. Со временем, все больше стран присоединялось к этому союзу, и все больше функций управления становились наднациональными.  В организациях и структурах ЕС равноправными считаются 23 языка. Основными, "рабочими" языками принято считать французский и английский язык. Тремя направлениями сотрудничества стран-членов ЕС считаются:            1. Европейские экономические сообщества.     2. Общая внешняя политика и политика в области безопасности (ОВПБ).            3. Общая политика в области внутренних дел и правосудия.  В 1999 году было принято решение, о введении единой европейской валюты, известной как "евро". В наличном обращении евро появилось в 2002 году. Экономика ЕС основана на едином, для всех стран-членов, рынке.            В 2004 году была подписана Конституция ЕС. В силу ряда причин она до сих пор не вступила в действие. Основная причина - подписание Лиссабонского договора (13 декабря 2007 года). Можно сказать, что Лиссабонский договор является упрощенным вариантом конституции ЕС. Будучи субъектом международного публичного права, Союз имеет полномочия на участие в международных отношениях и заключение международных договоров.[15] Сформирована общая внешняя политика и политика безопасности, предусматривающая проведение согласованной внешней и оборонной политики. По всему миру учреждены постоянные дипломатические миссии ЕС, действуют представительства в Организации Объединённых Наций, ВТО, Большой восьмёрке иГруппе двадцати. Делегации ЕС возглавляются послами ЕС.

 

1.3 Организация  по безопасности и сотрудничеству  в Европе (ОБСЕ).

 

ОБСЕ создана в соответствии с решениями, содержащимися в Парижской 1990 г.. Венской и Хельсинкской декларациях 1992 г.   Целями ОБСЕ являются:        1. содействие улучшению взаимных отношений, а также создание условий по обеспечению длительного мира: поддержка разрядки международной напряженности: признание неделимости европейской безопасности, а также взаимной заинтересованности в развитии сотрудничества между государствами-членами;      2. признание тесной взаимосвязанности мира и безопасности в Европе и во всем мире: вклад в соблюдение прав человека, экономический и социальный прогресс и благосостояние всех народов.     ОБСЕ состоит из представителей парламентов стран, подписавших Хельсинкский акт 1975 г. и Парижскую хартию 1990 г. Парламентская ассамблея дает оценку осуществлению целей ОБСЕ: обсуждает вопросы, поднятые на встречах Совета Министров и на встречах на высшем уровне государств - членов ОБСЕ: разрабатывает и содействует реализации механизмов по предупреждению и разрешению конфликтов: оказывает поддержку укреплению и консолидации демократических институтов в государствах-участниках.         Органы ОБСЕ: Совет, Комитет старших должностных лиц, Секретариат, Центр по предотвращению конфликтов и др. Совет, состоящий из министров иностранных дел государств-участников, является центральным форумом ОБСЕ. Совет рассматривает вопросы, имеющие отношение к ОБСЕ и принимает соответствующие решения. Он подготавливает встречи глав государств и правительств государств-участников и выполняет определенные на этих встречах задачи. Реализует принятые решения. Заседания Совета проводятся регулярно, не реже раза в год. Комитет старших должностных лиц подготавливает заседания Совета, выполняет его решения, проводит обзор текущих проблем и рассматривает вопросы будущей работы ОБСЕ. Заседания Комитета проводятся в Праге. 

1.4 Организация Северо-Атлантического договора (НАТО).

 

Северо-Атлантический договор был подписан в 1949 г. Первоначальными участниками НАТО являлись США, Великобритания, Франция, Италия и др., всего — 12 государств. В настоящее время в НАТО 16 членов.           Согласно положениям Северо-Атлантического договора (ст. 5 и 7), вооруженное нападение против одного или нескольких государств-участников будет рассматриваться как нападение против всех них; если такое нападение произойдет, каждый участник будет помогать стороне, подвергшейся нападению, всеми средствами, включая применение вооруженной силы. Нападение включает в себя вооруженное нападение как на территории государств-членов, так и на их суда и самолеты в определенном районе.          Обо всяком таком нападении и всех принятых мерах немедленно сообщается Совету Безопасности ООН, который принимает меры для восстановления и поддержания международного мира и безопасности.  В соответствии с Договором создается Совет НАТО, в котором представлены все члены. Совет учреждает вспомогательные органы — Комитет обороны, Комитет начальников штабов и др.    Вступить в НАТО, согласно положениям Договора, может любое другое европейское государство, которое в состоянии проводить в жизнь принципы этого Договора, по соглашению всех сторон.

