Конституционное право США

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Сентября 2013 в 02:01, реферат

Краткое описание

1. Общая характеристика Конституции США и порядок принятия поправок.
2. Федеральные государственные органы.
3. Судебная власть и правоохранительные органы

Вложенные файлы: 1 файл

США.docx

— 47.83 Кб (Скачать файл)

 В США функционируют  параллельно единая федеральная  система судов и самостоятельные  судебные системы штатов, округа  Колумбия и четырех федеральных  территорий. В компетенцию федеральных  судов входит прежде всего  рассмотрение уголовных дел о  преступлениях, предусмотренных  федеральным законодательством,  и гражданских дел по искам  к федеральным властям и по  спорам, возникающим в связи с  применением федеральных законов  или между гражданами, проживающими  в двух различных странах, если  при этом сумма иска превышает  10 000 долларов. По сумме исков федеральная  судебная компетенция начинается  с 50 тысяч долларов.1 К исключительной  юрисдикции федеральных судов  относятся дела по уголовным  преступлениям общефедерального  уровня, вопросы антитрестовского  законодательства, банкротства, интеллектуальной  собственности, а также иски  против Соединённых Штатов. Подавляющая  часть уголовных и гражданских  дел рассматривается судами штатов, и лишь относительно небольшая  их часть (5—10%) оказывается предметом  разбирательства федеральных судов.

 В федеральную систему  судов входят Верховный суд  США, апелляционные и окружные  суды, а также специальные суды. Всю систему федеральных судов  возглавляет Верховный суд - единственное  судебное учреждение, упоминаемое  в Конституции США, — состоит  из девяти судей. Кворум, необходимый  для принятия решения, составляют  шесть членов суда. Верховный  суд рассматривает по первой  инстанции дела по спорам между  двумя или более штатами, по  искам, в которых одной из  сторон являются послы иностранных  государств, и некоторые другие. Основная его функция — рассмотрение  жалоб на решения нижестоящих  федеральных судов и судов  штатов, если в них затронут  «федеральный вопрос», а также  просьб об отмене постановления  любого суда, которым признается  противоречащим Конституции США  закон какого-либо штата или  акт Конгресса США. Верховный  суд вправе также, если последует  просьба апелляционного суда, разъяснить  какой-либо вопрос права, возникший  по гражданскому или уголовному  делу, и дать по нему обязательное  толкование. Верховный суд принимает  к разбирательству дела по  своему усмотрению, если признает  их достаточно существенными  и общезначимыми, что бывает  относительно редко: в ответ  на тысячи обращений ежегодно  выносятся решения лишь по 120—160 делам.

Апелляционные суды были созданы  в 1891 г. в качестве судов промежуточной  юрисдикции между Верховным судом  США и окружными судами. В на­стоящее время имеется 13 апелляционных судов: один в федеральном округе Колумбия, 11 — в каждом из апелляционных  округов, охватывающих территорию от 3 до 10 штатов и имеющих свой официальный  номер, и, наконец, учрежденный в 1982 г. Апелляционный суд федеральной  юрисдикции, который рассматривает  жалобы по таможенным и патентным  делам и жалобы на решения Претензионного суда. В состав каждого апелляционного суда входит от 4 до 23 судей. В работе каждого апелляционного суда принимает  участие один из членов Верховного суда США.

Окружные суды (районные) — основное звено федеральной  судебной системы. Вся территория страны поделена на округа с учетом границ между штатами, так что в одном  штате имеется от одного до четырех  округов. Соответствующие окружные суды созданы также в четырех  заморских территориях США. Всего  в настоящее время насчитывается 95 окружных судов, в каждом из которых  от 2 до 27 судей. Они рассматривают  по первой инстанции гражданские  и уголовные дела, входящие в компетенцию  федеральной юстиции, а также  жалобы на действия административных ведомств. Уголовные дела и гражданские  иски по большинству категорий дел  с суммой иска свыше 20 долларов слушаются  с участием присяжных, если на этом настаивает обвиняемый или истец. При  окружных судах функционируют федеральные  магистраты (эта должность учреждена  в 1968 г.). Они занимаются, в основном, подготовкой дел к слушанию и  контролем за исполнением судебных решений. В 1978 г. при каждом из окружных судов как их дополнительные органы были учреждены суды по делам о  банкротствах, которым поручено рассмотрение этой весьма многочисленной категории  дел.

