Основные черты конституционного строя Италии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2013 в 20:24, контрольная работа

Краткое описание

Итальянская Конституция – это многоплановый, тщательно и детально проработанный политико-юридический документ.
В ней нет отдельной преамбулы. Философские установки, социально-правовые основы и юридические принципы отражены непосредственно в соответствующих разделах самого конституционного текста. Тем самым, как это принято считать, в итальянской конституционной доктрине повышается юридическая значимость и обязательность конституционных принципов и норм, касающихся общих вопросов государственного устройства, демократического характера итальянского государства и его приверженности к обеспечению гражданских прав и свобод.

Содержание

1. Введение……………………………………………………………….
2. Конституционное - развитие…………………………………………
3. Общая характеристика действующей итальянской Конституции...
4. О конституционной реформе……………………………………….
5. Личные права, свободы и обязанности. Конституционный принцип равенства и свободы ………………….……………………...
6. Политические права, свободы и обязанности …....………………..
7. Экономические, этико-социальные и культурные права…………..
8. Конституционные основы общественного строя и политической системы…………………………………………………………………..
9. Выборы и референдум…………………………………………………
9.1. Избирательное право………………………………………………
9.2. Парламентские выборы……………………………………………
9.3. Выборы органов регионального и местного самоуправления
9.4. Система выборов в Европейский парламент……………………….
9.5. Референдум…………………………………………………………
10. Государственные органы…………………………………………….
10.1. Парламент…………………………………………………………
10.2. Порядок работы Парламента………………………………………
10.3. Президент Республики……………………………………………..
10.4. Правительство (Совет министров)………………………………
10.5. Конституционный суд……………………………………………
10.6. Национальный совет экономики и труда………………………….
10.7. Государственный совет…………………………………………….
10.8. Счетная палата……………………………………………………
10.9. Высший совет магистратуры………………………………………
10.10. Судебная система…………………………………………….........
11. Политико-территориальное устройство. Областная автономия и местное самоуправление………………………………………………
11.1. Политико-территориальная организация государства…………
11.2. Областные органы власти………………………………………….
11.3. Органы местного самоуправления………………………………
12. Заключение……………………………………………………………
13. Литература……………………………………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

Конституционное право зарубежных стран Монахов-2.doc

— 264.00 Кб (Скачать файл)

Палата депутатов насчитывает 630 мест, которые распределяются между областями в зависимости от численности населения по данным последней всеобщей переписи. На парламентских выборах 1996г. 475 депутатов были избраны по одномандатной мажоритарной системе, а 155 депутатов — по пропорциональной.

Сенат избирается на областной  основе. Число мест выборных сенаторов — 315. 18 областей имеют не менее семи мест, а области с многочисленным населением направляют в Сенат: Ломбардия — 47; Кампания — 30; Лацио — 27; Сицилия — 26; Пьемонт и Венето — по 23; Эмилия-Романья и Апулия — по 21 сенатору. Малонаселенная Балле д'Аоста обладает одним сенаторским местом, а Молизе — двумя. Три четверти сенаторов избираются по мажоритарной системе и одна четверть — по пропорциональной.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

9.3. Выборы органов регионального

и местного самоуправления

 

Выборы в областные  и провинциальные советы проводятся прямым голосованием по смешанной пропорционально-мажоритарной системе. Выборы проходят в один тур, причем 80% мест распределяется по пропорциональной системе, а 20% — по мажоритарной.

Каждая область имеет  собственный избирательный закон  и вправе самостоятельно определять число членов областного совета, исходя из нормы: 80 советников для областей с населением более 6 млн. чел., 60 советников — при числе жителей от 4 до 6 млн. чел., 40 — при числе жителей от 1 до 4 млн. чел. и 30 советников, если население области не превышает 1 млн. человек.

При выборах в провинциальные советы также применяется как мажоритарная система в одномандатных округах, так и пропорциональная с использованием системы квот. В этом случае избирательным округом становится сама провинция.

Коммунальные  советы избираются по мажоритарной системе для коммун от 15 тыс. жителей и менее и по пропорциональной системе для более крупных коммун. При выборах советов центральных городов, областей и ряда других наиболее крупных городов (Рим, Милан, Турин, Палермо, Неаполь, Венеция, Триест, Катания, Генуя) применяется смешанная мажоритарная и пропорциональная система. Мэры этих городов избираются прямым голосованием в два тура.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

9.4. Система выборов в Европейский парламент

 

В Европейском парламенте Италии отведено 87 мандатов. Выборы проводятся в соответствии с Законом 1979 г. (с последующими изменениями) посредством всеобщего, прямого, свободного и тайного голосования по пропорциональной избирательной системе. Активным избирательным правом пользуется каждый итальянский гражданин, достигший 18-летнего возраста. Кандидатом может стать гражданин Италии в возрасте не менее 25 лет.