Рассмотрим основные проблемы укрепления региональной безопасности Российской Федерации.       Современный период глобального развития диктует новые требования к обеспечению безопасности как на международных, так и на национальных и внутринациональных территориальных уровнях. Эти требования выражаются не только в обязательности учета ряда общеизвестных угроз и опасностей, имеющих глобальный характер и не признающих территориальных границ, но и в необходимости учета и прогнозирования угроз и опасностей конкретному территориальному образованию. Изменения положения России в мире и сложности ее отношений с зарубежными странами в силу истощения материально-сырьевых баз на планете также создают проблемы в сфере безопасности отдельных российских территорий.  В последнее время особенно усилилось стремление ряда государств к ослаблению позиций России в целом и ее отдельных территорий в экономической, политической, технологической и других областях.   В сложившихся внешних и внутренних условиях весьма актуален поиск новых ресурсов укрепления национальной безопасности, расширения возможностей Российской Федерации в поддержании мира и безопасности. Представляется, что субъекты Российской Федерации будут увеличивать вклад в укрепление международного авторитета и национальной безопасности России посредством укрепления региональной безопасности, являющейся составляющей национальной безопасности.   Подавляющее большинство угроз национальной безопасности России затрагивают безопасность всех регионов Российской Федерации. Развитие и безопасность регионов России в силу этого объективного факта тесно связаны с национальной безопасностью и национальным развитием. Между тем, разработка и реализация современных концепций региональной безопасности и регионального развития не получила научной проработки, адекватно отвечающей уровню опасностей и угроз и осознанности их обществом и политическими элитами регионов. Научная проработка актуальных проблем регионального развития и безопасности с использованием современной теоретико-методологической базы и междисциплинарных подходов имеет важное государственное значение и отвечает жизненно важным интересам всех граждан Российской Федерации. Проблема региональной безопасности в России продиктована назревшей в практической политике необходимостью выработки предложений и рекомендаций по совершенствованию механизма взаимодействия федеральных и региональных органов государственной власти, суть которых на нынешнем этапе развития федерализма состоит, в основном, в адаптации функций существующих управленческих структур к изменившимся политическим, экономическим, правовым и социальным условиям. Решение задач совершенствования механизма взаимодействия органов государственной власти является важной составной частью решения общей научной и практической проблемы – обеспечения национальной безопасности России на основе сильных в экономическом, духовно-нравственном отношениях регионов. Исходя из национальных целей и интересов, властные компетенции должны быть переданы тому уровню публичной власти, на котором управленческая функция реализуется с большей эффективностью и с наименьшими ресурсными затратами. Согласно Указу Президента РФ от 12.05.2009 №537 «О стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года» национальные интересы России заключаются  в развитии демократии и гражданского общества, повышении конкурентоспособности национальной экономики; в обеспечении незыблемости конституционного строя, территориальной целостности и суверенитета Российской Федерации; в превращении Российской Федерации в мировую державу, деятельность которой направлена на поддержание стратегической стабильности и взаимовыгодных партнерских отношений в условиях многополярного мира.  Формирование международных отношений сопровождается конкуренцией, а также стремлением ряда государств усилить свое влияние на мировую политику, в том числе путем создания оружия массового уничтожения. Значение военно-силовых аспектов в международных отношениях остается существенным. Однако характер современных угроз национальной безопасности таков, что ни одно государство не сможет защитить себя только собственными средствами.    Основные угрозы национальной безопасности России в международной сфере следующие:         1. стремление отдельных государств и межгосударственных объединений принизить роль существующих механизмов обеспечения международной безопасности (ООН и ОБСЕ);       2. опасность ослабления политического, экономического и военного влияния России в мире;          3. укрепление военно-политических блоков и союзов, прежде всего расширение НАТО на Восток;         4. возможность появления в непосредственной близости от российских границ иностранных военных баз и крупных воинских контингентов;   5. распространение оружия массового уничтожения и средств его доставки;             6. ослабление интеграционных процессов в Содружество Независимых государств (СНГ);          7. возникновение и эскалация конфликтов вблизи Государственной границы России и внешних границ СНГ;        8. притязания на территорию России, а также попытки других государств противодействовать укреплению России, помешать реализации национальных интересов и ослабить позиции России в Европе, на Ближнем Востоке, в Закавказье, Центральной Азии и Азиатско-Тихоокеанском регионе. Серьезную угрозу национальной безопасности России представляет терроризм.

Информация о работе Региональные системы коллективной безопасности