Контрольная работа по "Международное право"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Сентября 2012 в 19:56, контрольная работа

Краткое описание

Актуальность выбранной темы исследования. Право собственности и иные имущественные пра¬ва граждан и организаций подлежат государственной защите и охране. Но при чрезвычайной общественной необходимости в силу «публичных обще¬национальных» интересов закон предусматривает возможность принуди¬тельного ограничения или прекращения государством имущественных прав частных лиц. Публичный интерес

Содержание

Введение………………………………………………………………….…3
1. Характеристика права собственности и национализации, а также её правовое регулирование……………………………………………………….…5
1.1 Понятие права собственности и его содержание…………………….5
1.2 Понятие национализации и её правовое регулирование в международном частном праве………………………………………………..…8
2. Международно-правовые проблемы осуществления национализации в международном частном праве и анализ её проведения в зарубежных странах……………………………………………………………………………14
2.1 Анализ проведения национализации в международном частном праве на примере Великобритании, Франции и Египта…………....................14
2.2 Международно-правовые проблемы осуществления национализации в международном частном праве…………………................18
Заключение…………………………………………………………..……22
Список использованных источников……………………........................25
Задача………………………………………………………………………27

Вложенные файлы: 1 файл

кр МЧП.docx

— 48.53 Кб (Скачать файл)

Однако  не всякий переход к государству  имущества частных лиц означает его национализацию. Так, например, не будет означать национализацию переход к государству имущества в порядке конфискации, в порядке реквизиции, в порядке наследования или иным гражданско-правовым способом, поскольку при этом не устанавливается принципа недопустимости права частной собственности на переходящие к государству объекты.

Национализация  равносильна установлению монопольного права собственности государства  на соответствующие объекты. Исключения из такого монопольного права собственности  государства на определенного рода объекты могут иметь место  только в случаях, специально и прямо  предусмотренных законом.

Понятие национализации обычно употребляется  применительно к праву собственности, т.е. в смысле недопущения права  частной собственности на какие-либо объекты, т.е. на определенного рода вещи.

Но как  разнозначное понятию монополии  понятие национализации употребляется  и применительно к разного  рода деятельности, в отношении которой  устанавливается монополия государства, т. е. исключительное право государства  заниматься этого рода деятельностью.

Так, например, наряду с национализацией таких  объектов права собственности, как  земля, промышленные предприятия, железные дороги и т. п., в период проведения Великой Октябрьской социалистической революции была произведена национализация банков, что означало установление монополии или исключительного  права государства на занятие  банковской деятельностью, и национализация внешней торговли, что означало установление монополии, или исключительного  права государства заниматься внешнеторговой деятельностью.

Право собственности  на имущество может переходить от одного лица к другому в результате принятых специальных государственных  актов о национализации или приватизации имущества. Национализация — это  изъятие имущества, находящегося в  частной собственности, и передача его в собственность государства. В ее результате в собственность  государства переходят не отдельные объекты, а целые отрасли экономики. Национализацию как общую меру государства по осуществлению социально-экономических изменений следует отличать от экспроприации, как меры по передаче в собственность государства отдельных объектов, и от конфискации, как меры наказания индивидуального порядка. Приватизация - это процесс, обратный национализации, в результате которого происходит передача государственного имущества в частную собственность.

Каждое  государство в силу своего суверенитета имеет исключительное право на определение  характера и содержания права  собственности, установление порядка  его приобретения, перехода или утраты. Осуществление государством акта национализации также следует рассматривать  в качестве одной из форм проявления его суверенитета. Еще в 1952 г. Генеральная  Ассамблея ООН в своей Резолюции  № 626 "О праве свободной эксплуатации естественных богатств и ресурсов" подтвердила право народов свободно распоряжаться своими естественными  богатствами и ресурсами и  свободно их эксплуатировать. В этом документе содержалась прямая рекомендация всем государствам — членам ООН  воздерживаться от всякого рода действий, направленных на ограничение суверенных прав любой страны в отношении  ее естественных богатств. В то же время  в резолюции не были закреплены какие-либо положения, препятствующие государству  осуществлять меры по национализации иностранной собственности или  самостоятельно определять условия  такой национализации.

В 1974 г. в  Декларации об установлении нового международного экономического порядка Генеральная  Ассамблея ООН еще раз подчеркнула, что для охраны своих ресурсов "каждое государство имеет право  осуществлять эффективный контроль над ними, включая право национализации или передачи владения своим гражданам, причем это право является выражением полного неотъемлемого суверенитета этого государства. Ни одно государство  не может быть подвергнуто экономическому, политическому или любому другому виду принуждения с целью помешать свободному и полному осуществлению этого неотъемлемого права".

