Правовое положение гражданства в Российской Федераци

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2014 в 00:15, курсовая работа

Краткое описание

Существование гражданства обусловлено государственной организацией общества и неразрывно связано с государством. Государственная власть и население связаны единством территории. В государственно-организованном обществе существует потребность юридического закрепления того факта, что в политическом отношении большинство населения государства живет на его территории. Постоянное проживание на территории государства – наиболее типичный и прочный вид фактической связи лица с государством. Наличие такой связи и закрепляется юридически – институтом гражданства.

Содержание

Введение 3
1. Понятие и принципы гражданства Российской Федерации 6
1.1. Понятие и правовое регулирование гражданства 6
1.2. Принципы гражданства 11
1.3. Правовая регламентация двойного гражданства и статуса без гражданства в РФ 14
2. Основания приобретения, утраты и изменения гражданства РФ 16
2.1. Основания приобретения гражданства 16
2.2. Основания утраты и изменения гражданства 24
3. Процедура приобретения гражданства 29
Заключение 35
Список используемой литературы 38

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа(КП).docx

— 64.44 Кб (Скачать файл)

Право граждан РФ на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах РФ. В соответствии со ст. 8 Закона РФ от 25.06.1993 г. N 5242-I «О праве граждан РФ на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах РФ» может быть ограничено:

в пограничной полосе;

в закрытых военных городках;

в закрытых административно-территориальных образованиях;

в зонах экологического бедствия;

на отдельных территориях и в населенных пунктах, где в случае опасности распространения инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний и отравлений людей введены особые условия и режимы проживания населения и хозяйственной деятельности;

на территориях, где введено чрезвычайное или военное положение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3. Правовая регламентация  двойного гражданства и статуса  без гражданства в РФ

 

Обладание гражданством двух или нескольких независимых друг от друга государств принято называть двойным или множественным гражданством.

Действующая Конституция РФ6 вслед за Законом о гражданстве 1991 г. признала возможность граждан Российской Федерации иметь двойное гражданство. В ст. 62 эта возможность закрепляется следующим образом:

Согласно Закону о гражданстве7 2002 г. (ч. 2 ст. 6) приобретение гражданином Российской Федерации иного гражданства не влечет за собой прекращения гражданства Российской Федерации.

«1. Гражданин Российской Федерации может иметь гражданство иностранного государства (двойное гражданство) в соответствии с федеральным законом или международным договором Российской Федерации.

2. Наличие у гражданина Российской  Федерации гражданства иностранного  государства не умаляет его  прав и свобод и не освобождает  от обязанностей, вытекающих из  российского гражданства, если иное  не предусмотрено федеральным  законом или международным договором  Российской Федерации».

Закон о гражданстве Российской Федерации8 2002 г. сохраняет институт двойного гражданства. В нем содержится понятие двойного гражданства (ст. 3), которое определяется как «наличие у гражданина Российской Федерации гражданства (подданства) иностранного государства». В него также включена ст. 6, посвященная двойному гражданству, которая базируется на конституционной норме, допускающей наличие у гражданина Российской Федерации иного гражданства в соответствии с международным договором Российской Федерации или федеральным законом. Правоотношения Российской Федерации со своими гражданами в этих случаях регулируются нормами, изложенными в указанной статье и в соответствующих международных договорах.

Отношение Российской Федерации к наличию у своих граждан иного гражданства, приобретенного ими в силу не зависящих от них причин (например, по рождению за пределами России, при вступлении в брак с иностранным гражданином) либо по собственному волеизъявлению, при отсутствии соответствующего международного договора, закреплено в ч. 1 ст. 6 Закона о гражданстве1 2002 г. В таких случаях Российская Федерация не признает наличие у гражданина двойного гражданства и в своих правоотношениях исходит из его статуса гражданина Российской Федерации. «Гражданин Российской Федерации, – указывается в ст. 6, – имеющий также иное гражданство, рассматривается Российской Федерацией только как гражданин Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных международным договором Российской Федерации или федеральным законом».

