Принятие мероприятий по увеличению рентабельности в СХПК «Пайгас» Комсомольского района Чувашской республики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2014 в 16:35, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является исследования сильных и слабых сторон предприятия и принятие мероприятий по увеличению рентабельности в СХПК «Пайгас» Комсомольского района Чувашской республики.
Реализация цели предполагает решение следующих задач: 1) ознакомление с основами формирования и функционирования информационно-консультационной службы в АПК; 2) анализ деятельности, специализации и их роль в экономике СХПК «Пайгас»; 3) выведение основных проблем в специализированных отраслях исследуемого предприятия и их мероприятия по решению этих проблем.

Вложенные файлы: 1 файл

ИКС новая .docx1.docx

— 160.26 Кб (Скачать файл)

ВВЕДЕНИЕ

По мере развития рыночных отношений у работников АПК возникает потребность в получении новой информации, в том числе об инновационных разработках и передовом производственном опыте, эффективное  использование которых позволяет перевести производство на более высокий организационный и технологический уровень. Однако при постоянно возрастающих информационных потоках сельхозтоваропроизводители сталкиваются с проблемой поиска, отбора и практического использования действительно необходимых им инноваций и информации. Как показывает зарубежный и отечественный опыт, информационно-консультационная служба является действенным механизмом решения этой проблемы. Разработка и реализация концепции развития информационно-консультационной службы, основывается на необходимости создания такой системы, которая позволит на основе интеграции деятельности научных, образовательных и рыночных структур, при соответствующей поддержке органов управления АПК, обеспечивать ускоренное продвижение в производство достижений научно-технического прогресса, последовательное увеличение объемов производства и сбыта сельскохозяйственной продукции, а также устойчивое развитие сельских территорий и улучшение условий жизни сельского населения.

Целью курсовой работы является исследования сильных и слабых сторон предприятия и принятие мероприятий по увеличению рентабельности в СХПК «Пайгас»  Комсомольского района Чувашской республики.

Реализация цели предполагает решение следующих задач: 1) ознакомление с основами формирования и функционирования информационно-консультационной службы в АПК; 2) анализ деятельности, специализации и их роль в экономике СХПК «Пайгас»; 3) выведение основных проблем в специализированных отраслях исследуемого предприятия и их мероприятия по решению этих проблем.

 

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННО-КОНСУЛЬТАЦИОННОЙ СЛУЖБЫ (ИКС) В АПК

    1. Роль ИКС в повышении экономической эффективности АПК

В условиях рыночной экономики главной задачей работников АПК является производство тех видов сельскохозяйственной продукции или выпуск тех товаров, которые пользуются на рынке большим спросом, продаются по высокой цене и в конечном итоге обеспечивают получение прибыли. Для выполнения поставленно задачи сельхозтоваропроизводителям необходимы земля, труд и вложение дополнительных денежных средств. Сегодня этого недостаточно.

В настоящее время работники  сельского хозяйства, как никогда, нуждаются в знаниях и информациях о новых технологиях, передовом опыте в отраслях растениеводства, животноводства, механизации, бухгалтерском учете, в области маркетинга, бизнес - планирования, налогообложения и т.д.

С углублением рыночных отношений, только внедряя в производство передовые достижения науки и практики, можно устоять, выжить и организовать высокорентабельное и конкурентоспособное производство.

В условиях  рыночных отношений резко возросло значение информационно-консультационного обеспечения для всех без исключения субъектов агропромышленного производства. Им необходим определенный доступ к широкому кругу интересующей информации, позволяющей обеспечивать им достижение своих экономических целей. Из-за отсутствия этого доступа экономика страны теряет, по некоторым данным, от 20 до 40 % валовой выручки от реализации продукции, товаров и оказания услуг.

В связи с этим возникла необходимость создания специализированной службы доведения до сельхозтоваропроизводителей научно-технических разработок и другой информации под названием «Информационно-консультационная служба в АПК» с конкретными задачами, функциями и принципами ее формирования.

