Международное воздушное право

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2013 в 13:53, лекция

Краткое описание

Международное воздушное право — отрасль международного права, принципы и нормы которой регулируют правовой статус воздушного пространства и режимы его использования в целях аэронавигации.
Под регулированием режимов использования воздушного пространства в целях аэронавигации понимаются, прежде всего, вопросы осуществления международных воздушных перелётов гражданскими воздушными судами, исключая государственные воздушные суда (под которыми Чикагская конвенция о международной гражданской авиации 1944 года понимает военные, таможенные и полицейские суда).

Вложенные файлы: 1 файл

Международное воздушное право.docx

— 37.22 Кб (Скачать файл)

Международное воздушное  право

Международное воздушное  право — отрасль международного права, принципы и нормы которой регулируют правовой статус воздушного пространства и режимы его использования в целях аэронавигации.

Под регулированием режимов  использования воздушного пространства в целях аэронавигации понимаются, прежде всего, вопросы осуществления  международных воздушных перелётов гражданскими воздушными судами, исключая государственные воздушные суда (под которыми Чикагская конвенция о международной гражданской авиации 1944 года понимает военные, таможенные и полицейские суда).

Вопросы транзитного пролёта  над международными проливами и архипелажными водами урегулированы Конвенцией ООН по морскому праву 1982 г. и, следовательно, относятся к международному морскому праву

История создания

В 1919 году Парижская конвенция  закрепила принципы суверенитета государств над воздушным пространством. В 1944 году прошла Чикагская конференция  о гражданской авиации. Принцип  свободы полетов в международном  воздушном пространстве. На конференции  были приняты стандарты, которые  являются юридически обязательными  для международных полетов, оно  не относится к воздушным судам, которые государство использует для осуществления своих властных функций (пограничный и таможенный контроль, оборона, полицейские функции  и т. п.). Создана Международная  организация воздушной авиации (ИКАО).

Соглашение о международном  воздушном транзите 1944 г. установило две свободы воздуха:

1. возможность полета  без посадки;

2. возможность посадки  для технического обслуживания.

Соглашение о международном  воздушном транспорте 1944 г. установило еще три:

3. возможность высаживать  пассажиров, выгружать груз и  почту, взятые на территории  государства, в котором зарегистрирован  самолет;

4. возможность принимать  на борт пассажиров, груз и  почту, следующие на территорию  государства, в котором зарегистрирован  самолет;

5. возможность принимать  на борт пассажиров, груз и  почту, следующие на территорию любого из участвующих в Соглашении государств, возможность высаживать пассажиров, выгружать груз и почту, следующих из одного из этих государств.

Международная организация  гражданской авиации (ИКАО от англ.  ICAO — International Civil Aviation Organization) —специализированное учреждение ООН, устанавливающее международные нормы гражданской авиации и координирующее её развитие с целью повышения безопасности и эффективности.

ИКАО учреждена «Конвенцией о международной гражданской авиации». Международная ассоциация воздушного транспорта (IATA) не является ИКАО.

Международная организация  гражданской авиации основана на положениях части ІІ Чикагской конвенции 1944 года. Существует с 1947 года. Штаб-квартира находится в Монреале, Канада. СССР вступил в члены ИКАО 14 ноября 1970 года.

Уставной целью ИКАО является обеспечение безопасного, упорядоченного развития международной гражданской  авиации во всем мире и другие аспекты  организации и координации международного сотрудничества по всем вопросам гражданской  авиации, в том числе международных  перевозок. В соответствии с правилами  ИКАО международное воздушное пространство разделено на районы полетной информации — воздушное пространство, границы которого устанавливаются с учётом возможностей средств навигации и контроля за воздушным движением. Одной из функций ИКАО является присвоение аэропортам мира четырёхбуквенных индивидуальных кодов — идентификаторов, используемых для передачи аэронавигационной и метеорологической информации по аэропортам, планов полётов (флайт-планов), обозначения гражданских аэродромов на радионавигационных картах и т. д.

В 1992 году (Резолюция A29-1) ИКАО объявила 7 декабря Днём гражданской авиации. В дальнейшем это решение поддержала ООН.

