Международная защита прав женщин и детей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2014 в 18:19, курсовая работа

Краткое описание

Целью настоящей работы является комплексный анализ прав женщин и детей, их нормативного закрепления в международном праве и российском праве. Для достижения поставленной цели были поставлены следующие задачи:
• дать общую характеристику международно-правовым актам о правах ребенка и женщин;
• сформулировать проблемы правовой защиты женщин и детей;
• выработать предложения и рекомендации по совершенствованию международного регулирования и обеспечения прав женщин и детей.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….…...3
Глава I. Международная защита прав детей………………………….……….…5
§ 1. Международные документы о защите прав детей..………………………...5
§ 2. Реализация международных принципов по защите прав детей в РФ….....11
Глава II. Международная защита прав женщин……………………….………..14
§ 1. Международные документы, регламентирующие статус женщин и их право на защиту………………………………………………………………….…….…14
§ 2. Механизмы реализации прав женщин………………………………………20
Заключение………………………………………………………………….……..23
Библиографический список………………………………………………………24

Вложенные файлы: 1 файл

МЕЖДУНАРОДНАЯ ЗАЩИТА ПРАВ ЖЕНЩИН.doc

— 184.00 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

§ 2. Реализация международных принципов по защите прав детей в РФ

 13 июня 1990 г. Российская Федерация ратифицировала Конвенцию о правах ребенка 1989 г., 15 сентября 1990 г. она вступила в силу на территории РФ. Позднее, в Конституции РФ, были отражены главные конвенционные принципы по защите детей: государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства  (ст. ст. 7 и 38 Конституции РФ), каждому гарантируется социальное обеспечение для воспитания детей (ст. 39 Конституции РФ).

Также 24 июля 1998 г.  был принят Федеральный закон  N 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», устанавливающий основные гарантии прав и законных интересов ребенка, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, в целях создания правовых, социально-экономических условий для реализации прав и законных интересов ребенка. Согласно ст. 6  ФЗ N 124, ребенку от рождения принадлежат и гарантируются государством права и свободы человека и гражданина в соответствии с Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, Семейным кодексом Российской Федерации и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Ст. 16.1 Федеральный закон  N 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» закрепляет институт Уполномоченного по правам ребенка: 1. Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по правам ребенка в пределах своих полномочий, предусмотренных соответствующим указом Президента Российской Федерации, обеспечивает защиту прав и законных интересов детей. 2. В соответствии с законом и иным нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации может учреждаться должность уполномоченного по правам ребенка в субъекте Российской Федерации.

Институт уполномоченного по правам ребенка является дополнительным механизмом, обеспечивающим защиту прав ребенка во многих странах.

Государство обеспечивает защиту прав детей как на собственной территории, так и в пределах иностранного государства. Для организации и оказания услуг в области социального обеспечения, здравоохранения, образования и других сферах Указ Президента РФ от 13 апреля 2011 г. N 444 «О дополнительных мерах по обеспечению прав и защиты интересов несовершеннолетних граждан РФ» расширил список документов, удостоверяющих гражданство российских детей.

Остро стоит проблема правовой защиты детей, усыновленных в другой стране. Нормы части III «Семейные дела» Минской Конвенции стран СНГ о правовой помощи по гражданским, семейным и уголовным делам7 «…направлены на регламентацию действий по усыновлению в соответствии с законодательством той страны, гражданином которой является усыновитель»8.

По мнению А.Ю. Ястребовой, основой для заключения  двусторонних международных договоров с Россией о правовой помощи по семейным делам должна стать Гаагская конвенция о защите детей и сотрудничестве в области межгосударственного усыновления (РФ пока не ратифицировала, подписав ее в 2000 г.). Ст. 1 этой Конвенции устанавливает, что ее целью является создание гарантий осуществления межгосударственного усыновления только в интересах ребенка и с уважением его основных прав и обеспечение системы сотрудничества заинтересованных стран в этой области.

