Местное управление в США

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Сентября 2013 в 06:52, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность проблемы исследования обусловлена необходимостью совершенствования системы органов местного самоуправления в Российской Федерации. Для проведения данных мероприятий важен опыт зарубежных стран, в частности США. Практика США в этом плане представляет интерес как в целом для развития юридической науки, так и для решения реальных проблем демократизации государственного, общественного устройства, эффективности взаимодействия государственных органов с органами местного самоуправления, дает яркий пример децентрализации управления, использования институтов саморегулирования в руководстве хозяйственными и социальными процессами в федеративном государстве.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ИСТОРИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МЕСТНОГО УПРАВЛЕНИЯ 6
1.1 Понятие, концепция и виды местного управления 6
1.2 Устройство системы местного управления 10
1.3 Компетенция и финансовая база органов местного управления 12
1.4 Порядок формирования органов местного управления 14
ГЛАВА 2. МЕСТНОЕ УПРАВЛЕНИЕ США. ПОНЯТИЯ И ПРИНЦИПЫ 15
2.1 Органы местного управления 16
2.2 Компетенции органов местного управления 23
2.3 Местные финансы 24
ГЛАВА 3. ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ МЕСТНОГО УПРАВЛЕНИЯ В США 27
3.1 Правовое регулирование 27
3.2 Определение полномочий 32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 35

Вложенные файлы: 1 файл

курс - местное управление в США.doc

— 262.00 Кб (Скачать файл)

Другая, более  распространенная сегодня разновидность – когда мэр юридически возглавляет исполнительную власть муниципалитета (сильный мэр). Сильный мэр сам назначает и увольняет руководителей отраслевых и функциональных подразделений муниципального административного аппарата, не нуждаясь для этого в одобрении Совета; любой серьезный конфликт между мэром и руководителем подразделения административного аппарата обычно влечет увольнение последнего. Мэр отвечает за составление и исполнение местного бюджета, используя эти полномочия в качестве эффективного средства влияния на муниципалитет. Множество проблем больших городов (недостаточное финансирование, уменьшение числа муниципальных служб, расовые, национальные, социальные и иные конфликты) невозможно было бы разрешить без сильного, располагающего значительными властными полномочиями мэра. Понимание этого заставляет все новые муниципалитеты вносить соответствующие изменения в свои хартии и учреждать пост сильного мэра.

Комиссионная  система управления сегодня является наименее популярной моделью местного управления. При этой модели местного управления население избирает обычно на 4 года муниципальный Совет, состоящий  из 3-5 человек. Каждый из его членов выступает в двойном качестве: как член местного представительного органа - муниципального Совета и как глава одного из управлений и служб в системе исполнительной власти муниципалитета. При такой системе управления пост мэра не предусмотрен, а если и имеется, то мэр выполняет обычно представительские функции. Нередко мэром избирается один из членов муниципального Совета, и главной функцией его как мэра является то, что он председательствует на заседаниях Совета.

Комиссионная  модель управления критикуется американскими специалистами за то, что она не позволяет провести принцип разделения властей, и поэтому недемократична. Считается, что эта модель может развиваться в самых различных направлениях и принимать непредсказуемые формы, особенно, если члены Совета, договорившись, не будут вникать в дела других управлений и служб и тем самым развяжут друг другу руки.

Совет-менеджер (управляющий). Значительно большей  популярностью, по сравнению с комиссионной моделью, пользуется система местного управления, при которой муниципальный Совет (избираемый, как и в других случаях, населением) назначает - т.е., фактически, нанимает - менеджера (управляющего). Модель Совет-менеджер имеет приоритет главным образом в муниципалитетах, на территории которых проживают обеспеченные люди, согласные хорошо платить компетентному профессионалу - менеджеру. При такой системе управления менеджер возглавляет муниципальный аппарат и во многом определяет кадровую политику в отделах и службах исполнительного органа муниципального управления. Менеджер работает на основании контракта, заключаемого с муниципальным Советом. В этом случае Совет предварительно обсуждает кандидатуры на своем заседании, затем вопрос выносится на голосование. Контракт заключается с кандидатом, набравшим простое большинство голосов. Кроме того, Совет может всегда уволить менеджера, если признает его работу неудовлетворительной или же по другой причине, которую Совет сочтет убедительной. Необходимо также заметить, что модель Совет-менеджер, подчеркнуто, ориентирована на тип отношений, характерный для фирмы или корпорации.

