Основные черты конституционного строя Италии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2013 в 20:24, контрольная работа

Краткое описание

Итальянская Конституция – это многоплановый, тщательно и детально проработанный политико-юридический документ.
В ней нет отдельной преамбулы. Философские установки, социально-правовые основы и юридические принципы отражены непосредственно в соответствующих разделах самого конституционного текста. Тем самым, как это принято считать, в итальянской конституционной доктрине повышается юридическая значимость и обязательность конституционных принципов и норм, касающихся общих вопросов государственного устройства, демократического характера итальянского государства и его приверженности к обеспечению гражданских прав и свобод.

Содержание

1. Введение……………………………………………………………….
2. Конституционное - развитие…………………………………………
3. Общая характеристика действующей итальянской Конституции...
4. О конституционной реформе……………………………………….
5. Личные права, свободы и обязанности. Конституционный принцип равенства и свободы ………………….……………………...
6. Политические права, свободы и обязанности …....………………..
7. Экономические, этико-социальные и культурные права…………..
8. Конституционные основы общественного строя и политической системы…………………………………………………………………..
9. Выборы и референдум…………………………………………………
9.1. Избирательное право………………………………………………
9.2. Парламентские выборы……………………………………………
9.3. Выборы органов регионального и местного самоуправления
9.4. Система выборов в Европейский парламент……………………….
9.5. Референдум…………………………………………………………
10. Государственные органы…………………………………………….
10.1. Парламент…………………………………………………………
10.2. Порядок работы Парламента………………………………………
10.3. Президент Республики……………………………………………..
10.4. Правительство (Совет министров)………………………………
10.5. Конституционный суд……………………………………………
10.6. Национальный совет экономики и труда………………………….
10.7. Государственный совет…………………………………………….
10.8. Счетная палата……………………………………………………
10.9. Высший совет магистратуры………………………………………
10.10. Судебная система…………………………………………….........
11. Политико-территориальное устройство. Областная автономия и местное самоуправление………………………………………………
11.1. Политико-территориальная организация государства…………
11.2. Областные органы власти………………………………………….
11.3. Органы местного самоуправления………………………………
12. Заключение……………………………………………………………
13. Литература……………………………………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

Конституционное право зарубежных стран Монахов-2.doc

— 264.00 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

10.9. Высший совет магистратуры

 

Это особый, во многом уникальный орган итальянской судебной системы. Его главная конституционная задача — обеспечение автономии и независимости магистратуры как отдельной и самостоятельной гильдии магистратов. Совет осуществляет прием новых магистратов, назначения на судебные должности, переводы, повышения и другие меры, связанные со статусом магистратов.

Председателем Высшего  совета магистратуры является президент Республики. В его состав по должности входят высшие должностные лица судебной системы — первый председатель и генеральный прокурор Кассационного суда, а также 30 избираемых членов. Из них две трети избираются непосредственно магистратами из числа судей различных категорий, а одна треть — Парламентом на совместном заседании обеих палат из числа ординарных профессоров права университетов и адвокатов, имеющих не менее пятнадцати лет стажа адвокатской деятельности. Выборные члены Совета остаются в должности четыре года и не могут быть вновь избраны сразу же по истечении этого срока.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

10.10. Судебная система

 

Согласно Конституции  судьи подчиняются только закону. Магистраты — судьи и прокуроры — не могут занимать государственные или частные должности, а также заниматься промышленной, торговой или всякой другой свободной профессиональной деятельностью, кроме благотворительной. Однако они вправе быть сенаторами или членами Палаты депутатов. Назначение магистратов производится на конкурсной основе.

Принцип несменяемости  и независимости магистратов рассматривается в итальянском конституционном праве как одно из важнейших демократических проявлений в судебной системе страны. Этот принцип конкретизируют положения ст. 107 Конституции, согласно которым магистраты не могут быть уволены или отстранены от должности, либо переведены в другие суды и на другие должности без соответствующего решения Высшего совета магистратуры.

Низшим звеном судебной системы является мировой суд, который создается в каждой коммуне. Мировой судья выполняет функции примирения сторон в гражданско-правовых спорах и осуществляет судебную юрисдикцию по гражданским делам, которые он решает на основе "права и справедливости"3.

Преторский  суд образуется в административном центре каждого из преторских округов. Претор выполняет функции судьи по гражданским делам в первой и в апелляционной инстанции, судьи по трудовым делам в первой инстанции, а также судьи по уголовным делам и судьи по вопросам опеки.

