Международно-правовая защита прав человека

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2014 в 15:10, контрольная работа

Краткое описание

Одним из ключевых материальных компонентов государства как основного субъекта международного права является наличие населения, под которым понимается совокупность всех физических лиц, проживающих на территории соответствующего государства .

Содержание

1. Понятие населения и гражданства в международном праве, спо¬собы приобретения и утраты гражданства …………………….…………………...3
2. Правовое положение иностранцев: основные виды правовых ре¬жимов иностранцев………………………………………………………………………7
3. Право убежища. Правовое положение беженцев и вынужденных переселенцев……………………………………………………………………..9
Задача……………………………………………………………………………13
Список использованных источников…………………………………………17

Вложенные файлы: 1 файл

контрольная работа.doc

— 155.00 Кб (Скачать файл)

3) режим наибольшего благоприятствования - предоставление иностранным лицам  максимума тех прав, которые предоставлены лицам другого государства. Данный режим отличается от национального режима тем, что в силу режима наибольшего благоприятствования в равное положение ставятся иностранные организации и иностранные граждане между собой, а в силу национального режима они ставятся в равное положение с отечественными лицами (17). Цель данного режима достигается при помощи принципа недопущения дискриминации, а также одноименного принципа наибольшего благоприятствования (14). Согласно данным принципам иностранным юридическим и физическим лицам в торговле, мореплавании или в иных областях предоставляется такой же режим, какой предоставляется или будет предоставляться юридическим и физическим лицам третьей страны. В отличие от национального режима принцип наибольшего благоприятствования может быть предусмотрен только в международном договоре (17).

Международные договоры о правах иностранцев обычно содержат оговорку о том, что предусмотренные в них права иностранцев предоставляются на основе взаимности. Взаимность на практике сводится либо к режиму наибольшего благоприятствования, либо к национальному режиму (14).

История международных отношений знает еще один вид правового режима иностранцев, который связан с так называемым режимом капитуляции. Данный режим несовместим с требованиями современного международного права, обеспечивающего принципы суверенного равенства государств (14).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Право убежища. Правовое положение беженцев и вынужденных переселенцев

 

Право убежища - это предоставленная государством каждому лицу юридическая возможность въезда и проживания на его территории в силу преследования данного лица по политическим и иным мотивам в государстве, гражданином которого оно является (14).

Предоставление убежища имеет строго индивидуальный характер, рассматривается как гуманный акт и является правомерным по отношению к другим государствам. Убежище, предоставленное государством какому-либо лицу, должны уважать все остальные государства, и предоставление убежища какому-либо лицу предполагает невыдачу его другому государству. Однако, такие лица теряют право на дипломатическую защиту со стороны своего государства (14).

Право убежища получило закрепление в международных документах рекомендательного характера. Так, в соответствии с п. 1 ст. 14 Всеобщей декларации прав человека 1948 года, «каждый человек имеет право искать убежище от преследования в других странах и пользоваться этим убежищем». В ст. 1 Декларации ООН о территориальном убежище 1967 года прописано, что убежище предоставляется государством в осуществление его суверенитета и оценка оснований для предоставления убежища входит в компетенцию государства, его предоставляющего.

В отсутствие всеобъемлющего международного договора право убежища регулируется преимущественно обычными нормами международного права. Указанные нормы исходят из того, что:

1) каждый человек имеет  право искать убежище в других государствах в случае его преследования по политическим и другим причинам;

2) каждое государство, исходя из суверенитета на уровне своего законодательства, определяет оценку оснований и порядок предоставления убежища;

3) предоставление убежища  не следует рассматривать в качестве недружественного акта по отношению к другому государству;

4) лицо, которому предоставлено  убежище, не может подвергаться  высылке в страну, в которой  оно преследуется;

5) убежище не предоставляется  лицам, совершившим международные преступления (военным преступникам) либо обвиняемым в общеуголовных преступлениях: уголовным преступникам, совершившим преступления международного характера, выдача которых предусмотрена международно-правовыми документами (например, угон самолета); уголовным преступникам, выдача которых предусмотрена международными договорами о выдаче; лицам, совершившим деяния, противоречащие целям и принципам ООН. В случае предоставления убежища таким лицам государство гражданства вправе требовать их выдачи (18).

Государства, предоставляющие убежище, не должны позволять лицам, получившим убежище, заниматься деятельностью, противоречащей целям и принципам ООН. Кроме того, получившее убежище лицо не вправе совершать действия, противоречащие общественной безопасности и законодательству государства, предоставившего такое убежище (14).

