Конституционные основы правового положения человека и гражданина в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 09:52, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы – рассмотреть конституционные основы правового положения человека и гражданина в Российской Федерации.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
исследовать общую характеристику конституционных прав и свобод человека
на основании теоретического анализа изучения проблемы, систематизировать знания об ограничительной базе прав и свобод человека и гражданина РФ.
рассмотреть сущность и специфику законодательной базы РФ.
систематизировать и обобщить существующие в специальной литературе, научные подходы к данной проблеме.

Содержание

Введение.................................................................................................................. 3
Глава 1. Становление прав и свобод человека.....................................................5
1.1. Понятие и сущность прав и свобод.................................................................9
1.2. Историческое развитие прав и свобод...........................................................11
Глава 2. Виды прав и свобод. Защита прав и свобод.........................................16
2.1. Основные и иные права человека и гражданина...........................................16
2.2. Система механизмов обеспечения и защиты прав и свобод........................19
2.3. Международная защита прав и свобод человека..........................................22
Заключение...............................................................................................................26
Список использованных источников.....................................................................28

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая КПРФ Шевцова А..doc

— 125.50 Кб (Скачать файл)

Древнегреческие воззрения о правах человека сформировались в общем русле мифологических представлений о том, что полис (город-государство) и его законы имеют божественное происхождение  и опираются на божественную справедливость.5 Право вообще и права отдельных людей - членов полиса восходят, согласно подобным представлениям, не к силе, а к божественному порядку справедливости.

Божественная  по своей природе справедливость у Гомера выступала в качестве объективного основания и правого критерия. И только то, что соответствовало тогдашним взглядам на справедливость, воспринималось как право.

Поиски объективной  нормы справедливости и права  для полиса и его граждан были продолжены пифагорейцами (6-5 вв. до н.э.). Они сформулировали весьма важное для последующих представлений о естественных правах человека положение о том, что “справедливое состоит в воздаянии другому равным” Аристотель. “Этика” СПб., 1908. С. 91. Это определение представляло собой философскую абстракцию и итерпретацию древнего принципа Талиона (око за око, зуб за зуб).

В концепции  Эпикура справедливость - представляет собой естественное право с изменяющимся содержанием. Эпикуровская договорная трактовка государства и права подразумевает равенство, свободу и независимость людей - членов договорного общения и по существу является исторически первой философско-правовой концепцией либерализма и правового индивидуализма. Свобода человека - это, согласно Эпикуру, его ответственность за разумный выбор своего образа жизни. Сфера человеческой свободы - это сфера его ответственности за себя.     Важная линия связи тянется от договорно-правовой концепции Эпикура к идеям общественного договора Нового времени.

Естественно-правовые идеи древнегреческих мыслителей о свободе и равенстве всех людей получили дальнейшее развитие в Древнем Риме. Так, положения греческих историков о мировом естественном законе были использованы римскими историками. Из их естественно-правовых позиций следует, что рабство не имеет оправдания, поскольку оно противоречит общему закону и мировому согражданству людей.

Существенный  вклад в развитие юридических  представлений о правах человека внесли римские юристы. Большое значение имели разработанные ими положения  о субъекте права, о правовых статусах людей, о свободе людей по естественному праву, о делении права на частное и публичное, о справедливом и несправедливом праве и т.д.

Опираясь на источники действующего права, римские  юристы в своей трактовке прав индивидов использовали сложившиеся  правовые нормы в духе их соответствия требованиям справедливости и в случае коллизий изменяли старую норму с учетом новых представлений о справедливости и справедливом праве. Такая деятельность римских юристов обеспечивала взаимосвязь различных источников права и содействовала сочетанию стабильности и гибкости в развитии и обновлении юридической конструкции прав индивида как основного субъекта права.

Римская юриспруденция, распространяя на государство (как объект своего изучения наряду с позитивным правом) единое понятие права, трактовала взаимосвязи государства и личности как правоотношения.

Античные идеи свободы и равенства людей  были восприняты и развиты светскими  и религиозными мыслителями средневековья.

“Ряд средневековых  мыслителей (Марсилий Падуанский, Генри Брэктон, и д.р.) защищали идею свободы, равенства всех перед законом. Характерна в этом отношении антикрепостническая позиция известного французского юриста 13 в. Бомануара, утверждавшего, что “каждый человек свободен”, и стремившегося к конкретизации данной идеи в своих юридических построениях”.