Для защиты прав ребенка нередки случаи обращения в Европейский Суд по правам человека. Так, Дмитрий Рябов из Санкт-Петербурга обратился в ЕСПЧ с жалобой на нарушение статьи 8 Конвенции (Конвенции от 4 ноября 1950 г. «О защите прав человека и основных свобод»), гарантирующей право на уважение личной и семейной жизни, в связи с тем, что решение суда об ограничении его родительских прав — на том основании, что он, страдая шизофренией, опасен для своего ребенка, которого отдали под опеку родителей его жены, страдавшей тем же заболеванием (к настоящему моменту она умерла), — необоснованно, и он фактически не может общаться со своим сыном, поскольку по судебному решению может делать это только в разрешения опекуна ребенка — своей тещи. 

Европейский Суд по правам человека указал, что вмешательство властей в право на уважение личной и семейной жизни заявителя было осуществлено на основании закона. Статья 73 СК РФ предусматривает, что ограничение родительских прав допускается, если оставление ребенка с родителями (одним из них) опасно для ребенка по обстоятельствам, от родителей (одного из них) не зависящим (в т.ч. психическое расстройство), и именно это применительно к делу Дмитрия Рябова было установлено национальным судом. Европейский Суд по правам человека также указал, что вмешательство в право заявителя на уважение его личной и семейной жизни было осуществлено в целях, на основании которых пункт 2 статьи 8 Конвенции позволяет осуществлять его: охрана здоровья и нравственности и защита прав и свобод других лиц. Следовательно, нет нарушения статьи 8 Конвенции9.

Постоянное сотрудничество государств в области защиты прав детей, поиск новых способов решения проблем, касающихся детей позволит обеспечить детям всего мира  достойную жизнь и хорошее будущее.

Глава II. МЕЖДУНАРОДНАЯ ЗАЩИТА ПРАВ ЖЕНЩИН

 

§ 1. Международные документы, регламентирующие статус женщин и их право на защиту.

Уровень цивилизованности общества определяется, как уже доказано, его отношением к женщинам. В современную эпоху качественного обновления международных отношений права женщин реализуются в недостаточной мере ни в одной стране. 

Основа для развития принципа недискриминации прав и свобод человека без различия расы, пола, языка, религии была заложена в Уставе ООН, где сказано, что государства – члены ООН готовы «утвердить веру в основные права человека, в достоинство и ценность человеческой личности, в равноправие мужчин и женщин». Также провозглашается международное сотрудничество в «поощрении и развитии уважения к правам человека, и основным свободам для всех без различия расы, пола, языка и религии»10. С тех пор концепция равенства стала основополагающей принципом в борьбе за обеспечение прав женщин.

«Комиссия ООН по положению женщин, созданная в 1946 г., является функциональной комиссией ЭКОСОС. Она состоит из представителей 32 государств — членов ООН, избираемых ЭКОСОС (Экономическим  и Социальным советом ООН) на 4 года»11. Данная Комиссия подготавливает рекомендации и доклады ЭКОСОС по содействию правам женщин в политической, экономической, гражданской и социальной областях и области образования, а также предоставляет рекомендации ЭКОСОС по срочным проблемам, требующим неотложного внимания в области прав женщин с целью применения того принципа, что мужчины и женщины должны обладать равными правами, а также разрабатывает предложения по претворению в жизнь таких рекомендаций.

В одном из первых международных документах по правам человека - Всеобщей декларации прав человека, принятой ООН 10 декабря 1948 г., в ст. 2, было провозглашено: Декларации гласит, что каждый человек должен обладать всеми правами и свободами, провозглашенными в Декларации, без какого бы то ни было различия в отношении расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного, сословного или иного положения12.