Необходимость создания ИКС в АПК особенно возросла в связи с резким уменьшением численности высококвалифицированных руководителей и специалистов в сельскохозяйственных предприятиях. Сменяемость руководителей ежегодно составляет 14 %, доля специалистов с высшим образованием ежегодно падает на 2 %. Все высококвалифицированные руководители и специалисты со стажем работы покинули эту отрасль, а на смену им пришли не подготовленные кадры, порой совершенно не понимающие эту отрасль.

Информационно-консультационная служба (ИКС) – это такая служба, которая обеспечивает товаропроизводителей информацией, повышает уровень их знаний для выбора оптимальных решений, способствующих успешному ведению сельскохозяйственного производства.

Деятельность консультационной службы можно подразделить на две части:

Первая – содействовать увеличению производства высококачественной сельскохозяйственной продукции с каждого гектара земли, каждой головы скота, вести хозяйство более эффективно.

Вторая – получение максимальной прибыли от хозяйственной деятельности. В этом консультационной службе принадлежит важнейшая роль.

Основная роль ИКС для АПК – это оказание помощи товаропроизводителям в процессе выбора и принятия наиболее оптимальных управленческих решений и доведения научных разработок до практического уровня (внедрения).

Ключевой фигурой консультационной службы является консультант, обеспечивающий непосредственные консультации групп сельхозтоваропроизводителей по своей специальности в обслуживаемой зоне. Такого консультанта чаще всего называют «полевым консультантом».

Консультанты ИКС должны не навязывать свое мнение руководителям и специалистам АПК, а помогать сельхозтоваропроизводителям находить правильные решения и грамотно их реализовывать на практике.

Следовательно, сущность информационно-консультационной службы – означает:

- консультирование сельских товаропроизводителей  по вопросам, касающимся технологии  и организации производства, ведения  хозяйства и других проблем;

- распространение достижений науки  и передовой практики среди  сельхозтоваропроизводителей;

- оказание помощи сельским товаропроизводителям  в повышении уровня образования  и квалификации, передача им специальных  знаний, что позволит им принимать  правильные решения.

К настоящему времени в Российской Федерации ИКС созданы в 65 регионах и 265 районах. Службы всех уровней в 2002 году осуществили свыше 214 тыс. консультаций по различным вопросам ведения сельскохозяйственного производства [9].

 

    1. Этапы развития и современное состояние ИКС

Зарождение в сельском хозяйстве России информационно-консультационной службы, как самостоятельная служба, связано с аграрным кризисом конца XX века. Причиной этому послужили низкий уровень знаний русского крестьянина по агрономическим вопросам, часто повторяющиеся неурожайные годы и проблема массового голода.

По этой причине российскими земствами, являющимися в то время органами местного самоуправления, впервые был поставлен вопрос о необходимости создания в рамках земств системы распространения знаний и оказания агрономической помощи крестьянам. Началось интенсивное формирование службы консультационной сети, которая в то время называлась «общественной агрономией». Целью деятельности «Общественной агрономии» явились ускорение и рационализация стихийно совершающиеся эволюции сельского хозяйства, придание толчка процессу изменения формы крестьянского хозяйства.

Главным действующим лицом общественной агрономии был участковый агроном, который работал с крестьянами непосредственно на месте.

Каждый уезд делился на несколько участков, в каждом из которых работал свой агроном. В обязанности участкового агронома входило:

  • внедрение усовершенствованного оборудования в хозяйствах крестьян, для чего организовывались сельскохозяйственные склады и пункты проката оборудования;
  • изменение способов ведения хозяйства крестьян, создавая при этом различные кооперативы;
  • доведение сельскохозяйственных знаний до населения путем создания агрономических кабинетов, оборудованного книгами, плакатами, пособиями, организация передвижных выставок;
  • проведение занятий с крестьянами по специальным сельскохозяйственным вопросам: способы травосеяния, применение удобрений, новых сортов культур  и пород животных и т. д.

Под непосредственным руководством  участковых агрономов работал вспомогательный персонал. Специалисты по другим отраслям за конкретными участками не закреплялись, а работали на все участки.

В уездах, кроме участковых агрономов, имелись уездные агрономы, к которым предъявлялись более высокие требования. Они работали самостоятельно.

