Принципы международного экологического права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Января 2014 в 11:33, курсовая работа

Краткое описание

В процессе общественного развития как единого пути эволюции человеческой цивилизации неизбежно появляются проблемы, которые в силу своей значимости достигают уровня, когда начинают пересекать национальные границы и распространяться по всей планете, невзирая на конкретные социально-политические условия, существующие в различных странах. Они приобретают качество глобальных проблем. Проблема охраны окружающей среды как целостной системы с общими связями, отношениями и функциями в настоящее время объективно признана проблемой глобального характера.

Содержание

Введение 3
1 Понятие принципов международного экологического права 6
2 Система принципов международного экологического права 12
Заключение 20
Список использованных источников 23

Вложенные файлы: 1 файл

ВГУЭС МП международное экологическое право.doc

— 143.00 Кб (Скачать файл)

Недопустимость нанесения трансграничного  ущерба. Данный принцип запрещает  такие действия государств в пределах своей юрисдикции или контроля, которые наносили бы ущерб иностранным национальным системам окружающей среды и районам общего пользования. Вытекая из фундаментального принципа уважения государственного суверенитета, этот специальный принцип международного права окружающей среды налагает определенные ограничения на действия государств на своей территории, а также подразумевает ответственность государств за нанесение экологического ущерба системам окружающей среды других государств и районов общего пользования. Впервые этот принцип был сформулирован в резолюции Генеральной Ассамблеи ООН «Неотъемлемый суверенитет над естественными ресурсами» (1962 г.) [20], далее в Стокгольмской декларации ООН по проблемам окружающей среды (1972 г.) [21]. Экологически обоснованное рациональное использование природных ресурсов было провозглашено в качестве политического требования в данной Декларации ООН и на протяжении последующих лет внедрялось в международно-правовую практику. Но, несмотря на достаточно широкое договорное применение, этот принцип обладает пока слишком общим содержанием, нуждающимся в четком единообразном толковании.

Россия принимала участие в  разработке основных документов, необходимых  для осуществления подписанной  в 1991 г. Конвенции об оценке воздействия  на окружающую среду в трансграничном контексте. За короткий срок была ратифицирована Конвенция 1992 г. о трансграничном воздействии промышленных аварий. На конференции в Люцерне в 1993 г. Россия присоединилась к процессу «Окружающая среда для Европы». Вопрос в том, что Россия «импортирует» сернистых и азотистых выбросов в три раза больше, чем «экспортирует» их в страны Европы. Западные ветры приносят загрязненные воздушные массы, которые выпадают кислотными дождями на европейской части России. Страны Северной Европы единственно получают больше сернистых загрязнений из России из-за расположенных на Кольском полуострове никелевых комбинатов, выбрасывающих до 300 тысяч тонн сернистых газов в год. Выпадение кислотных дождей приводит к гибели лесов на севере России. Корпорация Северных стран по финансированию охраны окружающей среды предоставила России финансовую и техническую поддержку в размере 41 млн. долларов для улучшения состояния окружающей среды.

Принцип устойчивого развития получил  легальное определение в российском законодательстве через его понимание как социальной модели, представляющей собой систему интегрированных компонентов, их существенных отношений и связей, отражающих основное содержание процессов сбалансированного социально-экономического и экологического развития.

Данный принцип, постулируемый  в соответствующих международных договорах в качестве одной из основных идей - удовлетворение нужд современного поколения без нанесения ущерба будущим поколениям людей, включая комплекс компонентов, отражающих ключевые аспекты функционирования и взаимодействия социальной, экономической и экологической сфер, рассматривается в национально-правовых актах Российской Федерации в качестве главного принципа государственного регулирования в области использования и охраны природной среды и определяет основы для согласованного развития национального законодательства в рамках международного сообщества.

Другими словами, экологическое законодательство ориентировано на отношения, касающиеся устойчивого развития, регулируются рядом законов, а также Указами Президента РФ от 4 февраля 1994 г. № 236 «О государственной стратегии Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития» [22] и от 1 апреля 1996 г. № 440 «О Концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию» [23], они же определили основные направления государственной политики в области охраны окружающей природной среды и рационального использования природных ресурсов.