ООН, защищая права женщин, организовывает конференции и принимает следующие документы:

    • 1949 г. – Конвенция, принятая ГА ООН, о борьбе с торговлей людьми и эксплуатацией проституции третьими лицами.
    • 1951 г. – Конвенция МОТ о равном вознаграждении мужчин и женщин за труд равной ценности.
    • 1952 г. – Конвенция, принятая ГА ООН, о политических правах женщин.
    • 1957 г. - Конвенция о гражданстве замужней женщины, предоставляющая женщинам право сохранять или менять гражданство вне зависимости от действий их мужей.
    • 1960 г. - Конвенция о дискриминации в области труда и занятий.
    • 1962 г. – Конвенция, принятая ГА ООН, о согласии на вступление в брак, брачном возрасте и регистрации браков.
    • 1967 г. - Декларация о ликвидации дискриминации в отношении женщин.
    • 1975 г. - Всемирная конференция в рамках Международного года женщины (Мехико) -  принимается первый Всемирный план действий, провозглашено первое Десятилетие женщины: развитие, равенство, мир.
    • 1976 г. - ГА ООН учреждает Фонд добровольных взносов для Десятилетия женщины (ЮНИФЕМ) и Международный учебный и научно-исследовательский институт по улучшению положения женщины (МУНИУЖ).
    • 1979 г. - Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин.
    • 1980 г. - на Всемирной конференции в рамках Десятилетия женщины ООН  в г. Копенгаген оценивается прогресс, достигнутый к середине Десятилетия.
    • 1985 г. - На третьей Конференции ООН по положению женщин в Найроби разрабатываются стратегии в области улучшения положения женщин в период до 2000 г.. Фонд добровольных взносов становится Фондом ООН для развития в интересах женщин, имеющих автономный статус при Программе развития ООН.
    • 1986 г. - опубликование первого Мирового обзора по вопросу о роли женщин в развитии.
    • 1991 г. - вышло в свет издании «Женщины мира: тенденции и статистика», где можно узнать данные о положении женщин во всем мире.
    • 1992 г. - Конференция ООН по окружающей среде и развитию, проходившая в Рио-де-Жанейро. Была подчеркнута значимая роль женщин в процессе устойчивого развития.
    • 1993 г. – Декларация, принятая ГА ООН о ликвидации насилия в отношении женщин. Также в этом году на Всемирной конференции по правам человека в Вене были включены в повестку дня вопросы насилия в отношении женщин.
    • 1994 г. - На Международной конференции по народонаселению и развитию, проходившей в Каире, неотъемлемой частью прогресса считается расширение прав женщин.
    • 1995 г. - четвертая Конференция по положению женщин. Принимается Платформа действий, отражающая всю совокупность проблем, касающихся женщин13.

Стоит рассмотреть подробнее правовые акты, противодействующие дискриминации женщин. В 1967 г. резолюцией 2263 (XXII) Генеральной Ассамблеи ООН от 7 ноября 1967 года была принята Декларация о ликвидации дискриминации в отношении женщин. В Преамбуле Декларации констатируется тот факт, что,  несмотря на осуществленный в вопросе равноправия прогресс, продолжает существовать значительная дискриминация в отношении женщин. Утверждается, что дискриминация в отношении женщин несовместима с достоинством женщины как человека, благосостоянием семьи и общества, мешает ее участию на равных условиях с мужчиной в политической, социальной, экономической и культурной жизни своей страны и является препятствием к полному развитию возможностей женщины в деле ее служения своей стране и человечеству. В связи с необходимостью обеспечить в законодательстве и в практике всеобщее признание принципа равенства мужчин и женщин принимается Декларации о ликвидации дискриминации в отношении женщин.

В данной Декларации провозглашены основные  положения: принцип равенства для мужчин и женщин должен быть включен в конституцию или иным образом гарантирован законом (п. а ст.1), обеспечение женщин правом голоса на выборах и право на избрание в публично избираемые органы; право голосовать на всех публичных референдумах; право доступа на государственную службу и право выполнения всех общественных функций (ст. 4), правом приобретения и наследования собственности, а также управления, пользования и распоряжения ею, включая собственность, приобретенную в период состояния в браке; правом на равное право и дееспособность; наделение одинаковыми с мужчинами правами в отношении законодательства о передвижении лиц. (ст. 6)  Женщины должны иметь одинаковое с мужчиной право свободно выбирать супруга и вступать в брак только со своего свободного и полного согласия; женщины должны иметь равные с мужчинами права в период состояния в браке и при его расторжении. Во всех случаях интересы детей должны быть преобладающими;  родители должны иметь равные права и обязанности в отношении своих детей. Во всех случаях интересы детей должны быть преобладающими (ст. 7); Далее, наделение женщин правом без дискриминации по признаку гражданского состояния или по другим признакам получать профессиональную подготовку, работать, свободно выбирать профессию и занятие и совершенствоваться в своей профессии и специальности, в том числе правом на равную с мужчинами оплату и равное материальное обеспечение за равный труд; правом на оплачиваемый отпуск, на пенсионное обеспечение и на материальное обеспечение в случае безработицы, болезни, по старости и в других случаях потери трудоспособности; правом на получение пособия на семью на одинаковых условиях с мужчинами (ст. 10)14.