Вопрос  о возможности выплаты, формах и  размере компенсации, предоставляемой  государством иностранцам за национализированную  собственность, также относится  к его исключительной компетенции. Ни один международный орган, при  отсутствии специального соглашения об обратном, не может диктовать такой  стране свои условия или правила  в этой области. В 1973 г. Генеральная  Ассамблея ООН, подтверждая этот принцип, приняла специальную Резолюцию  № 3171/XXXVIII о праве освободившихся государств самостоятельно определять формы и размер компенсации.

Международное право, таким образом, признает право  любой страны на проведение национализации. Однако государство при этом может  оговорить в соответствующих  международных соглашениях свое обязательство не осуществлять в  отношении иностранных инвесторов меры по принудительному изъятию  их капиталовложений, в том числе  посредством национализации, или  предоставлять им, в случае ее проведения, равноценную компенсацию без  необоснованной задержки. Подобные обязательства  государства обычно принимают на себя на основе принципа взаимности и  закрепляют их в двусторонних международных  договорах о защите и поощрении  капиталовложений.

Конкретные  условия, порядок и сроки проведения национализации в любом государстве  определяются его внутренним законодательством. Однако собственность, в отношении  которой данной страной осуществляется национализация, может находиться не только на ее территории, но и за границей (имущество филиалов или представительств, созданных юридическими лицами —  резидентами в иностранных государствах, зарубежные банковские вклады и т. д.). В связи с этим особую актуальность приобретает проблема экстерриториального  действия законов в национализации.

В настоящее  время достаточно широкое распространение  в доктрине, законодательстве и правоприменительной  практике получила точка зрения о  том, что законы национализации имеют  экстерриториальное действие. Это, означает, что государство, осуществившее  национализацию, должно быть признано за границей собственником как имущества, которое находилось в момент ее проведения в пределах его территории, так  и имущества, pacполагавшегося в  это время за границей.

Исследовав  теоретические основы национализации и правовое регулирование вопросов национализации в международном  частном праве перейдем к непосредственному  анализу и исследованию проблем  национализации в международном  частном праве.

 

2. Международно-правовые проблемы осуществления национализации в международном частном праве и анализ её проведения в зарубежных странах

2.1 Анализ проведения национализации в международном частном праве на примере Великобритании, Франции и Египта

 

Что касается проведения национализации в зарубежных странах, то в Великобритании национализация была проведена сразу после окончания  Второй мировой войны правительством лейбористов (1945-1951 гг.). Были национализированы: Английский банк (1946 год), гражданская  авиация (четыре крупнейшие авиакомпании, 1946 год), угледобыча (1947 год), производство кабеля (1947 год), железнодорожный транспорт (1946-1948), электроэнергетика (1948), газовая  промышленность (1949), черная металлургия (1951). В результате, в начале 50-х  годов на национализированных предприятиях производилось более 20% промышленной продукции и работало более 2 млн. человек. Национализация практически  не встретила серьезного социального  сопротивления, кроме национализации черной металлургии, вследствие низкой рентабельности национализируемых  отраслей и огромных размеров компенсаций  частным собственникам. К примеру, бывшие собственники в сфере угледобычи получили компенсацию в размере 164 млн. ф. ст., электроэнергетики - 540 млн. ф. ст., газовой промышленности - 265 млн. ф. ст.

Законодательную основу национализации составлял ряд  законодательных актов о национализации конкретных объектов права частной  собственности: Акт о национализации угольной промышленности 1946 года, Акт  о Банке Англии 1946 года, Акт о  транспорте 1946 года, Акт о национализации железной и стальной промышленности 1951 года. В этих актах, как правило, содержались положения об учреждении государственных органов для  управления национализированными отраслями, устанавливался порядок передачи им, или уже существующим органам  государственной власти, национализированного имущества, предусматривались правила определения и выплаты компенсаций, а иногда и конкретный размер этих компенсаций. В приложениях зачастую устанавливался перечень имущества, предназначенного для перевода в распоряжение соответствующего органа государственного управления.

В 1960 - 1970-е  годы национализация неоднократно использовалась как инструмент экономической политики (например, при ренационализации черной металлургии в 1967 году, национализации правительством лейбористов ряда крупнейших судоверфей в 1977 году), хотя больше не имела  масштабов, подобных послевоенной национализации 1946-1951 годов.

