Миграционная политика РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 08:27, контрольная работа

Краткое описание

Миграция сегодня представляет собой часть современной мировой глобализации. Миграция вовлекает в оборот миллионы людей, перекраивая этнографическую карту мира, ужесточая конкурентную борьбу на мировом рынке труда. Согласно исследованиям ООН, каждый 35-й человек в мире настоящее время является мигрантом.

Содержание

Введение …………………………………………………………………………..3
Понятие миграции. Функции миграции…………………………………. 4
Законодательное обеспечение миграционной политики России ………6
Проблемы миграционной обстановки в России ………………………..11
Заключение ………………………………………………………………………15
Литература ………………………………………………………………………16

Вложенные файлы: 1 файл

миграционная политика рф.docx

— 39.62 Кб (Скачать файл)

Дублинская конвенция 1990 г. установила правила предоставления убежища. В декабре 1989 г. была принята Хартия основных социальных прав рабочих ЕС.

Международные правовые нормы по вопросам миграции:

  • Всеобщая декларация прав человека, принята в 1948 г.
  • Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, принят в 1966 г.
  • Международная конвенция о защите прав всех работников-мигрантов и членов их семей, принята в 1990 г.
  • Конвенция МОТ (пересмотренная) о работниках-мигрантах, принята в
  • 1949 г.
  • Конвенция МОТ о злоупотреблениях в области миграции и об обеспечении работникам-мигрантам равенства возможностей и обращения, принята в 1975 г.
  • Российские власти также используют определенные меры для регулирования въезда иностранной рабочей силы в страну. Указом Президента было утверждено
  • Положение о привлечении и использовании в Российской Федерации иностранной рабочей силы. В нем устанавливался порядок трудовой деятельности работников-иммигрантов на территории России. Это дало государству определенные возможности контроля процесса их привлечения, квотирования количества рабочей силы на уровне субъектов Федерации с учетом состояния региональных рынков труда.
  • Разрешение на привлечение рабочей силы из-за рубежа может выдаваться российским юридическим лицам, предприятиям с иностранными инвестициями, действующими на территории России, а также отдельным российским, иностранным физическим лицам и лицам без гражданства, проживающим в нашей стране, использующим труд наемных работников в личном хозяйстве.

 

3. Проблемы миграционной обстановки в России

Привлечение рабочей силы из-за рубежа делает весьма актуальной проблему бесконтрольного въезда на территорию России граждан из стран с неразвитой экономикой. Официальная численность этой категории иммигрантов будет составлять ежегодно (в ближайшие годы) около 100 тыс. человек. Все вышеизложенные соображения характеризуют Россию как активного участника потоков международной миграции, выступая одновременно в качестве страны, посылающей и принимающей мигрантов, а также транзитной страны.

Можно предложить следующие  конкретные меры по регулированию трудовой миграции в России. Необходимо подготовить  и подписать двусторонние протоколы (соглашения) между российскими регионами, с одной стороны, и странами СНГ, располагающими избыточными трудовыми ресурсами  - с другой, об организованном привлечении на работу трудовых мигрантов на временной основе. Целесообразно создать рекрутинговые компании с участием государства и частного капитала по поиску, приему, оформлению и временному трудоустройству мигрантов в разных отраслях российской экономики, распространению оперативной информации о вакансиях и потребностях работодателей в регионах. Важно упростить и ускорить для работодателя процедуру оформления на работу трудовых мигрантов на временной основе. Такая процедура должна быть уведомительной, осуществляться через службу занятости населения и строго ограниченной по времени (занимать не более 10-15 дней).

По мнению Артоболевского С. С. реальная миграционная политика носит ситуативный характер. Тезис о ситуативном, точечном реагировании на возникающие проблемы имеет множество подтверждений на практике. Наиболее наглядным из них является частые смены в последние годы квот для иностранных трудовых мигрантов. Изначально на 2009 год было запланировано 3,9 млн. квот на иностранную рабочую силу. В начале 2009 года эта цифра была сокращена на 50 %. Таким образом, квота составляла менее 2 млн., затем была сокращена еще на 52 тыс. В 2010 и 2011 гг. продолжилось снижении квоты и сейчас она составляет не многим более полутора миллионов. Однако представляется, что сокращения числа легальных мигрантов в стране является не самой правильной мерой с экономической точки зрения, а так же она не решает большинство проблем, возникающих в миграционной сфере в связи с ежегодным ростом нелегальной трудовой миграции.

По мнению экспертов, потребность  в трудовых мигрантах будет только возрастать с развитием экономики страны, в частности, не сырьевой её сферы, а именно в ней, как правило, занято большинство мигрантов. Именно поэтому сегодня возникает ряд вопросов, проблем и насущных тем для обсуждений.

Давно назрел выбор, стоящий  перед Россией: занять позицию открытости или закрытости в миграционных вопросах. Иммиграционная открытость означает ставку на повышение конкурентоспособности отдельных корпоративных субъектов или сегментов бизнеса за счет снижения затрат на оплату труда. Альтернативой этой модели является выбор в пользу развития экономики на основе внутреннего рынка.

Он, в числе многих других условий, предполагает качественный рост долгосрочных государственных инвестиций в воспроизводство человеческого капитала и селективную закрытость в миграционной политике.

