Принцип мирного разрешения международных споров

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2013 в 10:41, контрольная работа

Краткое описание

Спор — это ситуация, когда стороны предъявили друг к другу взаимные претензии. В нем всегда есть участники, а их претензии совпадают по предмету спора. В качестве примера можно указать на спор Англии с Аргентиной из-за Фолклендских (Мальвинских) островов или на спор Англии с Испанией из-за Гибралтара.

Содержание

Введение 3
1. Понятие принципов международного права 4
2. Принцип мирного разрешения международных споров 5
Заключение 14
Список использованной литературы 15

Вложенные файлы: 1 файл

Принцип мирного разрешения международных споров.docx

— 36.78 Кб (Скачать файл)

2.  Консультации сторон - стали применяться в широком масштабе после Второй мировой войны. Процедура обязательных консультаций на основе добровольного согласия сторон позволяет использовать двойную функцию консультаций: в качестве самостоятельного средства разрешения споров и для предотвращения, профилактики возможных споров и конфликтов, а также, в зависимости от обстоятельств, как средство достижения спорящими сторонами договоренности о применении других средств урегулирования. В литературе консультации часто называют разновидностью переговоров.

3.  Обследование - такое средство мирного урегулирования, к которому прибегают в тех случаях, когда спорящие стороны расходятся в оценке фактических обстоятельств, вызывающих спор или приведших к спору. Для осуществления процедуры обследования стороны создают на паритетных началах международную следственную комиссию, иногда во главе с представителем третьего государства или международной организации. Следственная комиссия должна учреждаться на основании специального соглашения между спорящими сторонами. В соглашении определяются подлежащие расследованию факты, порядок и срок образования комиссии, объем полномочий ее членов, а также место пребывания комиссии, ее право перемещаться, срок, в который каждая спорящая сторона должна будет представить свое изложение фактов, и т.д. Результаты работы комиссии фиксируются в докладе, который должен ограничиваться лишь установлением фактов. За сторонами сохраняется полная свобода воспользоваться выводами следственной комиссии по своему усмотрению.

4.  Примирение (согласительная процедура) - не только выяснение фактических обстоятельств, но и выработка конкретных рекомендаций сторон. При применении согласительной процедуры стороны, как и в случае с обследованием, образуют на паритетных началах международную согласительную комиссию, которая и вырабатывает свои рекомендации, причем выводы согласительной комиссии носят факультативный характер, т.е. не являются юридически обязательными для сторон, участвующих в споре.

5.  Добрые услуги - средство разрешения международного спора, осуществляемого не участвующей в споре стороной. Эти действия могут быть направлены на установление контактов между спорящими сторонами, добрые услуги могут оказываться как в ответ на соответствующую просьбу одной или обеих спорящих сторон, так и по инициативе самой третьей стороны. Добрые услуги нередко перерастают в посредничество.

6.  Посредничество - предполагает непосредственное участие третьей стороны в мирном разрешении спора. Участвуя в переговорах спорящих сторон, посредник призван всемерно содействовать выработке приемлемого для этих сторон решения спора. Он вправе предлагать свои варианты такого разрешения, хотя предложения посредника не носят для спорящих сторон обязательного характера.

7.  Международный арбитраж - это добровольно выраженное согласие спорящих передать свой спор на рассмотрение третьей стороны (третейское разбирательство), решение которой является обязательным для сторон в споре. Обязательность признания и исполнения решения есть то главное, что отличает арбитражную процедуру от приведенных выше средств мирного урегулирования споров. Существуют два вида арбитражных органов: постоянный арбитраж и арбитраж ad hoc. Выделяют три основных способа передачи дела на международное арбитражное разбирательство: специальное соглашение (компромисс), передающее существующий спор на арбитраж; специальное положение (компромиссная оговорка) в различных договорах, предусматривающее передачу в арбитраж споров, которые могут возникнуть из толкования или применения договора; общие арбитражные договоры, предусматривающие передачу на арбитражное разбирательство любых споров, которые могут возникнуть между сторонами (обязательный арбитраж). Стороны нередко оговаривают, что арбитражу не подлежат споры, затрагивающие жизненные интересы, независимость или честь сторон. В качестве третьей стороны при разрешении спора могут выступать единоличный арбитр (обязательно посторонний для спорящих государств), группа арбитров из третьих государств, группа арбитров на паритетных началах от государств, участвующих в споре, при нейтральном председателе-суперарбитре. Спорящие стороны сами определяют компетенцию арбитража, ограничивая ее рамками предмета своего спора.

