Миграционная политика РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 08:27, контрольная работа

Краткое описание

Миграция сегодня представляет собой часть современной мировой глобализации. Миграция вовлекает в оборот миллионы людей, перекраивая этнографическую карту мира, ужесточая конкурентную борьбу на мировом рынке труда. Согласно исследованиям ООН, каждый 35-й человек в мире настоящее время является мигрантом.

Содержание

Введение …………………………………………………………………………..3
Понятие миграции. Функции миграции…………………………………. 4
Законодательное обеспечение миграционной политики России ………6
Проблемы миграционной обстановки в России ………………………..11
Заключение ………………………………………………………………………15
Литература ………………………………………………………………………16

Вложенные файлы: 1 файл

миграционная политика рф.docx

— 39.62 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание:

 

Введение …………………………………………………………………………..3

  1. Понятие миграции. Функции миграции…………………………………. 4
  2. Законодательное обеспечение миграционной политики России ………6
  3. Проблемы миграционной обстановки в России ………………………..11

Заключение ………………………………………………………………………15

Литература ………………………………………………………………………16

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Особенности миграционной политики России

Введение

Вопросы миграционной политики крайне важны в связи с необходимостью обеспечения национальной безопасности, поддержания оптимального баланса  трудовых ресурсов и сохранения устойчивого  экономического роста. Для России, как  для государства, граничащего с 18 странами, допущение несовершенств  в этой сфере несет ощутимые негативные риски.

Миграция сегодня представляет собой часть современной мировой глобализации. Миграция вовлекает в оборот миллионы людей, перекраивая этнографическую карту мира, ужесточая конкурентную борьбу на мировом рынке труда. Согласно исследованиям ООН, каждый 35-й человек в мире настоящее время является мигрантом.

Разбираясь в тонкостях  миграционной политики, предстоит говорить сразу о нескольких направлениях - тенденциях эмиграции и волнах иммиграции, легальных и нелегальных мигрантах, беженцах, вынужденных переселенцы и, пожалуй, самом актуальном на сегодняшний день - трудовых мигрантах. Кроме того, важной темой сегодня является ситуация с внутренней трудовой миграцией в РФ.

Распад СССР сопровождался  возникновением целого комплекса проблем, так или иначе повлиявших на миграционное движение народов, населявших шестую часть  суши. Сфера внешней миграции столкнулась с проблемами прозрачных границ, отсутствия налаженного иммиграционного контроля.

Прежде всего, необходимо отметить, что на фоне общего снижения интенсивности миграции, произошел коренной перелом в межрайонном перемещении населения.

Абсолютно новым и экстремальным  по своему характеру явлением стали потоки беженцев, перемещенных лиц и вынужденных переселенцев, причем не только среди русскоязычного населения республик бывшего СССР, но и множества других этносов огромной распавшейся страны. В России сегодня число лиц, относящихся к этим категориям, оценивается не менее чем в несколько миллионов человек. Регионы их выхода: Центральная Азия, в первую очередь Таджикистан; Закавказье; регионы российского Северного Кавказа: Чечня, Ингушетия, Северная Осетия и соседняя Южная Осетия.

1. Понятие миграции. Функции миграции

Термин «миграция» (от лат. migratio) означает перемещение или переселение. Миграция представляет собой сложное  общественное явление, которое отличается значительными масштабами и разнообразием. Она представляет собой один из лучших индикаторов социально-экономического состояния общества. Миграция рабочей силы  - это перемещение трудоспособного населения, вызванное причинами экономического характера. В зависимости от того, пересекаются ли при этом границы страны, различают миграцию внутреннюю и внешнюю.

 Внутренняя миграция приводит к перемещению трудовых ресурсов между регионами страны или между городом и селом, но численность населения страны при этом не меняется.

 Внешняя миграция влияет на численность населения страны, увеличивая ее на количество людей, которые переселились в данную страну (иммигранты), и, уменьшая на количество людей, которые выехали за пределы данной страны (эмигранты).

Функции миграции населения  не однозначны. Одни из них независимы от типа социально-экономической системы и особенностей отдельных обществ, характер других определяется социально-экономическими условиями конкретных обществ.

