Международная защита прав женщин

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Сентября 2013 в 22:14, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является рассмотрение проблемы защиты прав женщин,их правового закрепления и фактического соблюдения.Всвязи с поставленной целью я определяю следующие задачи:
Изучить международно-правовые источники с точки зрения охвата различных сфер общественной жизни
Рассмотреть различные механизмы реализации нормативных актов на практике
Попытаться выявить основополагающие проблемы,связанные с недостаточностью реализации прав женщин

Содержание

Введение
История возникновения и содержание понятия «права женщин»
Основные международно-правовые акты по защите прав женщин
Международные механизмы и институты защиты прав женщин
Защита прав женщин в России: законодательство и практика
Личные права
Гражданские и политические права
Социальные и экономические права
Заключение

Вложенные файлы: 1 файл

Международная защита прав женщин.doc

— 136.50 Кб (Скачать файл)

Конвенция Международной  Организации Труда N 156 о равном обращении и равных возможностях для трудящихся мужчин и женщин: трудящиеся с семейными обязанностями гласит,что и мужчины,и женщины, имеющие семейные обязанности, имеют равное право на участие в экономической деятельности и не могут быть отстранены от оной только лишь на основании наличия у них таких обязанностей.

Также можно  утверждать,что к международно-правовым актам, защищающим права женщин, относятся универсальные международные договоры и иные акты в области общей регламентации защиты прав человека (Всеобщая декларация прав человека, Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 года, Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах 1966 года, Венская декларация и программа действий 1993 года, Пекинская Платформа действий 1995 года), а также акты, направленные на регламентацию и защиту прав трудящихся женщин (наряду с упомянутой выше Конвенцией № 100 о равном вознаграждении мужчин и женщин за труд равной ценности 1951 года надо отметить также Конвенцию № 111 о дискриминации в области труда и занятий 1958 года, Конвенцию № 103 об охране материнства 1952 года и др).

Стоит упомянуть  также региональные международно-правовые акты, в частности, такие, как: Европейская конвенция о защите прав и основных свобод человека 1950 года, Европейская социальная хартия 1961 года, Пересмотренная Европейская социальная хартия 1996 г., Американская Конвенция о правах человека 1969 года, Африканская Хартия прав человека и народов 1982 года, Конвенция Содружества Независимых Государств о правах и основных свободах человека 1995 года и др. 
Международные механизмы и институты защиты прав женщин

Итак,в предыдущей главе я рассказала о многообразии различных правовых актов,защищающих права и свободы женщин,однако совершенно очевидно,что законодательство-лишь ступень к реальной демократизации общества и реальному вовлечению женщин во все сферы общественной жизни наравне с мужчинами без какой-либо дискриминации.Поэтому мне кажется важным рассказать о работающих механизмах и институтах защиты прав женщин.

Одним из таких механизмов является Комитет ООН по ликвидации дискриминации в отношении женщин.Его  деятельность основана на упомянутой выше Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении  женщин (CEDAW), которая была принята  Генеральной Ассамблеей ООН в 1979 году. Этот документ является основой дальнейших резолюций по проблеме дискриминации. Государства, подписавшие Конвенцию, обязаны отчитываться перед Комитетом Конвенции, учрежденным для надзора за выполнением Женской конвенции, каждые четыре года.

С целью усиления Конвенции, комиссия по положению женщин ООН (CSW) одобрила дополнительный протокол, в  который были включены отдельные  процедуры подачи жалоб. Это дает возможность отдельным лицам  подавать жалобы непосредственно в  ООН в случае нарушения положений Конвенции.8

В состав Комитета входят 23 эксперта, отвечающих за области, на которые  распространяется действие Конвенции.Они избираются государствами, подписавшими Конвенцию, на четырехлетний срок и осуществляют деятельность в своей области. Раз в год Комитет проводит заседания, на которых рассматриваются отчеты государств-участников по законодательным, судебным, административным и другим мерам, принятым ими в целях реализации Конвенции в течение года и анализируется состояние дел в области реализации прав женщин в рамках Конвенции. Процесс рассмотрения может включать устное представление дела государством-участником с последующими вопросами от членов Комитета. После рассмотрения Комитет может сделать свои предложения государствам-участникам в форме заключительных наблюдений или общих комментариев и рекомендаций.9

Также важным институтом по защите прав женщин является Специальный  Докладчик по проблеме насилия в  отношении женщин,учреждённый в  апреле 1994 года Комиссией по правам человека Организации Объединенных Наций . Это было сделано на основании требований международных женских организаций, и этот шаг можно назвать значительным событием в деятельности ООН по проблеме прав женщин. Функция Специального Докладчика заключается в осуществлении мониторинга положения женщин, связанного с насилием, и представления ежегодного доклада Комиссии по правам человека в Женеве.