Графства

В большинстве  штатов основной региональной единицей общего значения является графство, лишь в штате Луизиана такие территориальные  единицы называются приходами. Графства служат, главным образом, для управления не городской территорией. Подавляющее большинство других местных единиц управления расположено на территории графств. По размерам территории, численности населения и формам управления графства чрезвычайно разнообразны. Всего на их территории проживает 87% населения страны. Графства первоначально создавались для достижения двух основных целей. Первая состояла в оказании содействия штатам в выполнении ими таких функций, как оправление правосудия и проведение выборов, вторая - в предоставлении услуг сельским жителям, включая строительство и поддержание порядка.

В каждом графстве население избирает Совет графства, который ведает сбором налогов, определяет местные расходы, выдает лицензии на открытие торговых заведений, решает вопросы  санитарии и т.д. В одних графствах численный состав Советов варьируется от 3-5 до 30-50 членов. В некоторых графствах Совет графства не избирается непосредственно населением, а формируется из должностных лиц сельских районов, в частности - таунов и тауншипов; в ряде графств, председатель Совета, а иногда все его члены носят звание и выполняют функции судей. В части штатов Совет графства имеет право назначать часть должностных лиц графства, а также определяет размер выплачиваемого им жалования.

Отличительной чертой управления графствами в большинстве штатов США является отсутствие единого исполнительного органа власти, когда, наряду с Советами графств, местное население избирает целый ряд должностных лиц, формально независимых в своей деятельности от Советов.

В последнее  время под влиянием Национальной муниципальной лиги все больше графств стали использовать на своей территории (по аналогии с городами) форму управления Совет-менеджер, которая имеет свои разновидности, в зависимости от характера взаимоотношений менеджера с Советом, способом замещения должности менеджера и круга его полномочий. Менеджер назначается Советом графства, который устанавливает оклад менеджера и может уволить его по своему усмотрению. В ряде штатов предусмотрено право жителей графства отзывать членов Совета графства, отказывающихся уволить менеджера, против которого проголосовала большая часть населения графства.

 

Специальные и школьные округа

Кроме традиционных для США органов местного управления для решения многих практических задач управления на местах действует большое число органов, именуемых специальными округами и выполняющих какую-либо одну или несколько строго определенных функций (по образованию, водоснабжению, противопожарной службе и т.п.).

Специальные округа относительно автономны в административном и финансовом отношении от других местных органов; они выступают как самостоятельные субъекты права, имеют право заключать соглашения и контракты; приобретать объекты собственности и распоряжаться ими; имеют право на сбор налогов и пошлин определенного назначения, на получение платы за предоставляемые услуги, на получение денег по финансовым обязательствам.

Границы округов  не обязательно совпадают с границами  административно-территориальных единиц; округ может охватывать часть  или всю территорию графств и муниципалитетов или даже выходить за пределы одного штата.

В каждом специальном округе образуется руководящий орган, как  правило, из 3-7 человек, избираемых населением либо назначаемых властями штата  или местными органами.

Школьные округа в США  традиционно выделены в особую группу специальных округов. Все школьное законодательство и руководство деятельностью школ в штате регулируется и осуществляется департаментом просвещения штата и местными школьными округами.

В школьных округах создаются  избираемые населением Советы, которые обладают правами взимать специальный поимущественный налог для финансирования строительства и содержания школ, получать и распоряжаться штатными и федеральными субсидиями на развитие образования, нанимать преподавательский состав и под общим контролем штата и графства заниматься всеми практическими вопросами организации школьного образования.

2.2 Компетенции органов местного управления

 

Наибольший  объем компетенции местных органов - в области социального обслуживания и коммунального хозяйства; важное место в их деятельности занимают вопросы административно-управленческие, меньшее место - управление в хозяйственной сфере.

Большая роль принадлежит организации школьного обучения. К этой сфере также относится руководство библиотеками, общественными парками и т.д. В некоторых штатах полномочия в области образования осуществляются специальным ведомством, создаваемым органами власти графства или муниципалитета, а в большинстве штатов - независимыми школьными округами. Финансируется школьное обучение за счет местных налогов на собственность и дотаций, получаемых от штатов и федерации.

На местное управление в области здравоохранения возлагаются  конкретные функции, причем законы о  здравоохранении во всех 50 штатах имеют  существенные различия. Из местного бюджета покрывается 42% всех расходов на здравоохранение, из фондов штатов - 40, а доля федерации составляет 18%.

Компетенция в области  социального обеспечения возлагается  в США главным образом на среднее  и низшее звено управления, т.е. на штаты и местные органы власти. Но при этом именно центральная власть и штаты располагают регулирующими полномочиями по определению контингента лиц, имеющих право на получение помощи по системе социального обеспечения, а также по установлению размеров такой помощи.