 

 

 

2. Основания приобретения, утраты и изменения гражданства  РФ

2.1. Основания приобретения  гражданства

 

Самостоятельную группу связанных с гражданством отношений, регулируемых нормами права, составляют отношения по поводу приобретения гражданства. Приобретение гражданства по своим последствиям близко примыкает к признанию гражданства. Однако по своему содержанию эти субинституты гражданства различны: приобретают гражданство те лица, которые до тех или иных событий, указанных в законе, не были гражданами, а признаются таковыми как раз те, которые являются гражданами.

Приобретение гражданства по рождению (происхождению) регулируется законодательством в зависимости от гражданства родителей (так называемое «право крови») и в зависимости от места рождения (так называемое «право почвы») или посредством комбинации этих двух начал. «Право крови» (jus sanguinis) означает, что лицо, рожденное от граждан данного государства, приобретает его гражданство независимо от места рождения. Таким образом, «право крови» означает государственную принадлежность родителей, а не их национальность. «Право почвы» (Jus soli) означает, что лицо, родившееся на территории соответствующего государства, приобретает его гражданство независимо от гражданства своих родителей (Григорьев А.А. Российское Гражданство. – «ЮнитиДана», 2010).

Закон о гражданстве Российской Федерации9 2002 г. в отличие от ранее действующего закона объединяет все условия приобретения гражданства по рождению в ст. 12. В ней указывается, что ребенок приобретает гражданство Российской Федерации по рождению, если на день его рождения:

а) оба его родителя или единственный его родитель имеют гражданство Российской Федерации (независимо от места рождения ребенка);

б) один из его родителей имеет гражданство Российской Федерации, а другой родитель является лицом без гражданства, или признан безвестно отсутствующим, или место его нахождения неизвестно (независимо от места рождения ребенка);

в) один из его родителей имеет гражданство Российской Федерации, а другой родитель является иностранным гражданином, при условии, что ребенок родился на территории Российской Федерации либо если в ином случае он станет лицом без гражданства;

г) оба его родителя или единственный его родитель, проживающие на территории Российской Федерации, являются иностранными гражданами или лицами без гражданства, при условии, что ребенок родился на территории Российской Федерации, а государство, гражданами которого являются его родители или единственный его родитель, не предоставляет ребенку свое гражданство.

Ребенок, который находится на территории Российской Федерации и родители которого неизвестны, становится гражданином Российской Федерации в случае, если родители не объявятся в течение шести месяцев.

Закон устанавливает правило, согласно которому ребенок, родившийся на территории России от состоящих в браке родителей, имеющих различное гражданство, приобретает гражданство Российской Федерации по рождению без необходимости согласия родителей. Ребенок же, родившийся в таком браке за границей, приобретает гражданство Российской Федерации в порядке приема по заявлению родителей.

Одним из оснований приобретения гражданства иностранцами и лицами без гражданства является прием в гражданство. Так как прием в гражданство касается лиц, не имеющих права на гражданство данного государства, он является не обязанностью государства, а его правом, актом свободного усмотрения государственной власти, которая всегда может в нем отказать.

Поскольку государства не признают себя обязанными принимать в гражданство каждого просящего об этом иностранца или каждое лицо без гражданства, то прием в гражданство обусловливается специальными условиями. Эти условия служат материально-правовым основанием приобретения гражданства лицами, не имеющими права на гражданство данного государства и достигшими совершеннолетия.

Устанавливая такие условия, государство преследует цель предотвратить прием в гражданство нежелательных лиц, которые ищут перемены гражданства только как средства избегнуть, например, уголовного преследования и т.п. Поэтому прием в гражданство допускается после получения о желающем приобрести гражданство необходимых государству сведений, для чего от претендентов на гражданство часто требуется предварительное проживание в стране в течение определенного срока.

Устанавливается общий порядок приема в гражданство Российской Федерации. Он предусматривает право иностранных граждан и лиц без гражданства, достигших 18 лет и обладающих дееспособностью, обращаться с заявлением о приеме в гражданство Российской Федерации. Однако таким правом пользуются далеко не все из указанных граждан и лиц – оно принадлежит только тем иностранцам и лицам без гражданства, которые отвечают следующим основным требованиям закона. Эти лица должны:

1) проживать на территории Российской  Федерации со дня получения  вида на жительство и до  дня обращения с заявлениями  о приеме в гражданство Российской  Федерации в течение пяти лет  непрерывно. Срок проживания на  территории Российской Федерации  считается непрерывным, если лицо  выезжало за пределы Российской  Федерации не более чем на  три месяца в течение одного  года. Срок проживания на территории  Российской Федерации для лиц, прибывших в Российскую Федерацию  до 1 июля 2002 года и не имеющих  вида на жительство, исчисляется  со дня регистрации по месту  жительства;