Не стоит забывать и  о Совете Европы, старейшей в Европе международной  политической организации, созданной 5 мая 1949 года. Деятельность его направлена, прежде всего, на обеспечение и защиту прав человека, будь то гражданские, политические, экономические, социальные или культурные права, то есть деятельность Совета Европы охватывает все сферы жизни человека. Экономическими и военно-политическими вопросами организация не занимается. Проблема насилия в отношении женщин уже в течение многих лет является темой конференций, инициатив и резолюций Совета Европы. За это время Советом Европы были приняты следующие документы:

  • Рекомендация по насилию в семье
  • Рекомендация по положению пострадавшей в рамках уголовного законодательства
  • Рекомендация по поддержке пострадавших и по профилактике виктимизации
  • Рекомендация по сексуальной эксплуатации, порнографии, проституции, торговле детьми и подростками
  • Рекомендация по защите женщин от насилия 10

Весьма действенным  институтом является Европейская Сеть / WAVE - Женщины Против Насилия.  в  которую женщины объединились во время подготовки к Четвертой  Всемирной Конференции по делам  женщин в Пекине (1995 г.)Первая европейская конференция Сети прошла в Вене в 1998 году. В ней приняли участие делегаты из 23 стран. В настоящее время более 90 организации-представительниц сети существуют уже в 44-х странах.

В настоящее время деятельность сети WAVE направлена, главным образом, на работу по искоренению насилия в семье и близких отношениях. Целью Сети также является содействие реализации прав женщин и детей и, в частности, предотвращение насилия в отношении женщин и детей.

Огромную роль в сфере  защиты прав женщин играет Европейский Союз, причём сама защита осуществляется в разных формах: через законодательное регулирование, деятельность Суда ЕС, создание программ действий, адресованных государствам-членам, деятельность различных фондов и органов ЕС. Например, дело "Дефренн против "Сабена' послужило впоследствии толчком для улучшения законодательной базы.а так же стало прецедентом.В рамках ЕС было принято множество директив о правах мужчин и женщин,а так же было создано несколько социально направленных программ.

Одним из примеров конкретных практических действий, предпринимаемым ЕС для осуществления целей и задач второй программы, явилось выделение Комиссией ЕС специальных грантов женщинам, начинающим собственный бизнес. Предпочтение в выделении помощи такого рода отдавалось тем проектам, в соответствии с которыми предполагалось создать новые рабочие места для женщин со специальными проблемами (например, для безработных), а также в сферах профессиональной деятельности, нетрадиционной для применения женского труда . 11

Большой вклад  в разработку проектов директив, а  также подготовку различного рода докладов, информационных сообщений о положении  женщин в ЕС, о мерах по защите их прав вносит функциональный орган  Комиссии ЕС - Бюро по вопросам занятости  и равных возможностей для женщин. Бюро поддерживает тесные связи с группами трудящихся и предпринимателей, проводит исследовательскую работу, семинары, совещания и др.12

В рамках Комиссии ЕС действует также Женское бюро информации, на базе которого выпускается  ежеквартальный журнал "Женщины Европы", и также Консультативный комитет по вопросам "Равные возможности для мужчин и женщин". В задачи Комитета входят разработка предложений, определяющих политику ЕС по вопросам равных возможностей мужчин и женщин, ведение аналитической и консультативной деятельности.13

Помимо специально созданных на базе Комиссии ЕС органов  по защите прав женщин в ЕС функционирует  Европейский социальной фонд, учрежденный  в соответствии с Римским договором. Целью образования последнего было желание содействовать улучшению условий труда и жизни граждан государств-членов ЕС. Значительные суммы фонд выделял специально на нужды женщин. В 1986 г., например, фонд выделил на нужды женщин около 80% своих средств. Фондом оплачивалась программа обучения женщин, которые не имели раньше возможности получить компьютерное образование, без которого они не могли быть приняты на работу на крупные предприятия.14

Как мы видим,существует огромное количество международных программ,институтов и механизмов,обеспечивающих исполнение ранее рассмотренных законодательных норм.Кроме указанных,существует также множество организаций,ассоциаций и фондов,обеспечивающих исполнение прав женщин,а также помогающих им в различных кризисных ситуациях. 
Защита прав женщин в России: законодательство и практика

Рассмотрев  ситуацию в сфере защиты прав женщин в международном масштабе, я бы хотела обратиться к ситуации в России.