Нормы, регламентирующие отдельные  аспекты правового статуса воздушного пространства, начали складываться в конце XIX в. С открытием в 20-х гг. регулярных полетов стало возможным говорить о значении практического использования воздушного пространства; начали активно осуществляться воздушные перевозки коммерческого характера. Государства заключали соглашения о порядке использования воздушного пространства, о международных полетах и т.д. Предметом международно-правового регулирования становилось все больше вопросов воздухоплавания, совершенствовалась правовая регламентация, и, наконец, международные нормы и институты образовали самостоятельную отрасль международного права -международное воздушное право.

Нормы международного воздушного права зафиксированы во многих международных документах, в частности, в Варшавской конвенции для унификации некоторых правил, касающихся международных воздушных перевозок, 1929 г. (ратифицирована СССР в 1934 г.), Чикагской конвенции о международной гражданской авиации 1944 г. (СССР участвует с 1970 г.), Конвенции об ущербе, причиненном иностранными воздушными судами третьим лицам на поверхности, 1952 г. (РФ участвует), Конвенции об открытом море 1958 г., двусторонних соглашениях о международном воздушном сообщении, о предотвращении инцидентов в воздушном пространстве, о налогообложении доходов от воздушных перевозок и т.д.

Важнейшими принципами современного международного воздушного права являются: уважение суверенитета государства над воздушным пространством в пределах его территории; обеспечение безопасности международной гражданской авиации; свобода полетов в международном воздушном пространстве.

В неюридическом смысле под воздушным пространством понимается надземное пространство, заполненное воздухом. С точки зрения права, воздушноепространство является территорией с определенным юридическим статусом.

Различают два вида воздушного пространства по правовому положению: пространство, входящее в состав территории государства, и международное воздушное пространство над открытым морем и Антарктидой.

Воздушное пространство над  сухопутной и водной территорией  государства находится под его  суверенитетом.

Высотная граница государственной  территории установлена в соответствии с обычными нормами международного права на высоте 100-110 км. Пространство, находящееся выше этой границы, относится к территориям с международным режимом.

Международное воздушное право регулирует полеты только воздушных судов. Полеты в воздушном пространстве космических объектов регламентируются нормами космического права.

Воздушное судно представляет собой летательный аппарат, который  может держаться в атмосфере  за счет взаимодействия с воздухом, отличного от взаимодействия с воздухом, отраженным от земной поверхности. К воздушным судам не относятся: космические корабли, суда на воздушной подушке, метеорологические шары и беспилотные аэростаты.

Воздушные суда подразделяются на гражданские и государственные. В число последних входят воздушные суда, используемые на военной, таможенной и полицейской службах.

Все воздушные суда подлежат государственной регистрации. Гражданские суда заносятся в реестр гражданских воздушных судов. Государственные суда должны иметь знаки принадлежности к вооруженным, таможенным, полицейским силам государства. Военный летательный аппарат - это летательный аппарат, принадлежащий вооруженным силам какого-либо государства и имеющий внешние признаки (отличительный знак, бортовой номер), отличающие его от летательных аппаратов других государств. Летательный аппарат находится под командованием офицера, состоящего на правительственной службе, имя которого внесено в список офицеров вооруженных сил; экипаж летательного аппарата подчинен регулярной военной дисциплине.

Воздушное судно может  быть занесено в реестр только одного государства и иметь только одну государственную принадлежность.

Воздушные суда осуществляют два типа полетов: международные полеты и полеты в пределах одного государства.

К международным относятся все полеты, при которых пересекается граница более чем одного государства. Международные полеты в свою очередь подразделяются на регулярные и нерегулярные. Регулярные полеты осуществляются с целью перевозки грузов, пассажиров и почты; доступны для любого лица; производятся между одними и теми же пунктами в соответствии с опубликованным расписанием. Нерегулярные полеты - это эпизодические, разовые полеты, например для обеспечения чартерных перевозок.

Воздушное пространство, расположенное  над территорией государства, является частью его территории. Государство  обладает полным и исключительным суверенитетом  над своим воздушным пространством и имеет право разрешать или запрещать любые полеты над своей территорией.

Для организации полетов воздушных судов и осуществления других видов деятельности по использованию воздушного пространства государство выделяетвоздушные трассы, определяет районы аэродромов, воздушные коридоры для прилета и вылета воздушных судов и т.д. Каждое государство также обязано предоставлять на своей территории радио- и метеорологические службы, иные средства для аэронавигации, устанавливать процедуры связи, издавать соответствующие карты и схемы.

