Конституция Японии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2014 в 19:05, реферат

Краткое описание

Конституция Японии — основной закон Японии, вступивший в силу 3 мая 1947. Формально является серией поправок в Конституцию Мэйдзи (1889), однако традиционно считается отдельной Конституцией
Конституция устанавливает принципы парламентарной государственной системы, основные гарантии и права граждан. Согласно Конституции, император Японии является «символом государства и единства народа» и исполняет чисто символическую функцию, не предусматривающую никакой реальной власти; все свои государственные акты он производит «по представлению Кабинета» вплоть до того, что широко распространена ошибочная точка зрения, согласно которой император вообще не является главой государства. Текст Конституции насчитывает 103 статьи, объединённых в 11 глав.

Содержание

Введение 3
1 Конституция Японии. 5
2.Проблематика современной конституции Японии. 9
Заключение 15
Список литературы 17

Вложенные файлы: 1 файл

констит японии.docx

— 35.63 Кб (Скачать файл)

                         

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Оглавление

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Япония - конституционная монархия. Император суверенной властью не обладает. Законодательная власть принадлежит двухпалатному парламенту, который избирается на основе всеобщих прямых выборов. Исполнительная власть осуществляется кабинетом министров во главе с премьер-министром (с сентября 2007 г. Ясуо Фукуда, ЛДП). Страна расположена на группе островов у восточного побережья Азии. Член АТЭС. Территория - 369,6 тыс. кв. км. Население - 126,97 млн чел. Столица Токио. Официальный язык - японский. Основные религии - буддизм, синтоизм. Основные приоритеты и направления внешнеполитического курса Токио на протяжении последних десятилетий неизменны. К их числу относятся: реализация положений новых "Основных принципов японо-американского сотрудничества в области обороны", способствующих повышению роли двух государств в решении региональных проблем на ДВ и в АТР, преодоление торгово-экономических противоречий в японо-американских отношениях, расширение политических и экономических связей с Китаем, участие в процессе урегулирования корейской проблемы, расширение отношений с Республикой Корея и странами ЮВА. Развитие связей с Россией сдерживается наличием территориальных проблем. В последние годы заметно стремление Японии играть все более значительную и самостоятельную политическую роль на мировой арене и в делах региона.

По сути, японская военная машина уже сегодня представляет собой современные вооружённые силы, а случае отмены 9 статьи Конституции, страна получает мощный импульс к традиционной милитаризации, тем более что опыт ведения современных военных действий японские военнослужащие (формально пока ещё сил самообороны) уже получают в Ираке, а корабли морских сил самообороны Японии уже вышли на патрулирование 1000 мильной зоны вокруг Японии. При этом у Японии есть достаточно серьёзные проблемы во взаимоотношениях с Китайской народной республикой (и по территории, и по некоторым страницам истории японской оккупации Китая в 30-х – 40-х годах прошлого века), с Республикой Корея, у которой Япония оспаривает принадлежность группы островов Токдо, с Россией, у которой Япония оспаривает принадлежность группы островов Курильского архипелага. Таким образом, всё это позволяет делать вывод о том, что в случае отмены статьи 9 Конституции Япония может формировать вокруг себя немало очагов напряжённости, способных перерасти в региональные конфликты. Достаточно хорошо известно, что между Российской Федерацией и Японией нет Мирного договора. Его отсутствие используется определёнными политическими кругами в Японии как способ давления на Россию. По мнению ряда японских политических деятелей, отсутствие договора мешает установлению действительно добрососедских взаимовыгодных социально – политических и экономических отношений между нашими странами. Не перестают поднимать так называемый территориальный вопрос и современные руководители Японии, требуя передачи под её юрисдикцию острова не только Малой Курильской гряды, но и все южные Курильские острова. Эти требования с завидным постоянством озвучивает практически каждый новый премьер – министр Японии, по этому поводу ежегодно, 7 февраля, устраивается день Северных территорий

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Конституция Японии.

