Международная защита прав женщин и детей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2014 в 18:19, курсовая работа

Краткое описание

Целью настоящей работы является комплексный анализ прав женщин и детей, их нормативного закрепления в международном праве и российском праве. Для достижения поставленной цели были поставлены следующие задачи:
• дать общую характеристику международно-правовым актам о правах ребенка и женщин;
• сформулировать проблемы правовой защиты женщин и детей;
• выработать предложения и рекомендации по совершенствованию международного регулирования и обеспечения прав женщин и детей.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….…...3
Глава I. Международная защита прав детей………………………….……….…5
§ 1. Международные документы о защите прав детей..………………………...5
§ 2. Реализация международных принципов по защите прав детей в РФ….....11
Глава II. Международная защита прав женщин……………………….………..14
§ 1. Международные документы, регламентирующие статус женщин и их право на защиту………………………………………………………………….…….…14
§ 2. Механизмы реализации прав женщин………………………………………20
Заключение………………………………………………………………….……..23
Библиографический список………………………………………………………24

Вложенные файлы: 1 файл

МЕЖДУНАРОДНАЯ ЗАЩИТА ПРАВ ЖЕНЩИН.doc

— 184.00 Кб (Скачать файл)

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Российская правовая академия

Министерства Юстиции Российской Федерации»

ИЖЕВСКИЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ (филиал)

 

________________________________________

(наименование отделения)

 

________________________________________

(наименование кафедры)

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

_____________________________

_____________________________

(наименование темы)

 

 

 

Выполнил студент

____________ учебной группы ______ курса

 

Научный руководитель

________________________________________

(ученая степень, ученое  звание)

________________________________________

(должность)

__________________________________

(фамилия, имя, отчество)

 

 

Дата защиты   _______________________

Оценка _____________________________

____________________________________

 

 

 

Ижевск,  200__ г.

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

Введение……………………………………………………………………….…...3

Глава I. Международная защита прав детей………………………….……….…5

§ 1. Международные документы о защите прав детей..………………………...5

§ 2. Реализация международных принципов по защите прав детей в РФ….....11

Глава II. Международная защита прав женщин……………………….………..14

§ 1. Международные документы, регламентирующие статус женщин и их право на защиту………………………………………………………………….…….…14

§ 2. Механизмы реализации прав женщин………………………………………20

Заключение………………………………………………………………….……..23

Библиографический список………………………………………………………24

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Международная защита прав детей и женщин является одним из главных направлений международной деятельности. Однако  защита женщин и детей - исторически молодые правовые институты, и их развитие не прекращается и в наши дни.

Декларация Организации Объединенных Наций от 8 сентября 2000 г., утвержденная резолюцией 55/2 ГА ООН, особо выделяет "защиту уязвимых". К уязвимой группе населения Декларация относит женщин, детей, инвалидов, беженцев и другие категории населения.

Признание того, что ребенок  является самостоятельным субъектом права, является  одним из важных достижений международной системы защиты прав человека. Предпосылкой этому было доказанность того факта, что ребенок ввиду его физической и умственной незрелости нуждается в специальной охране и заботе, включая надлежащую правовую защиту, как до, так и после рождения.

      Права женщин также  нуждаются в соответствующей  защите и регламентации. Исторически  женщины подвергаются  угнетению  со стороны  мужчин. Причиной этому  могут служить физиологические особенности женского организма, а также выполнения женщинами важнейшей функции материнства. В силу этого, женщинам должны предоставляться  особые права и особую охрану со стороны общества.

Работа актуальна тем, что раскрывает теоретические аспекты и практические способы решения проблем, касающихся особого статуса детей и женщин как субъектов права.

Объектом данной курсовой  работы являются общественные отношения, международно-правовые акты, законодательство РФ и основные международно-правовые механизмы, связанные с реализацией и обеспечением прав женщин и детей.

Предметом исследования являются права женщин и детей и их защита, правовые акты, которые закрепляют права женщин и детей в  в российском и международном праве.

Целью настоящей работы является комплексный анализ прав женщин и детей, их нормативного закрепления в международном праве и российском  праве. Для достижения поставленной цели были поставлены следующие задачи:

    •     дать общую характеристику международно-правовым актам о правах ребенка и женщин;
    • сформулировать проблемы правовой защиты женщин и детей;
    • выработать предложения и рекомендации по совершенствованию международного регулирования и обеспечения прав женщин и детей.