Новое звучание и смысл античные идеи естественно-правового равенства и свободы всех людей получили в христианстве.

Зародившись в  эпоху рабовладения, христианство выступило  как религия свободы и сыграло  значительную роль в процессе становления универсальных понятий прав человека. Согласно христианству, все люди равны как “дети Божии”. Это всеобщее равенство сочетается в христианстве с всеобщей свободой.

Новозаветные  идеи получили углубленную разработку и развитие в политико-правовых учениях ряда христианских мыслителей (Августина, Фомы Аквинского и д.р.).

Новая рационалистическая теория прав человека была разработана  в трудах Г. Гроция, Б. Спинозы, Д. Локка, Ш. Монтескье, Т. Джефферсона, И. Канта  и других мыслителей. Своей критикой феодального строя и обоснованием новых концепций о правах и свободах личности, о необходимости господства права в отношениях между индивидом и государством эта теория внесла большой вклад в формирование нового юридического мировоззрения, в идеологическую подготовку буржуазных революций и юридическое закрепление их результатов.

Развивая естественно-правовые воззрения и договорную концепцию государства, Б. Спиноза отмечал, что “цель государства в действительности есть свобода”.

Под заметным влиянием передовой европейской политико-правовой мысли и революционных преобразований в 18 веке в США и во Франции естественно-правовые идеи о равенстве всех людей, о неотчуждаемых правах и свободах человека постепенно получили распространение в царской России.

Одним из первых защитников таких идей в России был А.Н. Радищев.6 Эти идеи он использовал для критики российского самодержавия и крепостничества. С естественно-правовых позиций он развивал представления о свободе и равенстве всех людей в естественном состоянии, о договорном происхождении государства, о неотчуждаемых правах человека на свою жизнь, собственность, равный суд, свободу мысли и слова, о суверенитете народа и его праве свергнуть несправедливый строй.

Свобода личности была основной и главной проблемой всего творчества Н.А. Бердяева.

В своем учении о свободе человека он отличает личность от индивида. “Личность, - говорит автор, - есть свобода и независимость  человека в отношении к природе, к обществу, к государству, но она  не только не есть эгоистическое самоутверждение, а как раз наоборот. Персонализм не означает эгоцентрической изоляции. Личность в человеке есть его независимость по отношению к материальному миру, который есть материал для работы духа. И вместе с тем личность есть универсум, она наполняется универсальным содержанием”.7

Процесс исторического  творчества человека в значительной мере зависит от объема его прав и свобод, определяющего его социальные возможности и блага, обеспечивающие характер жизнедеятельности, систему  связей, взаимодействий, отношений людей в обществе. Поэтому проблема прав человека всегда была предметом острых классовых битв, которые велись за обладанием правами, за расширение прав, фиксировавших статус человека в обществе. И каждая ступень развития общества была шагом на пути обретения и расширения свободы. История показывает, что необходимы постоянные усилия для поддержания и защиты прав и свобод человека. Каждое поколение отвечает за вечный вызов истории, связанный с отстаиванием такой великой ценности, как свобода и права человека.

 

 

 

Глава 2. Виды прав и свобод. Защита прав и  свобод.

2.1. Основные  и иные права человека и  гражданина.

Прежде всего, необходимо внести ясность в понятие  “основные”, “конституционные” и  иные права человека. Отсутствие точных формулировок в ряде конституций затрудняет ответ на этот вопрос. Однако основные права личности - это и есть конституционные права. Такая трактовка вытекает, например, из сопоставления ст.17 и ст. 55 Конституции РФ, отмечающей, что перечисление в Конституции РФ основных прав и свобод не должно трактоваться, как отрицание или умаление других общепризнанных прав и свобод человека и гражданина. Вместе с тем в п. 2 ст. 17 речь идет только об основных правах, что позволяет подчеркнуть их особые свойства - неотчуждаемость и естественный характер (принадлежность от рождения).8

Основные права  являются субъективными. Это истина, которая сегодня очевидна, входе  исторического развития неоднократно оспаривалась. Лишь в начале 20-го века в результате долгих споров о понятии  субъективного права вообще и  основных прав образовалось новое понимание основных прав как субъективных, и гражданин получил возможность ссылаться на них перед лицом властных структур.9

Основные права, т.е. возможность осуществлять свои конституционные и другие права, неотчуждаемы - отказ от них юридически недействителен. Производные от основных, “другие” права, например, право собственности на определенную вещь, отчуждаемы; она может быть продана, подарена и т.п., но это не ущемляет основного права человека иметь в собственности имущество.