      Конституция Японии — основной закон Японии, вступивший в силу 3 мая 1947. Формально является серией поправок в Конституцию Мэйдзи (1889), однако традиционно считается отдельной Конституцией

     Конституция  устанавливает принципы парламентарной  государственной системы, основные  гарантии и права граждан. Согласно  Конституции, император Японии является  «символом государства и единства  народа» и исполняет чисто  символическую функцию, не предусматривающую  никакой реальной власти; все  свои государственные акты он  производит «по представлению  Кабинета» вплоть до того, что  широко распространена ошибочная  точка зрения, согласно которой  император вообще не является  главой государства. Текст Конституции  насчитывает 103 статьи, объединённых  в 11 глав.

      Современная Конституция Японии была принята парламентом 24 августа 1946 г. и вступила в силу с 3 мая 1947 г., когда страна еще находилась под оккупацией вооруженных сил США и управлялась американской администрацией. Вопрос об отношении к действующей Конституции на всем протяжении послевоенной истории Японии был главным "водоразделом" для всех политических сил страны. "Гордость японского народа", или "пособие по самоубийству, именуемое Конституцией" - столь широк разброс мнений в японском обществе в оценке современной Конституции. Конституция, насчитывающая по возрасту немногим более 60 лет, из ныне действующих 178 конституций мира является 15-й по старшинству. Однако, конституционные дебаты, ведущиеся в настоящее время в Японии, имеют право на особое внимание. Парламентские советы по изучению Конституции призваны стать широким официальным форумом по изучению и обсуждению ныне действующего Основного закона. Принципиально важной особенностью статуса советов, отличающей их от постоянных комитетов Парламента, является отсутствие у них права законодательной инициативы, т.е. подготовленные ими документы не могут непосредственно вноситься на рассмотрение Парламента в качестве законопроектов. В активное обсуждение проблем, связанных с попытками ревизии Конституции, включились средства массовой информации Японии. Ведущие газеты страны по направленности своих передовиц сразу разделились на два лагеря – "за" и "против" пересмотра. "Форварды" японской прессы "Иомиури симбун" и "Санкэй симбун" приветствовали шаги в направлении пересмотра Конституции, не менее популярные "Майнити симбун" и "Асахи симбун" заявили о своих опасениях, связанных с возможностью ее пересмотра. "Иомиури симбун" даже опубликовала собственный проект нового Основного закона, занявший несколько полос газеты. Таким образом, вопрос о реформе Конституции оказался в фокусе внимания общественности Японии, ее политиков, правоведов, миллионов обычных граждан.

      Конституция гласит, что император является символом государства и единства народа, его статус определяется волей всего народа, которому принадлежит суверенная власть. Формально Япония остается конституционной монархией, но отныне монарх не может влиять на принятие и осуществление законов. Народ осуществляет свою власть через демократически избираемый парламент и формируемые им и ответственные перед ним органы исполнительной власти. Естественно, что Конституция гарантирует гражданам буржуазно-демократические права и свободы - слова, совести, митингов, демонстраций, личную неприкосновенность и равноправие, независимость судебной власти и т. д. Важное значение для Японии имела ст. 9 Конституции, согласно которой Япония отказалась от права ведения войны как права нации, от обладания собственными вооруженными силами; Конституция не признает за японским государством права ведения войны. Таким образом, Конституция 1947 г. законодательно закрепила победу в Японии буржуазной демократии, а некоторые ее положения, как, например, ст. 9, значительно опередили свою эпоху.

      В современной Японии статус императора определяется Основным законом как символ государства и единства народа; император не наделен полномочиями, связанными с осуществлением государственной власти; все его действия в государственной сфере могут быть предприняты не иначе как с совета и одобрения Кабинета, и Кабинет несет за них ответственность. Исследователи справедливо сравнивают современную японскую монархию с английской. Консерваторы стремятся законодательно и идеологически поднять роль императора в обществе. Однако их усилия лежат пока целиком в идеологическом русле, их непосредственная цель - формирование общественного мнения с целью упрочения авторитета института японской монархии. В своей деятельности они апеллируют к традициям довоенной Японии.