В законе о выборах  в Европейский парламент предусмотрены гарантии выдвижения собственных кандидатов национальными и языковыми меньшинствами (французское, немецкое и словенское население в областях Балле д'Аоста, Трентино-Альто Адидже, Фриули-Венеция Джулия).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

9.5. Референдум

 

Конституция Италии (ст. 75) предусматривает проведение референдумов по требованию 500 тыс. избирателей или пяти областных советов. Определены и цели референдумов — полная или частичная отмена закона или другого акта, имеющего силу закона. Не допускается вынесение на референдум законов о налогах и бюджете, об амнистии и помиловании, о полномочиях, касающихся ратификации международных договоров.

В референдуме имеют право участвовать граждане, внесенные в списки избирателей Палаты депутатов. Предложение, вынесенное на референдум, считается одобренным, если в голосовании приняло участие большинство избирателей и если предложение собрало большинство голосов, признанных действительными.

Институт референдума  получил в Италии широкое применение. На референдумы в разное время выносилось около 30 законов (только в период с 1981 по 1993 г. было проведено голосование по 13 законам).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

10. Государственные органы

10.1. Парламент

 

В системе  конституционных органов итальянского Государства основное место занимает Парламент. По ныне действующей Конституции только Парламент избирается прямым голосованием граждан. Ему принадлежит исключительная прерогатива определять в полной мере политику государства.

Парламент состоит  из двух палат — Палаты депутатов и Сената Республики. Обе палаты полностью равноправны, как в плане их законодательных полномочий, так и в том, что касается осуществления конституционного контроля за деятельностью правительства. Парламент избирает президента Республики, консультирует президента при назначении правительства, участвует в формировании целого ряда других органов государственного управления и суда. К компетенции Парламента относится объявление состояния войны и предоставление правительству в этой связи необходимой власти, ратификация международных договоров политического характера, а также договоров, предусматривающих арбитраж или судебное урегулирование, влекущее территориальные изменения, финансовые обязательства или изменения законов. Палаты ежегодно утверждают бюджет и отчет о расходах. В исполнительную функцию Парламента входит принятие конституционных законов, касающихся изменений в территориальном устройстве страны или изменений границ провинций.

Палата депутатов  избирается всеобщим и прямым голосованием по отдельным избирательным округам пропорционально числу населения каждого округа и состоит из 630 депутатов.

Сенат Республики имеет смешанный состав, он включает 315 избранных сенаторов, а также сенаторов, назначенных "по праву".

В определении статуса депутатов Парламента Конституция следует утвердившемуся в европейской конституционной практике принципу, согласно которому каждый член Парламента представляет нацию и не связан так называемым "обязывающим мандатом" при выполнении своих парламентских функций (ст. 67).

Члены Парламента не могут подвергаться преследованию  за выраженные ими мнения и за свое голосование при выполнении парламентских функций. Конституция предоставляет парламентариям самые широкие иммунитеты от уголовной ответственности. Запрещается, в частности, привлекать члена Парламента к уголовной ответственности без санкции соответствующей палаты Парламента. Работа Палаты депутатов и Сената ведется раздельно. На совместные заседания Парламент собирается только в случаях, установленных Конституцией. Это — избрание президента Республики, принятие им присяги на верность Республике, рассмотрение обвинений президента в государственной измене и в посягательстве на Конституцию, предание суду Парламента председателя Совета министров и членов правительства за преступления, совершенные при исполнении своих обязанностей, формирование Конституционного суда.

10.2. Порядок работы Парламента

 

Согласно ст. 61 Конституции палаты итальянского Парламента избираются не позднее семидесяти дней по истечении полномочий Парламента предыдущего созыва. Не позднее двадцатого дня после выборов проводится первое заседание Парламента. Дальнейший созыв палат происходит по их собственному праву в четко установленные Конституцией сроки — в первый непраздничный день февраля и октября.

Предусмотрена возможность  созыва каждой из палат Парламента на чрезвычайную сессию, однако для этого требуется инициатива ее председателя, либо президента Республики, или одной трети членов палаты.

Заседания Парламента, как  правило, публичны. Закрытое заседание проводится только в случае соответствующего решения одной из палат или всего Парламента, если палаты заседают совместно. Решения каждой палаты и Парламента в целом действительны при наличии большинства их членов и если они приняты большинством присутствующих. Вместе с тем в Конституции предусматриваются конкретные случаи, когда требуется квалифицированное большинство.

Для руководства своей  работой каждая палата избирает из своих членов председателя, четырех его заместителей, трех квесторов и трех секретарей. Все они образуют Бюро палаты. Согласно регламентам Палаты депутатов и Сената Республики в Бюро должны быть представлены все парламентские группы.