 Наряду с системой  общих судов существует несколько  специализированных федеральных  судов. Важное место в ней  занимает Претензионный суд, рассматривающий  гражданские иски частных лиц  и корпораций к правительству  США на сумму свыше 10 000 долларов  с требованием о возмещении  ущерба, причиненного нарушением  договоров и по ряду других  оснований. В 1980 г. был переименован  в Суд по внешней торговле  прежний Суд по таможенным  делам. Действует также Налоговый  суд, рассматривающий споры, которые  возникают в связи с определением  размеров федеральных налогов  и их уплатой. После террористического  акта 2001 г. Президент США, действуя  в качестве главнокомандующего, учредил также федеральные военные  трибуналы для суда над иностранными  террористами (ранее военные трибуналы  создавались в США только в  военное время).

 В США традиционно  значительна роль судебных приказов. В настоящее время осталось  только три вида приказов федерального  судьи: Хабеас корпус (доставка  к судье задержанного лица  с указанием причины задержания  и освобождение из-под стражи  незаконно задерживаемого лица); мандамус (или обязывающий инджанкшн)  — приказ судьи прекратить  бездействие и выполнить должное;  запретительный инджанкшн — запрещение  должностным лицам, организациям, учреждениям, предприятиям совершать  какие-либо действия или требование  их прекращения.1

 В американских штатах  действуют весьма различающиеся  между собой системы судов.  Чаще всего в штатах используются  двух- и трехступенчатая системы  общих судов, а также различные  суды ограниченной или специальной  юрисдикции. Суд, возглавляющий судебную  систему в штате, чаще всего  носит название верховного суда, однако в ряде штатов он  называется апелляционным судом.  Они состоят из пяти — девяти  судей, один из которых назначается  председателем суда. Верховные и  соответствующие им суды штатов  занимаются, главным образом, рассмотрением  апелляционных жалоб на решения  нижестоящих судов. В качестве  суда первой инстанции эти  суды чаще всего издают лишь  судебные приказы. 

 Суды промежуточной  юрисдикции (апелляционные) созданы  в ряде штатов для рассмотрения  жалоб на приговоры и решения  судов первой инстанции и других  судебных учреждений. Основное звено  судебной системы штатов —  суды общей юрисдикции (окружными  судами). Дела в окружных судах  рассматриваются либо единоличными  судьями, либо судьями с участием  присяжных заседателей. В настоящее  время количество присяжных заседателей  в американских судах любых  инстанций, в том числе и  в федеральной системе судов,  составляет при разбирательстве  уголовных дел 12 или меньше, но  не менее шести присяжных, при  разбирательстве гражданских дел  — чаще всего шесть. В большинстве  штатов для признания подсудимого  виновным требуется вынесение  присяжными единогласного вердикта. Назначение подсудимому наказания,  как правило, входит в компетенцию  только судьи, однако в некоторых  штатах присяжные своим вердиктом  должны решать и вопросы наказания  (о допустимости вынесения смертного  приговора и др.).

 Помимо названных звеньев  общей системы судов в каждом  американском штате имеются суды  ограниченной юрисдикции, которым  доверяется рас­сматривать дела  о малозначительных преступлениях,  наказываемых штрафами либо, как  правило, лишь краткосрочным лишением  свободы, а также гражданские  дела с небольшой суммой иска, чаще всего до 1000 долларов. Они  носят названия муниципальных  городских, полицейских судов,  иногда судов графств, судов  общих сессий и т.п. Дела  в них слушают магистраты или  мировые судьи, не обязательно  обладающие профессиональной юридической  подготовкой.

 Во многих штатах  действуют также суды специальной  юрисдикции — либо самостоятельно, либо при окружных судах. Это  суды по налогам, по земельным  спорам, по делам о наследовании, по претензиям к властям штатов, суды, разбирающие огромное количество  дел о нарушении правил дорожного  движения, и др. Важное место среди  них занимают суды по делам  несовершеннолетних, нередко объединяющие  в себе и функции семейных  судов. Они разбирают дела о  правонарушениях несовершеннолетних, принимают меры к родителям,  не заботящимся о своих детях,  контролируют условия воспитания  в неблагополучных семьях, пытаются  разрешать семейные конфликты.1

 Назначения на все  судейские должности в федеральных  судах производятся президентом  США с согласия Сената, который  вправе отвергнуть предло­женную  президентом кандидатуру. 2 К кандидатам  на должности федеральных судей  предъявляются высокие требования  как в профессиональном, так и  в этическом плане (большой  опыт работы в качестве адвоката, юрисконсульта или университетского  профессора, безукоризненная репутация  и др.). Федеральные судьи назначаются  на свои должности пожизненно  и могут быть смещены лишь  в результате сложной процедуры импичмента. Магистраты, работающие при окружных федеральных судах, назначаются на свои должности судами на восьмилетний срок либо на четыре года, если они исполняют свои обязанности по совместительству.