Первой функцией миграции является перераспределение населения, связанное с размещением производительных сил, между отдельными территориями страны, в том числе между природными зонами, районами, разными типами сельских и городских поселений. Особенность перераспределительной функции обусловлена ее межтерриториальным характером, поскольку для перераспределения необходимо взаимодействие населения, по крайней мере, двух регионов.

Вторая функция миграции селективная. Суть ее в том, что неравномерное участие в миграции различных социально-демографических групп ведет к изменению качественного состава населения разных территорий. Опыт показывает, что мужчины и лица трудоспособных возрастов участвуют в миграции более активно, чем нетрудоспособные и женщины. Велики различия в миграционной подвижности лиц разных национальностей, а  также коренных жителей того или иного района и не-давно вселившихся туда из других местностей.

Миграция в различных  социально-экономических условиях выполняет специфические присущие этим условиям функции, наиболее важными из которых являются экономическая и социальная. Экономическая функция миграции населения состоит в обеспечении соединения территориально распределенных средств производства с необходимой рабочей силой и их функционирования в процессе производства. Осуществление в полной мере этой задачи  на основе реализации общих функций миграции: ускорительной, перераспределительной и селективной - приводит к обеспечению количественного и качественного соответствия между вещественными и личностными факторами производства.

Социальная функция миграции  - это стремление благодаря изменению места проживания более полно удовлетворить свои потребности. Она способствует повышению жизненного уровня и социального развития трудящихся.

Рассматривая тенденции  миграционных процессов в России в настоящее время, отражающие неустойчивость и непредсказуемость многих сторон нашей жизни, обусловленных политическими, национальными, экономическими, социальными и другими факторами, необходимо разграничивать тенденции, являющиеся результатом естественного хода развития общества  и тенденции, носящие промежуточный характер, а также определить новые тенденции, складывающиеся как адекватное отражение перехода к рыночным отношениям или же к интенсивному типу развития экономики, если они, рыночные отношения, еще незначительны.

Изменение социально-экономических условий - кризис экономики, разрыв хозяйственных связей, сокращение производства, ухудшение жизненного уровня значительных категорий населения, усилившаяся региональная дифференциация уровня жизни - нашло отражение в структурных изменениях миграционного потенциала и характере миграционных процессов. Важную роль для формирования и развития миграционного потенциала стали играть следующие моменты: высвобождение трудовых ресурсов в результате сокращения производства, и, как следствие, появление безработных, возвращение в Россию мигрантов из республик бывшего Союза.

Как нам представляется, миграционная политика должна стать сферой активного сотрудничества между всеми заинтересованными сторонами: странами происхождения мигрантов, странами их назначения и транзитными государствами. Эффективность такого сотрудничества непосредственно зависит от того, насколько будут поняты и учтены взаимные интересы. Нынешние острые вопросы, относящиеся к миграции, такие как Калининградский транзит, подчеркивают правильность этой идеи. Поле, на котором может развиваться сотрудничество между расширяющимся Европейским Союзом и его восточными соседями, обширно и может охватывать различные аспекты - от технической помощи до линии на постепенное углубление интеграции в ЕС.

 

2. Законодательное обеспечение миграционной политики России

Международная миграция является одной из отраслей международного частного права. В международном пакте о гражданских и политических правах говорится, что каждый, кто законно находится на территории этого государства, имеет право на свободное передвижение на его территории. Кроме того, каждый человек имеет право покидать любую страну, включая свою собственную. Ограничения этих прав рассматривается только в той степени, что они «предусмотрены законом, необходимы для национальной безопасности, общественного порядка, здоровья или нравственности населения или прав и свобод других лиц». Кроме того, никто не может произвольно быть лишен права на въезд в свою страну.

Длительные периоды истории  миграция населения России была незначительной, и иммиграционное законодательство было слабо, и сильно ограничена свобода передвижения как за пределами страны, так и за рубежом. При крепостном праве большинство крестьян были лишены своего права на свободу передвижения в целом, и для свободных людей так же было много ограничений. Повсеместно разрешено было жить только торговцам первой гильдии. Большая часть миграции в то время были «бежала» от суровых условий жизни, носили вынужденный и неурегулированный характер.

В советские времена был  институт прописки разрешающего характера, ограничивающий выбор места жительства гражданами страны. Это было особенно в отношении городов Москвы и Ленинграда. А в 1920-х - 1950-х годах многие жители не имели права получения паспорта и поэтому не имели свободу передвижения в стране на законных основаниях и места жительства и были лишены иметь разрешения на работу. Формально признавалась свобода эмиграции, но на самом деле получить все необходимые документы для выезда за границу было очень трудно.