Основные права  и свободы могут быть ограничены в случаях и в мере, предусмотренных Конституцией и законом в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (ч . 3 ст. 55 Конституции РФ). Некоторые права могут быть ограничены в случае злоупотребления ими. Например, право на объединение - запретом создания и деятельности общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни и т.п. (ч . 5. ст. 13 Конституции РФ).

Права и свободы  традиционно делятся в науке  на три группы, а) личные, б) политические и в) экономические, социальные и  культурные. Эта классификация помогает уяснению относительной целостности прав и свобод каждой группы. В Конституции России такое разделение на группы прямо не делается, но в изложении заметна систематизация прав по указанным основаниям. Данная классификация в достаточной мере условна, поскольку отдельные права по своему характеру могут быть отнесены к разным группам. Например, свобода слова в равной мере может быть отнесена как к личным, так и к политическим правам. Все права и свободы неразделимы и взаимосвязаны, так что любая их классификация носит условный характер. 10

Личные права  и свободы включают: право на жизнь, на свободу, на личную неприкосновенность, на неприкосновенность частной жизни, жилища, свободное передвижение и  выбор места жительства, свободу  совести, свободу мысли и слова, на судебную защиту своих прав, на юридическую защиту, на процессуальные гарантии в случае привлечения к суду и др.

Выделим следующие:

- законодательное закрепление таких условий экономической деятельности всех её субъектов, при которых человека реально обладает всеми конституционно признанными социально-экономическими правами и свободами.

- установление гарантированного минимального размера оплаты труда, государственных пенсий и пособий и иных гарантий социальной защиты; общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования; государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов, пенсионеров и пожилых граждан, развитие социальных служб;

- осуществление контроля над соблюдением законодательства, обеспечивающего социально-экономические права;

- создание правовых, политических, материальных, организационных условий для поддержки личной инициативы человека в экономической сфере;

- эффективная защита социально-экономических прав и свобод человека (свобода предпринимательской деятельности, право частной собственности и т.д.) в предусмотренных законом формах, в том числе и судебная защита.

 

2.2. Система механизмов  обеспечения и защиты прав  и свобод.

Конституционная обязанность государства соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина состоит в создании условий для их реализации и механизма для их защиты. Обеспечение таких условий и защита прав и свобод человека и гражданина входят в функции всех органов государственной власти и органов местного самоуправления.

Особую роль в защите прав и свобод от нарушения  органами государственной власти и  органами местного самоуправления, а  так же другими лицами играют органы судебной власти. Конституцией предусмотрен и орган, который занимается только данной проблемой - Уполномоченный по правам человека. Однако деятельность Уполномоченного по правам человека не исключает необходимости быстрейшего полного исполнения конституционного положения о создании системы административного судопроизводства (ст. 118, ч.2). Независимые и беспристрастные административные суды - необходимое средство для укрепления законности в деятельности государственных органов управления.

Конституция РФ, предписав, что права и свободы  человека и гражданина определяют смысл, содержание законов, деятельность законодательной, исполнительной власти, местного самоуправления, одновременно установила способ обеспечения этих прав и свобод - правосудие.

Правосудие - деятельность суда, осуществляемая в предусмотренном  процессуальным законом порядке и заключающаяся в рассмотрении и разрешении конфликтов, связанных с действительным или предполагаемым нарушением норм гражданского, административного и иных отраслей права. Суд является гарантом прав личности. Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод (ст. 46 ч. 1). Право на судебную защиту каждого означает, что им обладает любое лицо независимо от гражданства. Гарантия судебной защиты означает, с одной стороны, право каждого подать жалобу в соответствующий суд и, с другой стороны обязанность последнего рассмотреть эту жалобу и принять по ней законное, справедливое и обоснованное решение.

В статье 45 части 1 Конституции РФ говорится: “Государственная защита прав и свобод человека и  гражданина в Российской Федерации гарантируется”. Под государственной защитой прав и свобод понимается направленная на это деятельность всех ветвей государственной власти - законодательной, исполнительной, судебной. Каждая из них, действуя самостоятельно, должна в то же время направлять свои усилия на то, чтобы предоставленные гражданам права и свободы не оставались только на бумаге, а были защищены на деле.

Информация о работе Конституционные основы правового положения человека и гражданина в Российской Федерации