Национальное  законодательство в сфере защиты прав женщин основано на гарантиях равноправия дискриминации по признаку пола,что подчёркивается даже в главном законе РФ – Конституции.В соответствии с Конституцией (ст.19) все равны перед законом и судом(п.1), государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола (…) и запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, (…) принадлежности. (п.2), мужчина и женщина имеют равные права и свободы и равные возможности для их реализации (п.3).Также в соответствии со статьёй 38 материнство и детство, семья находятся под защитой государства (п.1).

Также огромную роль в системе права РФ изграют  различные международно-правовые источники, так как по Конституции если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора (ст. 15, п.5),то есть на территории РФ работают все ратифицированные конвенции и договоры,в том числе конвенции,затрагивающие права женщин, например Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин, ратифицированная СССР в 1980 г.

Итак, рассмотрев ситуацию вцелом,хотелось бы обратиться к отдельным группам прав: личным, гражданским и политическим,а  также социальным и экономическим правам.

Личные права

На самом  деле сложно говорить о личных правах женщин как о правах отдельной  группы населения,так как в Конституции  РФ в отношении личных прав женщины  приравниваются к мужчинам. Личными  являются естественные права, то есть права, не увязанные с принадлежностью человека к государству : право на жизнь (ст. 20) , право на достоинство (ст. 21, ч. 1) , право на безопасность (ст. 21, ч. 2) , право на свободу и личную неприкосновенность (ст. 22) , право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени (ст. 23) , право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений (ст. 23, ч. 2) и т.д. Несмотря на то,что в ч. 3 ст. 19 Конституции четко определено: "Мужчина и женщина имеют равные права и свободы и равные возможности для их реализации", фактического равенства между мужчиной и женщиной не существует. По результатам проведённого накануне 8 марта 2003г. научно-исследовательскии центром "Регион"опроса городского населения Ульяновской области, женщины отмечают, что им не дают участвовать в управлении государством, ущемляются их права на охрану здоровья, на труд, образование. Плохи дела, по их мнению  и в праве на свободу, личную и семейную тайны и неприкосновенность. Также их волнует нарушение прав на жилище, на свободу передвижения. Мужчины считают, что равенство в правах соблюдается, женщины не согласны с этим.

Причём одной  из наиболее острых проблем является проблема домашнего насилия. Доклад  Уполномоченного по правам человека Республики  Татарстан  Р. Вагизова достаточно полно раскрывает данную проблему. Среди многочисленных жалоб, поступающих в адрес Уполномоченного по правам человека в РТ, наибольшую тревогу вызывают жалобы граждан на нарушение их права на жизнь, личную неприкосновенность, честь, достоинство и многие другие, связанные насилием в семье.

Проблема насилия  в семье и обществе становится все более актуальной для современной России. Домашнее насилие - это не семейный конфликт, это часто преступление, целью которого является получение власти и контроля над другим человеком. При этом нарушаются такие основные права как: право на жизнь, личную неприкосновенность, честь, достоинство и многие другие. Домашнее насилие совершается в таких формах, как морально-психологическое, сексуальное, экономическое и физическое. Насилие совершается в любых семьях, независимо от места жительства, социальной и национальной принадлежности, оно не имеет социальных границ, происходит во всех социальных группах. Насилие в той или иной форме наблюдается в каждой четвертой семье, около 30 процентов от общего числа умышленных убийств совершается в семье. Половине всех преступлений, связанных с бытовыми мотивами, предшествуют длительные семейные конфликты, каждый час одна из российских женщин погибает от рук мужа или партнера, ежегодно 2 тысячи женщин кончают жизнь самоубийством, становятся инвалидами и контингентом психбольниц. Преобладающее большинство потерпевших от насилия, происходящего в семье - это женщины и девочки, т.е. имеет место преимущественно гендерный аспект насилия в семье.15

Гражданские и  политические права

Говоря о  правах женщин,обязательно стоит  сказать о сфере гражданских  и политических прав отдельно.Тема политического представительства  женщин вызывает огромное количество разговоров и споров,по этому вопросу принято огромное количество нормативных актов,в том числе международных, например Конвенция ООН о политических правах женщин, принятая Генеральной Ассамблеей ООН 20 декабря 1952 г., вступившая в силу 7 июля 1954 г. или Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин,уже рассмотренные выше. Очень широко данный вопрос рассматривался на Пекинской Всемирной конференции 1995 г. (основополагающие документы - Пекинская декларация и Платформа действий),на которой были выделены проблемные области, в том числе неравенство между мужчинами и женщинами в области разделения власти и принятия директивных решений на всех уровнях. В Платформе действий отмечается, что многие политические партии и государственные структуры по-прежнему препятствуют участию женщин в общественно-политической жизни. В некоторых странах наблюдается существенное сокращение числа женщин, представленных в законодательных органах. В Платформе действий IV Всемирной конференции по положению женщин было рекомендовано:

Информация о работе Международная защита прав женщин