Конституционное право зарубежных стран

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2012 в 01:22, контрольная работа

Краткое описание

Конституционные дела, отличающиеся от дел обычных, подлежат исключительному ведению органов конституционной юстиции, созданной специально для разделения таких дел по прямому обращению политических или судебных органов и даже частных лиц. Эти органы имеют право выносить обязательное судебное решение, в том числе в случаях, когда конфликтов по поводу не конституционности того или иного акта или действия не наступает.

Вложенные файлы: 1 файл

Федеральное агентство по образованию РФ.docx

— 34.94 Кб (Скачать файл)

"часа вопросов". Министры  и другие члены правительства  отвечают на депутатские вопросы  в устной или письменной форме.  Соответствующая информация становится  достоянием общественного мнения. 5 .Деятельность расследовательских комитетов и комиссий, которые создаются парламентами всех стран, вне зависимости от формы правления. Эти органы используются не только для ревизии деятельности административного аппарата, но и распространяют свою активность на работу политических партий, профсоюзов, общественных организаций. Для осуществления этих задач расследовательские комитеты наделяются значительными полномочиями. Они имеют право затребовать информацию и документацию от любых государственных органов, политических и общественных организаций, вызывать для дачи показаний должностных лиц, экспертов и отдельных граждан. Широко распространенная правовая доктрина считает, что подобные полномочия предоставляются парламентским расследовательским комитетам для того, чтобы помочь законодательной деятельности. Ученые считают, что именно эти органы являются наиболее эффективным средством осуществления контрольных функций парламента. Расследовательские комитеты часто делают скандальные разоблачения бюрократизма, взяточничества и некомпетентности тех либо иных органов государственной администрации. Деятельность комитетов во многих странах публична, их слушания транслируются по радио и телевидению. Особенно активны в этом отношении постоянные комитеты и подкомитеты сената и палаты представителей конгресса США. Иногда расследовательские комитеты добиваются существенных результатов. Так, расследовательский комитет сенатора Сэма Эрвина много сделал в раскрытии Уотергейтского дела и последовавшей затем отставке президента Ричарда Никсона. Немалую роль в разоблачении аферы "Иран-Контрас" сыграли специальные комитеты сената и палаты представителей конгресса США в 1987 году. Юридической базой для расследовательских комитетов являются различного рода акты. Так, в ФРГ учреждение расследовательских комитетов предусмотрено основным законом (ст. 44/1). Во многих странах эти комитеты создаются на основе конституционных и органических законов, парламентских статутов и регламентов. В США подобное уполномочие содержится в 189

Акте о реорганизации 1946 года, который предоставил особым комитетам право осуществлять "постоянное наблюдение за исполнением административными органами законов". Аналогичные положения содержатся в Законе о контроле над бюджетом 1974 года. Временные расследовательские комитеты создаются на основе совместных или раздельных парламентских резолюций. Наконец, в ряде стран (Великобритания, Новая Зеландия и т.д.) расследовательские комитеты могут создаваться на основе обычаев и прецедентов. Своеобразной формой осуществления парламентского контроля над деятельностью правительства и подчиненной ему администрации является институт омбудсманов. Этот институт впервые зародился в Швеции в самом начале XIX века и получил впоследствии широкое распространение в ряде стран (Дания, Финляндия, Норвегия, Великобритания, ФРГ, Новая Зеландия и др.). Омбудсманы назначаются на должность парламентами и являются их должностными лицами. Они наделяются парламентами достаточно широкими контрольными полномочиями. Так, например, парламентский комиссар по контролю над администрацией в Великобритании производит расследования по жалобам на дурное управление, которые избиратели направляют своим депутатам в палате общин. Его полномочия распространяются на всю деятельность центральных департаментов, за исключением политических решений. Вне сферы его юрисдикции остается также внешняя политика и деятельность британских должностных лиц за пределами Соединенного Королевства. Он имеет доступ ко всем департаментским бумагам и о результатах своего расследования докладывает палате общин. Для рассмотрения предложений парламентского комиссара обычно назначается расследовательский комитет. Результаты расследований, произведенных омбудсманами, обычно публикуются в печати. Парламенты в ряде случаев принимают законодательные меры для устранения обнаруженных злоупотреблений. Институт омбудсманов в известной мере дополняет традиционные формы парламентского контроля. Его достаточно высоко оценивают в зарубежной правовой литературе. Однако выдвигаются и аргументы против этого метода контроля. После введения омбудсманов в некоторых штатах США высказывались 190

