Принципы международного экологического права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Января 2014 в 11:33, курсовая работа

Краткое описание

В процессе общественного развития как единого пути эволюции человеческой цивилизации неизбежно появляются проблемы, которые в силу своей значимости достигают уровня, когда начинают пересекать национальные границы и распространяться по всей планете, невзирая на конкретные социально-политические условия, существующие в различных странах. Они приобретают качество глобальных проблем. Проблема охраны окружающей среды как целостной системы с общими связями, отношениями и функциями в настоящее время объективно признана проблемой глобального характера.

Содержание

Введение 3
1 Понятие принципов международного экологического права 6
2 Система принципов международного экологического права 12
Заключение 20
Список использованных источников 23

Вложенные файлы: 1 файл

ВГУЭС МП международное экологическое право.doc

— 143.00 Кб (Скачать файл)

Одновременно ученые утверждают, что  роль парникового эффекта в климатических  процессах последних десятилетий  не бесспорна. На Земле и раньше наблюдался рост температуры, и он был спонтанным, неравномерным, то есть по сути хаотическим. Состояние глобального климата зависит от многих факторов - от общего количества тепла, получаемого атмосферой, и его распределения по поверхности планеты, светимости Солнца, эксцентриситетом земной орбиты, выделением тепла недр, альбедо земной поверхности и атмосферы, парниковым эффектом.

б) Сокращение озонового слоя

Систематическое слежение за состояние  озонового слоя с помощью спутниковой  аппаратуры проводится с 1978 г. Всемирная метеорологическая организация наблюдает за озоновым слоем над Антарктидой уже 40 лет. По ее данным, в 1996 г., гигантская дыра в озоновом слое атмосферы Земли над Антарктидой уже более чем вдвое превышала размеры Европы и грозила перекрыть рекорд 1995 г., когда зияла «брешь» площадью 22 млн. кв. км (равная территории бывшего СССР). Это обстоятельство вызывает тревогу ученых.

Ученые приходят к выводу, что  график выполнения международных соглашений по борьбе с озоноразрушающими веществами - Венской конвенции 1985 г. и Монреальского протокола 1987 г. - следует пересмотреть в сторону ускорения. Содержание в атмосфере главных «убийц» озона - хлорфторуглеродов, или фреонов (они в основном используются в аэрозольных разбрызгивателях, холодильных установках, воздушных кондиционерах, производстве некоторых растворителей) стремительно нарастает, а ведь их активная жизнь в верхних слоях атмосферы насчитывает от 60 до 100 лет.

Согласно международным соглашениям  промышленно развитые страны полностью прекращают в 1996 г. производство фреонов, а также галонов и тетрахлорида углерода, которые тоже разрушают озон, а развивающиеся страны - к 2010 году. [8, с. 189]

в) Кислотные дожди

Проблема кислотных дождей дала о себе знать в Западной Европе и Северной Америке в конце 50-х годов. В последнее десятилетие она стала глобальной в связи с возросшими объемами выбросов окислов серы и азота, аммиака и летучих органических соединений. Основным источником выбросов окислов серы являются теплоэлектростанции и другие стационарные источники при сжигании ископаемого топлива (88%). Топливно-энергетический комплекс дает также 85% выбросов окислов азота. Загрязнение окружающей среды окислами азота происходит от животноводческих предприятий, при применении удобрений.

Экономические потери, связанные с  кислотными дождями, разнообразны. Так, сотни озер в Скандинавии и  на Британских островах, прежде всего, из-за подкисления водоемов стали  безрыбными. Почвенное подкисление  является одной из основных причин усыхания лесов умеренной зоны северного полушария: ущерб для европейских лесов оценивается в 118 млн. куб. м древесины в год (из них около 35 млн. куб. м на европейской территории России). Годовой ущерб лесному хозяйству европейских стран оценивается по меньшей мере в 30 млрд. долл. - это в три раза превышает годовые расходы стран Европы на охрану окружающей среды.

г) Опустынивание

В семиаридных регионах (аридность - сухость климата, приводящая к недостатку влаги для жизни организмов) проживает более 1 млрд. человек. Опустыниванию способствуют как естественные процессы, так и антропогенные воздействия на природу. Ожидается, что в результате парникового потепления площадь пустынь увеличится на 17%. Факторы, способствующие развитию опустынивания, касаются внедрения водоемких культур, например риса, значительного расхода воды на орошение, приводящего в условиях жаркого сухого климата к быстрому засолению почвы, концентрации скотоводческого хозяйства вблизи артезианских скважин, использование современных транспортных средств.

Как часть общего процесса опустынивания может рассматриваться пересыхание Аральского моря. С начала 60-х годов его площадь сократилась почти вдвое. При этом соленость его возросла в три раза.