В международной практике получил признание такой вид убежища, как территориальное убежище, нашедший свое закрепление в Декларации ООН о территориальном убежище 1967 года, в которой подтверждается право каждого государства предоставлять убежище любому лицу, которое имеет вполне обоснованные опасения стать жертвой преследования по признаку расы, вероисповедания, гражданства, принадлежности к определенным политическим убеждениям (14).

Другой вид - дипломатическое убежище сложился в практике латиноамериканских государств и получил свое закрепление в Гаванской конвенции об убежище 1928 года и в Конвенции о дипломатическом убежище 1954 года. На основании этих актов убежище предоставляется на территории дипломатического представительства и консульского учреждения в государстве пребывания, на борту военных кораблей и воздушных судов и на территории военных баз иностранных государств (14).

В настоящее время повышенное внимание исследователей международного права вызывает угрожающий рост недобровольной миграции людей. И главными причинами массовой вынужденной миграции являются вооруженные конфликты, политика дискриминации, иностранного вмешательства, преследования, в результате которых создается угроза жизни или свободе человека в стране проживания (19).

Правовое регулирование статуса беженцев в теории и практике рассматривается в контексте решения общей проблемы защиты прав и свобод человека. И ключевым элементом правовой регламентации при этом является понятие «беженец», которое вошло в международное право со времен Первой мировой войны (16). Оно было выработано на Конференции по проблемам русских и армянских беженцев, проходившей в Женеве в 1926 году. В соответствии с определением, зафиксированным в принятом Конференцией Соглашении о выдаче удостоверений личности указанным выше беженцам, таковыми признавались лица соответствующего происхождения, которые более не пользовались защитой своего правительства и не приобрели другого гражданства (14).

На международном уровне вопрос о беженцах регулируется Конвенцией ООН о статусе беженцев 1951 года и Протоколом к ней, вступившим в силу в 1967 году.

В статье 1 Конвенции беженец определяется как «лицо... которое в результате событий, происшедших до 1 января 1951 года, и в силу вполне обоснованных опасений стать жертвой преследований по признаку расы, вероисповедания, гражданства, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений находится вне страны своей гражданской принадлежности и не может пользоваться защитой этой страны или не желает пользоваться такой защитой вследствие таких опасений; или, не имея определенного гражданства и находясь вне страны своего прежнего обычного местожительства в результате подобных событий, не может или не желает вернуться в нее вследствие таких опасений».

Конвенция установила, что каждый беженец имеет обязательства в отношении страны, в которой он находится. В частности, он должен подчиняться законам данной страны, а также мерам, принимаемым для поддержания общественного порядка. В свою очередь, государства-участники Конвенции обязаны применять ее положения к беженцам без какой бы то ни было дискриминации по признаку их расы, религии или страны их происхождения (16). Кроме общих прав, беженцам предоставляются специальные права, такие как право выбора места проживания и свободного передвижения в пределах территории страны убежища (14).

Государства-участники предоставляют беженцам правовой режим иностранцев, за исключением случаев, предусмотренных самой Конвенцией о предоставлении беженцам более благоприятного по сравнению с иностранцами правового положения (16).  Конвенция освобождает беженцев от наказания за незаконный въезд на территорию другого государства, однако, при этом они обязаны без промедления явиться к властям с объяснением своего незаконного въезда. Установлено, что государства не будут подвергать высылке законно проживающих на их территории беженцев, иначе как по соображениям государственной безопасности. Такая высылка должна производиться исключительно на основании решения суда (14).

Следует иметь в виду, что к беженцам относятся не только лица, имеющие гражданство определенного государства, но и лица, не имеющие гражданства. Сохранение или утрата лицом своего гражданства в момент признания его беженцем не влияет на его правовой статус беженца. Как это вытекает из статьи 1 Конвенции, для государства, принимающего беженцев на своей территории, не должно быть различий между беженцами, сохранившими гражданство или его потерявшими (16).

Важный шаг вперед в расширении понятия «беженец» сделан также в результате принятия Конвенции Организации африканского единства о беженцах в 1969 году. В ней беженцы определяются как жертвы не только преследования, но и внешней агрессии, оккупации, иностранного господства или событий, серьезно нарушающих общественный порядок (16).

