Международное разделение труда

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2012 в 19:58, реферат

Краткое описание

Французская Республика одно из крупнейших государств в Европе. На территории Франции представлены разнообразные ландшафтно-климатические условия, сельское хозяйство и промышленность отличаются высоким уровнем развития и передовой технологией. Столица Париж – один из крупнейших центров европейской цивилизации.
Франция относится к високоразвитым постиндустриальным странам мира. Она была одной из первых стран, которые стали на путь индустриального развития. Ее ведущими отраслями являются : транспорт, телекоммуникации, агропродовольственная промышленность, фармакология, а также банковский, страховой секторы, туризм. Также не следует забывать и о традиционных отраслях производства предметов роскоши (кожгалантерея, готовое платье, парфюмерия, спиртные напитки).

Содержание

Введение …………………………………………………………………………..3

Общие характеристики Франции………………………………………….4
Местоположение и территория страны……………………………….4
Население……………………………………………………………….4
Политическая система…………………………………………………4
Административно-территориальное деление………………………...6
Модель социально-экономического развития Франции .……………… 6
Структура экономики………………………………………………..…… 8
Сельское хозяйство………………………………………………….....9
Промышленность……………………………………………………..10
Транспорт…………………………………………………………...…12
Сфера услуг……………………………………………………………13
Новейшие отрасли промышленности………………………………..14
Рынок труда во Франции……………………………………………..15
Франция в мировой экономике…………………………………………..16
Внешняя торговля Франции………………………………………….16
Франция в мировом инвестиционном сотрудничестве…………….18

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа по международному праву.doc

— 264.50 Кб (Скачать файл)

 

3. Структура экономики Франции

 

Франция относится к  високоразвитым постиндустриальным странам мира. Она была одной из первых стран, которые стали на путь индустриального развития. В середине XIX ст. была второй в мире за уровнем экономического развития и наличием колониальных владений после Великобритании. Позже темпы развития экономики Франции несколько спали. На начало XX ст. Франция была аграрно-индустриальной страной и характеризовалась замедленными темпами экономического развития.

По своему ВВП Франция является четвертой экономической державой в мире. Ее ведущими отраслями являются : транспорт, телекоммуникации, агропродовольственная промышленность, фармакология, а также банковский, страховой секторы, туризм. Также не следует забывать и о традиционных отраслях производства предметов роскоши (кожгалантерея, готовое платье, парфюмерия, спиртные напитки).

Франция, чье положительное сальдо в торговом балансе достигло 19,3 млрд евро в 2005 году, занимает четвертое место в мире среди экспортеров промышленной продукции (в основном оборудования) и второе среди экспортеров услуг и продукции сельского хозяйства (в частности, зерновых и агропродовольственной продукции). При этом Франция осуществляет 70% своего товарооборота с партнерами по Европейскому Союзу (50% со странами зоны евро). [11]

Франция занимает четвертое место  в мире по привлечению прямых иностранных инвестиций. Действительно, инвесторы высоко оценивают квалификацию рабочей силы во Франции, высокий уровень научных исследований, овладение передовыми технологиями, финансовую стабильность, и хорошую управляемость себестоимости производства.

 

В формировании валового внутреннего продукта (ВВП) Франции  доминирует сфера услуг.

Источники ВВП ( % от общего объема) : [1,стр. 212]

 

    Сельское хозяйство

2,7

    Промышленность

25,0

    Сфера услуг

72,3


 

С начала 1950-х вплоть до начала 1970-х годов среднегодовой прирост ВВП составлял более 5% (среди крупных экономических держав этот показатель был выше только в Японии). Отчасти это объясняется быстрым увеличением численности населения и расширением внутреннего рынка. Однако в результате последовавшего спада в экономике темпы роста ВВП за 1970–1990 снизились наполовину, а с начала 1990-х годов происходит дальнейшее его снижение. Среднегодовой прирост реального ВВП (1992-2002) составляет 1,9%.

По данным на 2005 год: [1,стр. 212]

  1. ВВП - 1 521 млрд. $.
  2. ВВП на душу населения – 23 970 $
  3. ВВП на душу населения с учетом ППС – 74,9
  4. Индекс экономической свободы – 2,63

 

Составляющие ВВП (% от общего объема) [1,стр. 212]

 

Личное потребление

54,8

Общественное потребление

23,8

Инвестиции

19,5

Экспорт

27,1

Импорт

- 25,0


 

3.1.Сельское хозяйство

 

Франция – ведущая  сельскохозяйственная страна в Европейском  союзе. Она имеет самую большую  площадь пахотных земель (более 30 млн. га) и самую высокую их продуктивность (урожайность зерновых 60 ц/га). На долю Франции приходится более 21% сельскохозяйственной продукции стран ЕС (в стоимостном выражении). Франция – крупнейший в Европе и второй в мире (после США) экспортер сельскохозяйственной продукции. Особенно велика роль Франции в поставках зерновых (50 млн. т в год, главным образом пшеницы и кукурузы) на мировой рынок. Она поставляет также мясо (говядину, свинину и баранину), молочные продукты, овощи, фрукты и вино.