      В Японии, как и в других странах мира, власть монарха обосновывалась "божественным провидением", "мандатом небес" и противопоставлялась власти, основанной на воле людей. Постулат божественного происхождения и личной "богочеловечности" императора наиболее непосредственно и полно выражается мифологией японской автохтонной религии - синто. Идеологическая традиция Японии всегда была акцентирована на уникальность японских институтов, включая монархию, подчеркивала их "внеисторичность". Усилия консерваторов, соответственно, нацелены на то, чтобы исподволь подготовить реставрацию традиций и институтов довоенной Японии. С 1967 г. в стране официально празднуется "День основания империи (Кигэнсэцу)"" - 11 февраля. Это мифологическая дата: якобы в этот день в 660 г. до н. э. на японскую землю сошел с неба первый легендарный император Дзимму-тэнно, внук богини солнца Аматэрасу-омиками, он основал государство и положил начало императорской династии, правящей Японией доныне. Таким образом, мифы синтоизма снова "воссоединяются" с государством.

      Однозначная оценка процессов укрепления института монархии в Японии вряд ли возможна. С одной стороны, подобное продолжение и развитие послевоенного "обратного курса" вызывает тягостные воспоминания как в самой Японии, так и в окружающих ее странах о трагическом историческом прошлом. С другой стороны, огульное осуждение всего, что представляет собой монархические традиции Японии, было бы абсурдным: исторический опыт и Европы, и Азии свидетельствует, что на смену разрушенной монархии зачастую приходит не демократия, а анархия, а с ней - варварство и узурпация власти различными кликами. Пока реабилитация японской монархии происходит только в рамках государственно-идеологических функций, она способна играть роль важного социализирующего фактора современного японского общества.

      Другим узловым пунктом дискуссий по Конституции в Японии является девятая статья. Она образует отдельную главу "Отказ от войны", которая провозглашает, что искренне стремясь к международному миру, основанному на справедливости и порядке, японский народ на вечные времена отказывается от войны как суверенного права нации, а также от угрозы или применения вооруженной силы как средства разрешения международных споров. Для достижения цели, указанной в предыдущем абзаце, никогда впредь не будут создаваться сухопутные, морские и военно-воздушные силы, равно как и другие средства войны. Право на ведение государством войны не признается.

      Очевидно, что Основной закон страны стоит препятствием на пути тех сил, которые хотели бы вернуть вооруженное насилие в арсенал средств внешней политики Японии. Энтузиастами пересмотра Конституции и устранения из нее девятой статьи являются Либеральная партия и Либерально-демократическая партия Японии. В последнее десятилетие они в своей аргументации в пользу ремилитаризации Японии чаще всего ссылаются на опыт международных конфликтов последних лет, инцидент с вторжением северокорейского судна в территориальные воды Японии. Также популярен аргумент, используемый и центристскими партиями, Демократической и Комэйто, о необходимости участия Японии в миротворческих акциях ООН. Им оппонируют Социалистическая и Коммунистическая партии Японии, выступающие за сохранение действующей Конституции.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.Проблематика современной конституции Японии.

