Конституция Японии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2014 в 19:05, реферат

Краткое описание

Конституция Японии — основной закон Японии, вступивший в силу 3 мая 1947. Формально является серией поправок в Конституцию Мэйдзи (1889), однако традиционно считается отдельной Конституцией
Конституция устанавливает принципы парламентарной государственной системы, основные гарантии и права граждан. Согласно Конституции, император Японии является «символом государства и единства народа» и исполняет чисто символическую функцию, не предусматривающую никакой реальной власти; все свои государственные акты он производит «по представлению Кабинета» вплоть до того, что широко распространена ошибочная точка зрения, согласно которой император вообще не является главой государства. Текст Конституции насчитывает 103 статьи, объединённых в 11 глав.

Содержание

Введение 3
1 Конституция Японии. 5
2.Проблематика современной конституции Японии. 9
Заключение 15
Список литературы 17

Вложенные файлы: 1 файл

констит японии.docx

— 35.63 Кб (Скачать файл)

     В ходе послевоенных демократических реформ синтоизм был отделен от государства; император официально отрекся от идеи божественности своего происхождения, из числа полномочий императора изъята реальная власть, его функции носят представительский характер; в силу всего перечисленного можно говорить о монархии только как о государственно-идеологическом и общественном институте.

      Другим узловым пунктом дискуссий по Конституции в Японии является девятая статья. Она образует отдельную главу “Отказ от войны”, которая провозглашает: “Искренне стремясь к международному миру, основанному на справедливости и порядке, японский народ на вечные времена отказывается от войны как суверенного права нации, а также от угрозы или применения вооруженной силы как средства разрешения международных споров. Для достижения цели, указанной в предыдущем абзаце, никогда впредь не будут создаваться сухопутные, морские и военно-воздушные силы, равно как и другие средства войны. Право на ведение государством войны не признается”.

     Очевидно, что Основной закон страны стоит препятствием на пути тех сил, которые хотели бы вернуть вооруженное насилие в арсенал средств внешней политики Японии. 
     Энтузиастами пересмотра Конституции и устранения из нее девятой статьи являются Либеральная партия и Либерально-демократическая партия Японии.

      Есть еще  некоторые спорные моменты в  конституции. Так ,согласно ст. 89 ныне действующего Основного закона “никакие государственные денежные средства или иное имущество не могут ассигноваться или предназначаться для использования, выгоды или содержания какого-либо религиозного учреждения или ассоциации, или для каких-либо благотворительных, просветительных или филантропических учреждений, не находящихся под контролем публичных властей”. Статья одновременно ограничивает возможности использования публичных средств в частных целях, ограничивает идеологическую активность государства, вводя ее в определенные рамки законной регламентации, прозрачности для общественного контроля. По существу данное положение Конституции служит одной из гарантий либеральных гражданских свобод.

      Выдвигаются предложения включить в Конституцию ранее отсутствовавшие положения, а именно: ввести конституционные гарантии трех новых прав — “право на среду”, “право на информацию”, “право на приватность”. Содержание этих новых “прав” пока не раскрывается подробно. Рассуждая умозрительно, можно заметить их некоторую внутреннюю противоречивость: создание благоприятной экологической и социальной среды подразумевает активизацию регулирующей функции государства, а “право на приватность” могло бы означать и ослабление ответственности государства перед своими гражданами. Симптоматично в этом контексте, что названная “триада” новых социальных прав вызывает настороженное отношение оппозиционных и центристских партий, с их стороны звучат призывы критически “исследовать определение новых прав человека”. 
      Наконец, последний вопрос — следует ли смягчить условия, определяющие возможность внесения поправок в Конституцию? Ст. 96 предусматривает, что “поправки к настоящей Конституции вносятся по инициативе Парламента с согласия не менее двух третей общего числа членов обеих Палат и представляются затем на одобрение народа”. Пересмотр этой статьи, снижение “порога” до 50% голосов депутатов дал бы сторонникам пересмотра Основного закона реальный шанс к началу конституционной реформы.