В 1980-е  годы, с приходом к власти консервативного  правительства под руководством М. Тэтчер, началась масштабная приватизация, которая длилась почти 10 лет. Были приватизированы ряд крупнейших корпораций, в том числе "Бритиш Петролеум", "Бритиш телеком", электроэнергетика. В очередной раз была приватизирована  черная металлургия. Приватизация принесла государству около 100 млрд. долларов США, существенно повысила конкурентоспособность  многих отраслей экономики.

Во Франции  государство более активно, чем  в Великобритании, вмешивалось в  соотношение частной и государственной  собственности. Процессы национализации были вызваны сильнейшими экономическими кризисами и в значительной мере стимулировали развитие французской  экономики. В процессе национализации под контроль государства полностью  или частично попали некоторые предприятия  железнодорожного транспорта, энергетики, оборонной промышленности, авиационные  предприятия, некоторые страховые  компании и банки.

Во Франции  за последние 60 лет были проведены  три широкомасштабные национализации. Первая - до второй мировой войны: военной  промышленности и железных дорог (1936-1937 гг.). Вторая национализация была проведена  в послевоенный период. Были национализированы: Французский банк, четыре депозитных банка и 34 страховых компании, предприятия угольной, газовой и электроэнергетической промышленности (1945-1946 гг.). Автомобильные заводы "Рено" и авиационные заводы "Гном и Рон" были фактически конфискованы за сотрудничество их собственников с фашистами. Наиболее последовательной и масштабной стала третья национализация, проведенная в 1982 году социалистами во главе с президентом Франции Ф. Миттераном. Одержав победу на президентских и парламентских выборах в 1981 году, левые (Социалистическая партия) начали реализовывать предвыборные обещания о структурной перестройке и модернизации экономики, проведению новой промышленной политики. Одной из основных мер борьбы с экономическим кризисом, вызванным в первую очередь резким ростом цен на нефть и отставанием ряда отраслей французской экономики от зарубежных конкурентов, французские социалисты предлагали национализацию и расширение демократического планирования и управления при сохранении смешанной экономики и рынка.

Был разработан и принят закон о национализации, определивший основные принципы и формы  контроля и управления государственным  сектором экономики. Национализация должна была обеспечить серьезные качественные сдвиги в государственном секторе  с точки зрения его структуры, функций, задач, с тем, чтобы государственный  сектор стал основой проведения эффективной  экономической политики. В ходе национализации были национализированы 36 крупных частных  банков и ряд крупнейших монополий: банк Ротшильда и Парижско-Нидерландский  банк, компания Суэцкого канала, компания "Томпсон-Брандт", Генеральная  электрическая компания, компании "Сен-Гобен", "Кюльман", авиационные заводы Дассо, металлургические предприятия  де Ванделей и Шнейдеров. В результате третьей волны французской национализации государственный сектор экономики  увеличился примерно наполовину. К  середине 1980-х годов на государственных  или находящихся под контролем  государства предприятиях было занято около четверти рабочей силы страны. Они производили до трети промышленной продукции Франции и осуществляли более трети инвестиций.

Национализированные предприятия были сосредоточены  в рентабельных отраслях. Но к моменту  национализации большинство из них  были убыточными. Расходы на модернизацию компаний, национализированных в 1982 году, возросли почти на 42%. На осуществление  структурной перестройки правительством было истрачено в 1982-1983 годах более 100 млрд. франков. Такие крупные ассигнования обострили проблему бюджетного дефицита и занятости, т.к. в ряде случаев  обновление структуры сопровождалось сокращением рабочих мест. В результате возросло количество безработных.

Неудачный опыт применения национализации как  средства экономической политики привел к поражению левых партий на парламентских  выборах 1986 года. Изменение состава  парламентского большинства привело  к тому, что парламентом, несмотря на сопротивление президента Ф. Миттерана, в 1986 году был принят закон "О методах  приватизации". Согласно правительственным  декретам, приватизации подлежало 65 фирм с численностью персонала около 900 тысяч человек и капиталом  в 300 млрд. франков. При этом приватизации подверглись не только фирмы, национализированные  в 1982 году, но и фирмы, возникшие как  государственные, а также компании, национализированные в 1945 году. Вместе с тем, приватизация не распространялась на естественные монополии: системы  газо- и электроснабжения, телекоммуникации, железнодорожный транспорт, а также  на авиационную и космическую  промышленность. В дальнейшем, под  давлением Европейского Союза, французское  правительство вынуждено было изменить свою позицию и в этой области.

Информация о работе Контрольная работа по "Международное право"