Функции местных органов в административно-управленческой сфере включают поддержание порядка, обеспечение противопожарной охраны, руководство юстицией, взимание налогов, организацию проведения выборов, регистрацию актов гражданского состояния, контроль за качеством товаров и руководство государственной службой.

2.3 Местные финансы

 

Основой местных  финансов является - налогообложение и сбор налогов. Налоги на собственность - поимущественные налоги – это основа налоговых систем в графствах, округах, тауншипах, муниципалитетах и других органах местного самоуправления. Они налоги обеспечивают им до 80% всех налоговых поступлений. Поимущественными налогами облагается текущая рыночная стоимость недвижимого и движимого имущества, как граждан, так и предприятий и учреждений.

Следующим по значению является общий налог с продаж, на его долю приходится около 5% всех налоговых поступлений местных  органов власти. Структура местных  налогов с продажи аналогична структуре налогов, взимаемых на уровне штатов. Налоговая база местных  налогов в основном такая же, как и налогов, взимаемых правительством данного штата. Ставки налогов составляют обычно от 0,5 до 3% от оборота.

Приблизительно 3% всех налоговых поступлений местных  органов власти приходится на выборочные налоги с продаж, т.е. специфические акцизы.

Объектом обложения  местного подоходного налога являются личные доходы - заработная плата, жалование, поощрительные выплаты, чаевые, а  также чистые прибыли некорпорированного бизнеса. Не подлежат обложению доходы военнослужащих, пенсионные и страховые выплаты. Так же, как правило, освобождаются от обложения дивиденды, проценты, рента, прибыли от реализации капитальных активов (рента облагается в случае, если она рассматривается как доход, полученный в результате деловой деятельности). Необлагаемый минимум не установлен за исключением некоторых городов.

В некоторых  штатах США действуют и местные  налоги на прибыль корпораций. Структура  этих налогов подобна местным  подоходным налогам с населения, которыми облагаются доходы от некорпорированного бизнеса. Определенное значение в местных доходах имеют промысловый налог и промысловые лицензии, лицензии на право вождения автомобилей, различные регистрационные сборы, а также доход от муниципальных предприятий.

Общий объем  местных налогов весьма различен для отдельных штатов см. таблицу Приложение № 3

Приведенная таблица  в Приложении № 4 дает представление о том, какую роль местные органы играют в финансирование различных направлений их хозяйственной деятельности.

Политика субсидирования Центром местных органов власти периодически видоизменяется в зависимости от того, кому принадлежит федеральная власть - демократам или республиканцам. Пристрастие демократов к централизации сказалось на придании ими первостепенного значения системе федеральных субсидий для проведения конкретных программ, в том числе и на местном уровне.

В то же время  республиканская администрация  отдает предпочтение системе участие  в доходах. Эта система состоит в перераспределении между штатами части федеральных доходов, осуществляемом в соответствии с установленной формулой, которая каждые четыре года рассматривается федеральным конгрессом, имеющим право добавлять к ней, в том числе, и новые пункты-требования. Финансовая база местных органов, таким образом, время от времени пересматривается.

При каждом обсуждении в конгрессе формулы распределения  средств постоянно возникает  вопрос о том, как получатели используют деньги и каким образом повлиять на должное, с точки зрения конгрессменов, их применение. Такая тенденция мешает местным органам использовать получаемые фонды точно так же, как средства своего бюджета. Таким образом, характерной чертой финансового положения местных органов является растущая их зависимость от федерального конгресса и правительства.

 

ГЛАВА 3. ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ МЕСТНОГО УПРАВЛЕНИЯ В США

3.1 Правовое регулирование

 

В США существует только один уровень конституционного закрепления статуса муниципальных  органов – штатный, т.к. регулирование  вопросов организации и деятельности местных подразделений не входит в компетенцию союза, следовательно, составляет исключительную компетенцию субъектов федерации. 10-я поправка к федеральной конституции гласит: «Полномочия, которые не делегированы Соединенным Штатам настоящей Конституцией и пользование которыми ею не запрещено отдельным штатам, сохраняются за штатами либо за народом»,16 т.е. конституция не упоминает о местном управлении, следовательно, эта сфера находится в юрисдикции штатов.

Каждый штат самостоятельно определяет систему, структуру, полномочий местных органов, что на практике приводит к многообразию подходов к решению вопросов местного управления в различных штатах, разнообразию правового статуса муниципальных единиц.

Информация о работе Местное управление в США