При написании настоящей работы использовались специальные общенаучные и частноправовые методы: диалектический, формально-логический метод толкования права, сравнительно-правовой, исторический, метод анализа данных судебной статистики и др.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава I. МЕЖДУНАРОДНАЯ ЗАЩИТА ПРАВ ДЕТЕЙ

 

§ 1. Международные документы о защите прав детей

Международная защита прав человека включает в себя важнейшую составную часть  - международную защиту прав ребенка. Это обусловлено тем, что детям в силу умственной и физической незрелости необходимо обеспечить особую защиту. Более того, исторически сложилось так, что социальный статус ребенка ниже, чем у взрослых. Еще два века назад дети мире подвергались всем видам наказания, вплоть до смертной казни.   И в наши дни фиксируется множество случаев злоупотребления этим статусом детей, поэтому сегодня международная защита детей относится к глобальным проблемам человечества.

На мировом уровне вопрос о необходимости регулирования прав детей решался после Первой мировой войны. В 1919 г. в Лиге Наций был создан Комитет детского благополучия, решавший вопросы беспризорности детей, детского рабства, труда, проституции и торговли детьми.

В 1924 г. в Женеве Пятой Ассамблеей Лиги Наций была принята Декларация прав ребенка, состоявшая из пяти принципов международно-правовой защиты детей:

    1. ребенку должна предоставляться возможность нормального развития, как материального, так и духовного;
    2. голодный ребенок должен быть накормлен, больному ребенку должен быть предоставлен уход, порочные дети должны быть исправлены, сиротам и беспризорным детям должно быть дано укрытие и все необходимое для их существования;
    3. ребенок должен быть первым, кто получит помощь при бедствии;
    4. ребенку должна быть предоставлена возможность зарабатывать средства на существование, и он должен быть огражден от всех форм эксплуатации;
    5. ребенок должен воспитываться с сознанием того, что его лучшие качества будут использованы на благо следующего поколения1.

Главной идеей Женевской Декларации 1924 г. была обязанность всего человечества заботиться о детях.

До 1945 г. появлялись новые международные документы, касающиеся отдельных сторон защиты детей: Конвенция о рабстве 1926 г.;  Конвенция о борьбе с торговлей женщинами и детьми 1921 г.; Конвенция МОТ N 10 о минимальном возрасте найма детей на работу в сельском хозяйстве и др.

По мнению Р.М. Валеева, «фрагментарное обращение государств к сотрудничеству по вопросам прав ребенка, отсутствие единых принципов взаимодействия и механизмов реализации норм позволяют сделать вывод о том, что международной защиты прав ребенка как системы международно-правовых норм в указанный период не существовало»2

После Второй мировой войны начала формироваться современная система международно -  правовой защиты детей, в ОНН выделилось особое направление: ООН были созданы Социальная комиссия и Детский фонд ООН (ЮНИСЕФ), также этой проблемой занимаются специализированные учреждения ООН: Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ), Международная организация труда (МОТ), Организация Объединенных Наций по вопросам науки, культуры и образования (ЮНЕСКО).

Резолюцией 1386 (ХIV) Генеральной Ассамблеи ООН от 20 ноября 1959 года была принята Декларация прав ребенка «с целью обеспечить детям счастливое детство и пользование, на их собственное благо и на благо общества, правами и свободами, которые здесь предусмотрены».

В Декларации закреплены такие важные принципы, как:

    • Ребенок для полного и гармоничного развития его личности нуждается в любви и понимании;
    • Ребенку законом и другими средствами должна быть обеспечена специальная защита и предоставлены возможности и благоприятные условия, которые позволяли бы ему развиваться физически, умственно, нравственно, духовно и в социальном отношении здоровым и нормальным путем и в условиях свободы и достоинства;
    • Ребенку должно принадлежать с его рождения право на имя и гражданство;
    • Ребенку должно принадлежать право на надлежащие питание, жилище, развлечения и медицинское обслуживание, образование, которое должно быть бесплатным и обязательным, по крайней мере на начальных стадиях;
    • Ребенку, который является неполноценным в физическом, психическом или социальном отношении, должны обеспечиваться специальные режим, образование и забота, необходимые ввиду его особого состояния;
    • Ребенок должен быть защищен от всех форм небрежного отношения, жестокости и эксплуатации. Он не должен быть объектом торговли в какой бы то ни было форме;
    • Ребенок должен ограждаться от практики, которая может поощрять расовую, религиозную или какую-либо иную форму дискриминации3.