опасения, что они фактически присваивают себе функции мэров, окружных атторнеев и других выборных должностных лиц. Судебные полномочия зарубежных парламентов являются ограниченными, и их реализация не занимает заметного  места в обычной парламентской  деятельности. Полномочиями суда первой инстанции парламенты наделяются редко. Наиболее типичным примером является британская палата лордов, которая  по традиции является судом первой инстанции по делам мэров, обвиняемых в совершении тяжких государственных или уголовных преступлений. Наделение парламентов апелляционной юрисдикцией также представляет исключение. Такими полномочиями обладает палата лордов в Великобритании. В целом ряде стран парламентам предоставлено право осуществления особой судебной процедуры (импичмент) по делам определенной категории должностных лиц. Импичменг впервые был применен в Англии еще тогда, когда не существовал институт парламентской ответственности министров. Юридически и сейчас палата общин может привлечь к ответственности любого министра или другого чиновника, совершивших уголовное или политическое преступление. В этом случае приговор был бы вынесен палатой лордов в соответствии с обвинением, сформулированным палатой общин. В последний раз импичмент в Великобритании применялся в 1805 году. Конституция США также предусматривает возможность привлечения к ответственности в порядке импичмента целого ряда федеральных должностных лиц, включая президента. Согласно конституции палата представителей, играющая роль камеры придания суду, составляет обвинение в форме "статей импичмента", которые направляются сенату для вынесения приговора. Лицо, признанное виновным в порядке импичмента, отстраняется от должности, но в дальнейшем может быть привлечено к уголовной ответственности в обычном порядке. За все время существования США процедура импичмента применялась 13 раз и только в 4 случаях сенат признал подсудимых виновными. Последний раз в 1936 году суду импичмента был подвергнут федеральный судья X. Риттер и признан виновным сенатом. В 7 случаях процедура импичмента возбуждалась, но по разным причинам была прервана. В 1970 году в палату представителей были внесены две резолюции о привлечении к 191

суду импичмента члена  Верховного суда США У. Дугласа, но специальный  судебный подкомитет палаты не усмотрел в его действиях оснований  для импичмента. В 1974 году процедура  импичмента была прервана отставкой  президента Р. Никсона (предварительный  опрос конгрессменов и сенаторов  показал, что он безусловно будет признан виновным). В период скандала "Иран-Контрас" проект "Резолюции об импичменте в отношении президента Рональда Рейгана..." был внесен в палату представителей. Процедура импичмента с определенными дополнениями и изменениями воспринята парламентами многих стран. Так, согласно Конституции Франции 1958 года президент может быть привлечен к ответственности за совершение государственной измены. В этом случае обвинение предъявляется парламентом, а дело по существу рассматривается Верховным судом. Аналогичная процедура предусмотрена Итальянской Конституцией 1947 года, согласно которой президент может быть привлечен к ответственности за государственную измену или посягательство на конституцию. Обвинение в этом случае предъявляется парламентом, а приговор выносится конституционным судом. Индийская конституция 1950 года также предусматривает процедуру импичмента, но вносит при этом существенное новшество - обвинение может быть предъявлено любой палатой, а приговор, соответственно, выносится другой палатой. К судебным или квазисудебным полномочиям парламента может быть отнесено принадлежащее ему право решать споры о правомерности депутатского мандата и законности выборов. Внешнеполитические полномочия парламентов носят ограниченный характер. Парламент практически почти лишен возможности оказывать решающее влияние на формирование и осуществление внешней политики. Он может высказывать свое мнение и осуществлять в доступных для него формах контроль за внешней политикой правительства. Эти функции обычно возлагаются на комиссии по иностранным делам соответствующих палат. Чисто формальными являются права парламента объявлять войну и заключать мир, поскольку эти полномочия фактически полностью сосредоточены в руках правительства. Что касается принадлежащего некоторым парламентам права ратификации и денонсации международных договоров, то и это 192

полномочие, как правило, лишено действенного характера. Часто  правительство имеет право заключать  международные соглашения, не требующие  ратификации их парламентом.

