Противодействие терроризму: соотношение международного и внутригосударственного регулирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2013 в 13:12, дипломная работа

Краткое описание

Целью данного исследования является обоснование и разработка теоретико-правовых подходов к созданию системы правового регулирования противодействия терроризму в интересах укрепления безопасности в целом, в контексте соотношение данного регулирования в российском и законодательстве зарубежных стран.
Для достижения поставленной цели необходимо разрешение следующих задач:
выявление и анализ своеобразия регулирования противодействия терроризму в законодательствах зарубежных стран;
анализ механизма правового регулирования противодействия терроризму в российском законодательстве как основного инструмента противодействия терроризму в России;
анализ проблемы правомерности упреждающих и превентивных силовых действий и вооруженных ударов как ответ на новые угрозы, исходящие от современного терроризма.

Содержание

Введение……………………………………….……………………..……3
Глава I. Регулирование противодействия терроризму в законодательстве иностранных государств……………………..….…...5
Глава II. Регулирование противодействия терроризму в российском законодательстве…………………………..…21
Глава III. Упреждающие меры самообороны по международному праву…………….46
Заключение……………………………….….…….……………………65
Список использованной литературы……….………..……………...68

Вложенные файлы: 1 файл

ДИП РАБ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ТЕРРОРИЗМУ.doc

— 323.50 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  И НАУКИ РФ

ФГ БОУ ВПО 

«ДАГЕСТАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

 

ФАКУЛЬТЕТ ПРАВА 

КАФЕДРА ТГиИП

СПЕЦИАЛЬНОСТЬ: право

6 КУРС ОЗО

САЛИЕВ ЮСУП ХЫДЫРБЕКОВИЧ

«ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ ТЕРРОРИЗМУ: СООТНОШЕНИЕ МЕЖДУНАРОДНОГО И ВНУТРИГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ »

 

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

 

 

 

 

Научный руководитель:

Доцент каф. ТГиИП

Алиев А.М

 

Работа допущена_______________

Заведующий кафедрой__________

Дата представления____________

Дата защиты__________________

Оценка_____________________

 

 

 

 

 

 

 

МАХАЧКАЛА 2013

 

 

СОДЕРЖАНИЕ 

 

 

Введение……………………………………….……………………..……3

Глава I. Регулирование противодействия терроризму в законодательстве иностранных государств……………………..….…...5

Глава II. Регулирование противодействия терроризму в российском законодательстве…………………………………………..…………..…21

Глава III. Упреждающие меры самообороны по

международному праву………………………………………………….46

Заключение……………………………….….…….……………………65

Список использованной литературы……….………..……………...68

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

На рубеже XX-XXI столетий терроризм претерпел существенные изменения: произошла его глобализация, возросла степень опасности террористических угроз; он превратился в фактор, представляющий серьезную угрозу национальной безопасности государств, а также международной безопасности в целом. Сегодня очевидно, что США и их союзники по НАТО используют развернутую ими антитеррористическую кампанию в качестве инструмента решения стратегических задач, связанных с продвижением и закреплением своих интересов, установлением контроля над районами, богатыми сырьевыми ресурсами, во всех частях мира, в том числе в регионах, представляющих интерес для Российской Федерации. Внесенный в 2007 году в Конгресс США законопроект «Акт об энергетической дипломатии и безопасности» нацелен на преодоление грядущего энергетического кризиса путем разработки механизма так называемого «справедливого использования» мировых ресурсов, включая российские, и предоставления США доступа к ним.

Терроризм стал использоваться как инструмент воздействия на Российскую Федерацию, нарушения ее территориальной целостности, что ясно показали события в Северо-Кавказском регионе, когда в результате консолидированных усилий международных террористических организаций и местных незаконных вооруженных формирований Чеченская Республика фактически была выведена из-под юрисдикции Российской Федерации. Следует подчеркнуть, что Россия одна из первых, задолго до трагических событий в США, столкнулась с масштабными атаками террористов, ставивших своей целью создание «великого исламского халифата» с включением в него ряда территорий нашего государства.