Бюро утверждает проект бюджета Парламента, решает вопросы, связанные с формированием парламентских групп- и комиссий, устанавливает правила внутреннего распорядка, функционирования различных служб.

Для создания парламентской группы, представленной в парламенте партии, необходимо, как правило, не менее двадцати членов в Палате депутатов и 10 в Сенате. Допускается образование парламентских групп и в меньшем составе, если ее члены представляют партию, которая на выборах получила не менее 300 тысяч голосов избирателей по стране в целом.

Депутаты и сенаторы, не вошедшие в ту или иную партийную парламентскую группу, могут образовать единую смешанную группу, которая пользуется теми же правами, что и другие парламентские группы.

В каждой палате образуются постоянные комиссии. Главной функцией постоянных комиссий Парламента, которые формируются на основе пропорционального представительства парламентских групп, является подготовка, рассмотрение и одобрение законопроектов для их последующего направления в палаты.

Законотворчество является основной областью парламентской деятельности.

В осуществлении законодательной функции совместно и последовательно участвуют обе палаты Парламента. Предусмотрен и соответствующий двойной порядок одобрения рассмотрения законопроектов и, собственно, одобрения законопроектов.

Любой законопроект первоначально рассматривается в одной из палат Парламента и в случае его одобрения направляется для прохождения аналогичной процедуры в другую палату. Сама же процедура утверждения законов в каждой из палат состоит из трех последовательных этапов: законодательной инициативы, утверждения законопроекта в одной из палат и его принятия в другой палате.

Конституция предусматривает две процедуры принятия законов: обычную, согласно которой законопроект после его обсуждения в соответствующих комиссиях палаты утверждается самой палатой, и срочную. В этом случае как рассмотрение, так и утверждение законопроекта осуществляется непосредственно в комиссиях, если иного порядка не потребует правительство или десятая часть членов палаты.

Итальянская конституционная практика в целом последовательно следует принципу разделения властей, вместе с тем в отдельных случаях уполномочивает правительство в случае необходимости и срочности принимать временные декреты, наделенные силой закона. Однако такие декреты должны быть в день их принятия представлены в Парламент для последующего утверждения. В этом случае Парламент, даже если он распущен, должен собраться в течение пятидневного срока. Если правительственный декрет не получит законодательного утверждения в течение шестидесяти дней, то он теряет силу уже с момента опубликования. Тем не менее палаты Парламента могут регулировать законом правовые отношения, возникшие на основе декрета, даже не получившего силу закона.

Ныне действующая итальянская Конституция, как это уже отмечалось, относится к числу "жестких". Поэтому в ней предусмотрен более сложный порядок принятия конституционных законов и внесения изменений в текст Конституции. Такие законы принимаются каждой из палат после двух последовательных обсуждений с промежутком не менее трех месяцев и одобряются абсолютным большинством членов каждой палаты при повторном голосовании.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

10.3. Президент Республики

 

По Конституции президент  Республики является главой государства, олицетворяет собой национальное единство, представляет государство в международных отношениях.

В рамках своей компетенции президент осуществляет следующие конкретные полномочия:

• в законодательной  области президент по инициативе правительства участвует в процедуре представления палатам законопроектов; промульгирует утвержденные Парламентом законы; издает одобренные правительством декреты, обладающие силой закона, и регламентарные акты; направляет палатам послания с требованием повторного обсуждения того или иного закона; назначает народный референдум в случаях, предусмотренных Конституцией; участвует в правительственных инициативах, касающихся возбуждения дел в Конституционном суде, включая вопросы компетенции областных законов;

• в сфере деятельности высших государственных органов президент назначает и освобождает от должности председателя Совета министров, назначает по рекомендации последнего министров и государственных секретарей, назначает пять пожизненных сенаторов "по праву", распускает с учетом конституционных рамок своих полномочий палаты Парламента и назначает выборы новых палат; может выступить с инициативой созыва палат на чрезвычайную сессию;

• назначает в случаях, указанных законом, должностных  лиц государства;

• аккредитует и принимает  дипломатических представителей, ратифицирует международные договоры с предварительной санкции палат Парламента;

• является командующим  вооруженными силами, возглавляет Верховный Совет обороны и по решению палат Парламента объявляет состояние войны;

• распускает на основании предварительного постановления совместной комиссии представителей Палаты депутатов и Сената областные советы;

• в судебной сфере  возглавляет Высший Совет магистратуры, назначает по его представлению членов этого Совета, назначает треть судей Конституционного суда;

• обладает правом помилования  и снижения меры наказания;

Информация о работе Основные черты конституционного строя Италии