Новый этап развития миграционного  законодательства начался с принятия действующей Конституции России, а так же законов «по отношению  к беженцам» и «О вынужденных  переселенцах». В 1992-1993 гг. Россия вступила в Организацию Объединенных Наций  в части Конвенции 1951 года о статусе  беженцев и протоколу в 1967 году о  статусе беженцев, Всеобщей декларации прав человека, Пакту Международных Норм о гражданских и политических правах, Международной конвенции о ликвидации всех форм расовой дискриминации, Европейской конвенции по правам человека и основных свобод и другие международные стандарты, регламентирующие в том числе иммиграционные права и свободы.

В настоящее время правовую основу национального миграционного законодательства Российской Федерации составляют:

Конституция Российской Федерации;

Международные договоры Российской Федерации, в том числе:

    • Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Украины о безвизовых поездках граждан Российской Федерации и Украины от 16 января 1997 года;
    • Соглашение от 30 ноября 2000 года между Правительством Республики Беларусь, Правительством Республики Казахстан, Правительством Кыргызской Республики, Правительством Российской Федерациии Правительством Республики Таджикистан о взаимных безвизовых поездках граждан;
    • Федеральный закон «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» от 25 июня 1993 г. № 5242-I;
    • Федеральный закон «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» от 15 августа 1996 г. № 114-ФЗ;
    • Федеральный закон «О гражданстве Российской Федерации» от 31 мая 2002 г. № 62-ФЗ;
    • Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ;
    • Федеральный закон «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» от 18 июля 2006 г. № 109-ФЗ

В настоящее время в  Российской Федерации для граждан  России и всех людей, которые законно  находятся на его территории, установлена  свобода передвижения внутри страны и за ее пределами, свобода выбора места жительства, и пребывания.

Эти свободы могут быть ограничены только в соответствии с  федеральным законом или постановлением суда. Граждане России имеют право свободно вернуться в Россию, и это право не может быть ограничено ни в каком случае (статья 27 Конституции).

По мнению А. Румеги, с 1993 года Россия отменила прописку и заменила ее на регистрацию граждан России по месту жительства и пребывания, которая носит не разрешительный, а уведомительный характер. Период, в который гражданин должен зарегистрироваться - семь дней со дня прибытия на новое место жительства, и через 90 дней после прибытия на новое место пребывания. Регистрация или ее отсутствие не может служить основанием для ограничения или условием реализации прав и свобод граждан.

Для иностранных граждан  и лиц без гражданства предусмотрена  регистрация временного вида на жительство, регистрации по месту временного проживания и регистрация по месту  жительства. Это составляет учет Государственной миграционной службы. За исключением территорий и объектов с ограниченным доступом для иностранных граждан, учет не является разрешительным и не ограничивается свобода передвижения.

В конце 2004 г. Уголовный кодекс РФ дополнен статьей 322.1 «Организация незаконной миграции», были ужесточены наказания за нарушения иммиграционных правил, за нарушение правил пребывания иностранных граждан, правил привлечения и использования иностранных работников, незаконной трудовой деятельности в РФ (новая редакция статей 18.8-18.12 Кодекса РФ об административных правонарушениях).

Существенной реорганизации  подверглась миграционная служба, теперь относящаяся к ведомствам, руководство деятельностью которых осуществляет Президент Российской Федерации. Отныне миграционная политика - политика Президента.

После  формирования нового Правительства, Федеральная миграционная служба была преобразована, став федеральным  органом исполнительной власти, подведомственным МВД России. Функции ФМС России были расширены в связи с передачей  ей паспортно-визовой службы

Международно-правовые документы, регулирующие процессы миграции рабочей силы между странами внутри интеграционных группировок, как правило, имеют либеральный характер. Однако и здесь имеются свои проблемы. Параграф 52 Римского договора 1957 г. об образовании Общего рынка (вступил в силу в 1968 г.) предоставляет гражданам стран - членов ЕС право поиска работы по всей территории ЕС. Шенгенское соглашение с 1993 г. установило единые визовые правила.

Информация о работе Миграционная политика РФ