В свете глобальных террористических угроз разработанность правовой базы противодействия терроризму в нашей стране до недавнего времени не соответствовала степени их опасности, носила в основном оборонительный, реагирующий характер при доминировании карательных мер. Профилактика терроризма рассматривалась как вспомогательное средство, главный акцент делался на борьбу с организаторами и исполнителями террористических актов. Вместе с тем противодействие терроризму — сложный процесс. Его результативность зависит от многих факторов: от совершенства внутригосударственной системы противодействия терроризму, в том числе ее правовой базы; от продуктивности международного сотрудничества государств, которое осуществляется на региональном (субрегиональном) и универсальном уровнях; от эффективности взаимодействия специальных служб1, органов безопасности и правоохранительных органов различных государств, которым в соответствии с их национальным законодательством поручено заниматься противодействием терроризму; от разработанности договорно-правовой базы международного сотрудничества государств и взаимодействия их компетентных органов; от эффективности использования практического опыта противодействия; от объективности наших знаний о терроризме, его современных особенностях, о сущности взаимодействия компетентных органов в борьбе с ним, дефиниции самого определения терроризма и ряда других факторов.

Целью данного исследования является обоснование и разработка теоретико-правовых подходов к созданию системы правового регулирования противодействия терроризму в интересах укрепления безопасности в целом, в контексте соотношение данного регулирования в российском и законодательстве зарубежных стран.

Для достижения поставленной цели необходимо разрешение следующих задач:

выявление и анализ своеобразия  регулирования противодействия  терроризму в законодательствах  зарубежных стран;

анализ механизма правового  регулирования противодействия  терроризму в российском законодательстве как основного инструмента противодействия терроризму в России;

анализ проблемы правомерности  упреждающих и превентивных силовых действий и вооруженных ударов как ответ на новые угрозы, исходящие от современного терроризма.

Дипломная работа по своей  структуре состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной работы.

 

Глава I. Регулирование противодействия терроризму в законодательстве иностранных государств

 

Главное своеобразие  антитеррористического законодательства Великобритании заключается в том, что в качестве основного признака виновности в терроризме выделяется причастность к террористической организации. В законодательстве этого государства определяются террористические организации, принадлежность к которым составляет оконченный состав преступления. Государственный секретарь Великобритании правомочен сократить данный перечень или объявить запрещенными другие организации. Для лиц, входящих в запрещенные организации, устраивающих или помогающих устраивать собрания таких организаций или участвующих в этих собраниях, предусматривается уголовная ответственность. Закон Великобритании «О противодействии терроризму» 2006 года предусматривает возможность задержания на срок от 14 до 28 суток, уголовное наказание за подстрекательство и прославление терроризма, террористические действия, совершенные не только на территории Англии, но и за ее пределами. Правоохранительным органам предоставлено право проводить досмотр любой собственности, принадлежащей или находящейся под контролем подозреваемых, в том числе во внутренних водах Великобритании. Кроме того, правоохранительным органам в соответствии с упомянутым законом предоставлено право ограничивать во внесудебном порядке свободу передвижения и контактов лиц, заподозренных в терроризме, путем содержания их под домашним арестом без права покидать жилище в течение 18 часов. Позднее коллегия лордов-судей – высшая судебная инстанция Великобритании, рассматривая приведенную норму на предмет ее соответствия основополагающим правам и свободам граждан, подтвердила ее законность, установив данное ограничение в пределах 16 часов.

Отметим, что законодательное  закрепление возможности определения террористической организации преступной, установление уголовной ответственности за ее создание, участие в ее деятельности позволяет решать широкий круг вопросов – от запрещения организации до привлечения к уголовной ответственности лиц, входящих в число руководителей и не участвующих непосредственно в осуществлении террористических актов.

