Понятие соотношения международного и внутригосударственного права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2012 в 22:18, контрольная работа

Краткое описание

Внутригосударственное законодательство, конституции многих государств закрепляют приоритетное значение международного договора в воздействии на внутригосударственные отношения, международный договор включается в качестве составной части в правовую систему страны. Большинство ученых-правоведов подчеркивают актуальность формирования механизмов выработки согласованных и общих решений в мировом сообществе.
Цель контрольной работы - рассмотреть особенности взаимодействия международного и внутригосударственного права.

Содержание

Введение 3
Понятие соотношения международного и внутригосударственного
права 3
Теории взаимодействия международного и внутригосударственного
права 5
Заключение 9
Определение терминов 9
Ситуация 12
Список источников

Вложенные файлы: 1 файл

СОДЕРЖАНИЕ.doc

— 66.00 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

Введение 3

Понятие   соотношения   международного    и    внутригосударственного

права 3

Теории   взаимодействия   международного   и   внутригосударственного

права 5

Заключение 9

Определение терминов 9

Ситуация 12

Список источников 13

Введение

В условиях усиления взаимозависимости и взаимовлияния государств, становления современной белорусской государственности - все более актуальной становится проблема соотношения норм международного и внутригосударственного права.

Внутригосударственное законодательство, конституции многих государств закрепляют приоритетное значение международного договора в воздействии на внутригосударственные отношения, международный договор включается в качестве составной части в правовую систему страны. Большинство ученых-правоведов подчеркивают актуальность формирования механизмов выработки согласованных и общих решений в мировом сообществе.

Цель контрольной  работы - рассмотреть особенности  взаимодействия международного и внутригосударственного права.

 

1. Понятие соотношения международного и внутригосударственного права

Международное право - это  система международных договорных и обычных норм, создаваемых государствами  и другими субъектами международного права, направленных на поддержание  мира и укрепление международной  безопасности; установление и развитие всестороннего международного сотрудничества, которые обеспечиваются добросовестным выполнением субъектами международного права своих международных обязательств, а при необходимости и принуждением, осуществляемым государствами в индивидуальном или коллективном порядке в соответствии с действующими нормами международного права.

Возникнув одновременно с образованием государств, международное  право в своем становлении  и развитии прошло сложный путь в  соответствии

самой историей существования и развития человеческого общества, всей земной цивилизации в ее сложной совокупности. При этом на различных этапах развития международных отношений сохранялись отдельные прогрессивные нормы и институты, отвергались и исчезали устаревшие и появлялись новые, которые, в свою очередь, способствовали дальнейшему развитию и укреплению разнообразных международных отношений и прогрессивному развитию самого международного права.

Международно-правовые нормы создаются не органами, стоящими над субъектами права, а самими субъектами международного права, прежде всего, государствами, путем добровольно явно выраженного (договор) или молчаливого (обычай) соглашения между ними. Причем воля одного государства юридически равнозначна воле другого государства.'

Внутригосударственное, т.е. национальное, право и международное право представляют собой две различные, самостоятельные системы права. Это означает, что эти системы права имеют в своей характеристике как общие черты, так и особенности.

Вопрос о соотношении  международного и внутригосударственного (национального) права - один из центральных в теории международного права. Особое значение вопрос о соотношении этих двух систем правового регулирования приобрел в наши дни ввиду бурного развития разнообразных форм международного сотрудничества, углубления процесса интернационализации жизни народов. Все эти факторы обусловливают необходимость широкого использования государствами международного права для согласования их действий не только в традиционных областях, но и в таких сферах, которые ранее были предметом их национально-правового регулирования.

Одной из общих  тенденций современного мирового развития является усиление   взаимозависимости   государств,   развитие   их   сотрудничества.

интенсификация международных  отношений. Это влечет за собой взаимодействие и сближение правовых систем, более того - их взаимопроникновение, развитие в одних системах элементов, которые являются ведущими в других. Более высокий уровень отношений национальных правовых систем отражает такое их международное взаимодействие, когда нормы одной системы становятся значимыми для другой.

 

2. Теории взаимодействия международного и внутригосударственного

права

Для правильного понимания  проблемы соотношения международного и национального права важно обратиться к теории международного права. сформулировавшей две концепции: дуалистическую и монистическую.

Суть дуализма заключается  в том, что международное и  внутригосударственное право рассматриваются  как два различных правопорядка. Основоположником этого направления считается немецкий ученый Г. Трипель. Представителем дуалистической концепции являлся также Д. Анцилотти.*"

Дуалисты не абсолютизируют независимость двух правопорядков, 
отмечая определенную связь международного права с

внутригосударственным. Они даже подчеркивают, что, для того чтобы международное право могло выполнять свою задачу, оно постоянно должно обращаться за помощью к внутреннему праву.

Суть монистических  концепций, как это видно из их названия, состоит в признании единства обеих правовых систем. Международное и внутригосударственное право рассматриваются как части единой системы права. При этом одни из сторонников этих концепций исходят из примата

 (верховенства) внутригосударственного права, другие - из примата международного права.

Получила распространение  и теория так называемого умеренного монизма, которая воздерживается от последовательного, то есть радикального, проведения примата международного права. Согласно этой концепции, во внутригосударственной сфере действует, прежде всего, внутригосударственное право независимо от его возможного противоречия международному праву. Индивид уступает своему государству только первое решение о том, в какой мере его внутригосударственное право согласуется с его международно-правовыми обязанностями.

Если влияние норм внутригосударственного права на международное  можно назвать первичным, так  как каждое государство, участвующее  в создании международного права, исходит  из характера и возможностей своего внутреннего права, то в процессе взаимодействия уже существующих норм оно не может не признавать принцип преимущественного значения норм международного права. Этот принцип получил четкое выражение в ст.27 Венской конвенции о праве международных договоров, согласно которой участник договора «не может ссылаться на положения своего внутреннего права в качестве оправдания для невыполнения им договора».