Согласно определениям ключевых международных соглашений для признания беженцем лицо должно соответствовать трем следующим критериям: а) находиться за пределами страны своего происхождения или гражданства; б) испытывать вполне обоснованные опасения преследования; в) эти опасения должны основываться на одном из следующих признаков: расы, религии, гражданства, принадлежности к какой-либо определенной социальной группе или на политических убеждениях (14).

Проблемы беженцев нашли также отражение и в документах Содружества Независимых Государств (СНГ), в частности в Соглашении о помощи беженцам и вынужденным переселенцам 1993 года. В соответствии со статьей 1 Соглашения  беженцем признается лицо, которое, не являясь гражданином стороны, предоставившей убежище, было вынуждено покинуть место своего постоянного жительства на территории другой стороны вследствие совершенного в отношении его или членов его семьи насилия или преследования в иных формах, либо реальной опасности подвергнуться преследованию по признаку расовой или национальной принадлежности, вероисповедания, языка, политических убеждений, а также принадлежности к определенной социальной группе в связи с вооруженными и межнациональными конфликтами. Соглашение не признает в качестве беженцев лиц, совершивших преступление против мира, человечности или другое умышленное уголовное преступление. Таким образом, понятие «беженец» по указанному Соглашению шире этого понятия по Конвенции о статусе беженцев 1951 года (16).

Вынужденным переселенцем, согласно Соглашению, признается лицо, которое, являясь гражданином стороны, предоставившей убежище, было вынуждено покинуть место своего постоянного жительства на территории другой стороны вследствие тех же причин, которые побуждают покинуть место своего постоянного жительства на территории другой стороны беженца. Вынужденный переселенец в отличие от беженца возвращается под давлением обстоятельств в ту страну, гражданином которой он является (16).

Статус беженца и вынужденного переселенца определяется в соответствии с вышеназванным Соглашением, общепризнанными нормами международного права и законодательством стороны, предоставившей убежище, и подтверждается выдачей соответствующего документа. Государство выезда и сторона, предоставившая убежище имеют определенные обязанности. В частности, государство выезда обязано осуществлять эвакуацию населения из зон вооруженных и межнациональных конфликтов, предоставляя возможность для его беспрепятственного добровольного выезда на территорию одной из договаривающихся сторон. Оно обеспечивает личную и имущественную безопасность эвакуирующихся, добиваясь прекращения огня и соблюдения охраны общественного порядка во время эвакуации. Та же сторона, которая предоставляет убежище, обязана обеспечивать для беженцев и вынужденных переселенцев необходимые социально-бытовые условия в местах их временного размещения. Она обязана оказывать этим лицам содействие в трудоустройстве. Особое внимание уделяется вопросам компенсации ущерба, понесенного беженцами и вынужденными переселенцами (16).

Задача

 

В ноябре 2002 г. в территориальных водах Испании потерпел аварию танкер «Престиж». По подсчетам специалистов из резервуаров танкера вытекло огромное количество дизельного топлива. Нефтяное пятно на участке побережья автономной области Галисия покрыло около 200 км побережья. Теперь последствия могут быть непредсказуемыми, если учесть, что танкер перевозил 77 тыс. т мазута. По оценкам экспертов, в этой зоне Испании, считающейся одной из самых богатых по сбору моллюсков и ловли рыбы, нельзя будет хозяйствовать в ближайший 4 года. Катастрофа приведет к разорению более 5 тыс. галисийских рыбаков и сборщиков моллюсков, которые смогут прожить лишь при условии оказания государственной материальной поддержки. В свою очередь, испанское правительство заявило о намерении добиться компенсации ущерба виновными в аварии. Танкер принадлежал греческой компании, но плавал под флагом Багамских островов с командой из филиппинцев и румын. Однако, как считают в Мадриде, частично ответственность за случившееся лежит и на Великобритании, поскольку танкер направлялся, по уточненным данным, из латвийского порта Вентспилс в британскую колонию Гибралтар, где заход и разгрузка таких потенциально опасных однокорпусных танкеров не запрещены.       

Вопросы к задаче.

1. В свете положений каких применимых международно-правовых актов следует рассматривать факт морской аварии танкера «Престиж» и ее результаты?

2. Какие требования  установлены применимыми к данной ситуации международно-правовыми актами в отношении соблюдения прибрежным государством мер по вмешательству в связи с авариями, приводящими к загрязнению нефтью?

Информация о работе Международно-правовая защита прав человека