     Таким образом, в правовой и социально-политической жизни современной Японии обнаруживается с виду глубоко парадоксальное явление: процветающая страна с высокоразвитой рыночной экономикой и устоявшейся либерально-демократической системой общества и государства, находящаяся в зените своего процветания, ставит в повестку дня формирование более традиционной, авторитарной общественно- политической системы. Анализ данного феномена необходим, чтобы объективно оценить глубину и силу этой тенденции, ее перспективы на будущее: имеет ли здесь место случайный зигзаг истории, “социальная утопия реакционных сил” или это глубоко закономерный процесс, в основе которого “работают” факторы длительного действия. 
     Первичной причиной праворадикальных умонастроений влиятельной части современных японских идеологов и стратегов, ходатаев конституционной реформы, является объективная эволюция военно-политического баланса сил в Восточно-Азиатском регионе в послевоенный период. Сколь ни странно, но именно США дали изначальный стимул к ремилитаризации Японии, стремясь превратить ее в своего союзника в противостоянии социалистическим странам. Политика США встречала поддержку и у японской элиты (в границах ее интересов). Сегодня правящие круги Японии все больше выражают обеспокоенность разрушением традиционного баланса сил в этом регионе мира, вследствие политики США, стремящихся переложить свою ответственность за решение возникающих здесь проблем на своего союзника — Японию. Очевидно, что японская элита стоит перед кардинальным вопросом, каким образом она сможет далее обеспечивать военно-политический баланс в регионе.

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

     Япония - конституционная монархия, как, например, Англия, Дания или Швеция. И подобно самодержцам этих стран, император Японии не имеет никакой законодательной и исполнительной власти. Одним словом - это символ Японии. Но все же император кое-что может. Так, по конституции, он имеет право хотя бы формально назначать премьер-министра и главного судью Верховного суда, созывать парламент, подписывать законы и договоры и присуждать награды, но все это по представлению и с одобрения Кабинета министров.

       На уровне всех 47 префектур административная власть сосредоточена в руках губернатора и собрания. Губернатор и члены собрания избираются прямым голосованием жителями префектур. Под надзором префектуральных властей находятся администрации городов и поселков. Члены муниципальных собраний также избираются прямым голосованием.

    Гармонизация и адаптация должны стать непреложным принципом международных отношений XXI века. Единственный путь достижения этого идеала - это признать специфику развития разных стран и позволить им строить свою дельнейшую политику на их основе. Однако подобное положение не исключает, а, напротив, предусматривает существование наций в условиях взаимного согласия и влияния. Этот тезис прежде всего осуждает стратегии США, стремящихся к навязыванию единого образа жизни - американского.

     В данных условиях все более четко просматриваются трудности, с которыми придется столкнуться Японии в будущем. Хочет того Япония или нет, но ей придется изменить сложившуюся внутреннюю политическую и экономическую ситуацию. И если США нужно обратить свой взор на внутренние проблемы, то Японии, наоборот, пора забыть о столь любимой ею самоизоляции и действовать в согласии с общемировыми тенденциями.     

     Сложившаяся после войны ситуация, в которой Япония была вынуждена отказаться от решения задач внешней политики, сконцентрировав все свое внимание на восстановление экономики, может сильно навредить ей в будущем. Наступила новая эра, в которой общество занято другими проблемами, нежели страх перед японской агрессией. Все больше расширяя свое экономическое влияние на внешнем рынке, Япония тем самым поставила внутреннюю экономику в почти кабальную зависимость от экспорта. Это обстоятельство, в свою очередь, побуждает страну уходить от споров в области внешней политики, что приводит к некоторому ослаблению авторитета страны.

                            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                          

Список литературы

  1. Алексеев В. В. Экономика Японии. - М.: Наука, 2007.
  2. Анисимцев Н. В. Конституционные проблемы современной Японии. Право и политика. - М.: Дело, 2007.
  3. Баглай М. В. Конституционное право зарубежных стран. - М.: Юрист, 2005.
  4. Богданович Т. А. Очерки из прошлого и настоящего Японии. - М.: Дело, 2005.
  5. Гаджиева Е. А. Страна восходящего солнца. История и культура Японии. - М.: Юридическая литература, 2005.
  6. Данилов С. Ю. Правовые демократические государства (очерки истории). - М.: Статут, 2008.
  7. Елисеев В. Японская цивилизация. - М.: Юрайт, 2007.
  8. Зимонин В. С. Вооруженные силы Японии по совокупной боевой мощи в Азии // Закон. - 2007. - № 5.
  9. История государства и права зарубежных стран // под ред. Батыра К. И. - М.: Дело, 2006.
  10. История государства и права зарубежных стран // под. ред. Н. А. Крашенинниковой, О. А. Жидкова. - М.: Юрист, 2005.

 

 

 


Информация о работе Конституция Японии