Работа участковых и уездных агрономов финансировалась за счет добровольных взносов местного населения, в том числе крестьян. О результатах своих работ они отчитывались перед земством.

Потом возникла губернская агрономия, которая содержалась уже на средства губернии и в основном занималась более сложными работами:

  • создание сети метеорологических станций;
  • посредничество в получении крестьянами ссуд в банках;
  • издание печатной продукции;
  • решение вопросов страхования  посевов и т.д.

Все три ветви агрономической службы выполняли задачи, сходные с функциями современной ИКС. Но первостепенное значение имели участковые агрономы, работающие непосредственно с крестьянами.

Работой общественной агрономии руководили экономический совет и агрономическое совещание. Совет ведал принципиальными вопросами хозяйственной жизни территории и отчитывался перед земским собранием.

Агрономическое совещание состояло из приглашенных на земскую службу агрономов, специалистов других отраслей сельского хозяйства, заведующего сельскохозяйственным складом. Оно работало под непосредственным руководством экономического совета.

В России общественная агрономия, как институт агрономической помощи населению, существовала до октября 1917 года.

После октябрьской революции агрономическое обслуживание получило новое по содержанию и масштабам развитие. В связи с созданием колхозов и совхозов, сельскохозяйственных кооперативов агроном становится активным пропагандистом государственной сельскохозяйственной политики в деревне и организатором сельскохозяйственного производства.

В 1928 году постановлением СНК РСФСР был установлен районно-участковый принцип построения агросети. Руководство таким агрономическим участком (районом) осуществлялось районным агрономом со штатом инструкторов-специалистов. В связи с созданием в это время МТС, в ее штате были утверждены дополнительно должности старших участковых агрономов, агрономов по специальным культурам и семеноводству.

В период командно-административной системе управления АПК информационно – консультационная деятельность осуществлялась специалистами МСХ СССР, региональными и районными органами управления.

Важную роль играли научно-исследовательские учреждения, сельскохозяйственные вузы и опытные станции, которые на основе опытных данных разрабатывали рекомендации по внедрению в сельскохозяйственное производство систем земледелия, севооборотов, прогрессивной технологии, новой техники, сортов и пород и т.д. Активная пропаганда передового опыта и достижений сельскохозяйственной науки велась через печать, радио, телевидение, сельхозвыставок.

С развалом СССР, переходом от плановой экономики к рыночной была разрушена и система информационно – консультационного обслуживания. Сельское хозяйство лишилось не только государственной финансовой поддержки, но и информационной.

Вторичное возрождение ИКС в России началось с 1993 г, когда по заданию МСХ РФ Центральный НИИ инновационных проблем и маркетинга АПК разработал «Пилотный проект создания ИКС для сельских товаропроизводителей всех форм собственности». С этого времени в России ведется работа по созданию ИКС АПК.

За этот период отечественная ИКС успела пройти три основных этапа своего развития:

  1. Этап (1993-1996 гг.) – создание региональных ИКС в составе органов управления АПК, в виде государственных унитарных предприятий, на базе некоторых НИИ и вузов.
  2. Этап (1996-1998 гг.) – появление первых районных структур ИКС, организация демонстрационных полей, выставок, семинаров. Характерная черта этого периода – развертывание полевого консультирования и оказание практической помощи сельхозтоваропроизводителям в освоении инновационных разработок и передового опыта.
  3. Этап (с 1998 г.) – введение и постепенное освоение платных услуг.

Значительный толчок в становлении региональных ИКЦ сыграли проекты, реализованные при поддержке различного рода международных организаций и фондов, оказывающих техническое содействие России.

Этой службой осуществляется активная деятельность по реформированию АПК, обеспечение рыночной информацией и консультацией сельских товаропроизводителей, освоению инновационных разработок.

Региональными и районными ИКС на конец 2002 г осуществлено около 214000 консультаций, проведено 1420 обучающих семинаров, 860 выставок, конференций и ярмарок, издано свыше 15000 информационных материалов, в том числе 6050 журналов и 1720 бюллетеней, организовано 520 полевых дней. [4]

Информация о работе Принятие мероприятий по увеличению рентабельности в СХПК «Пайгас» Комсомольского района Чувашской республики