Эти проблемы нашли свое воплощение и развитие в Экологической доктрине Российской Федерации, одобренной распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2002 г. № 1225-р [24]. Разработанная Министерством природных ресурсов России с участием федеральных и региональных органов власти, органов местного самоуправления, общественных экологических организаций, деловых и научных кругов, доктрина определяет сохранение и восстановление природных систем как одно из приоритетных направлений деятельности государства и общества. Устойчивое развитие страны, высокое качество жизни и здоровья населения, а также национальная безопасность могут быть обеспечены только при условии сохранения и поддержания соответствующего качества природной среды.

Недопустимость радиоактивного заражения  окружающей среды охватывает как  военную, так и мирную область использования радиоактивных веществ (ядерной энергии). Угроза указанного заражения в подавляющем большинстве исходит от промышленных, военных, научных и других объектов. На сегодняшний день актуальной стала проблема нераспространения (запрет на ввоз-вывоз) средств потенциального радиоактивного заражения на территорию государств без принятия надежных средств радиоактивной безопасности. Имеется в виду недопущение размещения на своей территории ядерных источников, не обеспеченных должной экологической защитой, и аналогичный подход к захоронениям ядерных отходов на своей территории.

Представление о способах предупреждения в области международного экологического права должно быть ясным, иначе порядок реализации будет определяться только на основании ограничений. Важность создания норм превентивного характера определяется и таким обстоятельством: между возникновением проблемы в области окружающей среды и последствиями, способными вызвать гибель людей, разрушения возможен большой временной разрыв. Серьезные проблемы по окружающей среде одного государства не сразу и не всегда способствуют осознанию подобных проблем на международном уровне. Такой длительный процесс не вызывает немедленных решительных действий со стороны государств.

Международно-правовое запрещение испытаний, военного использования и уничтожения неядерного оружия выражает обязанность государств принимать все необходимые меры по эффективному запрещению такого использования средств воздействия на природную среду, которые имеют широкие, долгосрочные или серьезные последствия в качестве способов разрушения, нанесения ущерба или причинения вреда любому государству.

Конвенция о запрещении военного или  любого иного враждебного использования  средств воздействия на природную  среду (1977 г.) [25] стала первым международно-правовым договором, который направлен на предотвращение использования сил природы в качестве оружия ведения войны, так как в ней речь идет о качественно новом способе ведения военных действий, отличающихся крайне неизбирательным характером. В Конвенции говорится о запрещении антропогенного воздействия посредством преднамеренного вмешательства в естественные процессы. Государства-участники обязуются не прибегать к использованию средств воздействия на природную среду в военных или иных враждебных целях в качестве способов разрушения, нанесения ущерба или причинения вреда. Объектами здесь могут выступать не только природные ресурсы, но также вооруженные силы и гражданское население.

Обеспечение экологической безопасности как принцип выделяет главное: недопущение экоспазма как условие выживаемости человечества, устанавливает прямую связь между охраной окружающей среды и международной безопасностью, отражает глобальный и чрезвычайно острый характер международных проблем в области защиты окружающей среды. При этом защита и улучшение охраны окружающей среды, рациональное использование всех природных ресурсов тесно увязываются с обеспечением всех аспектов международной безопасности, в том числе с разоружением.

В Концепции внешней политики Российской Федерации определено: «Россия выступает за расширение международного сотрудничества в целях обеспечения экологической безопасности, в том числе с привлечением новейших технологий, в интересах всего международного сообщества».

Например, возникновение чрезвычайных обстоятельств, способных привести к угрозе экологической безопасности РФ, относится к исключительным обстоятельствам, дающим России право в порядке осуществления своего государственного суверенитета выйти из Договора СНВ-2 (ст. 2 Федерального закона от 4 мая 2000 г. «О ратификации Договора между РФ и США о дальнейшем сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений»).