В 2002 году в УПК ФРГ  была введена статья 129Б, предусматривающая  уголовную ответственность за членство в иностранной террористической группировке либо за ее поддержку, что оценивается как достаточно эффективный прием в борьбе с терроризмом, а статья 129А предусматривает ответственность как за создание террористического объединения, так и за участие в нем. Подобные нормы содержат законодательства многих стран. Например, статья 270-бис Уголовного кодекса Италии предусматривает ответственность лиц, организующих сообщества в целях совершения актов терроризма и разрушения демократического строя1, участвующих в их деятельности, а также за пропаганду терроризма. Предусмотрено уголовное наказание лиц, пропагандирующих насилие и посягающих на безопасность ФРГ2. Кроме того, в соответствии с законом «Об иностранцах» иностранному гражданину может быть отказано в выдаче визы, если такое лицо: представляет угрозу свободному демократическому строю либо безопасности ФРГ; использует силовые методы для достижения определенных политических целей; открыто призывает к применению силы или угрожает применением силы; принадлежит, что должно быть доказано, к объединению, поддерживающему международный терроризм, или оказывает ему содействие.

Заслуживает внимания практика расследований по преступлениям, связанным с террористической деятельностью. В ФРГ, например, предусматривается, что суд над лицом, подозреваемым в терроризме, может состояться при его отсутствии, если он «намеренно и сознательно уклоняется от явки в суд»3. Принятые 20 декабря 2006 года изменения к закону земли Северный Рейн – Вестфалия о земельном ведомстве по охране конституции (ЛФФ) в области борьбы с терроризмом позволяют контрразведке в рамках оперативно-разыскной деятельности получать от кредитно-финансовых организаций сведения о банковских счетах подозреваемых в террористической деятельности, тайно просматривать через сеть Интернет и «скачивать» находящуюся на личных компьютерах подозреваемых лиц информацию, а также прослушивать их телефонные переговоры.

Как показывают Ф. Р. Аббасов  и Ю. Г. Шпаковский, о сложности  борьбы с финансированием терроризма свидетельствует опыт Германии, который, с точки зрения правового обеспечения, заслуживает особого внимания. В  Германии отсутствует законодательство, направленное непосредственно против финансирования террористических актов. В целях пресечения легальной и нелегальной деятельности сборщиков соответствующих средств власти прибегают к помощи разнообразных административных мер. Кроме изъятия и конфискации собранных денежных средств во время судебного расследования или процессов, закон об ассоциациях позволяет подвергнуть конфискации все активы объявленных вне закона ассоциаций, включая ассоциации иностранцев4.

Принимая во внимание значение финансовой подпитки в деятельности террористической организации, представляется актуальным дальнейшее совершенствование отечественных правовых механизмов борьбы с финансированием терроризма, что, по мнению автора, должно являться темой самостоятельного комплексного исследования. В рамках нашей работы отметим целесообразность рассмотрения борьбы с финансированием терроризма как одного из важнейших направлений построения системы правового регулирования противодействия терроризму, которое одновременно будет являться достаточно эффективной и профилактической мерой.

После 11 сентября 2001 года, формируя национальную систему борьбы с терроризмом, французское руководство не пошло по пути, избранному в США, и не стало создавать новые антитеррористические структуры и выделять главную, а наделило существующие структуры дополнительными полномочиями расширив их функции, определив сферу деятельности каждой из них, возложив межведомственную координацию и контроль на центральный координационный орган (UCLAT). Следует отметить, что подобным образом поступали законодатели Италии после убийства Альдо Моро, ФРГ после террористического акта на Мюнхенской Олимпиаде, то есть после масштабных террористических актов, потрясших эти государства.

В мае 2002 года палатой представителей США был одобрен законопроект по борьбе с биотерроризмом, который предусматривал выделение на эти цели 4,6 миллиарда долларов в ближайшие два года.

Для целей нашего исследования особый интерес представляет законодательство Италии. Так, закон от 15 февраля 1980 года «О срочных мерах по охране демократического порядка и общественной безопасности» предоставил компетентным органам право в отдельных случаях получать по телефону у прокурора санкцию на обыск или арест5. В соответствии с законом Италии «О борьбе с терроризмом» существенно облегчены процедуры принятия решений судебными органами о замораживании счетов неправительственных организаций, подозреваемых в связях с террористами, и получения санкций на негласный слуховой контроль их переговоров. Компетентным органам предоставлено право использовать без ограничений записи систем аудио- и видеоконтроля, установленных на частных и государственных объектах. Указанные новеллы итальянского законодательства существенно расширяют оперативные возможности компетентных органов и, по нашему мнению, представляют интерес для российского законодателя.