Трибунал — это основа итальянской судебной системы. Он создается в административных центрах судебных округов, как правило, совпадающих с провинциями. Трибунал рассматривает в первой и апелляционной инстанции гражданские дела, индивидуальные трудовые споры, а также рассматривает в первой и апелляционной инстанции уголовные дела.

Трибунал по делам несовершеннолетних создается при каждом апелляционном суде или его местном отделении. Апелляционный суд создается в специальных апелляционных округах (всего их 23). Он рассматривает апелляции на решения судов первой инстанции по гражданским и уголовным делам, а также осуществляет следственные функции. В его состав входят следственное отделение, отделение по трудовым спорам, отделение по делам публичного водопользования и отделение по делам несовершеннолетних.

Суд присяжных учреждается (один или несколько) в каждом апелляционном округе. Суды присяжных рассматривают уголовные дела, отнесенные к их компетенции. Суд присяжных состоит из апелляционного магистрата (глава суда), магистрата трибунала и шести народных судей.

Областной трибунал по делам  публичного водопользования создается при апелляционных судах в качестве отделения. В него наряду с магистратами входят три специалиста гражданской инженерной службы.

Верховный кассационный суд является верховным органом правосудия, обеспечивает точное применение и единообразное толкование закона, соблюдение сфер компетенции судов различных юрисдикции, разрешает коллизии компетенций и функций.

Прокуратура осуществляет надзор за соблюдением законов, скорым и точным отправлением правосудия, защитой прав государства.

Прокурор наделен непосредственными полномочиями по обеспечению соблюдения законов о публичном порядке. Прокурор возбуждает гражданские дела, он также возбуждает и осуществляет уголовное преследование.

Функции прокурора при  Верховном кассационном суде и при Апелляционных судах выполняются генеральными прокурорами Республики, а при трибуналах — прокурорами Республики.

В общую судебную систему  Италии наряду с судами общей юрисдикции входит также административная и военная юстиция.

Административная  юстиция осуществляется Государственным советом. Как это указано в ч. 1 ст. 103 Конституции, в его функции, равно как и в функции других органов административной юстиции, входит осуществление юрисдикции по охране законных интересов граждан, а в особых, оговоренных в законе случаях, также их субъективных прав в отношении действий государственных органов.

Юрисдикция  военных трибуналов в мирное время распространяется только на воинские преступления, совершенные лицами, входящими в состав вооруженных сил. Юрисдикция военных трибуналов в военное время устанавливается особым законодательством.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

11. Политико-территориальное устройство.

Областная автономия  и местное самоуправление

11.1. Политико-территориальная

организация государства

 

Действующая Конституция  определяет Италию как единое и неделимое государство. В то же время государство не только признает местные автономии, но и гарантирует самую широкую административную децентрализацию. Конституционная норма и, прежде всего, конкретная практика государственного строительства дают основания рассматривать Италию как "государство областных автономий". В случае же вступления в силу нового конституционного Закона "О федеративном устройстве Италии", итальянское Государство превращается в федерацию, а входящие в ее состав области станут полноправными субъектами федерации4.

При этом имеется в  виду сохранить нынешнее деление  страны на области, провинции и коммуны.

В настоящее время Италия разделена на 20 областей: Пьемонт, Балле д'Аоста, Ломбардия, Трентино-Альто Адидже, Венето, Фриули-Венеция Джулия, Лигурия, Эмилия-Романья, Тоскана, Умбрия, Марке, Лацио, Абруцци, Молизе, Кампания, Апулия, Базиликата, Калабрия, Сицилия, Сардиния. Пять областей (Трентино-Альто Адидже, Балле д'Аоста, Фриули-Венеция Джулия, Сицилия и Сардиния) обладают специальным статусом, предусматривающим более широкие полномочия и функции, связанные с геополитическими и этническими особенностями этих областей.

Области, по ныне действующей Конституции, являются автономными образованиями с собственной властью и системой функций согласно принципам, установленным Конституцией. Каждая область обладает своим уставом, в котором определены конкретные сферы областного регулирования, компетенция и внутренняя организация области, включая право законодательной инициативы и референдума, а также право принятия областных законодательных норм.

В Конституции определен  перечень вопросов, по которым область вправе принимать собственные законы при условии, что такие законы не будут противоречить национальным интересам и интересам других областей. В круг предметов ведения области входят организация ведомств и административных учреждений, подчиненных области, территориальное устройство области, включая территории коммун, местная городская и сельская полиция, ярмарки и рынки, санитарные и больничные службы, благотворительные учреждения, ремесленное и профессиональное образование, музеи и библиотеки местного значения, градостроительство, туризм и гостиничное дело, дорожная сеть, транспортные пути и автомобильные дороги областного подчинения, сельское и лесное хозяйство, охота, навигация и пристани на местных водоемах, ремесла, а также другие вопросы, которые могут быть определены отдельными конституционными законами.