Однако, вследствие рекомендательного характера, данная Декларация не смогла решить острых и многочисленных проблем защиты детей.

20 ноября 1989 г . Генеральная Ассамблея  ООН приняла важнейший международный  акт в области защиты прав детей  - Конвенцию о правах ребенка. Это первый документ, в котором  регламентированы не только права ребенка, но механизм контроля за государствами-участниками по  соблюдению Конвенции.

Основные положения Конвенции по механизму таковы:

    • Государства-участники принимают все необходимые законодательные, административные и другие меры для осуществления прав, признанных в настоящей Конвенции.
    • Государства-участники принимают все необходимые меры для обеспечения защиты ребенка от всех форм дискриминации или наказания на основе статуса, деятельности, выражаемых взглядов или убеждений ребенка, родителей ребенка, законных опекунов или иных членов семьи.
    • Государства-участники обеспечивают в максимально возможной степени выживание и здоровое развитие ребенка.
    • Государства-участники принимают меры для борьбы с незаконным перемещением и невозвращением детей из-за границы.
    • Ребенок имеет право свободно выражать свое мнение; это право включает свободу искать, получать и передавать информацию и идеи любого рода, независимо от границ, в устной, письменной или печатной форме, в форме произведений искусства или с помощью других средств по выбору ребенка.
    • Государства-участники принимают все необходимые меры для того, чтобы содействовать физическому и психологическому восстановлению и социальной реинтеграции ребенка, являющегося жертвой: любых видов пренебрежения, эксплуатации или злоупотребления, пыток или любых других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения, наказания или вооруженных конфликтов4.

«Кроме того, в статье 17 Конвенции особо оговорена роль средств массовой информации: государства-участники обязуются поощрять средства массовой информации к распространению информации и материалов, полезных для ребенка в социальном и культурном отношении. Государства - участники конвенции обязались, используя надлежащие и действенные средства, широко информировать о принципах и положениях Конвенции как взрослых, так и детей»5.

Итак,  общая цель Конвенции заключается в укреплении правового статуса ребенка как гражданина и члена семьи, улучшении его положения в обществе и семье. Многие авторы отмечают особое место Конвенции среди дургих международных актов по правам детей. Так, С. Сорокин отмечает: «…не менее важно ее значение для охраны прав ребенка в семье, что имеет особое значение для современной России, которой предстоит, во-первых, полностью возродить понимание семьи как непреходящей ценности, во-вторых, в корне изменить сложившееся веками патриархальное представление о подчиненном положении несовершеннолетнего в семье»6. Также эта Конвенция предлагает формулировку понятия «ребенок», которым считается каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста, если по закону, применимому к данному ребенку, он не достигает совершеннолетия ранее.

Согласно ч. 1 ст. 43 Конвенции 1989 г., в целях рассмотрения прогресса, достигнутого государствами-участниками в выполнении обязательств, принятых в соответствии с настоящей Конвенцией, учреждается Комитет по правам ребенка.  С 1991 г. в Женеве работает Комитет по правам ребенка - группа экспертов из 18 человек, которая рассматривает доклады правительств государств-участников о выполнении положений Конвенции.

Защита интересов детей закреплена в международно-правовых актах универсального характера: Всеобщая декларация прав человека 1948 г., международные Пакты о правах человека 1966 года, касающиеся защиты гражданских и политических прав, экономических, социальных и культурных прав.

Принципы недопустимости дискриминации, наилучшего обеспечения интересов ребенка, свободного выражения ребенком своих собственных взглядов, соблюдения права ребенка на выживание и здоровое развитие, особой защиты и охраны детей отражены в следующих международных документах: Факультативный протокол к Конвенции о правах ребенка 1989 г., касающийся участия детей в вооруженных конфликтах, 2000 г.; Факультативный протокол к Конвенции о правах ребенка 1989 г., касающейся торговли детьми, детской проституции и детской порнографии, 2000 г.; Декларация о социальных и правовых принципах, касающихся здоровья и благополучия детей, особенно при передаче детей на воспитание и их усыновление на национальном и международном уровне, 1986 г.; Африканская хартия прав и благополучия ребенка 1990 г.; Хартия основных прав Европейского союза 2000 г.;  Конвенция СНГ о правах и основных свободах человека 1995 г. и др.

Информация о работе Международная защита прав женщин и детей