2) взять на себя обязательство  соблюдать Конституцию и законодательство  РФ;

3) иметь законный источник средств  к существованию;

4) обратиться в полномочный орган  иностранного государства с заявлением  об отказе от имеющегося у  них иного гражданства. Отказ  от иного гражданства не требуется, если это предусмотрено международным  договором Российской Федерации  или действующим федеральным  законодательством либо если  отказ от иного гражданства  невозможен в силу не зависящих  от лица причин;

5) владеть русским языком. Порядок  определения уровня знаний русского  языка устанавливается положением  о порядке рассмотрения вопросов  гражданства Российской Федерации.

Вместе с тем Закон 2002 г. предусматривает обстоятельства, облегчающие прием в гражданство. В нем указывается, что пятилетний срок проживания на территории Российской Федерации сокращается до одного года, если имеется хотя бы одно из следующих оснований:

а) наличие у лица высоких достижений в области науки, техники и культуры; обладание лицом профессией либо квалификацией, представляющими интерес для Российской Федерации;

д) предоставление лицу политического убежища на территории Российской Федерации;

е) признание лица беженцем в порядке, установленном федеральным законом.

Наряду с установлением общего порядка приема в гражданство российское законодательство неоднократно использовало и так называемый упрощенный порядок.

Закон о гражданстве10 2002 г. отказался от регистрации как способа приобретения российского гражданства. Однако он предусматривает упрощенный порядок приема в гражданство, т.е. порядок рассмотрения вопросов гражданства и принятия решений по этим вопросам в отношении лиц, на которых распространяются льготные условия, установленные им.

Упрощенный порядок приема в гражданство не предусматривает необходимости проживания на территории Российской Федерации и позволяет приобрести гражданство Российской Федерации лицам, проживающим за границей. Это касается иностранцев и лиц без гражданства, которые:

а) имеют хотя бы одного нетрудоспособного родителя, имеющего гражданство Российской Федерации;

б) имели гражданство СССР, проживали и проживают в государствах, входивших в состав СССР, не получили гражданства этих государств и остаются в результате этого лицами без гражданства.

К числу лиц, принимаемых в упрощенном порядке в этих случаях, относятся:

а) ребенок, один из родителей которого имеет гражданство Российской Федерации, – по заявлению этого родителя и при наличии согласия другого родителя на приобретение ребенком гражданства Российской Федерации. Такого согласия не требуется, если ребенок проживает на территории Российской Федерации;

б) ребенок, единственный родитель которого имеет гражданство Российской Федерации, – по заявлению родителя;

в) ребенок или недееспособное лицо, над которым установлены опека или попечительство, – по заявлению опекуна или попечителя, имеющих гражданство Российской Федерации.

Закон о гражданстве11 2002 г. предусматривает ряд оснований отклонения заявлений о приеме в гражданство Российской Федерации, независимо от того, идет ли речь об общем или упрощенном порядке приема в гражданство (ст. 16). В соответствии с ним отклоняются заявления о приеме в гражданство Российской Федерации, поданные лицами, которые:

а) выступают за насильственное изменение основ конституционного строя Российской Федерации или иными действиями создают угрозу безопасности Российской Федерации;

б) в течение пяти лет, предшествовавших дню обращения с заявлениями о приеме в гражданство Российской Федерации, выдворялись за пределы Российской Федерации в соответствии с федеральным законом;

в) использовали подложные документы или сообщили заведомо ложные сведения;

г) состоят на военной службе, на службе в органах безопасности или в правоохранительных органах иностранного государства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации;

д) имеют неснятую или непогашенную судимость за совершение умышленных преступлений на территории Российской Федерации или за ее пределами, признаваемых таковыми в соответствии с федеральным законом;

е) преследуются в уголовном порядке компетентными органами РФ или компетентными органами иностранных государств за преступления, признаваемые таковыми в соответствии с федеральным законом (до вынесения приговора суда или принятия решения по делу);

Информация о работе Правовое положение гражданства в Российской Федераци