В сельском хозяйстве  получили распространение групповые  формы ведения хозяйства. Важнейшее  место среди них занимают кооперативы, в первую очередь, по использованию сельскохозяйственной техники. Кооперативы действуют во всех сферах производства. В виноделии они обеспечивают 50% продукции, дают 30% овощных консервов, свыше 25% торговли мясом, свыше 40% молочных продуктов. В середине 60-х гг. появились сельскохозяйственные производственные объединения, которые возникли как выражение стремления мелких и средних производителей выстоять против наступления крупного капитала.

В целом Франция очень  известная аграрная страна. Она занимает первое место в Европе и в мире по производству сахарной свеклы, винограда – второе место в мире и в Европе (после Италии). По количеству вырощенных свиней – 9 место в  мире и 5 в Европе.

Структура сельского  хозяйства характеризуется великим разнообразием отраслей и приблизительно одинаковой значимостью животноводства и  растениеводства. [7,стр. 260-261]

Сельское хозяйство  высоко индустриализовано. По насыщенности техникой, использованию химических удобрений оно уступает только Нидерландам, ФРГ, Дании. Техническое оснащение, повышение агрокультуры хозяйств привело к повышению уровня самообеспеченности страны в сельскохозяйственных продуктах. По зерну, сахару он превышает 200%, по сливочному маслу, яйцам, мясу — свыше 100%.

 

3.2. Промышленность

 

Пик развития промышленности Франции припал на 1960-1973 гг при средних темпах роста около 7%. Но впоследствии темпы начали уменьшаться и в 80-х годах уже составляли 1%. Особенно уменьшилось производство традиционных товаров - текстиля, кожи, а также бумаги, металлургической продукции, строительных материалов. Меньших изменений испытали химическая и пищевая промышленность.

      Характерной особенностью развития промышленности 1990-х годов являются высокие темпы развития отраслей, которые определяют НТП. На мировом рынке получили признания такие отрасли промышленности, как аэрокосмическая и военная промышленность, общее машиностроение и металлообработка, автомобилестроение, цветная и черная металлургия, электронная и электротехническая промышленность, атомная энергетика, фармацевтика, парфюмерия, химическая промышленность. Франция все больше ориентируется на наукоемкие отрасли экономики, которая усиливает конкурентоспособность промышленной продукции.

Ведущие позиции Франция занимает в робототехнике, средствах связи, производстве новых материалов, биотехнологии, микроэлектронике и даже в энергетике. [7,стр. 258]

Энергетика является развитой отраслью во Франции. Она опирается на использование как собственных, так и импортных топливно-энергетических ресурсов: угля, нефти, природного газа, атомного топлива. Страна обеспечена собственными энергетическими ресурсами меньше чем на половину. Больше половины энергоносителей Франция импортирует. Среди стран Европы и мира Франция выделяется высокой долей электроэнергии, которая производится на атомных электростанциях. За уровнем развития атомной энергетики Франция уступает лишь США. Во Франции, в отличие от Украины, преобладают атомные электростанции мощностью до 1 млн квт. Среди других электростанций выделяются ТЭЦ, которые построены в промышленных районах и возле больших городов (7,3%).

Угольная промышленность страны переживает кризис. Добыча угля постоянно сокращается. В 2001 г. во Франции добыто 7,5 млн т каменного угля и свыше 2 млн т бурого угля, а через следующих 5 лет — соответственно 3 и 0,5 млн т.

Незначительной является добыча нефти и природного газа, хотя заводы Франции переделывают свыше 75 млн т сырой нефти. Нефть поступает  преимущественно из стран Юго-западной.

Во Франции хорошо развитая черная металлургия. Республика относится к наибольшим производителям черных металлов, занимая 2 место в Западно-европейскому экономико-географическом макрорегионе, и пятое - в Европе после России, Германии, Италии и Украины. Для производства черных металлов используется главным образом, местное сырье. Франция, добывая около 12 млн т железной руды и выплавляя свыше 13 мглн т чугуна и 20 млн т стали, входит в 10-ку наибольших производителей черных металлов  в мире.

Франция имеет развитую цветную металлургию, особенно алюминиевую, медную и свинцово цинковую. За добычей бокситов страна занимает первое место В Западно-Европейском макрорегионе и входит в двадцатку наибольших производителей (490 тыс. т), а за выплавкой алюминия (620 тыс.т) уступает в Европе лишь Российской Федерации и Норвегии, входя в десятку наибольших мировых производителей . [7,стр. 258-259]

Машиностроение — главная отрасль промышленности Франции. В ней функционирует 6500 предприятий. Доля отрасли в общей стоимости продукции обрабатывающей промышленности страны составляет почти одну третью. По стоимости продукции машиностроения Франция занимает четвертое место в мире, уступая почти вдвое Германии, в четыре разы — Японии и в семь раз США. Особенностью машиностроения развитых стран является высокий экспортный потенциал их продукции. Хотя во Франции он вдвое ниже, чем в Японии, однако больше трети общей стоимости экспорта страны приходится на продукцию машиностроения.