Сегодня следование принципу примата норм международного права  в процессе взаимодействия уже существующих норм двух различных систем выступает одной из правовых гарантий обеспечения мира, взаимовыгодного и нормального сотрудничества между государствами. Однако это не означает признания единства международного и национального права.

Если международное право налагает обязательство на государство в  целом, то национальное право определяет органы государства либо должностные лица, ответственные за обеспечение выполнения международных обязательств государства. Взаимодействие международного и внутригосударственного права происходит в виде их взаимного влияния

друг на друга. Внутригосударственное право оказывает двоякое влияние на международное право.

Во-первых, это влияние  содержания норм национального права  на содержание норм международного права. Такое влияние можно назвать  материальным.

Во-вторых, это влияние  норм внутригосударственного права, касающихся порядка создания норм международного права (заключения международных договоров), на действительность норм международного права. Так как этот аспект влияния национального права на международное право имеет дело с нормами, касающимися процесса создания норм международного права, его иногда называют процессуальным влиянием.

Тесное взаимодействие международного и внутригосударственного 
права при регулировании процесса заключения международных договоров 
обусловило возникновение нормы международного права, получившей 
отражение в ст.46 Венской конвенции о праве международных договоров, 
согласно которой нарушение определенных положений

внутригосударственного  права при известных обстоятельствах  может повлечь за собой недействительность таких договоров.

Объективные границы  международного права отделяю! сферу  возможного действия международного права  от сферы возможного действия внутригосударственного права. Они неизменны, пока существуют межгосударственные отношения как  определенная категория общественных отношений. Разумеется, возможны, например, ситуации, когда развитие отношений между какими-либо государствами постепенно приводит к созданию федерации. В этих случаях на каком-то этапе данного процесса, еще до официального оформления создания федерации, мы можем столкнуться с довольно сложным переплетением межгосударственных и внутригосударственных отношений, причем практически отличать их друг от друга будет трудно.

          Государство, чтобы не допустить нарушения обязанностей, вытекающих для него из норм международного права или индивидуальных международно-правовых установок, либо реализовать свои права, вытекающие из таких норм или установок, должно либо принять новые нормы внутригосударственного права, либо изменить существующие, либо отменить их, либо, наконец, быть уверенным в том, что его внутреннее право вполне отвечает упомянутым нормам и что деятельность внутригосударственных органов, должностных лиц, организаций, граждан в порядке реализации соответствующих внутригосударственных норм будет находиться в русле реализации соответствующих международно-правовых норм, будет рассматриваться на международной арене как деятельность самого государства по реализации международно-правовых норм.

При определении вопроса о соотношении международного и внутригосударственного права важно исходить из широко признанной концепции, согласно которой международное и внутригосударственное право представляют собой две различные самостоятельные правовые системы, находящиеся в постоянном взаимодействии между собой, действующие в различных плоскостях и юридических измерениях. Самостоятельность указанных систем определяется предметом и методом правового регулирования.

Анализ конституционных  норм, действующих законов Республики Беларусь позволяет сделать однозначный вывод о том, что нормы Конституции Беларуси имеют формально-юридический приоритет перед общепризнанными принципами международного права. Однако в силу фактической согласованности законодательства Республики Беларусь с общепризнанными принципами международного права можно говорить о примате последних.

Заключение

Проблема соотношения  международного и внутригосударственного права сегодня имеет принципиальное значение с точки зрения как укрепления международной законности, так и обеспечения международного сотрудничества и решения целого ряда внутригосударственных вопросов. Увеличиваются области, ставшие предметом международного сотрудничества, которое является подчас основным для решения проблем внутригосударственного развития.

Наличие внутригосударственного механизма имплементации норм международного права позволяет обеспечить полную, всестороннюю и своевременную реализацию принимаемых государствами международных  обязательств.

Определение понятий

Принципы международного права — это руководящие правила поведения субъектов, возникающие как результат общественной практики, юридически закреплённые начала международного права. Они являют собой наиболее общее выражение установившейся практики международных отношений. Принцип международного права — это норма международного права, имеющая обязательный характер для всех субъектов.

Принцип суверенного  равенства - принцип международного права, означающий что каждое государство обязано уважать суверенитет других участников системы, то есть их право осуществлять в пределах собственной территории законодательную, исполнительную, административную и судебную власть без какого-либо вмешательства со стороны других государств, а также самостоятельно проводить свою внешнюю политику. Суверенное равенство, вытекающее из определения par in parem non habet potestatem (равный над равным власти не имеет), в настоящее время является основой межгосударственных отношений, что нашло отражение в п.] ст.2 Устава ООН: "Организация основана на принципе суверенного равенства всех ее членов". Прежде всего это означает, что все нормы международного права применяются ко всем государствам одинаково, не взирая на разные политические, экономические и их другие особенности.

Принцип     невмешательства     во     внутренние     дела    - принцип

международного права; устанавливающий запрет государствам и международным организациям вмешиваться во внутренние дела государств и народов в любых формах

Принцип запрещения применения силы или угрозы силой -принцип современного международного права, в соответствии с которым все Члены Организации Объединенных Наций воздерживаются в их международных отношениях от угрозы силой или ее применения как против территориальной неприкосновенности или политической независимости любого государства, так и каким-либо другим образом, несовместимым с целями Объединенных Наций. Принцип был подтвержден, развит и конкретизирован в многочисленных двусторонних и многосторонних международных документах

Информация о работе Понятие соотношения международного и внутригосударственного права