В целях обеспечения государственной  или общественной безопасности государства  вправе также устанавливать зоны ограничения полетов. Эти ограничения  могут заключаться в особом порядке  получения разрешения на полет, определении  специальных условий производства полетов, ограничении полетов и  т.д. В отдельных районах государства  полеты могут быть полностью запрещены.

Государства регулируют деятельность национальных и иностранных авиакомпаний, порядок и условия выдачи разрешения на эксплуатацию международных воздушных линий, условия полета, посадки на аэродромах, перевозки пассажиров, грузов, багажа и др.

Открытое воздушное пространство - это пространство над открытым морем и иными территориями с особым режимом (Антарктида, международные проливы и каналы, архипелажные воды).

В открытом воздушном пространстве признаны следующие свободы:

• свобода беспрепятственно осуществлять полеты;

• право государства регистрации  осуществлять юрисдикцию над воздушными судами;

• право захватывать воздушное пиратское судно и осуществлять «преследование по горячим следам».

Эти свободы реализуются  в дозволенных международным правом рамках. Так, в воздушном пространстве Антарктики запрещено использовать государственные летательные аппараты в военных целях.

Особые правила установлены  для пролета над международными каналами, проливами и т.д.

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО ВОЗДУШНОГО ПРАВА  

Международное воздушное  право - совокупность правовых норм, регулирующих отношения между государствами в отношении использования воздушного пространства с целью осуществления международного воздушного сообщения и обеспечения его безопасности, а также устанавливающих режим воздушных сообщений.

Международные воздушные  полеты выполняются в целях перевозки  пассажиров, груза, почты и багажа за плату по международным воздушным  трассам.

Существует 2 вида воздушного права:

1.Международное воздушное  право. Определяется межправительственными  соглашениями и многосторонними  соглашениями в области воздушного  права.

2.Внутригосударственное  (национальное) воздушное право.  Определяется Воздушным кодексом  государства.

Современное воздушное законодательство:

1.Действует не только  на территории государства, но  и за его пределами в той  мере, в какой это определено  самим законом.

2.Регулирует полеты в  воздушном пространстве всех  гражданских воздушных судов  (включая иностранные).

3.Распространяет свое  действие на все виды летательных  аппаратов.

Все полеты любого иностранного воздушного судна над территорией какого - либо государства подчинены его полному и исключительному суверенитету. То есть такие полеты в воздушном пространстве, расположенном над сухопутной и водной территорией государства, включая его территориальные воды, могут осуществляться только с явно выраженного на это согласия данного государства.

Основой современного международного воздушного права являются:

1.Чикагская конвенция  1944 года. На ее основе строятся  взаимоотношения между государствами  в области Международной гражданской  авиации.

2.Варшавская конвенция  1949 года. Унифицировала некоторые  соглашения о международных воздушных  перевозках.

3.Гаагский протокол 1955 года. Дополнил Варшавскую конвенцию.

4.Гвадалахарская конвенция  1961 года. Дает право осуществлять  перевозки на арендуемых воздушных  судах.

5.Римская конвенция 1962 года. Постановление о возмещении  пассажирам и авиакомпаниям ущерба  на территории любого государства.

6.Токийская конвенция  1963 года. О правонарушениях, совершенных  на борту воздушного судна  и о наказании правонарушителей.

7.Гаагская конвенция 1970 года. О борьбе с незаконным  вмешательством и захватом воздушных  судов. Подписана 151 государством.

8.Монреальская конвенция  1971 года.  О борьбе с актами незаконного захвата воздушных судов. 

ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ СОТРУДНИЧЕСТВА В ОБЛАСТИ МЕЖДУНАРОДНОЙ ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ  

Основные принципы сотрудничества в области международной гражданской  авиации изложены в Чикагской  Конвенции:

1.Полный и исключительный  суверенитет каждого государства  на свое воздушное пространство.

2.Обеспечение безопасности  полетов по международным воздушным  линиям на территории государства.

3.Обязательство применять  гражданскую авиацию только в  мирных целях, целях укрепления  дружбы между народами и перевозки  различных грузов.

Информация о работе Международное воздушное право