д) Сохранение биологического разнообразия

Человек не обладает данными о численности существующих в природе видов живых существ. Каждый из них занимает определенное место в структуре биосферы. Хотя мы не можем точно определить функциональное назначение каждого вида в любой из многочисленных экологических систем, биологическое разнообразие необходимо для сохранения функциональной структуры биосферы и составляющих ее экосистем.

Видовое богатство природы зависит  от многих факторов, как естественных, так и антропогенных. Живая природа скудеет в силу естественных процессов. Пример этому - исчезновение мамонтов, других гигантских животных. В то же время биоразнообразие может рассматриваться как индикатор неконтролируемых воздействий человеческой деятельности на состояние природы - живой и неживой. В частности, деградация живой природы происходит вследствие химических воздействий на природу.

е) Рост населения

Рост населения не является глобальной экологической проблемой, но она  теснейшим образом связана с  этого рода проблемами. В 1650 г. численность  населения земного шара составляла около 0,5 млрд. чел. и ежегодно увеличивалась на 0,3%; в 1900 г. численность населения достигла 1,6 млрд. чел., при годовых темпах роста 0,5%; в 1970 г. она равнялась 3,6 млрд. чел., а темпы роста увеличились до 2,1%. В 1991 г. численность населения выросла до 5,4 млрд. чел., при этом темпы роста упали до 1,7%. В 2007 г. численность населения планеты составила 6,6 млрд. чел., в год увеличиваясь примерно на 80 млн. [9, с. 109]

На опасность роста населения  еще в конце 19-го века указывал Т. Мальтус. В последнее время ею серьезно занимаются не только демографы. Об этой проблеме следует серьезно говорить применительно к решению экологических проблем в связи с тем, что процессы, практически неизбежно сопровождающие рост населения, тесно связаны с этими проблемами. Так, рост населения вызывает рост потребления и соответственно возрастут нагрузки на природные ресурсы. К тому же следует учитывать общую тенденцию возрастания потребностей. Существенным следствием роста населения становится рост городов. Рост городов, удовлетворение разнообразных возрастающих потребностей будет сопровождаться увеличением объемов отходов производства и потребления.

ж) Ресурсный кризис

Рост населения неизбежно влечет увеличение объемов потребления  природных ресурсов. Кроме того, высокий материальный и культурный уровень жизни в государствах с высоко развитой экономикой сопровождается повышение уровня потребностей. Их удовлетворение ведет к исчерпанию природных ресурсов, как национальных, так и международных.

 

2 Система принципов международного экологического права

Итак, характерной особенностью международного права является наличие в нем комплекса основных принципов, под которыми понимаются обобщенные нормы, отражающие характерные черты, а также главное содержание международного права и обладающие высшей юридической силой. Эти принципы наделены также особой политической и моральной силой. Очевидно, поэтому в дипломатической практике их обычно именуют принципами международных отношений. Сегодня любое значимое политическое решение может быть надежным, если оно опирается на основные принципы.

Как отметил С.С. Алексеев, «принципы - это выраженные в праве исходные нормативно-руководящие начала, характеризующие его содержание, его основы, закрепленные в нем закономерности общественной жизни, ее тенденции и потребности» [10, с. 149]. Именно так утвердился основной принцип международного экологического права - принцип ненанесения вреда природе другого государства действиями, совершаемыми на собственной территории.

Несмотря на характер и  динамику действия принципов, они остаются главным системообразующим фактором международно-правовой системы. В международном праве известна классификация принципов права в зависимости от их распространения на систему права.

Общепризнанные (основные) принципы международного права закреплены в Уставе ООН, затем они были конкретизированы и дополнены в ряде международно-правовых актов: Декларации о принципах международного права (1970 г.) [11], Венской конвенции о праве международных договоров (1969 г.) [12], Международном пакте о гражданских и политических правах (1966 г.). Формулирование принципов международного экологического права продолжила Всемирная хартия природы, которая была одобрена Генеральной Ассамблеей ООН и провозглашена в резолюции от 28 октября 1982 г. [14]

Одним из непременных условий  основных принципов является то, что  они обязательны для всех государств, не только для государств - членов ООН, что обеспечивает поддержание международного мира и безопасности [15].

Каждое государство, осуществляя  право на проведение в отношении национальной системы окружающей среды необходимой ему политики, должно соблюдать при этом общепризнанные принципы и нормы современного международного права. С обострением проблемы переноса загрязнения за пределы территории одного государства на большие расстояния (трансграничное загрязнение) важное значение приобретает соблюдение таких фундаментальных принципов, как уважение государственного суверенитета, суверенное равенство государств, территориальная неприкосновенность и целостность, сотрудничество, мирное разрешение международных споров, невмешательство во внутренние дела, уважение прав человека и основных свобод, самоопределение народов, добросовестное выполнение международно-правовых обязательств, международно-правовая ответственность. Из них исходят и определяют содержание все международные договоры по защите окружающей среды, при этом представляя собой часть правовой системы Российской Федерации (ч. 4 ст. 15 Конституции РФ [16]).