Нормы о полном освобождении от наказания лица, подготовившего либо совершившего террористический акт, или о его смягчении, содержащиеся в том или ином виде в уголовном законодательстве ряда европейских государств, безусловно, способствуют предотвращению готовящихся и раскрытию уже совершенных террористических актов, а также предоставляют дополнительные оперативные возможности компетентным органам и их сотрудникам, в том числе по оперативному проникновению и разложению террористических организаций, пресечению их деятельности. Особое внимание уделяется пресечению дальнейшей преступной деятельности. По пути ужесточения наказания за преступления терроризма, установления дополнительных мер уголовной ответственности за финансирование террористической деятельности, за укрывательство лиц, обвиняемых в терроризме, и расширения процессуальных прав компетентных органов посредством принятия специального законодательства идут в Великобритании, Италии, ФРГ, США, Турции и некоторых других государствах. Такой подход позволил в свое время переломить негативные тенденции в развитии оперативной обстановки по линии борьбы с терроризмом в этих странах.

Особое внимание уделяется взаимодействию компетентных органов в противодействии терроризму. Так, в Италии в соответствии с Концепцией национальной безопасности от 18 октября 2001 года определены приоритеты деятельности госструктур в противодействии международному терроризму, объекты, подлежащие первоочередной защите. Для разбирательства дел, связанных с террористической деятельностью, созданы специальные суды, которые осуществляют свою деятельность в закрытом режиме без участия общественности. Им разрешено применять принцип «обратной силы» к законам, принятым после совершения терактов. В США наряду с «Национальной стратегией противодействия терроризму», где основная роль отведена вооруженным силам, разработан «Национальный план действий», который определяет цели, стоящие перед правительством США в области противодействия террористическим угрозам, разграничивает сферы ответственности федеральных министерств и ведомств в этой области и определяет для каждого из них перечень приоритетных задач. Широкое распространение получило международное сотрудничество компетентных органов иностранных государств. В этих целях заключено более 50 двусторонних соглашений между США, Канадой, странами Западной Европы и некоторыми странами Ближнего Востока и Северной Африки6.

Закон о предупреждении терроризма, принятый в 1989 году в Великобритании, определяет, что всякое лицо, которое  субсидирует фонд террористической организации или склоняет к этому  других лиц, независимо от того, оказывается финансовая помощь в обмен на что-либо или бескорыстно, виновно в принадлежности к терроризму. В случаях, когда суд признает, что деньги и имущество осужденного были направлены на поддержку терроризма, может быть принято решение о их конфискации7. Закон Италии «О захвате заложников в целях вымогательства» предоставляет правоохранительным органам накладывать арест на все движимое и недвижимое имущество заложника и его близких родственников с целью не допустить возможности выплаты ими выкупа, что делает похищение людей в указанных целях неоправданным8. Последнее положение представляется заслуживающим внимания. Обращает на себя внимание также тот факт, что законодательство Великобритании не содержит норм, запрещающих «провокационные действия» со стороны специальных служб в отношении бойцов ИРА. Следует подчеркнуть, что в западных правовых системах также уделяется должное внимание вопросам возмещения ущерба лицам, пострадавшим от террористических актов.

В американской правовой системе существует множество законов, нормативных актов и прецедентов, предоставляющих компетентным органам правовую базу для борьбы с терроризмом и экстремизмом. В 1979 году в соответствии с законом «Об экспортных операциях» США начали вести список государств, оказывающих, по мнению американских властей, поддержку международному терроризму. Против стран, занесенных в данный список, предусматривается возможность введения в одностороннем порядке карательных санкций – без одобрения ООН и других международных организаций. Американским компаниям и частным лицам запрещается вести торгово-финансовые операции с государствами, занесенными в этот список.

Информация о работе Противодействие терроризму: соотношение международного и внутригосударственного регулирования