Области пользуются финансовой самостоятельностью, которую предполагается серьезно расширить с принятием нового конституционного закона о федеральном устройстве Италии. Однако и по ныне действующему законодательству в распоряжение областей поступают местные налоги и доля от государственных налогов, определяемая в зависимости от конкретных потребностей области. В то же время область не может устанавливать собственные пошлины на ввоз, вывоз или транзит между областями, препятствовать свободному передвижению лиц и имущества, ограничивать право граждан заниматься своей профессией, служить или работать в любой части национальной территории.

Провинции и  коммуны по итальянскому законодательству одновременно являются территориальными единицами как государственного, так и областного деления. Их функции и полномочия регулируются в общегосударственном порядке на основании единого закона (Закон об устройстве автономий, принятый 17 мая 1990 г.).

В соответствии со сложившейся трехступенчатой схемой разграничения полномочий и предметов ведения между органами власти, провинции и коммуны обладают самостоятельностью в решении конкретных вопросов, отнесенных к их компетенции.

Области делегируют свои полномочия в сфере межкоммунальных отношений (сельское хозяйство, защита окружающей среды, водные и энергетические ресурсы, санитарная служба, дорожное строительство и транспорт и др.). В свою очередь на коммуны возложены функции так называемого "прямого регулирования". Это: внутрикоммунальные территориальные разграничения, социальное обеспечение, здравоохранение, градостроительство, землепользование, включая создание местных индустриальных зон5.

Некоторыми дополнительными  правами и полномочиями пользуются горные сообщества — ассоциации коммун, расположенных в горной местности.

В отдельную политико-административную категорию выделены некоторые крупные города (мегаполисы). К их числу относятся Рим, Милан, Турин, Флоренция, Генуя, Венеция, Болонья, Бари, Неаполь. К их ведению, наряду с провинциальными функциями, отнесены также прямое управление службами экономического развития, градостроительства, социальная сфера.

В настоящее время  в Италии насчитывается 103 провинции  и немногим более 8 тысяч коммун. В среднем численность населения коммун колеблется в довольно широком диапазоне от 5 тыс. в наименьших до 500 тысяч и более человек.

 

11.2. Областные органы власти

 

Структура областного управления определена в ст. 121 Конституции. В ее состав входят областной совет, джунта (правительство) и ее председатель.

Областной совет осуществляет законодательную и административную власть, которой наделена область по Конституции и своему уставу. Совет обладает правом законодательной инициативы и может вносить законодательные предложения в палаты Парламента.

Областной совет избирает из своего состава областную джунту, являющуюся органом исполнительной власти области. Ее председатель и члены (асессоры) избираются тайным голосованием в присутствии не менее двух третей членов областного совета. Каждый асессор отвечает за конкретное направление областного управления.

Председатель джунты обладает как исполнительными, так  и представительскими функциями. Он представляет область, промульгирует областные законы и регламенты, осуществляет административное руководство области в рамках полномочий, делегированных центральными властями.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

11.3. Органы местного самоуправления

 

Органами местного самоуправления в провинциях и коммунах являются выборные советы, джунты (исполнительный орган власти), глава джунты (председатель) и выборные мэры в коммунах.

Согласно своим уставам  провинции и коммуны обладают правом проводить референдумы консультативного характера исключительно по вопросам, относящимся к местной компетенции.

Контроль центра в  отношении деятельности органов областного управления, а также местного самоуправления осуществляется правительственным комиссаром, который постоянно находится в областном центре, а также посредством судебного и прокурорского надзора за законностью принимаемых в области законов, регламентов и актов административного характера.

При выявлении нарушений  Конституции и иных действий, противоречащих закону, либо в случаях отказа от смещения джунты и ее председателя, виновных в таких действиях, областной совет и другие органы местного самоуправления могут быть распущены.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

12. Заключение

 

Почти полвека в Италии действует одна из самых демократических  в мире конституций. Она регулирует, хотя и сравнительно кратко, почти  все основные проблемы конституционных  общественных отношений.

В целом же Конституция для своего времени оказалась весьма удачной, о чем говорит незначительное число поправок, внесенных в нее за прошедшие полвека; таковых оказалось лишь 10. Изменения коснулись главным образом организационной стороны статуса высших органов власти - Парламента, Президента республики, Конституционного суда. С 19 до 20 увеличилось число областей. Практически поправки не затронули принципов устройства сложившихся институтов итальянского государства.

Информация о работе Основные черты конституционного строя Италии