Общепризнанные принципы в законодательных  актах сформулированы либо как принципы законодательства, либо как принципы реализации конкретного вида деятельности, порядок осуществления которого установлен законодательством [16, с. 90]. Общепризнанные принципы международного права являются критерием правомерности регулирования любой сферы межгосударственных отношений, включая отношения по поводу охраны окружающей среды и рационального природопользования.

К указанной категории  относятся принципы:

- уважения государственного  суверенитета,

- суверенного равенства всех  государств,

- взаимной выгоды,

- невмешательства во внутренние  дела другого государства,

- добросовестного выполнения международных  обязательств,

- мирного разрешения споров  и некоторые др.

Специальные принципы международного экологического права - категория развивающаяся. Данные принципы еще не получили отражения в каком-либо полном кодифицированном виде, они разбросаны по множеству международно-правовых актов, имеющих как обязательный, так и рекомендательный характер. Также являются нормами, формулирующими общепризнанные принципы международного экологического права, которые нашли свое отражение в развитии внутригосударственного права и законодательства в целом, в частности для международного права окружающей среды и экологического права и законодательства Российской Федерации. Например, ч. 1 ст. 27 Конституции РФ гарантирует право свободного выбора пребывания и места жительства на случай чрезвычайной экологической катастрофы согласно ст. 13 ч. 1 Всемирной декларации прав человека (1948 г.) [18], где закреплено право каждого человека свободно передвигаться и выбирать себе местожительство в пределах каждого государства, а также Международным пактам ООН о правах человека (1966 г.), в которых законодательно были закреплены принципы, провозглашенные во Всемирной декларации прав человека (ст. 3).

К специальным принципам современного международного права окружающей среды  относятся:

- право каждого на здоровую  плодотворную жизнь а гармонии  с природой,

- приоритет экологических прав  и интересов человека в процессе непрерывного социально-экономического развития,

- неотъемлемый суверенитет государства  над собственными природными  ресурсами,

- устойчивое, т.е. экологически  обоснованное социальное и экономическое  развитие,

- равная (одинаковая) экологическая безопасность (экологическое благосостояние одного государства не может быть обеспечено за счет или в отрыве от другого или других государств),

- запрещение экологической агрессии (Конвенция 1977 г. о запрещении  военного или любого иного  враждебного использования средств воздействия на окружающую среду),

- регулярный обмен информацией  об экологической ситуации на  национальном или региональном  уровнях,

- предотвращение трансграничного  ущерба окружающей среде,

- сотрудничество в чрезвычайных  экологических ситуациях,

- научно-техническое сотрудничество  в области охраны окружающей  среды, включая поощрение разработки, прикладного использования, распространения  и передачи технологий,

- контроль за соблюдением согласованных  требований по охране окружающей среды,

- мирное урегулирование споров, связанных с трансграничным воздействием  на окружающую среду,

- международная ответственность  и компенсация за ущерб окружающей  среде, вызванный действиями на территории государства, находящейся под его юрисдикцией или контролем, которые привели к ущербу за пределами этой территории.

В Конституции РФ предусмотрена  система юридических гарантий экологических  прав граждан. Например, как гарантию права на достоверную информацию о состоянии окружающей среды  можно рассматривать положение ч. 3 ст. 41 Конституции РФ об ответственности должностных лиц за сокрытие фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей.

Статью 8.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях [19], предусматривающую административную ответственность за сокрытие, умышленное искажение или несвоевременное сообщение полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды и природных ресурсов, следует оценивать как составную часть будущего Экологического кодекса России. К сожалению, Россия не подписала Конвенцию, принятую в 1998 г. в Орхусе (Дания), отражающую механизмы реализации права на экологическую информацию. Несмотря на то что страна неоднократно заявляла о готовности в будущем подписать этот важный международный документ, провозглашающий принцип открытости экологической информации, этого так и не произошло.

Так, защита окружающей среды на благо  нынешнего и будущих поколений - обобщающий принцип в отношении совокупности специальных принципов и норм международного права охраны окружающей среды. Его суть сводится к обязанности государств в духе сотрудничества на благо настоящего и будущих поколений предпринимать все необходимые действия по сохранению и поддержанию качества окружающей среды, включая устранение отрицательных для нее последствий, а также по рациональному и научно обоснованному управлению природными ресурсами.

Информация о работе Принципы международного экологического права