Таким образом, в Декларации от 7 ноября 1967  была сделана попытка принять антидискриминационные в важнейших сферах жизни: политической, экономической, трудовой и т.д. Позднее была принята Конвенция ООН 1979 г. о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин, обязывающая  правительства обеспечить равные права для женщин во всех областях жизни – гражданской, политической, экономической, социальной, культурной. Согласно ее Преамбуле,   по-прежнему имеет место значительная дискриминация в отношении женщин, в условиях нищеты женщины имеют наименьший доступ к продовольствию, здравоохранению, образованию, профессиональной подготовке и возможностям для трудоустройства, а также к другим потребностям. Цель ее - принять меры, необходимые для ликвидации такой дискриминации во всех ее формах и проявлениях. «Конвенция устанавливает общие принципы и меры достижения равных прав для женщин во всем мире. СССР ратифицировал эту Конвенцию в 1980 г. После распада Советского Союза ее правопреемником по международным пактам и договорам, в том числе и по вышеназванной Конвенции, стала Российская Федерация»15.                                                             Можно заключить, что в  процессе анализа международно-правовых норм в сфере прав женщин, делается вывод о том, что перед этой областью прав стоят две основные задачи: во-первых, в различных государствах способствовать обеспечению прав женщин; во-вторых, содействовать государствам в осуществлении обязательств, закрепленных в соглашениях о правах женщин.

 

 

 

 

§ 2. Механизмы реализации прав женщин

Для выполнения указанных задач были созданы механизмы: международные (универсальные и региональные) и внутригосударственные. Основными методами работы этих механизмов являются: обращение в международные органы, рассмотрение докладов государственных структур, назначение специальных советников, мониторинг положения женщин в отдельных государствах международными организациями, финансовая помощь государствам, контроль за соблюдением государствами взятых на себя обязательств, привлечение к международно-правовой ответственности. Универсальные международные механизмы защиты прав женщин реализуют специализированные органы, созданные на основе норм международного права:

    • Комиссия по положению женщин ООН является координирующим органом ООН по решению проблем осуществления прав женщин на универсальном уровне, работающая под руководством Экономического и Социального Совета (далее по тексту - ЭКОСОС). Основное направление деятельности - разработка проектов международных договоров в области защиты отдельных прав женщин, причем особое внимание уделяется правам  политическим и гражданским;
    • Комитет по ликвидации дискриминации в отношении женщин ООН создан в силу ст. 17 Конвенции по ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин 1979 г., особенностью которого является то, что он полностью состоит из женщин, а таким образом из 23 экспертов-женщин, обладающих высокими моральными качествами и компетентностью в области, охватываемой настоящей Конвенцией (в качестве системы мониторинга для наблюдения за ходом соблюдения Конвенции государствами).
    • Международная организация труда (далее - МОТ) была создана в 1919 г. еще в рамках Лиги Наций. В 1946 г. МОТ стала первым специализированным учреждением ООН. Необходимо также отметить, что работа МОТ с первых лет существования в области защиты прав женщин может быть сведена к решению следующих проблем: оценка труда женщин через статистические показатели; занятость женщин на рынке труда; условия труда; специфические вопросы, затрагивающие интересы женщин как трудящихся с семейными обязанностями.

Информация о работе Международная защита прав женщин и детей