Машиностроение развито во всех районах Франции. Ведущей отраслью машиностроения является транспортное машиностроение, хотя  в 90-е годы XX ст. его объемы значительно снизились. Однако отдельные отрасли, в частности автомобильная, развиваются. Например, в 1998 г. во Франции выработаны почти 3 млн автомобилей, в том числе свыше 80% -легковых, что является четвертым показателем в мире. Большинство автомобильных предприятий сместились на окраины Столичного района и даже в отдаленные районы Франции — Нормандию, Ельзас, Рона-Альпы. 

Важной отраслью машиностроения авиаракетная. За производством              самолетов Франция занимает первое место в мире. За количеством занятых и объемам производства она уступает лишь США. Центры авиационной промышленности – Париж, Тулуза, Бордо. Авиаракетная промышленность во Франции, в отличие от других стран, принадлежит государству.

Франция является большим  производителем железнодорожного оборудования, тепло- и электровозов. По производству скоростных поездов

страна занимает первое место в мире. [7,стр. 259-260]

Химическая промышленность занимается производством минеральных удобрений, пластмасс, синтетического каучука, моющих средств, медикаментов и т.д. Химические заводы базируются обычно на дешевом сырье и энергии.

Важной отраслью легкой промышленности является текстильная, которая занимает традиционные районы – на севере, где развивается льняное, шерстяное производство.

Среди других отраслей промышленности важное значение сохраняет пищевая промышленность. Для нее характерны небольшие предприятия, находящиеся в маленьких местах и в сельской местности. Ведущими отраслями является мясная, молочная, консервная, хлебобулочная, производство алкогольных напитков. [7,стр. 260]

 

3.3. Транспорт

 

Во Франции успешно развиваются  все виды транспорта. Однако во внутренних перевозках преобладает автомобильный  транспорт. На него приходится больше половины перевозок пассажиров и свыше 2/5 грузов.

Франция характеризуется достаточно высокой насыщенностью автомобилей. Так, на 1000 жителей здесь приходится 442 легковых автомобиля, что является 5 показателем в Европе.

Грузовыми автомобилям, которых во Франции 3,7 млн единиц, ежегодно перевозится большой объем  грузов. Он становит 120-130 млрд.тонн/км.[7,стр. 262]

Развитие автомобильного транспорта зависит от состояния  и  длинны автомобильных дорог. Во Франции находится самая плотная дорожная сеть в мире и самая длинная сеть дорог в Европе (985 902 км), из которых 10 225 км принадлежит автодорогам (второе место в Европе).[11]

Второе место во внутренних грузоперевозках занимает железнодорожный  транспорт (8,6%). Годовой объем перевозок : 315 млн пассажиров по обычной ж/д сети , 83 млн по сети ТЖВ, 560 млн по сети Иль-де-Франс и 126 млрд тонн грузовых перевозок.

Железнодорожная сеть: 31 986 км железнодорожных путей ; Франции принадлежит рекорд скорости (515 км/час) на скоростных поездах, которые совершают перевозки по сети специальных путей длиной в 1 547 км, позволяющей достигать скорости перевозок в 270 км/час и выше. [11]

Трубопроводный транспорт  Франции хорошо развит. Главным трубопроводом  является Марсель-Лион-Страсбург и  Гавр-Париж. Сеть газопроводов соединяет  районы добычи газа во Франции и  морские порты, которые принимают  газ из Северной Африки. Природный газ поступает так же из Нидерландов и России.

Франция известна в Западноевропейском регионе по уровню развития речного  транспорта. Наибольшим речными портами  является Париж, Страсбург и  Руан.

Для внешних грузовых и пассажирских перевозок большое значение имеет морской и воздушный транспорт. Самым большим портом считается Марсель, грузооборот которого равен почти 90 млн. т.

Более 100 млн пассажиров и 4,7 млрд тонн грузов ежегодно перевозятся воздушным транспортом. [7,стр. 263]

 

3.4. Сфера услуг

 

Сфера услуг играет важнейшую  роль в формировании ВПП Франции. Среди отраслей сферы услуг важное место занимает финансово-кредитная  сфера и страхование. Среди первых 25 банков мира 4 французских. Также большую  роль отводят туризму.

БАНКИ И ФИНАНСОВЫЕ УСЛУГИ .Объем биржевой капитализации акций, котирующихся на Парижской бирже, достигает 884 млрд евро, что составляет 50% ВВП Франции. Это выводит французскую столицу на седьмое место в мире. Основными французскими банками являются : БНП-Париба, Креди Агриколь, Сосьете Женераль и Креди лионнэ.

Информация о работе Международное разделение труда