8.  Судебное разбирательство - в основе своей сходно с третейским разбирательством. Однако вынесенное судом решение является окончательным и юридически обязательным для сторон в споре.

Первым постоянным международным судом стала Постоянная палата международного правосудия, Статут которой был принят Собранием  Лиги Наций в 1920 г. Палата прекратила свое существование в 1946 г. В настоящее  время основным судебным органом  международного сообщества является Международный  суд ООН. Суд осуществляет свою деятельность на основе Статута Международного суда, который, в свою очередь, является неотъемлемой составной частью Устава ООН, а также  Регламента Суда.

В структуре  Организации Объединенных Наций  принято применять следующие  средства и способы урегулирования международных споров. Совет Безопасности ООН в случае возникновения спора  или ситуации уполномочен «рекомендовать надлежащую процедуру или методы урегулирования», принимая во внимание процедуру, которая уже была принята  сторонами. Споры юридического характера  должны, как общее правило, передаваться сторонами в Международный суд (ст. 36 Устава ООН).

Для предотвращения ухудшения ситуации в случае угрозы миру, нарушения мира или акта агрессии Совет Безопасности может «потребовать от заинтересованных сторон выполнения тех временных мер, которые он найдет необходимыми или желательными» (ст. 40). Эти временные меры (создание полностью или частично демилитаризованных зон, замораживание притязаний сторон, отвод войск, проведение временных  демаркационных линий) не должны наносить ущерб правам, притязаниям или  положению заинтересованных сторон [2].

Анализ принципа мирного разрешения международных  споров, зафиксированного в Декларации о принципах международного права 1970 г. и Заключительном акте СБСЕ, показывает, что закрепленная обязанность государств «прилагать усилия к тому, чтобы  в короткий срок прийти к справедливому  решению, основанному на международном  праве», «продолжать искать взаимно  согласованные пути мирного урегулирования спора» в тех случаях, когда спор не удается разрешить, «воздерживаться  от любых действий, которые могут ухудшить положение в такой степени, что будет поставлено под угрозу поддержание международного мира и безопасности, и тем самым сделать мирное урегулирование спора более трудным» является прогрессивным достижением.

 

 

 

Заключение

 

Содержание  принципа мирного разрешения международных  споров в последние годы стало  предметом тщательного анализа  на совещаниях экспертов СБСЕ по мирному  урегулированию споров. Итоговым документом Совещания в Валлетте 1991 г. предусмотрено  создание в Европе специального органа – «Механизма СБСЕ по урегулированию споров», который может быть использован  по требованию любой из спорящих сторон и действует в качестве примирительного  органа. Кроме того, документ рекомендует  широкий комплекс обязательных и  факультативных процедур, из которых  спорящие стороны свободно выбирают те, какие они считают наиболее подходящими для разрешения конкретного  спора [2].

Следовательно, можно отметить как качественное, так и количественное увеличение мирных средств разрешения международных  споров, а также стремление государств приводить нормативное содержание принципа разрешения международных споров путем мирных средств в соответствие с потребностями общественной практики.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

 

  1. Абубакиров Ф.М. Актуальные проблемы применения общей части уголовного права. Хабаровск 2008.
  2. Батычко В.Т. Международное право. Конспект лекций. – Таганрог: ТТИ ЮФУ, 2011.
  3. Бирюков П. Н. Международное право: Учебное пособие. – М.: Юристъ, 2011.
  4. Глебов И. Н. Международное право: Учебник. – М.: Дрофа, 2009.
  5. Каламкарян Р.А. Мигачев Ю.И. Международное право. Учебник. Изд-во ЭКСМО М., 2011.
  6. Логинов Е. А., Александрова О. Е. Роль международной организации уголовной полиции (Интерпол) в борьбе с преступностью // Сборник научных трудов юридического факультета. Выпуск № 2. - Сыктывкар, 2002.
  7. Международное право: Учебник / Отв. ред. Г. И. Тункин. - М.: Юридическая литература, 2011.
  8. Международное право: Учебник / Отв. ред. Ю. М. Колосов, В. И. Кузнецов. - М.: Международные отношения, 2009.
  9. Международное право: Учебное пособие / Под ред. Г. В. Игнатенко. - М.: Зерцало, 2009.

Информация о работе Принцип мирного разрешения международных споров