       Конституция Японии, насчитывающая по возрасту немногим более 50 лет, из ныне действующих 178 конституций мира является 15-й по старшинству. Конституции в современном мире, вопреки расхожему в России мнению, пересматриваются не столь уж редко. Своеобразным рекордсменом является Норвегия, Конституцию которой пересматривали 139 раз, швейцарская Конституция претерпевала изменения 132 раза, Конституция Германии — 46 раз. Все более старшие (чем японская) конституции, включая Конституцию США, подвергались пересмотру неоднократно. 
     Однако, конституционные дебаты, ведущиеся в настоящее время в Японии, имеют право на особое внимание. Оно предопределено и весом Японии в современном мире, и глубиной проблем, поднимаемых в конституционных дискуссиях, длительностью и остротой политического противостояния в обществе, значением возможных конституционных решений и для этой страны, и для Азиатско-Тихоокеанского региона, для мира в целом. 
    Летом 1999 г. японским парламентом были приняты поправки к закону о Парламенте; данные поправки предусматривали, что в обеих палатах Парламента — Палате советников (верхней) и Палате представителей (нижней) — должны быть образованы специальные исследовательские комитеты с целью “провести широкое и всестороннее исследование Конституции Японии”. 
     Во исполнение данного решения Парламента 16 января 2000 г. открыл свое первое заседание Совет по исследованию Конституции (кэмпо-тесакай) Палаты советников японского Парламента, а 17 января приступил к работе одноименный Совет Палаты представителей. 
      В состав парламентских советов вошли видные политические деятели Японии. Совет верхней палаты возглавил президент Совета Таро Накаяма, представляющий правящую Либерально-демократическую партию (ЛДП) Японии; в его работе участвует 50 человек

      Практически одновременно, в конце 40-х — начале 50-х гг., складывается политическая тенденция, которая получила название в исторической науке “обратный курс”. Суть его заключалась в том, что американские оккупационные власти и японская администрация начали осуществлять меры, перечеркивающие сделанное в процессе послевоенной демократизации Японии: начали воссоздаваться вооруженные силы Японии, японское государство втянулось в военный блок с США, а на противников японского милитаризма, представителей левых сил страны обрушились репрессии, их изгоняли из госаппарата; в то же время многие лица, осужденные как военные преступники, были амнистированы. 
      Подобный курс оказался в противоречии с только что принятой Конституцией, ее декларациями миролюбивой политики и либеральных свобод. Поэтому прямо с рубежа 50-х годов Конституция 1947 г. становится фокусом противостояния, с одной стороны, левых и демократических сил, а с другой — консерваторов. Консерваторы добиваются пересмотра Конституции, левые и центристы (с разной степенью последовательности) выступают за сохранение Конституции в ее нынешнем виде. 
     В послевоенный период сторонники ревизии японской Конституции неоднократно пытались добиться своих целей, инициировав процесс, ведущий к пересмотру Основного закона. 
     Первая попытка открыть путь к пересмотру Конституции была предпринята сразу же после официального декларирования восстановления суверенитета страны 28 апреля 1952 г. Ст. 96 Конституции предусматривала в качестве одного из условий ее возможного пересмотра “особый референдум” среди народа, условия которого еще только предстояло определить. Ссылаясь на статью, некоторые деятели консервативного лагеря попытались инициировать законопроект, определяющий процедуру референдума по Конституции. Попытка оказалась безуспешной. 
    Затем, своеобразным предшественником нынешних исследовательских советов парламента был исследовательский комитет по Конституции, созданный при Кабинете министров в 1957 г. (премьер-министр Н. Киси). Комитет возглавлял ученый-специалист по англо-американскому праву Кэндзо Такаянаги. В комитете обсуждались вопросы: какую Конституцию должна иметь Япония; какая форма монархической системы желательна для страны; каким образом должна поддерживаться система обороны Японии; как подойти к пересмотру действующей Конституции? Комитет действовал до июня 1965 г., он подготовил доклад объемом свыше тысячи страниц, но каких-либо рекомендаций не представил, ограничившись констатацией факта, что в обществе есть сторонники и есть противники пересмотра Основного закона. 
     Хотя названные проблемы обсуждались и в обществе, и в правительстве, в стенах Парламента вопрос о пересмотре Конституции всегда оставался табу, и постановка его в Парламенте грозила депутату серьезным общественным остракизмом. Однако в 1997 г. наиболее радикальные депутаты из числа депутатов от ЛДП и ЛП образовали специальную группу, которая повела борьбу за создание комитетов по Конституции со статусом постоянных комитетов парламента. Им оппонировали депутаты от КПЯ и СДП. В марте 1999 г. депутаты от центристских партий ДП и Комэйто предложили компромисс, который и был принят: комитеты (советы) — создать, но без права законодательной инициативы.

Информация о работе Конституция Японии