 

Задание № 3

ельгийцы равны перед законом; только они допускаются к гражданским и военным должностям. В соответствии с ч.2 « о бельгийцах и их правах» действующей Конституцией в Бельгии гарантируются следующие основные права и свободы граждан:

- Пользование правами  и свободами, признанными за  бельгийцами, должно быть обеспечено  без дискриминации; 

- Личная свобода; 

- Никто не может быть  лишен против своей воли судебной  защиты, установленной ему законом; 

- Никакое наказание не  может быть ни установлено,  ни применено иначе как на  основании закона;

- Жилище неприкосновенно; 

- Никто не может быть  лишен своей собственности иначе  как для общественной пользы, в случаях и порядке, установленных  законом, и при условии справедливого  и предварительного возмещения;

- Пресса свободна; цензура  никогда не может быть установлена;  не допускается требование залога  от писателей, издателей или  печатников;

- Бельгийцы имеют право  собираться мирно и без оружия, соблюдая законодательство;

- Бельгийцы имеют право  на объединения; 

- Каждый имеет право  обращаться к публичным властям  с петициями, подписанными одним  или несколькими лицами;

- Тайна переписки неприкосновенна; 

- Образование свободно;

- Каждый имеет право  вести жизнь, соответствующую  человеческому достоинству, в  это понятие включаются следующие  права: 

1. право на труд и  свободный выбор профессиональной  деятельности в рамках общей  политики занятости, направленной  помимо прочего на обеспечение  достаточно стабильного и по  возможности высокого уровня  занятости; право на справедливые  условия труда и вознаграждение, а также право на информацию, консультацию и коллективные  переговоры;

2. право на социальное  страхование, охрану здоровья, социальную,

медицинскую и юридическую  помощь;

3.право на пристойное  жилище;

4. право на здоровую  окружающую среду; 

5. право на культурное  и социальное процветание. 

- Каждый имеет право  на уважение частной и семейной  жизни. 

В отличии от ряда Конституций других стран ( в том числе Российской федерации) в Конституции Бельгии не установлены и не предусмотрены обязанности для подданных страны.

Бельгийское подданство приобретается, сохраняется и утрачивается на основании  предписаний, устанавливаемых гражданским  законодательством (Ст. 8). Закон о  гражданстве, имеющий, несомненно, конституционное  значение, сочетает в себе как элементы признания принципа «права почвы», так и «права крови».

Натурализация осуществляется федеральной законодательной властью. Закон о натурализации (май 2000 года) говорит, что ребенок иностранных  родителей, родившийся в Бельгии, может  обратиться за бельгийским гражданством, начиная с возраста 18 лет, если они  проживали в Бельгии после  его рождения.

В Китае принята социалистическая концепция прав человека, которая  отвергает понятие естественных прав и связывает правовой статус личности с природой общества и государства. Гражданами Китая считаются лица, если хотя бы один из родителей которых  является китайским гражданином  и которые родились на территории Китая или другой страны, но не приобрели  гражданства последней. Иностранцы и лица без гражданства могут  быть приняты в китайское гражданство, если они имеют близких родственников  в Китае или у них есть иные основания для приобретения гражданства (вопрос о наличии оснований решается министерством общественной безопасности, которое ведает вопросами приема в гражданство, его утраты и восстановления). Двойное гражданство в Китае  не признается, но законные права и  интересы иностранцев охраняются.

На первое место в иерархии прав в Китае выдвигаются социально-экономические  права: право на труд, отдых, пенсионное обеспечение и др.

В числе политических прав Конституция называет: избирательные  права, свободу слова, печати, собраний, союзов, демонстраций, право обращаться с критикой или предложениями  в адрес любого государственного органа или государственного служащего.

В Конституции перечислены  личные права и свободы: свобода  и неприкосновенность личности, свобода  совести (в Китае нет доминирующей религии, существует около десятка  религиозных объединений

Xобщекитайского значения, среди которых буддизм, ислам, христианство и др.), тайна переписки и др.

Регулирование правового  статуса личности имеет в Китае  ряд принципиальных особенностей:

1) права и свободы предоставляются  гражданам в соответствии с  целями социализма, имеют целевое  назначение;

2) осуществление прав и  свобод связывается с регулирующей  ролью государства, которое направляет  деятельность граждан при использовании  ими своих прав и свобод. В  Конституции говорится о том,  что государство вырабатывает  разного рода правила и памятки  для жителей города и деревни,  воспитывает коллективизм, патриотизм, интернационализм, ведет борьбу  с буржуазной, феодальной и прочей  «тлетворной идеологией»;

3) Конституция различает  права граждан и права трудящихся. Право на труд, например, принадлежит  всем гражданам, а право на  отдых, образование, пенсионное  обеспечение – только трудящимся;

4) Конституция предусматривает  материальные гарантии социально-экономических  прав, прежде всего это социалистическая система хозяйства;

5) значительное внимание  в Конституции уделяется охране  прав и интересов китайцев, проживающих  за границей, и членов их семей.


Информация о работе Конституционное право зарубежных стран