Принцип защиты экологических систем Мирового океана обязывает государства: принимать все необходимые меры по предотвращению, сокращению и сохранению под контролем загрязнения морской среды из всех возможных источников; не переносить, прямо или косвенно, ущерб или опасность загрязнения из одного района в другой и не превращать один вид загрязнения в другой; обеспечивать, чтобы деятельность государств и лиц, находящихся под их юрисдикцией или контролем, не наносила ущерба другим государствам и их морской среде путем загрязнения, а также загрязнение, являющееся результатом инцидентов или деятельности под юрисдикцией или контролем государств, не распространялось за пределы районов, где эти государства осуществляют свои суверенные права.

Загрязнение нефтепродуктами, другими  производственными и бытовыми отходами представляет наибольшую угрозу Мировому океану. Поэтому еще в 1954 г. в Лондоне  была подписана Конвенция по предотвращению загрязнения моря нефтью. Вопросам охраны Мирового океана от загрязнения посвящено большое число других правовых актов: Конвенция по предотвращению загрязнения моря сбросами отходов и других материалов (Лондон, 1972 г.), Конвенция по предотвращению загрязнения сбросами с судов, Лондон (МАРПОЛ), с поправками Протокола к Международной конвенции 1973 г. о предотвращении загрязнения сбросами с судов, Лондон, от 15 марта 1985 г. и другие.

В рамках Арктического Совета Россия участвует наряду с другими семью арктическими странами в реализации Стратегии охраны окружающей среды Арктики, предусматривающей мониторинг, сохранение фауны и флоры, охрану морской среды и готовность к чрезвычайным ситуациям. Результатом этой Стратегии, принятой на встрече в 1991 г., явилось активное сотрудничество, свободный обмен информацией и публикациями научных исследований и оценок.

Среди целого ряда принципов, характерных  для межгосударственно-правовой охраны окружающей среды, международная ответственность  за ее сохранение занимает одно из главенствующих мест.

Никакие ссылки государства на национальные законы и правила в оправдание своего поведения, приведшего к нарушению  норм международного права и нанесению  вреда или ущерба, недопустимы. Также  недопустимы ссылки на незнание норм международного права или их неправильное толкование и применение.

Проблема заключается в том, что в большинстве международных  договоров в области охраны окружающей среды отсутствуют положения, предусматривающие  меры ответственности. Подписывая международные конвенции и протоколы, Россия принимает на себя более высокий режим ответственности и компенсаций в экологической сфере. Тем самым международные стандарты к качеству воды, воздуха, продуктов питания, промышленной продукции начинают распространяться и на внутреннем рынке, что способствует изменению экологического законодательства в сторону усиления ответственности за экологические правонарушения. Так, например, были приняты новые статьи за экологические правонарушения в новом Административном кодексе, Уголовном кодексе, Водном кодексе РФ. Россия участвовала в ряде судебных процессов на международном уровне - это процессы о нефтяном загрязнении в Балтийском и Японском морях, о радиационном загрязнении в Канаде в результате падения спутника «Космос».

Очевидно, процесс включения международных  принципов в систему экологического законодательства и их роль в охране окружающей среды России сложный  и многообразный. Неполнота положений  ч. 4 ст. 15 Конституции РФ, а также  неоднозначность и декларативность соответствующих формулировок в экологическом законодательстве затрудняют выделение условий включения общепризнанных принципов международного права в систему права Российской Федерации.

 

 

Заключение

На основании проведенного исследования представляется возможным построить следующие выводы.

Сегодня можно говорить о формировании новой самостоятельной отрасли международного права - международного права окружающей среды, или международного экологического права. Основными источниками данной отрасли являются международный договор и международный обычай.

Представляется возможным выделить четыре основные предметные области  международно-правовой охраны окружающей среды:

- ограничение вредных воздействий  на окружающую среду; 

- установление экологически целесообразного (рационального) режима использования природных ресурсов;

- международную охрану природных  памятников и резерватов;

- регулирование научно-технического  сотрудничества государств по  поводу охраны окружающей среды.

Как показало исследование, принципы или основные начала предопределяют характер всего права. Принципы, применяемые к международно-правовой охране окружающей среды и природопользованию, подразделяются на общепризнанные принципы современного международного права и специальные отраслевые принципы международного права окружающей среды.

Информация о работе Принципы международного экологического права