Назрела необходимость разработки социальных программ, обеспечивающих более эффективную социализацию приезжающих, их этнокультурную и языковую адаптацию. Кроме того, требуется  стимулирование миграционного притока русскоязычного населения, бывших соотечественников из ближнего зарубежья, прежде всего квалифицированных кадров. Эти меры необходимы сегодня в связи с нависшей угрозой потери национальной идентичности в России и размывания этнокультурного фона. Относительно иммигрантов, противящихся интеграции в единое культурно-языковое пространство России, стремящихся к обособлению и исключительно компактному проживанию, могут быть применены радикальные меры  - им может быть предложено вернуться в страны, где они проживали ранее.

Россия заинтересована в  притоке высококвалифицированных кадров, способных внести свой вклад в социально-экономическое развитие страны, в развитие фундаментальной и прикладной науки. Снятие законодательных барьеров для иностранных специалистов, желающих работать в российских финансовых институтах, позволит повысить инвестиционную привлекательность страны.

Проблема кадрового дефицита в ряде регионов России (Сибирь, Дальний Восток) должна решаться, в первую очередь, за счет экономического стимулирования увеличения темпов внутренней миграции, а так же комплексного реформирования региональной политики государства, а не за счет повального привлечения иммигрантов из сопредельных стран.

Заполнение иммигрантами пустующих ниш на рынке труда - речь идёт, прежде всего, о низкооплачиваемой работе, которая так и не стала привлекательной для отечественных кадров - еще одна иллюстрация ситуативного решения социальных проблем. Особенно данная тема актуальна в связи с достаточно высоким уровнем безработицы в стране. Следует говорить о создании экономических программ поддержки и трудоустройства россиян. Требуется проработка базы мер стимулирования привлечения отечественных рабочих на низкоквалифицированный рынок труда.

Негативные последствия неконтролируемой миграции сегодня – это трудности с ассимиляцией, рост преступности в среде мигрантов, несоблюдение мигрантами налогового законодательства, массовый отток денежных средств из России в страны постоянного проживания (по данным международных экспертов, более 30 % ВВП Таджикистана, Киргизии и Молдавии составляют заработки мигрантов из этих стран в России), актуализация национального вопроса.

Особое внимание предлагается обратить на вопросы внутренней миграции. На прошлый год был запланирован переезд на новое место работы только 15 тысяч человек. Эта цифра не сопоставима с числом безработных в России (по официальной статистике, оно превышает 5 млн. человек). Механизмы стимулирования увеличения темпов внутренней трудовой миграции (преимущественно - высококвалифицированных кадров из центральной части России в другие регионы) требуют подробного обсуждения.

В последние годы миграционный приток компенсирует около 80% естественной убыли населения России. Однако такой способ решения демографических проблем нельзя назвать гуманным и правомерным.

Потери национального  бюджета от неуплаты налогов, причиняемые  нелегальной миграцией, - более 250 миллиардов рублей в год. Объем вывоза денежных средств из России в обход системы госконтроля ежегодно составляет почти 260 миллиардов рублей.

 

Заключение

В заключении можно сделать  вывод, о том, что миграция оказывает существенное влияние на социально-экономическое развитие. Современное положение требует четкой миграционной политики на уровне страны, а также отлаженной системы управления миграционными процессами. В России создана правовая и организационная база эмиграции и иммиграции трудовых ресурсов, разработана федеральная миграционная программа, заключены двусторонние соглашения с рядом стран по миграции населения и трудовых ресурсов. Важным направлением интегрирования России в мировое сообщество должна стать ратификация международных конвенций, регламентирующих процессы трудовой миграции.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература:

  1. Акопян О.А. Особенности миграционной политики в России // НИРСИ. 2012. // (Электронный ресурс) URL: http://www.nirsi.ru/129.
  2. Артоболевский С.С. Управление миграционными процессами /Миграционная ситуация в регионах России. 2004. // (Электронный ресурс) URL: http://www.migrocenter.ru/publ/m_privol.php
  3. Волох В. Миграционная политика России // Власть. - 2009. - № 4. - С. 81–85 Экономика труда: Учебник / под ред. проф. П.Э. Шлендера и проф. Ю.П. Кокина. – М., 2008. – 592 с
  4. О гражданстве РФ: Федеральный закон от 31.05.2002 №62-ФЗ (ред. от 28.06.2009) // (Электронный ресурс) // Справочная правовая система Консультант Плюс. 1997–2012. URL:http://www.consultant.ru/popular/civic/
  5. Трудовой кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 30.12.2001 №197-ФЗ (Электронный ресурс) // Справочная правовая система Консультант Плюс. 1997–2012. URL: http://www.consultant.ru/popular/tkrf/
  6. О правовом положении иностранных граждан в РФ: Федеральный закон от 25.07.2002 №115-ФЗ (Электронный ресурс) // Справочная правовая система Консультант Плюс. 1997–2012. URL: http://www.rg.ru/oficial/doc/federal_zak/115-fz.shtm
  7. О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации: Федеральный закон от 18.07.2006 г. №109-ФЗ (Электронный ресурс) // Справочная правовая система Консультант Плюс. 1997–2012. URL: http://demoscope.ru/weekly/knigi/zakon/zakon056.html
  8. Проблемы миграции и ее современное состояние (Электронный ресурс) // Все о миграции. 2008. URL: http://www.migrations.ru/problem_of_migration
  9. Понятие миграции. Причины миграции. Миграция населения. Международная трудовая миграция  (Электронный ресурс) // Norge-info. 2009. URL: http://www.norge-info.ru/em/

Информация о работе Миграционная политика РФ