 Расследование по уголовным  делам проводится ФБР и множеством  других федеральных служб, а  также независимыми друг от  друга многочисленными полицейскими  учреждениями, которые подчиняются  либо властям соответствующего  штата, либо местным властям  графства, города или сельского  муниципалитета. В ряде случаев  предварительное расследование  проводится аппаратами либо федерального  атторнея (прокурора), либо генерального  атторнея штата, либо местного  атторнея (графства, города). Все эти  должностные лица действуют автономно  и не находятся в отношениях  соподчиненности. Более того, даже  федеральные окружные атторнеи  в принятии решений по конкретным  делам пользуются полной независимостью  от генерального атторнея США,  возглавляющего департамент (министерство) юстиции. В 1978 г. был учрежден  институт независимых прокуроров, не подчиненных министру юстиции.  Независимые прокуроры, назначаемые  Конгрессом, по своей инициативе  рассматривают в соответствии  с законом об этике государственных  служащих дела самых высокопоставленных  должностных лиц. 

 Важнейшая функция  атторнеев — поддержание обвинения  в суде. При этом на стадии  предания суду представители  обвинения в подавляющем боль­шинстве  случаев вынуждают обвиняемого  заключить так называемую сделку  о признании вины. Она означает  обычно, что тот дает согласие  на разбирательство его дела  без участия суда присяжных  в обмен на обещание ограничиться  обвинением в менее тяжком  преступлении (например, в краже  вместо ограбления) либо не требовать  вынесения смертного приговора,  лишения свободы и т.п. Атторнеи  вправе обжаловать в вышестоящий  суд приговоры по уголовным  делам, кроме оправдательных приговоров, вынесенных судом присяжных. В  большинстве штатов и на местном  уровне атторнеи выбираются населением  и, как правило, занимают свои  должности благодаря поддержке  той или иной политической  партии.1

Полиция федерации состоит  из формирований, исходящих во многие федеральные департаменты, а также  полиции округа Колумбия, где находится  столица страны. Основным среди формирований, подчиненных центральному правительству, является созданное в 1908 г. Федеральное  бюро расследований Министерства юстиции (ФБР). К его подследственности  отнесено более 200 видов правонарушений, ответственность за которые предусмотрена  федеральным законодательством, в  том числе почти все преступления, имеющие политический характер и  затрагивающие государственную  безопасность. Общей задачей ФБР  является поддержание законности путем  расследования нарушений федерального уголовного законодательства, контрразведывательная  деятельность, оказание помощи другим федеральным и местным правоохранительным службам.

 Помимо ФБР Министерству  юстиции подчинены Служба маршалов (выполняет решения федеральных  судов) и Бюро тюрем. Казначейство  США ведает Секретной службой,  занимающейся обеспечением безопасности  президента и других высших  должностных лиц США, борьбой  с фальшивомонетничеством и подделкой  государственных ценных бумаг,  охраной объектов Казначейства  в Вашингтоне, расследованием нарушений  законов о государственном имуществе  и др. Казначейство руководит  работой Бюро по наркотикам, Береговой  охраной и Таможенным бюро. К  числу наиболее мощных федеральных  формирований принадлежит и Корпус  военной полиции Министерства  обороны США. Члены его несут  службу не только на национальной  территории, но и в других местах  дислокации американских вооруженных  сил.

 Собственную полицию,  состоящую приблизительно из 2 тыс.  человек, имеет Почтовая служба  США. Это формирование правомочно  проводить расследования более  чем по 100 составам преступлений, предусмотренных федеральным законодательством и имеющих отношение к деятельности почты, грабёж, кража со взломом, воровство почтовых отправлений, их хищения, мошенничество, незаконная пересылка взрывчатых веществ, наркотиков и др.). Кроме того, его сотрудники осуществляют провождение особо ценных грузов и охрану ведомственных объектов и транспорта.1 Полицейские организации штатов и других административно-территориальных единиц США независимы одна от другой и от федеральной полиции.

 Защиту интересов обвиняемых  по уголовным делам и представительство  интересов сторон в гражданском  процессе осуществляют адвокаты. Американские адвокаты действуют  либо в составе адвокатских  контор, либо самостоятельно. Адвокаты, юристы, работающие в корпорациях,  и госу­дарственные атторнеи  объединены в ассоциации юристов  штата (членство в такой ассоциации  в некоторых штатах является  обязательным условием для занятия  соответствующей практикой). В масштабах  всей страны деятельность этих  объединений координируется и  направляется Американской ассоциацией  юристов, насчитывающем около  600 тыс. членов и представляющей  собой весьма влиятельную политическую  силу. Эта ассоциация играет важную  роль в процессах сближения  законодательства штатов, она нередко  предлагает изменения в федеральном  законодательстве, занимается вопросами  профессиональной этики и др.

Информация о работе Конституционное право США